Итак, с диким запозданием дописываю отчет о нашем пребывании в Иордании, а точнее, поездку на экскурсию в Петру.
Петра - это вообще-то такой город, высеченный в скалах и довольно древний, еще до нашей эры появившийся. Собственно, она и переводится-то как "каменная". Вход в нее - через длинное ущелье, а дальше уже идет сам город... Вход стоит ошарашивающе дорого: 70 долларов с морды лица. Но поскольку мы вроде Иорданию для того и взяли, чтобы смотреть Петру, решили не жаться.
Экскурсия в Петру у нас была прямо на следующий день после Вади рам (пустыни). И это было, пожалуй, не очень хорошо, хотя в пустыне нас и не мучили, но усталость-то накопилась. Нас прибрали автобусы, снова провезли через Акабу и находящееся в ее центре... эммм.. сооружение фонтанного типа, которое предыдущий экскурсовод Суфьян весьма точно обозвал "лужей": То есть это и правда довольно унылый плоский фонтан с зеленой водой, расположившийся на месте нормального, по ворчливым словам Суфьяна, парка. Понятно было, что городские власти он не считает людьми семи пядей во лбу. Вот она, лужа.

На сей раз ехать надо было дальше, часа 3-4, из пустынной области мы попали в более умеренную, покрытую травой и деревьями. По доороге был раскрыт секрет бесконечных нагромождений шин: оказывается, просто по этой трассе беспрерывно идут грузовики с разнообразным товаром (мы видели их огромные стоянки). Грузовики многоколесные, шины у таких лопаются часто, отсюда и пирамиды из них.
Снова видели множество бедуинов, их подопечных верблюдов, ослов и овец. Все выглядели довольными жизнью на сто процентов, в отличие от нас: дорога довольно извилиста, слегка укачивает. По пути остановились в каком-то магазинчике с традиционными товарами, где меня угораздило купить народный однострунный инструмент рабаб, про который экскурсовод сочувственно сказал, что он декоративный и играть не будет. А вот и нет: в него можно бить, как в барабан, а струну щипать. А еще можно купить другой смычок, потому что прилагающийся не пилит... Короче, я ни о чем не жалею. Магазин, где мне подсунули рабаб, уже находился на порядочной высоте над уровнем моря, даже выше вадирамских гор. Собственно, вид:

А это энное бедуинское стадо. КАк видите, кругом стало зеленее.

Наконец нас доставили ко входу в Петру, которая, конечно, национальный заповедник и все такое. Но никто нас не предупредил, что в этот самый заповедник вдруг решит прийти вся Иорданская нация плюс китайские, немецкие и русские туристы как бонус... В общем, что могу сказать: впечатление перенаселенного города толпень точно создавала, из-за чего проникнуться духом древности как-то не очень удавалось. Процесс проходил примерно так:
1) Путь вниз к уущелью по адской жаре среди густой толпы других экскурсий. Иорданцы настойчиво предлагают нам доехать на лошадях (небеплатно) и купить всякую фигню, мы боимся оторвать взгляд от путеводной рубашки экскурсовода. Виды вокруг можно описать скупым предложением: "горы с дырками".

2) Вход в ущелье. По краям - стены, под ногами - бетон, вокруг - еще более уплотнившаяся толпа. КУча Иорданских школьниц, несмотря на замотанность с ног до головы в скромные закрытые костюмы, ведут себя в точности как наши школьницы-подростки, оглушительно ржут и горланят песни фальшивыми голосами. Периодические то сзади, то спереди раздается зловещий топот, и толпа в панике бросается к стенам и размазывается по ним, а посредине на полной скорости пролетают лихие лошадные повозки, транспортирующие тех, кто не хочет переть в Петру своими ногами. Возницы очень антуражны, многие в костюмах и гриме: например, я видела двух Джеков Воробьев. Средства современной техники (и несовременной тоже) вообще-то позволяют им приобрести гудок, но они предпочитают орать "бип-бип" не своими голосами. Может быть, им так веселее. Путеводная рубашка экскурсовода практически безнадежно утеряна, но это не важно, потому что из ущелья все равно никуда не денешься. Да, экскурсовод, когда мы его догоняем, показывает нам барельефы какого-то верблюда и древнего бога, имеющего вид робота с квадратной головой и глазами.


3) Выходим непосредственно к началу Петры: к этой вот штуковине с предыдущей фотки, которую всегда показывают на экскурсионных листовочках. Вообще-то она - гробница, и никто в ней никогда не жил по понятным причинам, но размер все равно впечатляет. Около гробницы, конечно, толпа, состоящая из обалделых туристов из ущелья, местных жителей с меланхоличными осликами и довольно большого рынка. ВСе неистово фотографируются, на верблюдах, ослах и просто так, солнце печет. Нам наплевать на экскурсовода и на то, куда он делся, хоть помер: мы пытаемся прийти в себя и поэтому тоже фоткаемся.



4) Далее мы вяло двигаемся собственно в город и попадаем на довольно открытое пространство со скалами по сторонам, в которых вырезаны дома-пещеры. Я залезаю в несколько пещерок и унюхиваю там следы плотной ночевки осликов, а больше ничего интересного. Кругом, конечно, экскурсии, верблюды и рынок. Мы с папой относительно бодры, в то время как мама и муж садятся на камень и отказываются следовать дальше. Вспомнив, что обратно-то идти на подъем, мы разумно решаем лучше повернуть назад.



Мелочь на коне на последней фотке - это конная полиция, патрулирующая город. Смотрится красиво.
5) Обратный путь по ущелью, среди повозок, криков "бип-бип", Иорданских школьниц, встречных экскурсий, по жаре, на подъем, можно описать просто и скромно: жуть. Я к этому была голова, поэтому дошла почти без стонов, но родственникам моим довольно сильно сплохело. Потом нас милосердно покормили и увезли обратно: даже успели к ужину.
Но что хочу сказать: несмотря на такие вот аварийные условия, Петра - место, где несомненно стоит побывать, впечатление она производит огромное. Хотя лучше туда ехать, конечно, не в сезон, но возня вокруг тебя тоже придает определенный колорит. Красивое, очень старинное место, где успело пожить несколько рас и национальностей, включая древних греков и римлян. Только жарковато).
На этом завершаю посты об Иордании, но хочу сказать, что в эту своеобразную страну я бы все же с удовольствием вернулась.