• Авторизация


Секреты литературы. А вот этого не надо 28-09-2017 15:55 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Давно хотела составить небольшой список вещей, которые выдают неумелого или начинающего литератора. Уж очень часто эти вещи встречаются, и всегда эта встреча неизменно портит читательское впечатление от произведения. Моменты эти скорее внешние, чем внутренние, поэтому если отслеживать их, вид текста сразу намного улучшится. Итак, поехали:

1) Глаза и волосы, волосы и глаза. "И вот в дверях появились две девушки. У одной были длинные черные волосы и пронзительно-голубые глаза, у второй - рыжие волосы и зеленые глаза. На них посмотрели три парня: синеглазый блондин, сероглазый брюнет и кареглазый шатен. Четвертый, косоглазый и лысый, молча сидел в углу".

Манера описывать всех героев только с точки зрения их масти, как породистых лошадей, не поможет читателю представить их как реальных людей (кроме случая с косоглазым и лысым, конечно). Но и совсем игнорировать такие описания тоже не очень хорошо. Я бы посоветовала делать акцент на глазах или волосах, если они играют какую-то существенную роль во внешности, ну, скажем: "всякому запоминались его огромные, карие, выпученные глаза" или "ее волосы были удивительного болотного цвета", а если какой-то особой роли нет, достаточно либо указать общую масть ("в комнату вошли две девушки: смуглая брюнетка и светленькая с бледной розоватой кожей"), либо, кроме глаз и волос, просто описать еще что-нибудь характерное, к примеру: "Это была рыжая, зеленоглазая девушка, с широким носом и крупными белыми зубами". 

2) Удивительные приключения погоды. Забавно, но почему-то есть этот общий момент у неопытных писателей: они чем-то родственны Гидрометцентру. По крайней мере, 90 процентов считают своим долгом начать новую главу именно с описания текущей погоды. И даже больше осадков всем нравится описывать состояние, в котором находится солнце. Ну, например: "Солнце заходило, озаряя местность красным светом". Или: "Солнце восходило, озаряя местность розовым светом". Или: "Солнце пряталось за тучами, из которых моросил дождь".

Вообще в описаниях погоды нет ничего плохого, только надо следить, чтобы они не появлялись в начале каждой главы. И, опять же, стоит напирать на погоду только в том случае, если она играет какую-то роль либо вы хотите сделать созерцательную паузу в активном сюжете. Бессмысленные же сообщения о погоде, а также о положениях солнца и луны ничего не прибавляют.

3) Неувлекательные внесюжетные занятия. Я даже по себе помню эту проблему: вначале трудно понять, когда нужно "перескочить" во времени, чтобы продолжить действие.

Скажем, вы должны выгнать героя из дома. Но ведь он только встал! Поэтому вы считаете своим долгом написать: "Вася потянулся, надел тапочки и пошел умываться и чистить зубы". Зачем вы это написали? Ну как же, ведь не может человек сразу куда-то побежать! Поэтому вы пишете дальше: "Выйдя из ванной, он пошел на кухню, поставил чайник, сделал себе бутерброд и принялся завтракать". Эта информация по-прежнему неинтересна и не нужна и читателю, и вам самим, но паршивый Вася держит вас в логическом плену, и вы, скрипя зубами, дописываете: "Закончив завтракать, Вася причесался, надел костюм, ботинки, куртку, взял портфель и вышел из дома". Какое счастье! Выпустили! Но на пути к существенному сюжетному повороту, который должен произойти с Васей только после рабочего дня, опять встает временная дырка. Писать, как Вася ехал на трамвае, или пропустить? Писать, что он говорил с начальником и обедал с коллегами, или не писать? А как не писать, если завтрак уже описан?... И т. д. 

Так что умение прервать действие вовремя - очень ценная вещь. К счастью, оно довольно легко нарабатывается. Да и логика там очень простая: можно вычеркивать моменты, где не происходит ничего: 1) сдвигающего сюжет 2) смешного, волнующего, красивого и интересного. И ничего страшного, что у вас после утра сразу идет обед или вечер, а то и вообще произошел перескок на неделю вперед.

4) Вдруги, внезапны и прочие неожиданны. Кроме пожирающих текст неопытного автора слов "затем" и "потом" (надо же как-то перечислять действия Васи), множество событий и даже действий героя происходит "внезапно" и "вдруг". Неизвестно почему, начинающие авторы своих героев подспудно за людей не держат. Их персонаж может на одной странице спасать первоклассников из проруби и работать в собачьем приюте, а на другой - продать родную мать на органы. Причем это не будет описание какого-то маньяка: нет, это наш автор пытается создать сюжетные коллизии, не думая, что персонажи в идеале - такие же люди, как он, и если его поступки отличаются логичностью и относительной зависимостью от общего мировоззрения, то и их должны бы тоже)). 

Еще бывает, что "вдруги" выражаются во всяких казнях египетских, которые сваливаются на героя. Например, он неожиданно падает на ровном месте и ломает обе ноги (хотя по описанию - здоровый мастер спорта), внезапно начинает тонуть в речке, где ему по коленку, а еще у него "вдруг" кружится голова или он и вовсе теряет сознание. Предпосылки к такому состоянию? Ну, вот еще. Автор сказал, герой сделал)). 

Как с этим бороться, понятно6: просто стараться отслеживать. В жизни очень мало вещей происходят совсем неожиданно. Ураганы, бури, наводнения, кирпичи, летящие в голову - это, конечно, бывает, но настолько редко, что в литературе это лучше стараться не использовать, больно похоже на рояль в кустах. Случайности, используемые в качестве "наставления" герою, тоже малек раздражают, хотя этим приемом пользуются и профессионалы (вспомните плеяду книг и фильмов, где подающий надежду спортсмен обязательно попадает в аварию и еле ковыляет), но беспричинные случайности, как говорится, "лишь бы что происходило" - это уж совсем моветон. 

Вот такие основные моменты, которые я уже много раз видела. Если заметили еще что-то свое, добавляйте)

 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (13):
zerg_from_hive 28-09-2017-16:27 удалить
По п.2: во "Втором нашествии марсиан" Стругацких главный герой, пенсионер Аполлон, в начале почти каждой главы отмечает не только погоду, но и ветер, и атмосферное давление, у него для этого даже барометр есть, который на всякий случай не помешало бы сдать на проверку. 8-) Но там-то ИМХО это вполне оправдано, т.к. вполне в духе образа персонажа, а вот если автор пишет в режиме Б-га и злоупотребляет погодой -- тут да, тут согласен, это излишество. А по п.1. у тех же Стругацких в "Понедельнике" есть великолепное подтверждение твоей мысли, когда главный герой отправляется на машине времени в описываемое будущее: "То и дело попадались какие-то люди, одетые только частично: скажем, в зелёной шляпе и красном пиджаке на голое тело (больше ничего); или в жёлтых ботинках и цветастом галстуке (ни штанов, ни рубашки, ни даже белья); или в изящных туфельках на босу ногу. Окружающие относились к ним спокойно, а я смущался до тех пор, пока не вспомнил, что некоторые авторы имеют обыкновение писать что-нибудь вроде «дверь отворилась, и на пороге появился стройный мускулистый человек в мохнатой кепке и тёмных очках»." 8-)
Я_лечу 28-09-2017-19:39 удалить
Вот знаешь, можно написать тысячу правил по поводу того как надо и что делать нельзя. А потом взять и нарушить их всех, создав из банальных брюнеток с развивающимися волосами постоянно жарящих вдруг яичницу - шедевр.
Вам наверное много начинающих свои работы шлют на почитать?
Divcot 29-09-2017-14:25 удалить
Ответ на комментарий Мудрая_Rina # Мудрая_Rina, к счастью, не очень много, но периодами бывает. Я всегда стараюсь автора как-то поддержать, как бы он ни писал: гадостей ему и без меня понапишут). А о таких, легко исправимых ошибках, спокойно говорю, поскольку они не относятся к сути всего произведения. Я и сама когда-то так их делала)
Divcot 29-09-2017-14:27 удалить
Ответ на комментарий Я_лечу # Я_лечу, это у меня не столько правила, сколько резюме наблюдений после прочтения некоторого количества произведений. Ясное дело, правила можно нарушать, но это и не правила, это, ну... ну базовые вещи, типа как те, что кружочек буквы "р" должен быть повернут вправо)
Divcot 29-09-2017-14:28 удалить
Ответ на комментарий zerg_from_hive # zerg_from_hive, сюжетно оправданные погоды вполне резонны) Я про обычные, сюжетно неоправданные погоды). А вот этого кусочка у Стругацких я слегка не понимала всегда. Они ведь и сами никогда не описывали целый костюм, да, собственно, и никто из писателей так не делает)
Я_лечу 29-09-2017-17:03 удалить
Ответ на комментарий Divcot # Самая большая ошибка, которая встречается обычно у авторов фентези это то, что абсолютно отсутствует завязка сюжета. То есть книга начинается с того, что кто-то куда-то идёт. По дороге он встречает кучу всякого местного контингента. Автор принимается описывать расы, типы волшебства, государственный строй. И бедному чутателю приходится продираться сквозь Асю эту тягомотину. И типо в конце главная интрига: оказывается сдох главный дракон и герой шёл на конкурс по замещению вакантной должности. Нет. Это не интрига. Это завязка сюжета. Или вот ещё недавно начала фантастику одну читать - то же самое. Кто-то куда-то идёт не понятно зачем. Я попыталась донести до автора то, что интрига (завязка сюжета) должна быть в начале, а не в конце второго тома. Но мне кажется она меня не поняла. Она заявила что есть же в аннотации указание того, что действие происходит на чужом космическом корабле. Ещё раз, все это не должно быть в аннотации это должно быть в первой главе: мы летели в космосе, воткнулись в инопланетный корабль, теперь живём на нем, пытаемся разобраться как запускаются двигатели, а недавно учёные предположили, что рубка управления находится на тридцать третьем этаже и мы туда будем пробираться целых два тома.
zerg_from_hive 29-09-2017-19:23 удалить
Ответ на комментарий Я_лечу # Бр-р-р. Кто же читает аннотации? 8-) Вот, например, у того же Сапковского (кстати о фентези) ИМХО и с завязками всё нормально, и нигде ничего не развязывается раньше времени. А если автор уповает токмо на аннотацию, тады ой. "Я продирался через лес кабелей высокого напряжения. Некоторые искрили, и от них я явно должен был держаться подальше. Через 100500 люков (подробное описание каждого щита Ахилла прилагается) я наконец-то добрался до рубки и развернул бортовой журнал. Ни хрена не поняв в иероглифических каракулях, я сгоряча плюнул, забрызгав изнутри стекло шлема. Чужой космический корабль... а что, читатель до сих пор ещё не понял, где происходит дело? Спустя 257 страниц?.." 8-)
zerg_from_hive 29-09-2017-19:28 удалить
Ответ на комментарий Divcot # А вот даже и не помню, как именно у них описывался внешний вид персонажа, но если не путаю, отдельные детали гардероба так и оставались отдельными деталями, описываемыми по мере надобности. В примере же с кепкой и очками ИМХО создаётся ощущение, что кроме кепки и очков на человеке больше ничего и нет. 8-) Да вот хотя бы с ходу: "Голова бабки поверх чёрного пухового платка, завязанного под подбородком, была покрыта весёленькой капроновой косынкой с разноцветными изображениями Атомиума и с надписями на разных языках: «Международная выставка в Брюсселе». На подбородке и под носом торчала редкая седая щетина. Одета была бабка в ватную безрукавку и чёрное суконное платье."
Divcot, очень точно подмечено! А пункт три так вообще не понаслышке знаком - в подростковом возрасте пыталась что-то писать - так вот это просто выматывало... здорово, обожаю такие посты!
Divcot 30-09-2017-00:26 удалить
Хильда_Айзеншильд, спасибо!) Да я и сама с этим третьим пунктом мучилась)
Divcot 30-09-2017-00:27 удалить
Ответ на комментарий Я_лечу # Я_лечу, иногда это и правда бывает такой прием, чтобы держать читателя в тонусе, но если этот "прием" длится 500 страниц, то да, скорее неумелость автора уже. И заваливать читателя кучей имен и названий - тоже признак не особого умения.
Я_лечу 30-09-2017-11:11 удалить
Ответ на комментарий zerg_from_hive # ХД) точно))


Комментарии (13): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Секреты литературы. А вот этого не надо | Divcot - Дневник Divcot | Лента друзей Divcot / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»