Давно хотела составить небольшой список вещей, которые выдают неумелого или начинающего литератора. Уж очень часто эти вещи встречаются, и всегда эта встреча неизменно портит читательское впечатление от произведения. Моменты эти скорее внешние, чем внутренние, поэтому если отслеживать их, вид текста сразу намного улучшится. Итак, поехали:
1) Глаза и волосы, волосы и глаза. "И вот в дверях появились две девушки. У одной были длинные черные волосы и пронзительно-голубые глаза, у второй - рыжие волосы и зеленые глаза. На них посмотрели три парня: синеглазый блондин, сероглазый брюнет и кареглазый шатен. Четвертый, косоглазый и лысый, молча сидел в углу".
Манера описывать всех героев только с точки зрения их масти, как породистых лошадей, не поможет читателю представить их как реальных людей (кроме случая с косоглазым и лысым, конечно). Но и совсем игнорировать такие описания тоже не очень хорошо. Я бы посоветовала делать акцент на глазах или волосах, если они играют какую-то существенную роль во внешности, ну, скажем: "всякому запоминались его огромные, карие, выпученные глаза" или "ее волосы были удивительного болотного цвета", а если какой-то особой роли нет, достаточно либо указать общую масть ("в комнату вошли две девушки: смуглая брюнетка и светленькая с бледной розоватой кожей"), либо, кроме глаз и волос, просто описать еще что-нибудь характерное, к примеру: "Это была рыжая, зеленоглазая девушка, с широким носом и крупными белыми зубами".
2) Удивительные приключения погоды. Забавно, но почему-то есть этот общий момент у неопытных писателей: они чем-то родственны Гидрометцентру. По крайней мере, 90 процентов считают своим долгом начать новую главу именно с описания текущей погоды. И даже больше осадков всем нравится описывать состояние, в котором находится солнце. Ну, например: "Солнце заходило, озаряя местность красным светом". Или: "Солнце восходило, озаряя местность розовым светом". Или: "Солнце пряталось за тучами, из которых моросил дождь".
Вообще в описаниях погоды нет ничего плохого, только надо следить, чтобы они не появлялись в начале каждой главы. И, опять же, стоит напирать на погоду только в том случае, если она играет какую-то роль либо вы хотите сделать созерцательную паузу в активном сюжете. Бессмысленные же сообщения о погоде, а также о положениях солнца и луны ничего не прибавляют.
3) Неувлекательные внесюжетные занятия. Я даже по себе помню эту проблему: вначале трудно понять, когда нужно "перескочить" во времени, чтобы продолжить действие.
Скажем, вы должны выгнать героя из дома. Но ведь он только встал! Поэтому вы считаете своим долгом написать: "Вася потянулся, надел тапочки и пошел умываться и чистить зубы". Зачем вы это написали? Ну как же, ведь не может человек сразу куда-то побежать! Поэтому вы пишете дальше: "Выйдя из ванной, он пошел на кухню, поставил чайник, сделал себе бутерброд и принялся завтракать". Эта информация по-прежнему неинтересна и не нужна и читателю, и вам самим, но паршивый Вася держит вас в логическом плену, и вы, скрипя зубами, дописываете: "Закончив завтракать, Вася причесался, надел костюм, ботинки, куртку, взял портфель и вышел из дома". Какое счастье! Выпустили! Но на пути к существенному сюжетному повороту, который должен произойти с Васей только после рабочего дня, опять встает временная дырка. Писать, как Вася ехал на трамвае, или пропустить? Писать, что он говорил с начальником и обедал с коллегами, или не писать? А как не писать, если завтрак уже описан?... И т. д.
Так что умение прервать действие вовремя - очень ценная вещь. К счастью, оно довольно легко нарабатывается. Да и логика там очень простая: можно вычеркивать моменты, где не происходит ничего: 1) сдвигающего сюжет 2) смешного, волнующего, красивого и интересного. И ничего страшного, что у вас после утра сразу идет обед или вечер, а то и вообще произошел перескок на неделю вперед.
4) Вдруги, внезапны и прочие неожиданны. Кроме пожирающих текст неопытного автора слов "затем" и "потом" (надо же как-то перечислять действия Васи), множество событий и даже действий героя происходит "внезапно" и "вдруг". Неизвестно почему, начинающие авторы своих героев подспудно за людей не держат. Их персонаж может на одной странице спасать первоклассников из проруби и работать в собачьем приюте, а на другой - продать родную мать на органы. Причем это не будет описание какого-то маньяка: нет, это наш автор пытается создать сюжетные коллизии, не думая, что персонажи в идеале - такие же люди, как он, и если его поступки отличаются логичностью и относительной зависимостью от общего мировоззрения, то и их должны бы тоже)).
Еще бывает, что "вдруги" выражаются во всяких казнях египетских, которые сваливаются на героя. Например, он неожиданно падает на ровном месте и ломает обе ноги (хотя по описанию - здоровый мастер спорта), внезапно начинает тонуть в речке, где ему по коленку, а еще у него "вдруг" кружится голова или он и вовсе теряет сознание. Предпосылки к такому состоянию? Ну, вот еще. Автор сказал, герой сделал)).
Как с этим бороться, понятно6: просто стараться отслеживать. В жизни очень мало вещей происходят совсем неожиданно. Ураганы, бури, наводнения, кирпичи, летящие в голову - это, конечно, бывает, но настолько редко, что в литературе это лучше стараться не использовать, больно похоже на рояль в кустах. Случайности, используемые в качестве "наставления" герою, тоже малек раздражают, хотя этим приемом пользуются и профессионалы (вспомните плеяду книг и фильмов, где подающий надежду спортсмен обязательно попадает в аварию и еле ковыляет), но беспричинные случайности, как говорится, "лишь бы что происходило" - это уж совсем моветон.
Вот такие основные моменты, которые я уже много раз видела. Если заметили еще что-то свое, добавляйте)