• Авторизация


Высоко или тяжело? Или почему многие любят фэнтези и не любят "серьезные книги"? 21-08-2017 12:47 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Каждый приличный человек, который считает себя интеллигентом, за чашечкой чаю в такой же очкастой компании обязательно не преминет заметить, до чего большинство людей примитивно, грубо, низко, какую слушает ужасную музыку, смотрит тупые фильмы и читает идиотские книжонки. Учитывая, что и я отношусь к этим самым очкастым интеллигентам, признаюсь, что несколько раз бурчала нечто подобное. "Женские детективы", "женские романы", примитивное фэнтези, где либо удалой герой лихо мочит всех, как в компьютерной игре, либо страстная девица крутит любовь с каким-нибудь эльфийским королем, без памяти в нее втрескавшимся. Когда же мне самой приходили в голову сюжета а-ля влюбленный эльфийский король, я их либо не записывала, либо стыдливо писала "в стол", по дороге оправдываясь, что это я так, просто...

Несколько моя привычная картина мира поколебалась, когда я читала в интернете истории тяжело больных людей. Оказывается, почти все в моменты ухудшений и кризисов начинали потреблять именно такую примитивно-благополучную литературу с лихими героями и хэппи-эндами, и более того, часто она им помогала! Женщина, у которой стремительно упал сахар, сидела и читала детектив Донцовой, поклявшись не умирать, пока не дочитает главу. И дочитала! И не умерла, и потом еще жила и работала много лет... 

Дальше, опять же, кто часто любит писать (и читать) про сереньких мышек, которых возлюбил прекрасный эльф? Романтичные малолетки? А вот и нет, хотя они составляют часть аудитории. Но очень много среди потребителей этой литературы взрослых и даже пожилых женщин, с проблемами, тяжелой жизнью, и они явно пользуются такими вот книжками как лекарством для поддержания боевого духа. 

Теперь о "настоящем искусстве". Кто-то придумал, что оно должно быть тяжелым и грузящим, уж я не знаю, кто. Видимо, слезы и истерики считаются более "солидными" эмоциями, чем какая-то там радость. Поэтому "серьезная" литература показывает язвы, вскрывает нарывы и бичует. У нее не дождешься хорошего конца, там все обидно умирают, там царит коррупция, несправедливость и прочие свинцовые мерзости. Вы скажете, что такие книги (да и фильмы) показывают правду жизни? Ну да, точнее, правду о негативных ее аспектах. Но воспринимать такое искусство, когда тебе и самому нехорошо, часто положительно невозможно. 

"Бичующее" искусство рассчитано на крепких людей, у которых при виде безнадеги и несправедливости прибавляются силы и хочется побежать на амбразуру, размахивая флагом. Такие люди есть, но их довольно мало. Большинству же людей после просмотра и чтения такого не хочется ничего исправлять: им хочется повеситься. Кто послабее, может и правда так сделать (есть примеры подобных "жертв" искусства), а у других просто обостряются болячки, портится настроение и надолго исчезает желание вообще что-то делать.

Тут хочу сразу заметить, что я сейчас не говорю о художественных достоинствах книг. Женские романы, детективчики и прочее действительно в основном написано слабо, примитивным, плохим языком, иногда даже малограмотно. "Тяжелые", серьезные книги, за которые дают премии, действительно написаны с точки зрения языка и сюжетостроения хорошо и зримо, так, что читатель прекрасно может представить себе все происходящие ужасы. Но удивительно ли, что он не хочет этого делать и предпочитает прекрасного мага или эльфа?

После таких мыслей я решила, что в своих книгах буду пытаться совмещать серьезное содержание с общим положительным настроем - так, чтобы меня могли читать даже такие люди, как больная женщина из первого случая, и им не становилось плохо и тошно, хотелось жить и выздоравливать, чтобы у них появлялись силы. Я могу и умею писать мерзость и жуть, но никогда не вываливаю ее на читателей безоглядно. Поэтому да:

1) У меня всегда описывается не только плохая ситуация, но и какой-никакой путь выхода из нее.

2) У меня всегда хорошие концы. Да, я это сознательно и специально. 

3) Я не презираю любовные линии и не считаю описания зарождения чувств между героями чем-то глупым или пошлым, хотя и считаю, что на одной любовной линии большая книга, конечно, выехать не может: нужны еще какие-то дополнительные смыслы.

4) Изначально даже в сюжете романе дурнушки и эльфийского короля нет ничего ужасного: ужасное появляется, когда герои ходульные и плоские, и сама книга написана бедным невыразительным языком. 

5) ...И даже такая ужасная книга будет полезнее человеку, находящемуся в душевном или физическом кризисе, чем прекрасно написанная чернуха. Ибо виртуозно сделанный из картона торт - неважная замена не изысканному, но реально утоляющему голод бутерброду.

Выводы: создавать "высокую", но при этом духоподъемную литературу надо уметь. Но это вполне реально, а для начала стоит перестать презирать "низкие жанры" и посмотреть: может быть, дело не в повальном дурновкусии народа, а в том, что ему предлагается взамен?

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (19):
Я только в молодости серьезные книги читала и тащилась от того, какая я продвинутая. Наверное, жилось слишком легко, не хватало драмы. Я и свои вполне благополучные отношения с влюбленными в меня по уши молодыми людьми периодически в аццкий треш превращала. Ну а теперь, когда в реальной жизни стресс на стрессе, всякое женское фэнтези реально помогает от проблем и томительного ожидания чего-то ужасного отвлечься.
Divcot 21-08-2017-14:26 удалить
Неисправимая_одиночка, ну вот, а я про что! Удивляюсь, почему люди, которые умеют писать качественно и хорошо, чаще всего используют свои возможности, чтобы создать какую-нибудь гадость или чернуху. Тех, кто и квалифицированный, и положительный, по пальцам можно пересчитать. Вот и выходит, что моральных сил людям реально прибавляют плохо сделанные, зато не такие жуткие книги. Вкус, конечно, не развивается, зато жить хочется)
Мне кажется, что самое сложное - это смочь написать хорошую юмористическую книгу, чтобы она была легкой, но при этом не пошлой. Чернуху писать намного проще, вот и пишут. Что касается того, что обычно читаю я, то у меня почему-то наоборот)) В "сытые" годы я читаю "сытые" книги - детективчики, фэнтези, фантастику... Всякую высокохудожественную прозу и фильмы из рубрики артхаус я, в основном, потребляла на фоне того или иного кризиса. Не знаю, почему. Наверное, нужны были "союзники" по неблагополучию, герои, которые не просто жили и развлекались в свое удовольствие, а решали проблемы. Возможно, на их фоне я не казалась себе такой жалкой))
Divcot 21-08-2017-14:56 удалить
Trillian_McMillan, и проще, и даже выгоднее: сразу становишься "серьезным" писателем. Юмористов всегда недолюбливали, даже в прежние годы, тот же Зощенко тому пример или Булгаков. Типа вот еще, смеются, нахалы, когда у нас все так серьезно. Недаром, кстати, чем неразвитее человек, ем у него обычно хуже с чувством юмора (особенно с иронией и самоиронией)
Лиен 21-08-2017-14:59 удалить
этот уклон в чернуху победил соц. реализм, в котором были хотя бы просветы, в 90-е. И как результат люди в большинстве перестали читать современную русскую прозу, кроме тех, кому это требовалось профессионально. Переводную, где такого засилья мрака нет, читать продолжали.
Divcot 21-08-2017-15:02 удалить
Лиен, верно, соцреализм, если он не совсем уж конъюнктурный, обычно как раз так и написан: интересно, полезно, показывает решение каких-то проблем или открытия. Именно у хороших соцреалистов я и учусь писать, чтобы и смысл был, и мрака не было.
Лиен 21-08-2017-15:07 удалить
Divcot, и ещё один плюс соц. реализма - авторы писали про обычных людей, нормальных, работающих, с их обыденной жизнью. Кстати, и Донцова этим многим близка.
rinace 21-08-2017-16:39 удалить
На туже тему -Почему "Игра престолов" так популярен Потому, что там все просто магия, драконы . Что почти компенсирует потрясающую глупость персонажей Так проще
Frau_Feinheit 21-08-2017-22:28 удалить
На фоне истории про больную женщину вспомнила, как во время очень долгих и сложных во всех аспектах "заточений" в больницах неделями и месяцами во время первой беременности с каким-то стыдливым ужасом обнаружила, что у меня "не заходит" даже Ремарк со всеми любимыми книгами, прочитанными уже по три круга, зато отлично идёт ранняя Донцова... Легко, смешно, просто, практически то же самое, что смотреть какие-нибудь лёгкие телешоу, "убивая" время... Проглотил и забыл. Для шедевра такое не подходит)) Наверное, что-то тяжелое проще сделать шедевром из-за того, что люди инстинктивно любят страдать и переживать раз за разом негативные эмоции со всей их остротой, а вот "повседневный позитив" привыкли как раз совсем не замечать.
Clode 22-08-2017-13:58 удалить
Ты мололец, очень правильную тему подняла, я тоже об этом много думала)) действительно трудно и важно писать что-то жизнеутверждающее хорошим стилем. Помню, первая чернуха, что я прочитала была книга Минаева, и даже после Кинга, я была в шоке, что можно в одной книге собрать столько грязи сразу, во время чтения физически тошнило, а после хотелось реально удавится. Думаю нажо как Кинг или Достоевский совмещать мрачное и ужасное со справедливым и в целом хорошим финалом.
Divcot 22-08-2017-14:08 удалить
Clode, Конечно, и на самом деле это вовсе не так трудно, как можно подумать. Собственно, и юмор и ирония ничуть не мешают серьезности поднимаемых проблем. Так что совместить можно, было бы желание.
sakura_white 28-08-2017-14:01 удалить
Раньше я любила артхаус в кино, потому что считала, что такие фильмы дают эмоции от просмотра (неважно какие, ага) и заставляют задуматься (только вот о чем?). Но с возрастом я ушла от этого. Поняла, что по большей части артхаус - чернуха, оставляющая мерзкие ощущения внутри и не дающая ответы ни на какие вопросы. Лучше действительно посмотреть легкое кино "на один раз".
Гелена 29-08-2017-22:25 удалить
Как известно, все жанры хороши, кроме скучного
Гелена 29-08-2017-22:27 удалить
Выше своего таланта, мудрости, фантазии, наблюдательности, чувства юмора, жизненного опыта все равно не прыгнешь.
Я_лечу 22-09-2017-22:00 удалить
Не знаю. Проблема высокой литературы и народного чтива высосана из пальца. Мне так кажется. Какой нибудь лауреат пишет заумную тягомотину, или творит перформансом из какашек и людям предлагают этим восхищаться. А Букина или Футурама - могут нравится только быдлу. Но это условное деление. Одному и тому же человеку могут нравится разные вещи и рассказы. К примеру я читаю Гюго и слушаю Паганини. Но я также смотрю Букиных и Гуманоидов в Королёве. К чему это я все. Не стоит пытаться сочетать серьезное и смешное. Посмотри дорамы, там очень часто такое совмещение. И это не очень смотрится. Человеку или хорор нужен с чёрным юмором, или мелодрама, или приключения. Как говорится мухи отдельно, котлеты отдельно. Лучше написать два разных рассказа, в разных жанрах, чем мешать все в одну кучу.
Divcot 23-09-2017-13:51 удалить
Ответ на комментарий Я_лечу # Я_лечу, Я под совмещением смешного и серьезного понимала скорее такие примеры книг, как у Астрид Линдгрен, например. У нее почти в каждой книге и сюжет увлекательный, и есть над чем посмеяться, и погрустить, и подумать. Мне вообще больше нравятся книги, похожие на нормальную жизнь, где никогда нет чистой комедии или трагедии. Конечно, я могу написать рассказик в жанре "анекдот" или "пародия", но то рассказик, а то роман. Читать роман вообще без тени юмора так же утомительно, как роман пародийный, все же должно быть равновесие.
Я_лечу 23-09-2017-17:41 удалить
Ответ на комментарий Divcot # Ну большие эпические рассказы да, иногда надо разбавлять чем-то легким. Но все- же не стоит увлекаться этим))
Divcot 24-09-2017-00:03 удалить
Ответ на комментарий Я_лечу # Я_лечу, так ведь Я_лечу, юмор - это далеко не всегда синоним легкости. Зощенко того же взять, вот уж "легкий" юморок-то). Смешно - это не значит легко или несерьезно, смех такая же часть жизни, как и всякие слезы-драмы, тем писатели, которые это понимают, пишут более объемно, что ли. Тот же "обломов" Гончарова - на что классика, а юмора там сколько угодно, и ничуть от этого не хуже (да и почему от юмора что-то должно ухудшаться?)
Я_лечу 24-09-2017-10:04 удалить
Ответ на комментарий Divcot # Я просто высказываю свое мнение в качестве читателя. Понимаешь, когда я хочу почитать что-то серьезное, то не хочу видеть там такое: серьезно-серьезно-серьезно-а теперь шутка про мамку -серьезно-серьезно-серьезно-а теперь шутка про мамку.И наоборот, когда хочу что-то веселенькое и легкое, то это должно быть именно такое: безмозгленькое, легкое, пусть и не жизненное и не логичное. А не так: легкоесмешное-слегкоесмешное-а теперь поговорим о смысле жизни. Как-то так.


Комментарии (19): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Высоко или тяжело? Или почему многие любят фэнтези и не любят "серьезные книги"? | Divcot - Дневник Divcot | Лента друзей Divcot / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»