Каждый приличный человек, который считает себя интеллигентом, за чашечкой чаю в такой же очкастой компании обязательно не преминет заметить, до чего большинство людей примитивно, грубо, низко, какую слушает ужасную музыку, смотрит тупые фильмы и читает идиотские книжонки. Учитывая, что и я отношусь к этим самым очкастым интеллигентам, признаюсь, что несколько раз бурчала нечто подобное. "Женские детективы", "женские романы", примитивное фэнтези, где либо удалой герой лихо мочит всех, как в компьютерной игре, либо страстная девица крутит любовь с каким-нибудь эльфийским королем, без памяти в нее втрескавшимся. Когда же мне самой приходили в голову сюжета а-ля влюбленный эльфийский король, я их либо не записывала, либо стыдливо писала "в стол", по дороге оправдываясь, что это я так, просто...
Несколько моя привычная картина мира поколебалась, когда я читала в интернете истории тяжело больных людей. Оказывается, почти все в моменты ухудшений и кризисов начинали потреблять именно такую примитивно-благополучную литературу с лихими героями и хэппи-эндами, и более того, часто она им помогала! Женщина, у которой стремительно упал сахар, сидела и читала детектив Донцовой, поклявшись не умирать, пока не дочитает главу. И дочитала! И не умерла, и потом еще жила и работала много лет...
Дальше, опять же, кто часто любит писать (и читать) про сереньких мышек, которых возлюбил прекрасный эльф? Романтичные малолетки? А вот и нет, хотя они составляют часть аудитории. Но очень много среди потребителей этой литературы взрослых и даже пожилых женщин, с проблемами, тяжелой жизнью, и они явно пользуются такими вот книжками как лекарством для поддержания боевого духа.
Теперь о "настоящем искусстве". Кто-то придумал, что оно должно быть тяжелым и грузящим, уж я не знаю, кто. Видимо, слезы и истерики считаются более "солидными" эмоциями, чем какая-то там радость. Поэтому "серьезная" литература показывает язвы, вскрывает нарывы и бичует. У нее не дождешься хорошего конца, там все обидно умирают, там царит коррупция, несправедливость и прочие свинцовые мерзости. Вы скажете, что такие книги (да и фильмы) показывают правду жизни? Ну да, точнее, правду о негативных ее аспектах. Но воспринимать такое искусство, когда тебе и самому нехорошо, часто положительно невозможно.
"Бичующее" искусство рассчитано на крепких людей, у которых при виде безнадеги и несправедливости прибавляются силы и хочется побежать на амбразуру, размахивая флагом. Такие люди есть, но их довольно мало. Большинству же людей после просмотра и чтения такого не хочется ничего исправлять: им хочется повеситься. Кто послабее, может и правда так сделать (есть примеры подобных "жертв" искусства), а у других просто обостряются болячки, портится настроение и надолго исчезает желание вообще что-то делать.
Тут хочу сразу заметить, что я сейчас не говорю о художественных достоинствах книг. Женские романы, детективчики и прочее действительно в основном написано слабо, примитивным, плохим языком, иногда даже малограмотно. "Тяжелые", серьезные книги, за которые дают премии, действительно написаны с точки зрения языка и сюжетостроения хорошо и зримо, так, что читатель прекрасно может представить себе все происходящие ужасы. Но удивительно ли, что он не хочет этого делать и предпочитает прекрасного мага или эльфа?
После таких мыслей я решила, что в своих книгах буду пытаться совмещать серьезное содержание с общим положительным настроем - так, чтобы меня могли читать даже такие люди, как больная женщина из первого случая, и им не становилось плохо и тошно, хотелось жить и выздоравливать, чтобы у них появлялись силы. Я могу и умею писать мерзость и жуть, но никогда не вываливаю ее на читателей безоглядно. Поэтому да:
1) У меня всегда описывается не только плохая ситуация, но и какой-никакой путь выхода из нее.
2) У меня всегда хорошие концы. Да, я это сознательно и специально.
3) Я не презираю любовные линии и не считаю описания зарождения чувств между героями чем-то глупым или пошлым, хотя и считаю, что на одной любовной линии большая книга, конечно, выехать не может: нужны еще какие-то дополнительные смыслы.
4) Изначально даже в сюжете романе дурнушки и эльфийского короля нет ничего ужасного: ужасное появляется, когда герои ходульные и плоские, и сама книга написана бедным невыразительным языком.
5) ...И даже такая ужасная книга будет полезнее человеку, находящемуся в душевном или физическом кризисе, чем прекрасно написанная чернуха. Ибо виртуозно сделанный из картона торт - неважная замена не изысканному, но реально утоляющему голод бутерброду.
Выводы: создавать "высокую", но при этом духоподъемную литературу надо уметь. Но это вполне реально, а для начала стоит перестать презирать "низкие жанры" и посмотреть: может быть, дело не в повальном дурновкусии народа, а в том, что ему предлагается взамен?