Самая печальная позиция, по-моему - это ожидание переубеждения или сатисфакции от жизни.
Обычно начинается все это как-то так: человека в детстве долго обижали, унижали, в грош не ставили, били или гнобили еще каким-то способом. После этого человек вырос, а обидчики его либо так и не раскаялись, либо вообще перенеслись в лучший мир, и какие-то претензии к ним предъявить теперь нельзя, мертвые сраму не имут. И человек, повторюсь, уже взрослый. Но обида-то желание получить "компенсацию" остались!
И вот начинается игра "Удивите меня", или, точнее, "Убедите меня, что все хорошо, но я сам ничего делать не буду, я очень обижен на жизнь". Начинается эта игра, конечно, не с теми, кто по-настоящему человека обижал, ибо они на него чихать хотели или умерли, а с теми, кто его искренне любит и хочет как-то с ним взаимодействовать: жить, дружить и т. д.
Определенные действия этих актуальных близких такой человек воспринимает по большей части через призму себя: точнее, того, как эти действия его потенциально могут обидеть. Громко храпишь? Это ты нарочно, чтобы не дать мне выспаться! Чего-то боишься и трясешься от страха? Это ты специально, чтобы меня побольше нервировать! Тебя обидели где-то, и ты плачешь? Это ты чтобы на моих нервах поиграть и не дать мне мои дела успеть сделать!
Причем такое ощущение - это не какая-то поза, это вполне искренне: ну как, например, мнительной девушке кажется, что все прохожие обсуждают между собой только ее и то, как она одета: ей трудно поверить, что ее вообще может кто-то не замечать. Человек "Удиви меня" тоже не представляет, что другой может бояться, кричать, плакать и т. д. не "нарочно, чтобы досадить" а просто от себя, от своих собственных чувств, которые трудно или невозможно сдержать.
Неудивительно, что ценить происходящее в жизни хорошее тоже не всегда получается при таком раскладе. Что бы приятное или нужное ни сделали актуальные родные - все падает в бездонный "кредит", который открыли родные предыдущие. Они били - а ты доказывай, что не хочешь на него нападать, а просто выразил недовольство в конкретной ситуации. Они унижали - а ты убеждай, что действительно ценишь его мнение, причем просто так, без дополнительных условий. Но кредит-то, как я говорила, довольно бездонен, потому что на него падают и твои "проступки", когда ты "нарочно" проявлял негативные эмоции и тем самым "доводил" обиженного на жизнь.
Он жаждет доказательств того, что все его любят безусловною любовью, как того самого ребенка, что все со всем разберутся, что все все сделают правильно. ДЛЯ него, но БЕЗ него: потому что, повторюсь, он-то обижен на прошлое и теперь каждое свое усилие в настоящем считает чрезмерным. И в случае негативной ситуации его первый порыв будет не попытаться что-то сделать для ее исправления, а сесть и обиженно ждать, когда остальные ДОКАЖУТ ему, что жить можно, что им можно доверять, что с ними безопасно и т. д.
Но увы. Этого не произойдет никогда. И близкие в конце концов устают доказывать, и жизнь сама по себе дарить позитив и беспроблемность не хочет. Потому что черную дыру посреди себя можно заполнить только самому, и только закрыв этот бесконечный кредит. Либо смириться с тем, что все вокруг до конца твоих дней будет тебя "разочаровывать", а сатисфакции так никогда и не будет.
Цитата из самой себя по этому поводу:
" Ама смутилась:
- Дальше там, в легенде, было очень красиво и умно, но я этого не помню, чтобы слово в слово… Я так расскажу. В общем, мудрец сказал: «Великий Юмиволу, ты, конечно, очень богатый, могучий, у тебя гора сокровищ и сто двадцать красавиц-жен, но сколько бы ты чего не брал, счастлив не будешь. Оттого что у тебя… где-то в груди… Или не в груди, а просто в тебе… Дыра. Бездонная. И в нее все проваливается, потому что дна-то нет. Такую дыру не то, что землями и сокровищами, а даже всеми звездами не наполнишь. А дыра эта у тебя, потому что ты, во-первых, никого, кроме себя, не любишь, во-вторых, ни о ком, кроме себя, не думаешь, а в-третьих, никому, кроме себя, ничего не даешь. А если хочешь, чтобы дыра исчезла, люби не только себя, думай не только про себя и делай не только себе. А если не хочешь, тогда так и будешь ходить с дырой, вот». Так, в общем, мудрец сказал."