Возможно, кто-то помнит, что этот цикл заметок я начинала с ловушек описания главного положительного героя в книгах малоопытных писателей (точнее, даже писательниц). Для тех, кто эту заметку пропустил, скажу вкратце: главный положительный герой очень часто страдает картонностью и неестественностью из-за "общих мест" в его описании, которые бывают почти у всех начинающих писательниц.
Что же обычно мы видим в описании главного-идеального героя?
"Мускулистые" руки, ноги, "тело" (вынос тела состоится завтра в семь!) и прочие части организма: спасибо, если не лоб или уши.
"Легкие и быстрые" движения: в смысле, даже если герой весит центнер и встал из-за стола после сытного обеда, то все равно двигается легко и быстро, как надутый гелием воздушный шарик.
Одежда героя чаще всего неразборчива, однако подчеркивается, что она, будучи расстегнутой, открывает "мускулистое тело", а у рубашки, при ее наличии, ОБЯЗАТЕЛЬНО закатаны рукава. Сдается мне, чтобы лучше было видно мускулистые руки. Штаны у него тоже бывают спущены, чтобы открывать накачанный живот (а позади - соответственно, другую часть тела, не такую поэтичную, так что спиной в таком наряде лучше не поворачиваться, чтобы не сбить пафос).
Герой ОБЯЗАТЕЛЬНО высокий и, конечно, стройный, а дальше начинаются варианты вкуса автора, но обычно упоминается цвет глаз и цвет волос, а остальное игнорируется. Либо описывается очень боязливо-абстрактно: "мужественные черты лица", например. Волосы, конечно же, густые. Зубы ровные. Белые. (Решетчатые-е-е!)
Прочитав все это, можно резонно спросить: "ну а как описывать героя-то? Нарочно делать его страшным, лысеньким, низеньким, с хилыми ручонками и одновременно пивным пузом, лишь бы он не попадал в этот стандарт?"
Вообще-то, нет. Конечно, не все так просто. Если пытаться при написании книг уйти сразу ото всех стандартов, получится нечто странное и безынтересное. Объективно говоря, существуют ведь в реальности высокий мужики с накачанными руками и торсами? Да, конечно. И волосы у них при этом могут быть густыми, и рукава они могут тоже закатать, почему бы нет (а уж штаны-то спустить...). И черты лица у них могут быть вполне "мужественными".
В чем же дело?
А в том, что основа героя - внятный проработанный характер, даже, я бы сказала, проработанная ЛИЧНОСТЬ. Если личности нет, то внешняя идеальность смотрится ужасно: ведь если бы герой, к примеру, был толстый и низенький, можно было зацепить за эти свойства хотя бы часть характера, поэтому он вышел бы более живым. А у идеала за что зацепиться? За мускулистые руки? ...Ну, видимо, они означают, что герой много занимается спортом, но ассоциация тут возникает обычно скорее с тупым качком, и это играет не на руку образу.
Так как же сделать главного героя одновременно и привлекательным, и непостным?
Путь этот можно коротко назвать "от абстракции к конкретике". Проще говоря, детализируйте. Вносите в героя какие-то элементы, которые и не портили бы его, и придавали какую-то изюминку. Оригинальная манера одеваться, интересные предметы гардероба (в пределах разумного). Условно говоря, бриджи и рубашка с жабо лучше абстрактного "идеально сидящего костюма", потому что все это попросту лучше запоминается. Дальше можете пойти по пути славы среднего судмедэксперта: шрамы, родинки, татуировки: в каких местах расположены, история их возникновения и т. д. Гарри Поттер с его шрамом в форме молнии (и очками!) - очень показательный пример. Сразу даются детали, по которым мы будем его узнавать либо емко описывать.
Однако детализация внешности, даже самая тщательная, не поможет, если мы не детализуем характер. Посмотрите на своего книжного "идеального мужчину" и на его реальный прототип по внешности (если вы с ним знакомы). А теперь сравните их характеры... Скорее всего, тут вы придете в уныние, потому что 99 процентов реальный человек, даже сильно красивый, обладает какими-то такими качествами, из-за которым вся идеальность идет коту под хвост.
И здесь я даже не о прозаическом икании, сморкании и ковырянии в зубах, а именно о чертах характера и особенно о манере выражать свои чувства. У положительного героя она обычно... ну.. странная. Человека, который в любой непонятной ситуации толкает речи, являющие собой нечто среднее между трудом китайского мудреца и страстными речами какого-нибудь ловеласа-араба из среднего Египетского отеля, я бы обходила по широкой дуге. В жизни все эти "свет моих очей" и "цветок моей жизни, я не могу без тебя", произнесенные с придыханием, сразу вызывают подозрения. Отсюда и неестественность, преследующая несчастного положительного героя, словно горный лев, спустившийся к несчастной заблудшей овечке с безжалостных небес... гм, ну, в общем, понятно.
Следовательно: не пересахаривайте! Соотносите манеру речи не со своими мечтами, а с реально сложившимся образом. Если персонаж - человек яркий, чувствительный, артистичный и т. д., тогда красивости будут работать на него. Но если он нечто вроде Агента Смита, то такими оборотами придется пожертвовать и ввести что-то более адекватное ему: короткие рубленые фразы, декларативный тон и т. д.
Так же, как шрамы, татуировки и родинки "украшают" внешность, делая ее несколько конкретнее, так характер и речь украшают безобидные, но своеобразные привычки, интересные обороты и слова-паразиты (не обязательно матерные). Например, герой может обладать странной манерой ругаться, типа "ах ты свинья маринованная!" Вроде и вежливо, и интересно. Либо он хорошо воспитан и интеллигентен, поэтому говорит сложными предложениями, вставляя "если вы не возражаете", "позвольте отметить" и т. д. Или он у вас весельчак и дает всем прозвища? Или, наоборот, всегда собран и считает лишнее веселье признаком безответственности?
Все выше написанное позволяет, не превращая главного героя в ужас на крыльях ночи, тем не менее, сделать из него что-то похожее на живого человека, пусть и несколько подпиленного в нужных местах в угоду мечтам авторши)). Но этого я бы не советовала стесняться. Стесняться надо одного: неживого персонажа. Потому что написав про темноглазого густоволосого типа, который легко и быстро махал мускулистыми руками, а потом, увидев героиню, принялся говорить с ней в режиме "мудрец-наставник-и-одновременно-раб-страсти", вы создали труп. Увы. Мир его мускулистому телу.
Исходное сообщение avistrix Я тоже всё время перечитываю свои посты перед опубликованием (редакторская привычка). Строго говоря, в предыдущей фразе слово "Я" - лишнее, можно вполне обойтись без него, ведь по следующим словам и так ясно, какое лицо и число... Вот такие вот мелочи...Но ведь литературу пишут не только ради ясности, но и зачастую ради красоты, как узорчик. Он состоит из повторяющихся элементов, которые мы и так знаем, но в целом получается нечто новое, самобытное и красивое. Если откидывать все слова только потому что "и так ясно", вместо художественного текста получится потрясающее убожество. А стихотворного текста и вовсе не получится. Слово в литературе - не только смысловая единица, но и украшение, и звук (даже если читаешь про себя), и чуть ли не живописный материал. В определенной стилистике повторы важны и даже желательны, просто нужно обладать достаточным вкусом, чтобы не допускать повторов некрасивых типа "мы направили народ на правильный и верный путь")