• Авторизация


Секреты литературы. Снова о главном герое. Привлекательный и непостный 03-05-2017 18:29 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Возможно, кто-то помнит, что этот цикл заметок я начинала с ловушек описания главного положительного героя в книгах малоопытных писателей (точнее, даже писательниц). Для тех, кто эту заметку пропустил, скажу вкратце: главный положительный герой очень часто страдает картонностью и неестественностью из-за "общих мест" в его описании, которые бывают почти у всех начинающих писательниц. 

Что же обычно мы видим в описании главного-идеального героя?

 "Мускулистые" руки, ноги, "тело" (вынос тела состоится завтра в семь!) и прочие части организма: спасибо, если не лоб или уши.

"Легкие и быстрые" движения: в смысле, даже если герой весит центнер и встал из-за стола после сытного обеда, то все равно двигается легко и быстро, как надутый гелием воздушный шарик.

Одежда героя чаще всего неразборчива, однако подчеркивается, что она, будучи расстегнутой, открывает "мускулистое тело", а у рубашки, при ее наличии, ОБЯЗАТЕЛЬНО закатаны рукава. Сдается мне, чтобы лучше было видно мускулистые руки. Штаны у него тоже бывают спущены, чтобы открывать накачанный живот (а позади - соответственно, другую часть тела, не такую поэтичную, так что спиной в таком наряде лучше не поворачиваться, чтобы не сбить пафос).

Герой ОБЯЗАТЕЛЬНО высокий и, конечно, стройный, а дальше начинаются варианты вкуса автора, но обычно упоминается цвет глаз и цвет волос, а остальное игнорируется. Либо описывается очень боязливо-абстрактно: "мужественные черты лица", например. Волосы, конечно же, густые. Зубы ровные. Белые. (Решетчатые-е-е!)

Прочитав все это, можно резонно спросить: "ну а как описывать героя-то? Нарочно делать его страшным, лысеньким, низеньким, с хилыми ручонками и одновременно пивным пузом, лишь бы он не попадал в этот стандарт?"

Вообще-то, нет. Конечно, не все так просто. Если пытаться при написании книг уйти сразу ото всех стандартов, получится нечто странное и безынтересное. Объективно говоря, существуют ведь в реальности высокий мужики с накачанными руками и торсами? Да, конечно. И волосы у них при этом могут быть густыми, и рукава они могут тоже закатать, почему бы нет (а уж штаны-то спустить...). И черты лица у них могут быть вполне "мужественными".

В чем же дело?

А в том, что основа героя - внятный проработанный характер, даже, я бы сказала, проработанная ЛИЧНОСТЬ. Если личности нет, то внешняя идеальность смотрится ужасно: ведь если бы герой, к примеру, был толстый и низенький, можно было зацепить за эти свойства хотя бы часть характера, поэтому он вышел бы более живым. А у идеала за что зацепиться? За мускулистые руки? ...Ну, видимо, они означают, что герой много занимается спортом, но ассоциация тут возникает обычно скорее с тупым качком, и это играет не на руку образу. 

Так как же сделать главного героя одновременно и привлекательным, и непостным?

Путь этот можно коротко назвать "от абстракции к конкретике". Проще говоря, детализируйте. Вносите в героя какие-то элементы, которые и не портили бы его, и придавали какую-то изюминку. Оригинальная манера одеваться, интересные предметы гардероба (в пределах разумного). Условно говоря, бриджи и рубашка с жабо лучше абстрактного "идеально сидящего костюма", потому что все это попросту лучше запоминается. Дальше можете пойти по пути славы среднего судмедэксперта: шрамы, родинки, татуировки: в каких местах расположены, история их возникновения и т. д. Гарри Поттер с его шрамом в форме молнии (и очками!) - очень показательный пример. Сразу даются детали, по которым мы будем его узнавать либо емко описывать.

Однако детализация внешности, даже самая тщательная, не поможет, если мы не детализуем характер. Посмотрите на своего книжного "идеального мужчину" и на его реальный прототип по внешности (если вы с ним знакомы). А теперь сравните их характеры... Скорее всего, тут вы придете в уныние, потому что 99 процентов реальный человек, даже сильно красивый, обладает какими-то такими качествами, из-за которым вся идеальность идет коту под хвост.

И здесь я даже не о прозаическом икании, сморкании и ковырянии в зубах, а именно о чертах характера и особенно о манере выражать свои чувства. У положительного героя она обычно... ну..  странная. Человека, который в любой непонятной ситуации толкает речи, являющие собой нечто среднее между трудом китайского мудреца и страстными речами какого-нибудь ловеласа-араба из среднего Египетского отеля, я бы обходила по широкой дуге. В жизни все эти "свет моих очей" и "цветок моей жизни, я не могу без тебя", произнесенные с придыханием, сразу вызывают подозрения. Отсюда и неестественность, преследующая несчастного положительного героя, словно горный лев, спустившийся к несчастной заблудшей овечке с безжалостных небес... гм, ну, в общем, понятно.

Следовательно: не пересахаривайте! Соотносите манеру речи не со своими мечтами, а с реально сложившимся образом. Если персонаж - человек яркий, чувствительный, артистичный и т. д., тогда красивости будут работать на него. Но если он нечто вроде Агента Смита, то такими оборотами придется пожертвовать и ввести что-то более адекватное ему: короткие рубленые фразы, декларативный тон и т. д. 

Так же, как шрамы, татуировки и родинки "украшают" внешность, делая ее несколько конкретнее, так характер и речь украшают безобидные, но своеобразные привычки, интересные обороты и слова-паразиты (не обязательно матерные). Например, герой может обладать странной манерой ругаться, типа "ах ты свинья маринованная!" Вроде и вежливо, и интересно. Либо он хорошо воспитан и интеллигентен, поэтому говорит сложными предложениями, вставляя "если вы не возражаете", "позвольте отметить" и т. д. Или он у вас весельчак и дает всем прозвища? Или, наоборот, всегда собран и считает лишнее веселье признаком безответственности? 

Все выше написанное позволяет, не превращая главного героя в ужас на крыльях ночи, тем не менее, сделать из него что-то похожее на живого человека, пусть и несколько подпиленного в нужных местах в угоду мечтам авторши)). Но этого я бы не советовала стесняться. Стесняться надо одного: неживого персонажа. Потому что написав про темноглазого густоволосого типа, который легко и быстро махал мускулистыми руками, а потом, увидев героиню, принялся говорить с ней в режиме "мудрец-наставник-и-одновременно-раб-страсти", вы создали труп. Увы. Мир его мускулистому телу.

 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (25):
Вспомнила мускулистые руки, высокий рост, расстёгнутые пуговички и закатанные рукава у Джо Макмиллана (Ли Пейс) из "Замри и гори". А потом такой же гламурно-брутальный образ...кучи парней из "Дневников вампира", "Настоящей крови", "Древних". Стало смешно!))) Просто то, что в фильмах - классно, в книге - пипец просто, а не образ. В фильмах актёры игрой всё вытягивают. А в книге с игрой как раз могут быть проблемы. Я вообще своих героев часто воспринимаю и представляю так, будто смотрю фильм с ними. А ты как?
Divcot 03-05-2017-19:19 удалить
Margarita_Evil-doer_AdiGalliya, да, я тоже примерно таким же образом их представляю, как в кино, со стороны. Но это уже потом, а на стадии продумывания я прямо сижу и сознательно им выписывать особенности характера. Потому что если заранее не продумать, получится вот такое вот мускулистое нечто) Закатанные рукава - это да) Я их нашла и в собственных ранних опусах))
Divcot, у меня закатанных рукавов нет в описаниях)) Но много уделяется внимания выражению лица, глаз, мимике. Тону речи - тихо, возбуждённо, с надрывом или вызовом. Положению тела - опущенные плечи, склонённая голова, напряжённые кисти или вообще ногами кто-то болтает, сидя на стуле)). Вообще люблю эмоции рисовать. Не знаю, насколько это правильно.
Кстати, с языком новым дело как-то не идёт... Сложно это всё, придумать язык для новой вселенной))
Divcot 03-05-2017-21:58 удалить
Margarita_Evil-doer_AdiGalliya, да там нет правильно-неправильно. Главное, чтобы представлялось хорошо и глаз не резало.
Divcot 03-05-2017-22:00 удалить
Margarita_Evil-doer_AdiGalliya, ну язык - это если только для себя. На самом деле, для читателя вовсе не нужно выдумывать ВСЮ языковую систему, достаточно нескольких ярких особенностей. как говорится, не стоит напрягаться там, где не просят и не оценят)
avistrix 04-05-2017-06:51 удалить
А меня возмущает вечно не к месту употребляемое слово "свой". Например: "Он взглянул на нее своими голубыми глазами". А чьими же еще?! "Он почесал свой длинный нос", и всё такое прочее.
Divcot 04-05-2017-08:36 удалить
avistrix, ладно хоть нос длинный, хоть какая отличительная черта)) Вообще любое слово плохо повторять много раз. В описанном употреблении "свой" не вижу ничего плохого, если это делается редко: возможно, так сохраняется внутренний ритм прозы (понятие лишних слов обычно неприменимо к литературе, по одной строгой логике нельзя написать впечатляющий текст).
zerg_from_hive 04-05-2017-16:19 удалить
"...и широко улыбнулся, оскалив мелкие острые зубы". 8-) avistrix, ну, допустим, нос почесать можно и чужой, а вот с глазами таки да, других вариантов мало. Разве что если персонаж способен смотреть и ЧУЖИМИ глазами, что в фантастике, как мне кажется, не исключено (взять, к примеру, какого-нить мозгового слизня. 8-) Margarita_Evil-doer_AdiGalliya, с языком всё не так уж и сложно, главное -- отсутствие заметных несостыковок и явных ляпов. А там уж как пойдёт (например, на клингонском уже в меру сил говорят и пишут, даже что-то на него и переводят; дровийский до таких вершин пока не дотянул, ну так ведь и кинематографическая вселенная у него не столь велика, и армия фанатов, да и профессиональных лингвистов к его разработке не привлекали). Вот тов. Divcot в посте о реалиях всё верно говорит: несколько фраз, несколько словечек (предлагаю вариант, когда персонаж, говоря, скажем, по-русски, забывает какие-то слова и вставляет собственные: "О, Вы такая... сатО-ри-хэн... многомысленная? так это по-вашему, да?" 8-)
avistrix 04-05-2017-16:37 удалить
Ответ на комментарий zerg_from_hive # Да? Почесать чужой нос? Так вот просто? И с какой стати? (сказала она, задумчиво почесав чей-то нос...)
zerg_from_hive 04-05-2017-16:46 удалить
Ответ на комментарий avistrix # "Ундертон: Сократили. Фосфорическая женщина: Почему? Ундертон: Губы, говорят, красила! Фосфорическая женщина: Так зачем же вы красили? Ундертон: Не покрасить, тогда и совсем не примут. Фосфорическая женщина: Не понимаю. Если б вы еще кому-нибудь другому, скажем, приходящим за справками на работе красили б, ну, тогда б могли сказать — мешает, посетители обижаются. А так..." Стало быть, и губы кому попало теоретически можно красить, а уж нос почесать так и ваще не проблема. 8-)
avistrix 04-05-2017-16:48 удалить
Ответ на комментарий zerg_from_hive # Вы сами ведь понимаете, что несете чепуху, просто так, чтобы возразить.
zerg_from_hive 04-05-2017-16:51 удалить
Ответ на комментарий avistrix # Чепуху так чепуху. 8-)
avistrix, может, обычай такой есть чесать чужие носы? :-)
04-05-2017-23:37 удалить
Vyvod: U polozhitel'nogo geroya, osobenno esli eto osob' muzhskogo pola, opisyvayte ego genetalii, i osobenno v deystvii, nu i stzeny podgonyate sootvetsveno, inache vasha pisanina budet prosto nechitaemoy shirokoy publikoy :))) Dame=)
zerg_from_hive 05-05-2017-11:30 удалить
Ответ на комментарий # Shirokaja publika, zatziklennaja na genitalijah, ne chitaet normal'nyh knig: ej podavaj t.n. "zhenskie ljubovnye romany" ili komiksy/mangu s privkusom hentaja. Ne dumaju, chto na ih mnenie stoit orientirovat'sja, poetomu dannyj sovet bespolezen.
Мындра 06-05-2017-17:59 удалить
Ответ на комментарий Divcot # " Она свои белые рученьки вдруг заломила".... Разве не звучит это в народном, русском стиле,как в песнях,речетативах,эпосах раньше ( испокон веков) русский народ слагал? Ну,пусть употребляют авторы,чтоб сочность и колорит российский придать своему произведению. А вот если это искусственно описанная внешность никак ни с языком,ни с реальностью не вяжется,то это намного хуже- автор работает штампами, ординарно и читателю неинтересно- он это слышал,читал,сам проговаривал в конце концов. Важно следующее- свой собственный язык,словарный запас,наблюдательность,психологическое чутьё и в конце концов знание людей и жизни-не смогут оставить нас ,читающих,равнодушными . А ещё лучше портрет,написанный из реальной жизни,увиденный и прочувствованный автором ,с искренностью изложенным своим,неординарным языком.Как художник портрет мишки,смешивая краски,создавая новые тона и ньюансы в написании своей картины,так и автор литературного произведения должен бы действовать. Этого ждём мы, читатели.
Рианонн 15-05-2017-09:41 удалить
ой, про волосы и глаза - это прям 95% всего женского фэнтези. Как в аниме - герои отличаются исключительно их цветом. В остальном одинаково высокие, мускулистые, хамоватые и очень хотят героиню замуж)) Кстати, волосы у них почти всегда длинные, вопреки современной моде.
Рианонн 15-05-2017-09:45 удалить
Ответ на комментарий avistrix # avistrix, про "свой" - это, по-моему, общая болезнь. Я иногда специально свои тексты перечитываю, чтобы поудалять лишние местоимения )
avistrix 15-05-2017-17:48 удалить
Ответ на комментарий Рианонн # Я тоже всё время перечитываю свои посты перед опубликованием (редакторская привычка). Строго говоря, в предыдущей фразе слово "Я" - лишнее, можно вполне обойтись без него, ведь по следующим словам и так ясно, какое лицо и число... Вот такие вот мелочи...
Divcot 15-05-2017-17:59 удалить
Рианонн, хихи. Мне очень стыдно, но я упорно люблю длинноволосых и героев стригу неохотно и не всех: правда, у некоторых я это превратила уже в гротеск: например, герой повести, которая происходит в том же мире, что "Черный-Белый-Бежевый", щеголяет косой до пояса и широкой деревенской физиономией)). Я и мужа не в последнюю очередь поэтому подцепила, что у него волосы длинные)). Но в целом длинные волосы, кроме красоты, еще являются символом оригинальности и "не-такой-каквсешности". То есть некий признак нонконформизма. Вот если бы все кругом были длинноволосые, наверное, тогда привлекали бы стриженые.
Divcot 15-05-2017-18:05 удалить
Исходное сообщение avistrix Я тоже всё время перечитываю свои посты перед опубликованием (редакторская привычка). Строго говоря, в предыдущей фразе слово "Я" - лишнее, можно вполне обойтись без него, ведь по следующим словам и так ясно, какое лицо и число... Вот такие вот мелочи...
Но ведь литературу пишут не только ради ясности, но и зачастую ради красоты, как узорчик. Он состоит из повторяющихся элементов, которые мы и так знаем, но в целом получается нечто новое, самобытное и красивое. Если откидывать все слова только потому что "и так ясно", вместо художественного текста получится потрясающее убожество. А стихотворного текста и вовсе не получится. Слово в литературе - не только смысловая единица, но и украшение, и звук (даже если читаешь про себя), и чуть ли не живописный материал. В определенной стилистике повторы важны и даже желательны, просто нужно обладать достаточным вкусом, чтобы не допускать повторов некрасивых типа "мы направили народ на правильный и верный путь")
Рианонн 15-05-2017-21:20 удалить
Ответ на комментарий Divcot # Divcot, по-моему в фэнтези как раз уже все длинноволосые, либо мне просто "везёт"))) Впрочем, наверное это помогает добавить средневекового колорита. Да и большинству, видимо, нравится.
Рианонн 15-05-2017-21:21 удалить
Ответ на комментарий zerg_from_hive # народ, а чё вы сразу китайскими иероглифами не пишете? К чему эти полумеры?)))


Комментарии (25): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Секреты литературы. Снова о главном герое. Привлекательный и непостный | Divcot - Дневник Divcot | Лента друзей Divcot / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»