• Авторизация


Секреты литературы. Как начать новое произведение? 06-04-2017 14:59 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Эту статью пишу в качестве ответа на вопрос: дать "краткую рекомендацию, как начать новое произведение. Ну, с чего начинают профи? Подбирают локации, придумывают имена героев, делают наброски сюжета - что и в какой последовательности?"

Попробую обозначить основные моменты. 

Ну, поскольку каждый писатель - сам себе господин, не думаю, что есть какой-то единственно верный путь создания нового произведения. Поэтому всегда помните, что любые статьи из разряда "как начать писать" носят рекомендательный характер, потому что тут ведь главное не как вы пишете, а что получается. Ну и все же попробуем обобщенно рассказать о процессе создания произведения.

1) Начинается произведение, несомненно, с идеи. То есть в какой-то момент в голове вашей щелкает, и там появляется интересная мысль или факт, о которых вы хотите написать. Часто также бывает, что в основу произведения ложатся сны: такие произведения тоже получаются обычно очень удачными, поскольку сны несут в себе оригинальность, которой не хватает "продуманным" идеям. Идея может быть оформлена в виде совсем расплывчатой мысли типа "хорошо бы написать что-то про четырехмерный арбуз", а может быть сформулирована четко: "хочу написать повесть для подростков о том, как человек взрослеет, преодолевая трудности". Главное, чтобы она захватывала все ваше сознание, и вам вообще хотелось на нее писать. На идеи, которые выглядят перспективными, модными, интересными, но вас лично не трогают, писать не советую. Ерунда получится.

2) Дальше идеи мы можем двигаться двумя путями, в  зависимости от нашего вкуса и... гм... пола. Если вы писательница, то перво-наперво необходимо продумать главных героев, за которых будет цепляться повествование. Мне лично неинтересно писать даже о самом своеобразном мире, если по нему не ходит чем-то своеобразный, перспективный герой или героиня, который пропускает этот мир через себя, как сквозь призму. Если же вы писатель, то есть пол ваш мужской, то вы можете тяготеть к глобальным геополитическим вопросам и обезличиванию, и таким образом, для вас создание мира и клубка интриг внутри него будет важнее, чем герои. Однако учитывайте то, что персонажи при таком подходе могут получиться неживыми и схематичными, а также то, что ни одно по-настоящему успешное произведение не обходилось без харизматичного героя или героев, которые там действуют. Так что начать можете с мира, но героем не пренебрегайте! Правда, насколько я знаю, даже писатели-мужчины все-таки тоже обычно стараются начать с персонажа, из тех соображений, что я привела выше. Думаю, это путь беспроигрышный. Персонаж в наметке должен иметь некоторые особенности личности, за которыми интересно будет следить. Имя ему придумать важно лишь в том случае, если имена вдохновляют лично вас или без имени вы не можете продвигаться к описанию мира. По сути, абсолютно все равно, как там его звать: важно его так подать, чтобы читатель полюбил его с любым именем, даже самым банальным.

3) Фактически одновременно с персонажами продумывается общая локация: надо же нам знать, где примерно они у нас будут действовать. Локация может носить пока расплывчатый характер: что-то вроде "другая планета с большим количеством воды" или "мегаполис будущего". Локация чаще всего привязана не к персонажу, а к вашей изначальной идее, а персонажи уже в нее входят. Например, когда я задумывала повесть "Гостиница "Камелия или отель "Водяной тычиночник", я основывала ее на сновидении, в котором раскрашивала фронтоны неких развалин с колоннами, стоящих, кажется, в горах. Таким образом, раскрутив эту локацию, я получила приморский городок Романовку, в которой на горе действительно стоят такие развалины. Локация должна служить замыслу, а не наоборот, так что не стесняйтесь курочить ее до тех пор, пока она не будет органично подчеркивать идею. Это же, впрочем, относится и к персонажам.

4) Когда у нас уже с помощью локации образовался худой-бедный, пока весьма дырчатый, мир, и в нем кое-как болтаются предположительные персонажи, начинайте плотно продумывать основную идею (если ее не было до этого, в самом замысле). Ну, то самое ненавистное в школе "что хотел сказать писатель своим великим романом". Если вы обнаруживаете, что не хотите сказать ничего, не пишите такой роман, пока не придумаете какого-нибудь смысла. Предупреждаю: на этом пункте вы, скорее всего, зависнете надолго, поскольку завлекательная идея и приятная локация часто перерабатываются в смысловую линию очень тяжко. Подсказка: вам помогут персонажи, если вы знаете, какие у них могут быть проблемы и недостатки, и какие это может повлечь последствия. В "Гостинице "Камелия" я шла именно от характеров персонажей, потому что развалин, даже самых таинственных, мало для закрутки сюжета. 

5) Теперь, когда вы с муками выжали из себя нечто вроде идеи, пока, скорее всего, довольно расплывчатой, углубляйтесь. Начинаем прикидывать композицию и расписывать сюжет. То есть мы до начала написания должны знать:

а) темп повествования, то есть с какой скоростью будет раскручиваться действие. Толстенькая будет повесть или худенькая? Важно знать сразу, чтобы не было темповых сбивок потом.

б) композицию: какая будет завязка? Где в произведении будет находиться кульминация? Какая будет развязка? В общих чертах, но вы должны это знать, иначе не миновать вам странных композиционных провалов, когда действие, например, слишком долго начинается, а потом вдруг резко заканчивается.

в) основные сюжетные моменты. Тут, опять же, вряд ли получится расписать все точно и незыблемо, но вы должны наметить основные повороты (особенно важно, если это произведение детективного жанра). Можете сразу попрорабатывать кульминационный момент: что это за событие в сюжете? Как именно оно происходит? Над концом особо не трудитесь: скорее всего, вы его сто раз еще поменяете.

6) После расписывания основных моментов картина перед вами начнет проясняться. И все-таки, если произведение большое и "завернутое", не советовала бы с места в карьер начинать писать. Хорошо бы провести еще этап углубления. То есть подождите несколько дней, после чего перечитайте свои записки свежим глазом и начинайте более тщательно прорабатывать детали мира, характеров персонажей. На этом этапе как раз хорошо пойдут имена и названия. Детали, которые вы впишете, повлекут за собой новые сюжетные повороты, и это очень хорошо: значит, углубление идет как надо. Добавления и изменения сюжета дописывайте рядом как варианты: не спешите стирать старое. Очень возможно, когда начнете писать, внутренняя логика изменится еще в какую-то сторону. 

7) Ну и наконец, углубив мир, лучше почувствовав героев и умяв в голове основную идею, можете приступать к написанию. Хорошо бы иметь план по главам и периодически заглядывать в него, но не делаться его рабом. И всегда, даже когда пишете первую строчку, держите в голове кульминацию и конец. Тогда произведение будет хорошо выглядеть и его не придется сильно править.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (5):
Вот здорово! Всё по полочкам разложила. Я что-то интуицией чувствовала из написанного, но ты сформулировала чётче. Спасибо за труд! У меня сейчас вообще идея фикс - создать искусственный язык. Только начинаю прорабатывать вселенную. Увязла в этом языке)) Терзаю дочку. Она на филолога учится, но пока безрезультатно терзаю. Не знаем мы, с чего начать. А некоторые события из этого мира я прямо в воображении прописываю. Знаю, что так нельзя - всё потеряется со временем. Но заставить себя черновые наброски сделать никак не могу. И ещё заметила склонность к ГГ женского пола. Прямо болезнь какая-то! Надо хотя бы парочку колоритных мужчин сделать на этот раз. Для гендерного равновесия.
zerg_from_hive 07-04-2017-12:59 удалить
Margarita_Evil-doer_AdiGalliya, помнится, в детстве прочитал заметку в "Науке и жизни" как раз об этом -- как создать собственный язык. Ну, и процесс пошёл: с логическим обоснованием письменности, к сожалению, не особенно задалось, но зато всё в порядке было с абстракциями, когда на базе ключевых понятий, аналогичных нашим существительным, строились производные от них глаголы и прилагательные посредством добавления спецсуффиксов (отрицание, кстати, тоже было суффиксальным). Падежи -- фтопку, для этого более чем достаточно предлогов. Перенос ударения на другой слог давал совершенно другое слово и соответственно совершенно другой смысл (на письме постановка ударения обозначалась специальным непроизносимым сугубо служебным суффиксом). А ещё, как сейчас помню, звуки "б", "д" и "з" там отсутствовали полностью, зато присутствовало слитное "дз", хотя и достаточно редко. Мало ли, вдруг для чего-то пригодится. 8-)
zerg_from_hive, классно! Спасибо. А пример для тупых, плиз?)
zerg_from_hive 25-04-2017-14:51 удалить
Margarita_Evil-doer_AdiGalliya, прошу пардону, чуть не забыл ответить. Ну вот, например: "САто сатО-мэй дзУру мУро-ки сатО-хэн" -- "я думаю, что это будет разумно". Или: "САто-ри-ни мурО о-хэн тхондЭ" -- "наша жизнь -- какой-то ПЦ". 8-) ("ри" -- суффикс множественного числа, "ни" -- суффикс принадлежности, "мэй" -- суффикс настоящего времени глагола, "ки" -- суффикс будущего времени, "хэн" -- суффикс прилагательного) Разумеется, прилагательные никоим образом не изменяются вообще, а у существительных по сути нет никаких падежей, но зато есть предлоги вроде "ай" (направление движения В некую сторону), "хон" (направление движения С опред. стороны). Собственно, падежи не особо и нужны, когда можно сказать что-то вроде "дай мне книга" при наличии суффикса повелительного наклонения "тян" 8-) и предлога движения/направления действия ("ай сАто" -- "мне", "хон сАто" -- "у меня" (взять), "от меня"). Спецсуффикс отрицания "фэн", естественно, инвертирует слово, в т.ч. предлог, но есть нюансы: "ко сАто-фэн" -- "не со мной", но "ко-фэн сАто" -- "только без меня". 8-) Ну вот как-то так, например.
Ответ на комментарий zerg_from_hive # zerg_from_hive, спасибо! Очень красиво звучат примеры. Я хоть и не соображаю в языкотворении, но надеюсь мой филолог поймёт, как это сделать правильно))


Комментарии (5): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Секреты литературы. Как начать новое произведение? | Divcot - Дневник Divcot | Лента друзей Divcot / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»