Начиталась я тут давеча детских стишков от коллег с банальными рифмами типа "небо-не был", а еще, что самое жуткое, с рифмами ОДНОБУКВЕННЫМИ. Это, например, "звезда-юла", "тебе-нигде" или "одну-войду"... Вас еще не скрючило? Я лично развлекалась тем, что издевалась над мужем: громко читала слово, потом - однобуквенную рифму к нему и наблюдала за его мучениями))
Между тем, книга, из которой я взяла этот кошмар, получала даже какие-то премии и благополучно издается. Поэтому, я, хоть и не являюсь в полной мере поэтом (я скорее поэт-песенник, раз уж на то пошло), решила сделать подборку того, чего не надо делать, если вы хотите писать приличные рифмованные стихи, особенно детские (изыски типа верлибра не берем). Итак, поехали. Что портит стих?
1) Неровные строчки. Не нарочито неровные, а когда вы не смогли подобрать размер у одной-двух строк, а у остальных - подобрали, и лелеете надежду, что разницы не видно. Оставьте надежды, входящие в стихосложение! Именно это как раз и видно лучше всего! Лучше лишний раз подумайте над ритмом и поподбирайте слова, чем оставлять неровности.
2) Неточные рифмы. Сюда входят в первую очередь ненавистные мне однобуквенные, плюс попытки срифмовать очень отдаленно похожие слова типа "земля-тебя". Это ужасно. Нет, не так. УЖАСНО! Особенно вопиюще смотрится в детских стихах. Запомните также важное правило: если не очень точные рифмы читатель еще кое-как съест в начале стиха, то уж в последнюю строчку их ставить ни в коем случае нельзя! Все впечатление от произведения смажется, каким бы оно ни было до этого приличным. Лучше написать плохой стих с хорошим эффектным концом, чем наоборот. Причем гораздо лучше.
3) Банальные рифмы - особенно в конце. Насчет того, почему в конце, я уже упоминала, ну и насчет банальности тоже понятно. Кому нравится видеть бесконечное любовь-кровь-вновь, сердце-дверца, стенка-коленки, навсегда-никогда-города-поезда и отвратительное "небо-не был"? Постарайтесь поднапрячься, даже если ничего на ум нейдет. Словарь рифм откройте, в конце концов.
4) Слова-уравнители размера, используемые в большом количестве. Часто поэту для полной ровности строки не хватает какого-нибудь одного слога. И тогда ему на помощь приходят спасительные "ведь", "вот", "хоть", "но", "этот" и прочие бессмысленные местоимения, частички и междометия. В небольшом количестве они незаметны, но только в небольшом. Чаще же всего встречаются строки типа "Но весь хоть я твой навсегда", и такое уже перебор. Если чувствуете, что не совсем укладываетесь в размер, лучше перефразируйте.
5) Мерзкая звукопись. Стихи - вещь музыкальная, строки должны читаться гладко для должного впечатления. Обильные сочетания согласных этому обычно мешают. Избегайте строк типа "Ах, почаще б с шоколадом". Б-Ш-С - даже для прозы не восторг, а для стихов - тем более. Также старайтесь избегать невольных созвучий вроде "полили ли лилию".
6) Краденые строчки и ритмы. Этим особенно страдают детские стихи, но и во взрослых, бывает, встречаются строки вроде:
"Белеет парус одинокий
В тумане речки голубой"
Подобные стихи вызывают два чувства: узнавания и недоумения. Почему бы не сочинить свой собственный текст, если уж на то пошло? Все равно за перепевку старого никто вас хвалить не будет. Заимствовать строки и ритмы, в принципе, конечно, можно, но скорее в период обучения стихосложению, либо, если нестерпимо хочется жульничать, заимствуйте хотя бы такие стихи, которые мало кто, кроме вас, знает)
А напоследок хотела бы сказать про глагольные рифмы, которых почему-то все боятся. На самом деле, этот вид рифм в изобилии присутствует у всех поэтов, включая "наше все" Пушкина и прочих классиков. В умеренном количестве глагольные рифмы не раздражают, и уж, по меньшей мере, не бросаются в глаза, в отличие от неточных либо однобуквенных. А вообще, самые красивые и богатые рифмы приберегайте на конец. Как издевательски говорил Маяковский:
Вам,
конечно, известно явление "рифмы".
Скажем,
строчка
окончилась словом
"отца",
и тогда
через строчку,
слога повторив, мы
ставим
какое-нибудь:
ламцадрица-ца.