• Авторизация


Репортаж из пыточной или о жестокости в современной фантастике 09-10-2016 02:28 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Интересная, хотя и странная закономерность: очень многие произведения, относящиеся к фантастике (да и к фэнтези тоже, по совести говоря), отличаются... как бы это назвать... Какой-то бытовой, то есть обыденной жестокостью. Это тем страннее, что большинство читателей оной как раз не отличаются.

Возьмем вот какого-то рядового человека. Вред живому существу он причинял в последний раз, когда делал укол своему коту по наущению ветеринара. Или прибил таракана тапком. Или, закрыв глаза и зажав уши, кое-как умертвил и почистил собственноручно (собственноудочно) пойманную рыбу.

Но этот же нормальный, в общем-то, современный человек открывает в метро книгу и, зевая, читает: "с искаженным дьявольской ухмылкой лицом он вонзил нож по самую рукоятку..." или "выстрелом бластера ему снесло голову, оставив лишь дымящиеся ошметки кожи и спекшуюся кровь..." или "поудобнее расположив тело брата, он достал топор и приступил к разделке: любое мясо было на вес золота".

...Нормальный современный человек зевает еще больше и думает о борще. О чем думают писатели таких опусов, похожих на репортаж из камеры пыток, не очень понятно. Хотя, конечно, можно смоделировать их логику.

1) "Красивая картинка" в книжном понимании. Если на картине мы можем нарисовать "Гибель Помпеи", если в фильме мы можем снять, как все здорово и красиво рушится, то в книге описаниями жестокостей писатели стараются создать такой же эффект. Чтобы вот прям ух. 

2) Пронять читателя на эмоцию и тем самым приблизиться к хорошей литературе. Правда, чаще всего эффект получается обратный. От обилия "пыточных" подробностей, отстреленных голов и съеденных братьев читатель испытывает равнодушие, скуку, и героев ему скоро становится не жалко. А "хорошая литература" как раз отличается тем, что там сильные эмоции может вызвать совершенно обыденная вещь: например, что собака убежала и потерялась. Потому что до этого мы узнали эту собаку, прониклись ей и полюбили. А вот герои книг-мясорубок вызывают обычно эмоции, точно описывающиеся пословицей "Помер Максим, да и хрен с ним".

3) Садомазо или любовь и боль. Этим страдает больше литература за авторством женщин. То есть некий маньяк-садист-мерзавец всю книгу всячески морально и физически издевается над героиней, а в конце она начинает испытывать к нему романтические чувства. По тошнотворности это, на мой взгляд, самый лидирующий пункт. Но, с другой стороны, учитывая успех одиозных 50 оттенков, он может вызывать наибольший успех (другое дело, конечно, у кого).

4) Так авторы книги понимают серьезную литературу. То есть если никого не убили - это детская, если убили всего парочку человек - подростковая, а если косят народ не переставая - это, конечно же, взрослая. 

На самом деле подход к смерти и страданиям из разряда "бах-тибидох-шмяк"  как раз-таки самый детский. Посмотрите, как мальчишки играют в войнушку, и запишите их реплики на бумаге. Зачастую получится средненький роман в жанре постапокалипсиса или космических войн. "А я тебе ногу оторвал", - "А я тебе голову", - "А я ядерную бомбу кинул, тут все ка-а-а-ак взорвалось", -  "А я - бах - планету уничтожил!"

Какие выводы? Очень простые.

1) Качество, взрослость и "мощность" литературы не измеряется смертями, взрывами и пытками. Ни в какой степени вообще.

2) Пытки, взрывы, описания зарезания, повешения и съедения родного брата могут оставить читателя скучающим и даже хихикающим, потому что трагичность зависит не от этого. Опять же, ни в какой степени. Она зависит от того, насколько читатель проникся героем. Если сильно - для него может стать трагедией любая мелочь, приключившаяся с персонажем. Значит, нужно делать героя живым, а не ножи острыми.

3) Если пыток, зарезаний и съедений братьев в какой-то степени требует жанр или вселенная, не делайте их количество больше самого необходимого минимума. Маньячные попытки прикончить кого-то на каждой странице не напугают читателя, зато расскажут ему что-то нехорошее о личности и, гм, особенностях самого писателя. Это произведению не на пользу. 

4) Если нужны образцы, почитайте тех, кто на самом деле сталкивался со смертью. Из классиков это тот же Толстой (воевал), Вересаев, Булгаков и Чехов (врачи). Они пишут об этом совершенно по-другому, чем "бах-шмяк-бум". Также хорошим подпорьем будут произведения о Великой Отечественной войне, написанные теми, кто в ней поучаствовал. 

Тогда получится не репортаж с детской площадки и не пересказ компьютерной игрушки с "мочиловым", а, дай бог, нормальная хорошая книга. Пусть даже в ней, о ужас, вообще никого не прикончат)).

 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (15):
Рианонн 09-10-2016-09:59 удалить
Какие ты животрепещущие для меня темы всё время поднимаешь)) Насколько я замечала, мясорубка-стайл - это как раз фишка авторов-мужчин. Я не совсем понимаю, зачем они это делают, но подозреваю, что самоутверждаются, типа танки грязи не боятся. Т.к. никакой выгоды для текста действительно не получается. Даже книги про войну (не фэнтези) как-то обычно обходятся без цистерн крови, хотя казалось бы, где им ещё быть. А просто умный автор найдёт более тонкий и действенный способ передать атмосферу ужаса. Вон Михалков не нашёл в своём "предстоянии", и в результате вся страна плевалась. В женских романах расчленения главгероини я пока не видела)) Обычно там моральное унижение и принуждение к чему-либо... чаще всего к браку :))
ollona 09-10-2016-12:02 удалить
Ой, первый третий пункт в произведениях я для себя буквально недавно отметила во всей красе... В общем, в точку! Все верно. Правда, я сериал смотрела, основанный на подобной книге. Так вот если в книге, как ты правильно пишешь, это может вызвать скуку, то в кино когда начинают все написанное изображать во всей красе это вызывает ужас и отвращение. Об этом еще у себя тоже собираюсь написать. ))
"нужно делать героя живым, а не ножи острыми" - Кмк, много "мясного фарша" - у неврастеничных пейсателей, боящихся крови или не дравшихся на улицах.
zerg_from_hive 10-10-2016-14:40 удалить
Ой, цистерны (и целые моря) кровишши, уничтоженные планеты, пятисотметровые боевые роботы, ксеноцид и прочий Экстерминатус -- это однозначно книги по мотивам вахи. И непревзойдённый ПафосЪ во все поля, как же без этого? 8-)
Divcot 10-10-2016-14:45 удалить
Рианонн, ну да, в женском варианте просто расчлененка мерзко сочетается с унижением. Она не такая жесткая, как в мужских, но протииииивная...
Divcot 10-10-2016-14:51 удалить
ollona, да, в сериалах это еще и противно. Но в целом "противно" и "эмоционально пробирает" - разные вещи.
Divcot 10-10-2016-14:51 удалить
Странник-52, а может быть) Как говорится, хоть где-то повоевать).
Ответ на комментарий Divcot #
Исходное сообщение Divcot хоть где-то повоевать).
... но чтоб без риска для эмм... шкуры.
ollona 10-10-2016-16:53 удалить
Ответ на комментарий Divcot # Да, вещи разные, но одно другому не мешает. ))
Рианонн 10-10-2016-17:06 удалить
Divcot, всё-таки и такое бывает, да? Ужс, как хорошо, что рендом пока милосерден ко мне)
на все находиться читатель, не было бы этих жанров. если бы не было на них читателся. А писатели подобных книжек, по-моему, и не претендуют на глубину и мощность, просто зарабатывают деньги
Lusidus 10-10-2016-20:25 удалить
что-то меня раздражила статья, получается, что коль скоро описания жестокости не заставляют скучать, ты априори - ненормальный
Divcot 10-10-2016-22:16 удалить
daily_notes_lovely_ugly, есть и зарабатывающие, конечно. Но, общаясь часто именно с молодыми писателям, я с удивлением замечаю, что это характерно и для тех, кто денег получить не ожидает, ибо даже не издавался еще. Именно зачастую это считается "взрослостью" литературы. А любитель на все есть - это вообще аксиома. Но этими категориями я не оперирую, а то можно далеко пойти. Своей творческой задачей я вижу скорее воспитание хорошего вкуса и совершенствование человека. Соответтвенно, мои статьи написаны именно с этой точки зрения.
Divcot 10-10-2016-22:21 удалить
Lusius_Malfoy, гм, описание жестокости описанию жестокости рознь. Во-первых, и правда есть люди, которые получают от этого дела, гм, удовольствие, но это вопрос не очень литературный, а из разряда "мои вкусы очень специфичны")). С другой стороны, описывать жестокость можно и так, чтобы пробрало до самых пяток. Я здесь скорее о тех случаях, когда авторы бьют мимо цели, пытаясь завалить читателя кровавостями либо воспринимают эти кровавости как обязательный атрибут "взрослой" литературы.
zerg_from_hive 11-10-2016-12:15 удалить
Lusius_Malfoy, дык енто смотря как эта самая жестокость описана. Иногда у авторов получается т.н. overkill, когда избыток жестяной кровишши вызывает обратную реакцию вплоть до ржача, как это бывает при просмотре n-й серии "Пятницы, 13", например. 8-) "Он пугает, а мне не страшно".


Комментарии (15): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Репортаж из пыточной или о жестокости в современной фантастике | Divcot - Дневник Divcot | Лента друзей Divcot / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»