• Авторизация


Про 50 оттенков серого или о стремлении вверх 01-09-2016 12:04 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Неоднократно недоумевала я, да и не только я, а очень многие, чего масса народа находит в откровенно примитивных и плохо сделанных произведениях - книгах, фильмах, песнях и т. д. "50 оттенков серого" - это только один из примеров такого творчества, так-то их не счесть, достаточно накачать себе, к примеру, русского репа или просто долго посмотреть официальный музыкальный канал по телевизору, например. Или посмотреть, какие в том же телевизоре идут передачи...

Так это я к чему. Как-то вышел в компании друзей у нас спор насчет тех же "50 оттенков". Мои оппоненты, в числе прочих, привели следующий аргумент: "ну, если миллионам людей это хочется смотреть и читать, значит, оно действительно хорошее, так ведь?"
Так, да не так. Попытаюсь объяснить на примерах. Чисто природно человеку, как и его родственникам-зверушкам, свойственно стремиться к легкости и беспроблемности жизни. Все, что связано с напряжением мозга, вызывает зачастую ужасное внутреннее сопротивление, зато к тому, с помощью чего можно расслабиться, каждого так и тянет. Поэтому, думаю, каждый согласится, что как-то совершенствоваться, лезть вверх, куда труднее, чем катиться вниз. Меня поймут те, кто сидит на диете, учит каждый день язык, упорно занимается спортом. Чтобы стать лучше, нам нужны моральные и физические силы, нужна мотивация, мы себя уговариваем, поощряем, чего только не делаем.
А для второго ничего не нужно. Только прекрати делать усилия, и сразу же начнешь деградировать по всем фронтам. В общем, это все знают в обычной жизни, но мало кто задумывается, что те же законы действуют и в искусстве!

Дело в том, что чтобы правильно и полноценно воспринять произведение искусства, нужно в первую очередь иметь развитое собственное сознание. Нужно, чтобы это сознание и в искусстве стремилось к тому же, что в жизни: подняться выше, как-то усовершенствовать себя, свои взгляды. Однако, как мы уже говорили, не делать усилий гораздо легче. И именно из этой концепции - восприятия без малейшего напряга, апеллирования к низким инстинктам, которые имеются у всех половозрелых особей - исходят "делатели" подобных книг, фильмов, песен и передач.

Вы знаете, большинство людей периодически посматривает порнофильмы: это факт. Посещаемость у таких сайтов миллиардная: это тоже факт. Должны ли мы на этом основании сказать, что порнофильмы - это, видимо, великое искусство, раз столько людей их с удовольствием потребляют?
Так вот, что интересно, большинство "популярных" книг, фильмов и песен по своей концепции являются теми же порнофильмами, но слегка завуалированным (а в случае с 50 оттенками не завуалированными вообще).

Иван Ефремов в романе "Лезвие бритвы" сказал устами одного из героев: "Чтобы видеть золотые сны, надо иметь золотую душу". И действительно, до относительно сложных и многоплановых произведений (даже не обязательно классических - современных тоже) нужно духовно и умственно дорасти, чтобы воспринять их полноценно, а не через инстинкты ("ну когда же наконец герой героиню завалит") или через чисто сюжетную канву ("мне фильм не понравился: мало экшена и графика плохая").
А до произведений, подобных 50 оттенкам, дорастать не надо. Как бы еще опускаться не пришлось. И размышлять над ними не надо, и напрягаться тоже. Да, так же, как над порнофильмами. Катиться вниз легче, чем карабкаться вверх, и единственное, что я могу по этому поводу сказать, относится не к общей массе людей, а к тем, кто раскручивает подобные проекты. Да, это деньги и быстрая окупаемость в сиюминутной реальности. Но с точки зрения человечества это деятельность бесполезная и даже вредная. И это, как ни странно, понимают все, даже эти самые пиплы, которые хавают. Потому что у человека есть еще одно свойство: катиться вниз ему легче, но если он так делает, то теряет к себе уважение.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (23):
Divcot 01-09-2016-12:26 удалить
Italianochka, ага) Я думаю, что любить такую книгу - это как любить ковырять в носу: естественно, все так делают, но к искусству это отношения не имеет)
П. С. кошмар, что-то компьютер заглючил, нечаянно удалила твой комментарий и теперь отвечаю пустому месту((
зверушко 01-09-2016-12:31 удалить
все правильно мыслишь. проблема в том, что норма - это большинство. а в обществе потребления большинство - потребители. для них нет такого, что я мыслю , следовательно существую. для них есть только - я потребляю, следовательно, существую. и чем больше такое создание потребит, тем больше в нем уверенность, что он что то из себя представляет.
Divcot 01-09-2016-12:37 удалить
зверушко, с другой стороны, не все так просто. Многие, особенно с годами, начинают мучиться именно от этой бессмысленности и неудовлетворенности собой. Кто тянется к творчеству, кто пьет, но уж точно что-то в душе "чешется" рано или поздно.
зверушко 01-09-2016-12:41 удалить
Ответ на комментарий Divcot # Divcot, чешется. да. только многие это принимают за другие желания. и все по новой. я тут встречала как то в сети взгляд одного человека, по моему, священнослужителя, но точно не вспомню. так вот, там было о том, что когда тебе кажется, что тебе хочется любви или отношений , или секса , или тоска какая то странная - это потому, что душа на самом деле хочет к Богу. я не имею ввиду сейчас именно христианство, а именно потребность души в Духовной пище. а у нас с рождения большинство воспитывают так, что для того, чтобы разобраться в себе - им нужно натанцеваться по граблям до полусмерти... но собственный опыт - самый действенный учитель )
Zemerda 01-09-2016-12:43 удалить
+100500
Еще и вспоминаешь песню "любит наш народ...") Как раз потому, что излишне думать не надо, да и думать там не над чем.
zerg_from_hive 01-09-2016-14:16 удалить
Divcot, вспомнилось вот:
"Гетера Каллисто однажды насмешливо заявила Сократу, что если она захочет, то переманит к себе всех его друзей и учеников, а вот ему это сделать с ее друзьями не удастся.
- Конечно, - сказал философ. - Тебе легче: ведь ты зовешь спускаться вниз, а я - подниматься вверх."


зверушко, а если ещё с детства выращивать "квалифицированных потребителей" вместо клятых коммуняцких творцов, то рано или поздно самовоспроизводство этих потребителей может стать практически необратимым.

Zemerda, ты не одна вспоминаешь эту песню. 8-)
Патока 01-09-2016-14:59 удалить
был период, когда я любила русский рэп)))
а еще мне понравились "50 оттенков", хотя я прекрасно понимала, какой это шлак. просто тогда мне позарез было необходимо прочесть что-то такое легкое, радужное и откровенно тупенькое, чтобы забыть о своих проблемах и дать мозгу возможность "продышаться".
Это я к тому, что развитие, безусловно, прекрасно, но в определенные моменты слишком сложная литература может довести до помешательства.
Я с тобой полностью согласна и тоже оттенки низким жанром считаю, а вот многие меня и мою любовь к драмам не понимают. Мне становится страшно, что так много людей, которые не хотят думать и сопереживать героям. У них что ли мертвые души?
Divcot 01-09-2016-15:13 удалить
Патока, тут такое дело, что хорошая литература - это вовсе не обязательно что-то очень мрачное, что невозможно читать в плохом настроении. Такое убеждение пошло из-за тех, кого нам назначили классиками: у них все время кто-то помирает и что-то стрясается. Но есть куча литературы, которая при том, что "строить и жить помогает", то есть носит скорее поддерживающий эффект, совершенно не примитивна. Просто, может быть, многие о ней не знают или имеют не то представление, хотя не читали.
Навскидку: это любые повести Астрид Линдгрен (которую почему-то относят к чисто детским писателям, что не так: многие вещи у нее понятны только взрослым), повести Фриды Вигдоровой (Дорога в жизнь, Это мой дом), повести Владислава Крапивина (не все. Но, например, Самолет по имени Сережка, Острова и Капитаны, Колыбельная для брата, Крик петуха, Лерка - они более-менее светлые по духу, хотя и смерти там тоже встречаются, но все равно: строить и жить помогает). Опять же, любые повести Н. Носова, включая приключения Незнайки, многие вещи из которых понятны только во взрослом состоянии...
Я и сама стараюсь писать так же: то есть совмещать увлекательную форму и глубокое содержание - это возможно, и "мрачный" - вообще не синоним слова "умный" и, тем более, "глубокий". Даже чистая развлекаловка бывает более высокого уровня: например, детективы Иоанны Хмелевской, особенно ранние, или книги Сан-Антонио (французский детективщик, там приятнейший пошлый юмор)).
Я, если мне душевно нехорошо, тоже иногда читаю что-то такое совсем беззубое, однако если переступаю границу примитивности, меня это в конце концов не успокаивает, а раздражает. Я так Секс в большом городе смотрела. Вначале вроде ничего, а потом как-то все больше фу.
Divcot 01-09-2016-15:15 удалить
Ариара_Грейв, насчет драм и высокого - это не всегда одно и тоже, см. мой комментарий чуть выше). Я читала очень даже глупые и плохо написанные произведения, которые формально по жанру были драмами. Вообще, глубина вещи достигается не такими простыми приемами, как действование на нервы читателю, а то самым "глубоким" жанром у нас бы считали ужастики))
Ответ на комментарий Divcot # Снова согласна. Я считаю, что произведение удалось, когда человека тронуло, заставило задуматься о чем-то нужном и важном. Я читала Фаэты Казанцева лет в 14. Это фантастика, качественная или нет - не могу судить, но меня она (книга) заставила задуматься о нашем неправильном отношении к природным ресурсам. То есть сюжет по сути сказка, а мысли остались нужные, важные, правильные.
Divcot 01-09-2016-15:30 удалить
Ариара_Грейв, сказочный сюжет никогда не мешал мыслям. Опять же, в "официальных" писательских кругах бытует мнение, что любая фантастика - это, дескать, что-то "несерьезное", а "настоящая" книга должна описывать только унылую, серую и суровую реальность - желательно, еще каких-нибудь пьяниц в глухой деревне, - вот тогда-то за такую книгу надо давать серьезные премии)) Это мне напоминает фразу из фильма: "Я лично не люблю французов: их даже в нашу гостиницу не пускают")
Divcot 01-09-2016-15:35 удалить
Zemerda, ну вроде как да. А вроде как и нет. Если бы все было так просто, мы бы до сих пор в пещерах жили. Каким-то образом в человеке заложено стремление улучшать себя и жизнь, что-то изобретать, и если он себя не реализует, возникает тоска или агрессия - верный признак "неправильной" жизни.
Zemerda 01-09-2016-16:26 удалить
Ответ на комментарий Divcot # Но опять-таки, не все же думают об этом. Кто-то хочет улучшать жизнь, а кому-то и так хорошо)
согласна, популярность к искусству (к великому) не имеет никакого отношения.
Divcot 01-09-2016-17:42 удалить
daily_notes_lovely_ugly, в целом, когда как. Зависит от времени. Тот же Крапивин был очень популярен в советское время, а его литературу уж никак попсой не назвать. Сейчас время другое, но ведь может наступить третье и четвертое) На то надеемся)
Ответ на комментарий Divcot # Divcot, я имела в виду, что прямой связи никакой, может быть популярным искусство, а может быть полная чушь :)
Divcot 01-09-2016-17:54 удалить
daily_notes_lovely_ugly, может, конечно. В РОссии, правда, по-моему, связь скорее обратная: чем хуже, тем лучше. Может, в США по-другому...
Ответ на комментарий Divcot # Divcot, к сожалению нет, от того так популярны Кардашьяны :D Соглашусь, что сейчас общество очень любит всякое пустое г. Я не за то, чтобы все ценили и любили только великое, я думаю всему есть место, но стремление мыслить должно быть
Bucavca 01-09-2016-21:03 удалить
Оттенки и многое остальное, это скорее дань моде. Все прочитали и я прочитаю. Как сейчас помню в обществе, при встречи, обязательно спрашивали а ты Коэльо, Мураками, Санаева и тд. прочитала? А я как тот ёжик, кололся и ел кактус, читала оттенки и плевалась. Что бы потом, что, обсудить? Зачем? Да, я могу посмеяться в компании над Самым лучшим днем, и то просто потому что это пародия на общество наше же . Мураками я не смогла прочитать, ну не могу я представить красивого японца, когда читаю, образ стоит европейца и сразу как то смысл в чтении теряется.
Мы на столько начали падать, что теперь некоторые начали радоваться тому, что ХОТЯ БЫ ЛЮДИ ЧИТАЮТ! а что они читают - это не важно. например, если говорить о тех же "50 оттенках" - если ее и прочитаешь, то ума не прибавится, а кругозор не расширится...нынче, вобще у людей перестало отсутствовать такое понятие как "Выбирать и отметать ненужное". Самое главное - "Все схавали и и я схаваю"...
Патока 02-09-2016-11:06 удалить
Divcot, блин, у меня не укладывается в голове это. я не могу назвать Носова классиком, хотя с детства "Денискиными рассказами" зачитывалась. У меня четко разделсются книги для "подумать" и для "отдохнуть
Divcot 02-09-2016-11:46 удалить
Патока, на самом деле "подумать" можно вообще над любой книгой, даже самой ужасной. Но есть еще книги, как раз типа Носова, Крапивина, Урсулы ле Гуин, Астрид Линдгрен, которые совмещают в себе ненудное, немрачное и даже часто весьма захватывающее содержание с глубокими мыслями. Как я писала выше, глубина литературы ни в коем случае не измеряется несчастьями героев. Даже если абсолютно все умерли в конце, это может быть очень глупая и пустая книга).


Комментарии (23): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Про 50 оттенков серого или о стремлении вверх | Divcot - Дневник Divcot | Лента друзей Divcot / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»