• Авторизация


"Гарри Поттер и отсутствие внутренней логики" 23-07-2015 03:54 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Подруга тут недавно начала читать по-английски Гарри Поттера. Бросила на первой главе. По какой причине? От возмущения. Ребенка отдают ужасным родственникам, про которых знают, что они ужасны, - возмущалась она, - и это при том, что волшебники МОГЛИ сами вырастить его, многие усыновить хотели. Однако добрый Дамблдор отдал мальчика заведомо недоброжелательным людям, чтобы... внимание... его не избаловали! 

А чего: нормальный такой способ, правда? Зачем тебе нормальное детство и любящие родители - ишь разбаловался! Аскетичнее надо быть, аскетичнее, вот тебе чуланчик и живи там никем не любимый 10 лет - то есть все детские годы, когда формируется основа характера, закладывается модель отношений с будущим партнером... 

Если подходить к героям Гарри Поттера как к живым людям, то сам Гарри должен был сделаться не великим волшебником, а постоянным клиентом психотерапевтов: либо забитым и полным фобий пацаном, либо жутко мстительным существом, которое, узнав, что умеет колдовать, разнесло бы все вокруг нахрен. И в любом случае он имел бы дикие проблемы в области любви, потому что дети, которых не любят, сами любить не умеют нормальным общественно приемлемым способом...

Если рассматривать как живых людей Дамблдора и прочих волшебников, отдавших мальчика мерзкой родне, "чтобы не баловать", то по-честному любой нормальный человек назовет таких типов сволочами или, в лучшем случае, лицемерами, которые не хотят проблем, но желают остаться "чистенькими" и оправдывают себя. 

Все это плохо. Но не потому, что я написала. А потому, что авторская оценка катастрофически не совпадает с оценкой ситуации читателем. Отсюда и сильное раздражение. Поступки вроде бы положительных героев объективно неположительны, к тому же, лишены нормальной мотивации, а автор упорно подает их нам как достойных людей, у которых прямо-таки не было другого выхода, кроме как отдать ребенка. в это же время читатель минут за пять может предложить десять других выходов из положения: и найти строгую справедливую семью волшебников, где дитя бы не баловали, и найти семью просто хороших людей и отдать дитя им... Но нет: писателю нужна драма, и  он полон решимости ее создать, невзирая на хилую логическую надстройку. Возникает мерзкий диссонанс. Это сквозит дырка во внутренней логике произведения.

Одна из ошибок людей, которые далеки от литературного процесса - это то, что они думают, будто писатель может "написать, что хочет". Нет, не может. В повести, как в математике, если ты установил, что "а" больше "б", то так оно и должно оставаться на протяжении всех выкладок. Если же в этом неравенстве что-то меняется, значит, появилось еще какое-то "с", которое должно быть также описано - кто оно такое и откуда вообще взялось. Экзерсисы типа "вдруг в форточку влетела ворона, держа в клюве листочек с надписью "Вася, знай, что Петя - твой потерявшийся в детстве брат" ужасны и их стараются не допускать даже в глупых сериалах. Но иллюзия всесилия бывает что подводит писателя, как это произошло в Гарри Поттере.

Я думаю, что дело было так: автор придумала яркие трагические эпизоды о злоключениях волшебника-сироты и хотела их описать любой ценой. Но также любой ценой она хотела подчеркнуть известность и исключительность Гарри, поскольку это важно для дальнейшего сюжета. По сути, это несовместимые вещи во внутренней логике, но она решила их все же совместить в надежде, что и так прокатит. В общем-то, для многих и прокатило, либо остальные события вытащили произведение. Но бьюсь об заклад, что 90 процентов читателей назовет поведение волшебников, которые якобы положительные герои, лицемерным с уклоном в сволочизм. То, что эти черты потом никак не подтверждаются, а Автор явно симпатизирует таким странным персонажам, усиливает недоумение.

П. С. Я тоже могу читать Гарри Поттера только бегло и невнимательно из-за этих раздражающих логических дыр, разбросанных по всей серии книжек. Одно из немногих произведений для детей, по-моему. которому нужна очевидная правка, несмотря на всю популярность.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (14):
согласен с доводами. Но они - из области логики и детерминированной Вселенной. Но писала, вроде, женщина? (впрочем, это не критично) Автору хотелось а) чуда, б) чуда в духе Синдиреллы и "вознаграждённой добродетели". Поэтому, мильёны нищебродов и неудачников фапают на это слюнявое мимими, отождествляя себя с нищасным дитём, у которого "есть шанс!"
хм!.. такое впечатление, что я писал о христианстве..
Рианонн 23-07-2015-16:17 удалить
ой. Я читала Гарри аж до узника Азкабана и как-то не задумывалась о том, почему он живёт с этими родственниками. Как-то у меня сложилось ощущение, что "так вышло"
Рианонн 23-07-2015-16:31 удалить
Ответ на комментарий Странник_Су # Странник-52, а все хотят, чтоб их добродетель вознаграждалась. Или даже не добродетель, а просто страдания.
Ответ на комментарий Рианонн # во-во, скорее - страдания. Будто это - заслуга или индульгенция какая... да и с добродетелью какой-то бартер получается, а не внутренняя потребность... и вообще, хотеть-то можно, но это никак не обязывает Мироздание (в любой форме) соответствовать хотелкам.
Рианонн 23-07-2015-21:42 удалить
Ответ на комментарий Странник_Су # Странник-52, насчёт мироздания не знаю, но писатели вот успешно подрабатывают на этой хотелке)
Ответ на комментарий Рианонн # спекулируют, прямо скажем ))
Хм, так она в последних книгах сказала, что это были вынужденные меры, т.к. Гаррику для защиты был необходим дом кровных родственников. И смутно припоминается даже, что Дамблдор надеялся на более тёплое отношение Петунии к племяннику...
Дыры-дырами, а популярность, блин, какая! Можно только мечтать о таком ажиотаже вокруг собственной книги)) Чем-то Стефани Майер напоминает. Как ни возьмусь читать, начинаю плеваться. Давече глянула "Гостью" - такой твердый хорошист фильм получился. Открываю книгу - мама дорогая! Читать невозможно. Стало скучно примерно на 12 странице. Прочла ещё десятка два и забросила. Ибо нехрен время тратить!)) Редкий случай, когда экранизация и сценарий лучше оригинала в книге. Наверное, так и с Гарри? Я фильм не смотрела, книг не читала))
Divcot 25-07-2015-12:05 удалить
Грозовой_вечер, раз в последних, значит, не только нас это покоробило - видимо, читатели говорили о недостаточной мотивации.
Divcot 25-07-2015-12:06 удалить
Margarita_Evil-doer_AdiGalliya, Не знаю, для меня и книги, и фильмы смотрятся слишком затянутыми, хотя и с интересными проблесками.
Divcot 25-07-2015-12:09 удалить
Странник-52, я тоже женщина, но вообще-то явное наличие "пола" в литературе - это, мягко говоря, не признак мастерства. Есть общая логика, есть логика построения сюжета, и это должно соблюдаться, какого бы пола ни был автор.
Divcot 25-07-2015-12:11 удалить
Рианонн, кстати, в подростковом возрасте я тоже не очень задумывалась, но все равно было смутное ощущение непорядка, поэтому книжка не стала одной из любимых, хоть предпосылки, вроде, были.
zerg_from_hive 29-07-2015-12:22 удалить
Divcot, а вот кстати да, ИМХО вполне разумно расписано. Согласен. Странник-52, ну а как же без шанса для миллионов? "Не досталось им даже под пули, в ремеслухе живи да тужи..." 8-)


Комментарии (14): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник "Гарри Поттер и отсутствие внутренней логики" | Divcot - Дневник Divcot | Лента друзей Divcot / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»