В прошлом году "традиция" изобретать под осень что-то новенькое для хозяйственных нужд оказалась прервана. Вместо этого я занимался разбором "авгиевых конюшен", что образовались потихоньку в разных углах моего хозяйства. Но об этом чуть позже, а сейчас - рассказ о том, как поживают штуковины, придуманные ранее.
Тачка-лесовоз.
У неё жизнь двойственная. Та часть, которая досталась в наследство от лёгкой садовой тачки (рама и колёса) стонет, плачет, жалуется и требует непрерывного ремонта или замены. Часть, сделанная мной (надстройка) чувствует себя превосходно и даже удерживает от разрушения основную раму.
У рамы отвалилась одна ручка. Труба треснула по слабому месту - по отверстию, к которому снизу крепится подставка, а сверху - задняя опора надстройки. Где-то пол-года я использовал тачку в "одноруком" варианте, а затем всё же забрал её на недельку в гараж и провёл реанимационные процедуры. Обе ручки усилил оттяжками из круглого прутка 10 мм, чем разгрузил эти слабые места, работающие на изгиб. Тачка стала чуть тяжелее, зато развесовка её улучшилась: оттяжки дополнительно загрузили стойки.
Заодно спилил изгиб рамы, выступающий сильно вперёд и часто упирающийся в землю при наклоне тачки вперёд. Чтобы сохранить при этом целостность рамы приварил вместо изгиба торцевую пластину, и ещё одну снизу.
Колёса тачки продолжают умирать с завидной регулярностью. Лопаются нейлоновые покрышки (уже лопнула первая из новых). Одновременно с покрышками умирают и дешёвые подшипники. Такое ощущение, что раскатываются и проминаются дорожки качения шариков (не закаленные?), в результате шарики высыпаются и подшипник саморазбирается. В Westward'е нашёл замечательные подшипники, идеально встающие в эти колёса, по 1,5 евро за штучку. Вот только стоит ли их ставить, если при разрыве покрышки колесо приходится менять полностью - не видел я в продаже этих покрышек отдельно. В общем, буду искать какие-то другие колёса на замену этим.
Для чего используется тачка? Разок ей довелось потаскать упаковки минваты.
Разок - цемент.
Раза два-три возила 1,5-метровые брёвна от машины к месту распиловки.
Возила наколотые дрова к месту укладки. Неудобно, с элементами эквилибристики, но влезает очень много.
Нашлась логистическая цепочка и для системы сменных кузовов. Вожу в них дрова для отопления гаража. От идеи хранить их во вспомогательном гараже я отказался - гараж закрытый, проветривается неважно, дрова плохо сохнут, а места занимают много. Поэтому загружаю дровами в дровеннике 90-литровую бадью, везу её к машине и перетаскиваю в кузов. Одной бадьи хватает на пару дней протопки.
Но главная работа этой тачки - погрузка-выгрузка водовозки раз в неделю.
Водовозка.
У водовозки жизнь интересная, насыщенная и постоянно меняющаяся. Она живёт и развивается эволюционным путём. То есть постепенной заменой неудачных или неудобных деталей более удачными и удобными с целью упрощения и ускорения работы с ней.
Из мелочей: купил специальный "летний" подающий шланг. Собственно, от "зимнего" он ничем не отличается кроме длины - 7 метров вместо 13-ти. Сезонная замена шланга происходит в момент "переезда" водозабора родника на зимнюю или летнюю позицию. К летней можно подъехать гораздо ближе, с коротким шлангом работать удобнее, да и сопротивление потоку воды у него меньше.
В процессе обновления электропроводки в гараже вывел одну розетку прямо на рамку ворот. Для быстрого и удобного подключения насоса водовозки. Да, в последнее время сливаю воду в два насоса. Насос водовозки заталкивает воду в шланг и входные фильтры, а приёмный насос на "водохранилище" вытягивает воду из фильтров и закачивает в бочки. Так получается заметно быстрее. А розетка на воротах позволяет не пользоваться проводом-удлинителем, который надо разматывать, а затем сматывать. Немножко, но и здесь время экономится.
Ещё заменил обычный "домашний" удлинитель в сети 220 вольт на самодельный. "Домашний" без проблем пережил первую зиму, а на вторую с ним случилось вот это:
Да, от мороза задубела и полопалась изоляция провода. Провод стал небезопасен. Новый удлинитель я сделал из "уличного" провода с резиновой изоляцией и двух влагозащищённых разъёмов (вилка и розетка). Всё - чёрного цвета.
Ещё догадался на время перевозки воды закрывать конец заливочного шланга пробкой. Это дало сразу несколько плюсов. Не нужно тратить время на слив воды из шланга дважды за цикл - до восьми минут времени экономится. Не пачкается конец шланга, если при смотке случайно коснётся земли. Практически отсутствуют воздушные пробки в системе при подключении шланга на слив воды. Ну и дополнительные 10-15 литров воды с родника перевозятся непосредственно в шланге.
Серьёзные доработки.
Как-то прошлой зимой (2018-2019) у Транспортера "умер" генератор. А поскольку аккумулятор пауэрбанка водовозки здоровьем не отличался, то ему требовалась постоянная подпитка от генератора. Возникла серьёзная проблема. Генератор я починю неизвестно когда, а вода нужна стабильно раз в неделю. Без вариантов: нет воды - нет жизни в доме. Транспортер на одном аккумуляторе вполне может доехать до родника и вернуться, но запитывать с этой батареи водовозку - верный способ не уехать потом с родника. Надо что-то решать. Из кучи пришедших мне на ум вариантов больше всего понравился один - сходить в Ивангород и купить в "Дачнике" маленький генератор, который я там видел. Около 100 евро он там стоит, и это раза в три меньше, чем в наших магазинах. Сказано - сделано. Сходил - купил - принёс.
Китайский Champion. Мощность на выходе - 1 кВт. Стоимость - примерно 8900 рублей, сейчас уже не помню точно.
Генератор мне очень понравился в итоге. Работает мягко, не слишком громко. Заводится без проблем, даже в сильный мороз. Всё, что сломалось за эти почти два года не по моей вине - это пружинка, закрывающая крышку розетки. Теперь крышка сама по себе не закрывается.
Конечно, выглядит он в некоторых местах немного неряшливо в плане конструирования и сборки. Например, крышка воздушного фильтра неплотно прилегает к корпусу, что может привести к подсасыванию воздуха мимо фильтрующего элемента. Периодически обклеиваю её чёрной изолентой)))).
Уплотнение пробки бака очень даже так себе. Если генератор с полным баком поболтать или завалить на бок - бензин потечёт.
Защитный короб глушителя сварен криво, хотя к прочности и надёжности вопросов нет.
Имеется даже выход на 12 вольт и провод с "крокодилами" в комплекте.

А понравился мне этот генератор своей неожиданной надёжностью. Беру его с собой на родник теперь всегда, и почти всегда использую. Косячок в работе за это время был только один. Прошлой же зимой, когда столбик термометра упал на -24,5 градуса, завёлся он без каких-либо проблем, но закинул стрелку вольтметра на ограничитель (более 300 вольт) и ни в какую не желал её оттуда убирать. Ни перезапуск не помогал, ничего. Попробовал запустить с него насос - мало ли, может это только глюк вольтметра? Или под нагрузкой всё придёт в норму? Но нет, мотор насоса дёргается, гудит и не работает. Хорошо, что я к этому времени генератор Транспортера уже починил - запитал водовозку по старой схеме. А когда мороз спал до -18, всё пришло в норму, Чемпион заработал как ни в чём не бывало, и ничем не напоминал о былой проблеме.
Чемпион в работе. Апрель 2019 года.
К осени прошлого года окончательно умер аккумулятор пауэрбанка водовозки. Напомню, это был Banner на 74 ампер-часа, отданный мне бесплатно знакомым в неизвестно каком состоянии. Проработал он у меня чуть больше года. В начале своей "водовозной" карьеры был способен закачать в бак около 400 литров воды, а под конец едва мог осилить 50. То есть пришла пора "прокачать" аккумуляторную часть водовозки. Поехал в Tooriistamarket и купил там тяговую батарею Bosch L5 008 на 75 ампер-часов. Взял бы на 100, но таких просто не было. Обошлась она мне в 129 евро.
Долго искал в Интернете информацию по тяговым батареям, но почти ничего подходящего не нашёл. Видимо, всё дело в том, что классификация батарей "тяговая - стартёрная" относится к советскому времени и пространству. В современном мире такая батарея называется "Deep cycle". Видимо, имеется в виду, что она способна переносить цикл глубокой разрядки. Этим она и превосходит обычную автомобильную батарею там, где требуется длительная отдача сравнительно небольшого тока. На пиктограммах применяемости, как видите, нет изображений автомобиля, грузовика, трактора или мотоцикла. А есть домашние электросистемы, электросистемы кемпера или яхты, а также изображение лёгкого электрокара (тележки для гольфа).
Обычная (стартёрная) батарея очень не любит глубокой разрядки. Даже батарея от самого именитого производителя может потерять до половины своей ёмкости после всего лишь трёх высаживаний "в ноль". Главная задача такой батареи - бодро прокрутить стартером коленвал двигателя автомобиля, выдав в течение нескольких секунд ток в 500-700 ампер. На это нацелена вся её конструкция. А питание прочих потребителей - дело десятое, в этом ей должен помогать генератор работающего мотора. Тяговая же (Deep cycle) батарея как раз и рассчитана на эти самые "прочие потребители", которые медленно но верно высасывают её досуха. И она переносит это без особых для себя последствий.
Что дала мне эта батарея? Возможность наполнить водовозку (примерно 1050 литров), не используя никакие другие источники питания. Да, батареи на 75 ампер-часов, как выяснилось, на это хватает. Но хватает впритык: сейчас, 9 месяцев спустя, её чаще всего хватает только на 1000 литров. Возможно, дали о себе знать мои первоначальные эксперименты. Не зря же на ней написано "min 12.4V". А поначалу инвертор высаживал её до 12,0 вольт, а то и до 11,9. А возможно всё дело в том, что поначалу я использовал батарею сразу после зарядки, а сейчас заряжаю её сразу после использования, и до следующего использования проходит почти неделя.
Так что сейчас я использую эту батарею лишь для старта: запустить подкачивающий насос, запустить основной, выгнать пузыри воздуха из шланга, выключить подкачивающий и убрать его провод, запустить бензогенератор и дать ему прогреться пару минут. За это время в бак успевает набраться 100-150 литров воды. Ну и освещение водозабора в тёмное время 12-вольтовым прожектором - это тоже в обязанности данной батареи.
Как-то раз среди зимы эта батарея (в составе пауэрбанка) нас прямо-таки выручила. Когда произошла единственная за зиму авария на электросетях, пауэрбанк больше трёх часов давал питание на компьютер, музыкальный центр, роутер и две настольные лампы. Так что аварию мы переждали не в тишине и при свечах, а со светом и Интернетом)))).
Вместе с тяговой батареей приобрёл и "умный" зарядник. CRX, 95 евро.
Половина надписей на нём на финском, половина на английском, но разобраться оказалось не так сложно - всего четыре кнопки. Выбор тока зарядки (2 ампера, 10 ампер или максимальный до 22 ампер), выбор батареи (стандартная, гелевая или Deep cycle), просмотр состояния батареи (уровень заряда и напряжение на клеммах) и кнопка Start.
Режим зарядки он выбирает сам в зависимости от типа батареи и её состояния. Да ещё и меняет его в процессе зарядки. В какой-то момент даже включает режим дисульфатации пластин батареи - это когда напряжение зарядки слегка скачет вверх-вниз, способствуя избавлению свинцовых пластин от ненужных отложений.
Половину объёма зарядника занимает карман для хранения проводов. Очень удобная штука.
Таким образом в проект "водовозка" оказалось вложено ещё более 300 евро, а общая его стоимость, думаю, перевалила за 700. Все нововведения позволили уменьшить время на доставку воды. Если изначально одиночный цикл доставки воды занимал 2,5-3 часа, то сейчас почти всегда укладываюсь в 2 часа. Двойной цикл (это когда едешь за водой два раза подряд, не выгружая водовозку из машины) изначально занимал 4 часа и более, а сейчас последняя такая поездка заняла где-то 2,7 часа. А время, как ни крути - самое ценное, что у нас есть. Его не купишь ни за какие деньги. Также эти нововведения позволили продублировать систему электропитания водовозки, что позволяет гарантированно набрать воды даже при возникновении какой-либо аварии.
Пока Транспортер в ремонте, водовозку таскает Форд. Пара фоток в процессе слива воды.
Форд хорош тем, что водовозка не перегружает его - его грузоподъёмность заметно больше её полной массы. А недостаток - очень большая разница в погрузочной высоте. Загрузить-выгрузить пустую водовозку - целая история.
И ещё - для водовозки у Форда очень, очень маленький кузов. Сама она худо-бедно влезает, и даже борт за ней можно закрыть (когда дуга с кузова снята, как сейчас), а вот ванночку и приёмную стойку положить уже некуда, и они едут к роднику прямо на открытом борту.
Неожиданный фактор эксплуатации водовозки - масса живого общения с людьми, приходящими за водой. Если набираешь воду канистрами, как все, то процесс обычно происходит в молчании - о чём говорить-то с незнакомыми людьми? А когда работаешь с водовозкой - очень многие с интересом осматривают её, расспрашивают, а потом и о жизни поболтать могут.
Примерно каждого пятого посетителя родника можно отнести к категории "умников" - из-за руля своей машины оценивает: "тэк-с, кубик, шланг, насос - это надолго" - и просто проезжает мимо, решив приехать за водой позже. Остальные подходят, спрашивают - и выясняется, что проблемы-то нет, я просто выдвигаю свою ванночку из-под струи, и они могут набирать свои канистры прямо сразу. Ванночка большая, 90 литров. Пока насос её высосет, человек успевает набрать 30-40 литров для себя. Чаще всего этого хватает. Ну а кто приходит с большими объёмами - либо набирают по очереди со мной (я набираю ванночку до цела минуты за три и выдвигаю её), либо предпочитают подождать, когда я наберу полный кубик.
Каждый второй норовит сунуть свою банку или канистру под струю, не дожидаясь, пока я отодвину бадью. Некоторые ещё приговаривают: "Да не надо, не надо, я так..." Видимо, большой объём кубика наводит на мысль о том, что это вода для помывки (для бани) или может быть для полива. Приходится каждому из них объяснять, что я эту воду в том числе и пью, и не очень приятно, когда кто-то полощет в ней свои руки и канистры.
Пару раз мне попадались "учителя", которые чётко знают, сколько для дачи нужно питьевой воды и сколько технической, которую можно взять из колодца. Но больше всего запомнилась одна семейная пара примерно моего возраста. Муж смущённо улыбался и молча набирал воду в канистры, а жена активно насела на меня, расспрашивая, что к чему, откуда, как, сколько стоит, где достать и как со мной связаться если что)))). Правда, пока так и не связалась...
Роспуск.
Жизнь роспуска скучна и однообразна. Абсолютно никаких нововведений и доработок он не требует, что говорит о том (я надеюсь), что он идеален и совершенен)))). Используется, правда, нечасто. После описанных выше двух рейсов он на данный момент сделал ещё три. Причём два из них коммерческих, то есть не для себя и с сопутствующим зарабатыванием евров. Возил доски Димону на дачу. Его родственники решили поставить на участке хозяйственный сарай, а потом перерешили сделать из него баню, так что материал был очень нужен. Ездили с Димоном за досками вдвоём на лесопилку в Вийвиконна (около 30 км от дачи). Там оказалось дешевле всего, при этом качество досок очень достойное.
Первый рейс. Апрель 2020. На лесопилке в Вийвиконна.
"Грамотно сделано" - реакция лесопильщика на роспуск. Он приготовил нам заказанную пачку досок под погрузчик - думал, что мы, как все, приедем на большом грузовике. А нам только вручную грузить)))).
Остановка по дороге обратно.
Этот рейс рекордный. 34 доски 100х50, 3 бруса 50х50, 4 доски 150х25. Всего 1,155 кубометра, вес примерно 700-800 кг. Грузили во всю ширину коников, что создало небольшие проблемы только при заезде задом на дачный участок - пачка упёрлась-таки в край дверного проёма.
На месте разгрузки.
Второй заезд случился в конце мая. В тот же Вийвиконна. 40 досок 150х25. Объём - 0,9 кубометра, вес примерно 600-700 кг.
Ну и между этими двумя вылазками я ездил с роспуском в Нарву - купил 15 досок 100х30 для своего хозяйства. Фоткать не стал, ничего такого особенного.
Теперь про обещанные "авгиевы конюшни".
Так обычно получается, что если у тебя есть в хозяйстве некие помещения, которые не используются активно, то они постепенно начинают использоваться как склады всякой всячины. И если периодически не проводить в них чистку, то вполне цивильный сарай или гараж со временем превращается в этакий "склад Плюшкина", в котором вещи хранятся вроде бы и нужные, но неизвестно когда они пригодятся. У меня таких помещений образовалось аж четыре штуки. Два маленьких сарайки на участке, придомовой гараж и вспомогательный гараж в городе.
Самый запущенный случай - этот самый вспомогательный гараж. "Официально" (для самого себя) этот гараж предназначался для хранения сезонных комплектов колёс, дров для печки основного гаража, самодельной разборной эстакады и велосипедов. Но со временем он забился хламом настолько плотно, что лишь по центру гаража остался узенький проход для одного человека.
Вот так этот гараж выглядел уже в процессе разборки. Уже вывезены старый библиотечный каталог, металлический стеллаж высотой под потолок и примерно полтора кубометра кирпичей. Остальное пока лежит.
Начался вынос хлама для разбора и сортировки.
Вытаскивание и перевозка садовой водонапорной башни (бак + опора) - одна из второстепенных причин покупки прицепа.
Теперь в этом гараже живёт
Омежка...
...сезонные комплекты колёс на три машины и велосипеды. Велосипедов накопилось аж восемь штук. "Украина" 75-го года и "Garry Fisher", которыми я в своё время активно пользовался. Отданные в разное время одним приятелем бело-голубой "Аист", шоссейный "Trek 700" и городской "Trek" с низкой рамой. Это те пять, что подвешены к потолку. Один "Аист" и что-то типа "Салюта" лежат в разобранном виде у задней стенки гаража. И старенькая "Украина" викиного деда стоит внизу. То, что за ней - это не велосипед. Это лопнувшая рама моего "Трека" с надетыми на неё неплохими колёсами от "Мериды". Давненько уже руки чешутся заняться велосипедами, может быть, восстановить парочку, но всё время оказывается как-то не до них...
Маленькие хозяйственные сараюшки заросли хламом по причине затруднённого доступа в них. В одном у бывшей хозяйки был сделан небольшой колодец, и прямо над ним стояла летняя душевая - стойка с бочкой наверху. Мы всем этим делом не пользовались, но и разобрать руки всё не доходили. Поэтому сюда скидывалась всякая всячина, которую некуда больше девать. У второй сараюшки была узкая и очень неудобная дверь. Сначала мы пытались хранить в ней дрова, но отсутствие активного обдува и дырявенькая крыша приводили к тому, что дрова очень плохо сохли. Так что со временем там остались лишь ломаные ДСП да разный строительный мусор. У этой сараюшки я, недолго подумав, снёс одну из боковых стен, так что доступ внутрь стал великолепным. Пусть и закрыть его на замок теперь невозможно. Выгреб из него весь хлам и земляной пол отсыпал щебёнкой. Вика назвала то, что получилось, "автобусной остановкой". И эту "остановку" я под крышу завалил старым металлом на сдачу. При разборе "плюшкинских сараев" этого металла набралось просто неимоверное количество. Сарай с душевой я тоже расчистил, закрыл колодец досками, остальной пол также отсыпал щебёнкой. Туда переехали наименее нужные вещи из городского вспомогательного гаража. Плюс запас отработанного масла (вдруг когда-нибудь куплю печку, работающую на отработке?). Плюс туда же помещается роспуск в разобранном виде.
Ну и придомовой гараж. Часть его уже была приведена в относительный порядок и использовалась для "водохранилища" и хранения водовозки. А вот другая часть (примыкающая к стене дома) представляла собой кучу хлама, оставшегося от прежних хозяев, и так за шесть лет ещё не разобранного.
Всё началось с того, что Вике на работе как-то раз отдали списанный верстак. Верстак огромный, деревянный, с немножко повреждёнными ножками. Использовался где-то в швейном производстве. Судя по табличке, что я на нём нашёл, был произведён в Великобритании в каком-то дремучем году. И возникла у меня мысль - сделать на его основе в гараже мини-мастерскую, чтобы можно было хотя бы летом (гараж не отапливается) какую-нибудь бытовую мелочёвку починить. И, как видите, сделал. Разломал старый верстачок из трёх досок, больше похожий на полочку, снял с него тиски, вычистил их и смазал. На большом верстаке отремонтировал ножки, выставил его по уровню (пол - земля, накрытая листами резины), установил тиски, а дальше всё завертелось...
Часть компенсации по сокращению пошла на закупку инструмента. Пассатижи, ключи, струбцины (в том числе и шикарный Irwin за 42 евро), точило, абразивные круги, розетки-вилки-провода для новой электросистемы - всё это было закуплено. Запасная лампа, списанная из хирургического отделения больницы, у меня хранилась в основном гараже в городе. Я подумал - зачем ей там просто лежать, когда мне нужен здесь этот шикарный свет?
Нашлось место даже для зеркала и рукомойника.
И для некоторых артефактов советского времени, найденных при разборе вспомогательного гаража. Вроде вот этого вентилятора. Сейчас таких не делают. Сейчас обязательно ограждение лопастей, ведь не делают уже и людей, которые знали бы, что пальцы в пропеллер совать не стоит))).
Старый библиотечный каталог идеально подходит для хранения метизов: ящики большие, низкие, с большой площадью дна, всё что лежит - на виду. Каталог переехал сюда из того же вспомогательного гаража в городе. В ящики я сложил рассортированный крепёж, который в изобилии нашёлся при разборе уже этого гаража. В выдвинутых ящиках сверху вниз: гайки М6, винты М6, шайбы малые.
Старая финская дрель, оставшаяся от бывших хозяев дома, потребовала лишь купить новый патрон взамен убитого. Хорошая, неубиваемая машинка, и провод длиннющий. Жаль только, что обороты не регулируются, как в современных, и реверса нет. Но когда припрёт, всяко лучше сверлить ею, чем ручной.
Ну и напоследок - кое-какие штуковины, которые прикупились для разных будущих проектов. Кто угадает, что для чего - может взять с полки пирожок. А кому лень гадать - придётся подождать. Рано или поздно разгадки появятся здесь. Если, конечно, тот или иной проект осуществится)))).
1. Большой и красивый компрессор. 3 фазы, 380 вольт, 5,5 кВт, около 900 литров в минуту, ресивер на 200 литров.
2. Маленькая симпатичная мотопомпа Champion. 0,9 кВт, 130 литров в минуту.
3. Канистра-бочка для воды. 150 литров.
4. Инвертор 12-220 вольт с "чистой" синусоидой. 4 кВт.
Могу даже дать подсказку - это четыре разных проекта, и ни один из них не является продолжением описанных выше. Можно, конечно, сделать их девайсами двойного назначения. Ну, например, использовать мотопомпу как альтернативный насос для водовозки, а инвертор - как запасной на случай отказа основного на пауэрбанке. И это, скорее всего, даже будет сделано - я люблю двойное назначение)))). Но изначальные проекты всё же с имеющимися не связаны.