• Авторизация


Прицеп 02-08-2018 16:19 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Третья "модель" в моей "коллекции" масштаба 1:1 - прицеп Respo. И - новая, в отличие от первых двух, попавших ко мне в двяти- и двенадцатилетнем возрасте.
P7221577 (700x525, 67Kb)


Как сделать утилитарный грузовичок ещё более утилитарным? Нужно добавить к нему прицеп! Действительно, зачем мне понадобился прицеп, если грузовик уже есть?
Основная идея - возможность перевозки 6-метрового сортимента: доски, бруса, арматуры, возможно, какого-нибудь металлопрофиля. Одиночный Транспортер с его длиной грузового отсека 2,40 метра для этого никоим образом не подходит. Правда, для длинномеров придётся соорудить кое-какое дополнительное оборудование.
Во-вторых - возможность перевозки бОльшего количества груза, чем на одиночной машине. В статье про водовозку я как-то мечтал, что можно докупить второй "кубик" и таскать его на прицепе. Но прицепа не было и не планировалось, соответственно, не было смысла и покупать вторую кубовую ёмкость. Теперь это вполне можно осуществить. Домашнее "водохранилище" я расширил до 1700 литров, а перевожу за раз только 1000. Второй рейс - это два развёртывания-свёртывания, лишний процесс перекачки и потеря примерно 2,5 часов. Кроме того, если я вдруг вздумаю перевезти какой-нибудь навалочный груз типа песка с дальнего карьера, то с прицепом я его увезу за один раз значительно больше, чем на одиночной машине.
В-третьих, в маленьком гараже уже лет двенадцать лежит и ждёт своего часа железный "кубик" с подставкой - дачная водонапорная башня. Занимает треть гаража, и всё у меня руки не доходят её зачистить, покрасить и увезти на дачу. Теперь её можно будет увезти в любое время, не беря в аренду прицеп с почасовой оплатой и непонятно как работающей электрикой.
P7221578 (700x525, 70Kb)

Как выбирал прицеп?
Перво-наперво залез на Auto24.ee и другие автопродающие сайты. И обнаружил, что рынок б/у прицепов у нас крайне скуден. Выбрать просто не из чего. Несколько стареньких "МАЗ-Зубрёнок" радуют низкой ценой, но под мои запросы совершенно не подходят. Современных полноразмерных прицепов практически нет. Видимо, те, кто их покупает, эксплуатируют их до полного изнеможения, после чего технику даже неудобно выставлять на продажу - во вторчермете за неё больше денег дадут. А кто о своём прицепе заботится и поддерживает его в хорошем состоянии - продавать его через несколько лет эксплуатации тоже не спешит. Вещь эта в хозяйстве иногда очень пригождается, а денег "кушает" сущие копейки - так какой смысл? В общем вывод один - прицеп нужно брать новый.
В нашем маленьком государстве прицепы производят аж четыре конторы! Может, сейчас уже больше. Это ветераны Tiki-treiler и Respo. Это сравнительно недавно появившийся, но уже отлично раскрутившийся Brentex. И малоизвестный, но достаточно часто встречающийся на автосайтах Amor. Tiki-treiler можно купить в сети магазинов Automaailm. Respo облюбовал площадки автодилеров. Ближайшая к нам точка продажи - Шкодо-Фольксвагеновский "Möller auto" в Йыхви. Кроме того, якрие жёлто-чёрные прицепы, которые даются в аренду на заправках Olerex - это тоже Respo. Brentex вам с удовольствием продадут в Tööristamarket.
P7221579 (700x525, 75Kb)

Цены? У всех производителей-продавцов они примерно одинаковы. Если нужен "полноразмерный" прицеп, но ужасно хочется сэкономить, можно найти тележку за 750-800 евро. Разумеется, это будет совершенно "голый" агрегат, даже без стояночной опоры на дышле. Сокращённые размеры платфомры - примерно 2,75 метра в длину и 1,25 в ширину. Самые низкие (0,25 метра) борта. Под такие параметры не так-то просто найти дополнительное оборудование вроде дополнительных бортов, тента или пластикового колпака, если вдруг захочется со временем прицеп "надстроить". Но внешне - вполне себе объёмистый и основательный прицеп. Прицеп с "нормальными" габаритами платформы 3,0 х 1,5 метра и высотой бортов 0,4-0,45 метра стоит уже от 1000 евро. Если хочется двухосный с такими же габаритами - это уже от 1400 евро.
P7221580 (525x700, 84Kb)

Конструкция. Все прицепы делаются из оцинкованной стали. Мощные сварные рамы, неподвижно закреплённые боковые борта и съёмные торцевые. Покрытие грузовой платформы - толстая водооталкивающая фанера. Наличествуют такелажные петли для крепления груза. Все кузова имеют возможность наклоняться наподобие самосвальных. Покрышки с маркировкой "M+S", что формально даёт право не менять их при смене сезонов. Рессорные подвески мостов с амортизаторами. Но... у Respo - единственного из всех - обнаружилась вдруг такая интересная вещь, как балансирная подвеска мостов у двухосных прицепов! Вот это уже любопытно!
Остальные фирмы предлагают двухосные прицепы только с двухрессорной подвеской (терминология производителя), это когда каждый мост подвешен на своей паре полуэллиптических рессор. Различия этих схем прекрасно наглядно проиллюстрированы на сайте Respo.
Что даёт балансирная подвеска? Великолепную плавность хода! Когда одноосный прицеп наезжает на выпуклую неровность (скажем, "лежачего полицейского"), эта неровность подбрасывает вверх весь мост, а мост в свою очередь подбрасывает кузов на такую же высоту. "Двухрессорный" прецеп точно так же даёт сильный толчок на кузов от переднего моста, а задний, в зависимости от скорости, либо даёт второй толчок, либо успевает перелететь препятствие, подброшенный первым толчком. У балансирного же прицепа удар принимают только два передних колеса. Балкой моста они друг с другом не связаны, значит неподрессоренная масса здесь совсем невелика. Далее через рычаг балансира они передают импульс на ось балансиров, заставляя её приподняться всего на половину хода колеса! А эта ось уже через рессоры передаёт этот небольшой толчок на раму и кузов прицепа. Таким образом двухосный прицеп с балансирной подвеской имеет в два раза более плавный ход, чем одноосный, и в 2,5-3 раза - чем двухосный двухрессорный. Весит балансирная подвеска примерно на 25 кг меньше, чем два отдельных моста, а стоит на 100 евро дороже.
P7221582 (700x525, 68Kb)

На некоторых российских ресурсах такую подвеску называют "одноосной балансирной", основываясь, очевидно, на том, что физически здесь ось одна (ось балансиров), а между колёсами ничего нет. Однако тут можно вспомнить, что у того же Транспортера между задних колёс тоже ничего нет. И вообще сейчас не найти ни одного автомобиля, у которого бы два колеса одного моста связывались одной цельной осью. Даже при наличии жёсткого моста эта ось состоит минимум из трёх отдельных частей: дифференциала и двух приводных валов.

В общем, именно на "балансирном" респовском прицепе я и остановился. Это самый маленький из "балансирников", он оснащён стандартной грузовой платформой 3,0 х 1,5 метра и бортами высотой 0,4 м. Стояночная опора с колесом, закреплённая на дышле, входит в комплект прицепа. Задний борт изнутри обшит той же фанерой, что и пол. Дополнительно я прикупил к нему оранжевый резиновый набалдашник на сцепное устройство, именуемый "защитой бампера". Не то чтобы видавший виды задний бампер Транспортера нуждался в какой-то защите, а просто красоты ради. "Толстенькое" сцепное устройство лучше смотрится, оранжевый наконечник издалека бросается в глаза, да и стоит всего 3,50 евро. Сам же прицеп стоит 1510 евро, но, пообщавшись немножко с дилером, удалось получить небольшую скидочку.
Обут прицеп в шины GT Radial KargoMaxXL ST4000, предназначенные специально для прицепов.
P7221585 (700x525, 74Kb)

Размерность указана довольно странно - 155R13. А где высота профиля? Позже в Интернете нашёл - 80%. Литеры "C" нет, значит, покрышки не грузовые, с усиленным кордом, а обычные.
P7221583 (700x525, 63Kb)

Максимально допустимая нагрузка - 500 кг на колесо.
P7221584 (700x525, 70Kb)

Замки под передним бортом, зафиксированные шплинтами, отвечают за "самосвальность" прицепа. Если их отстегнуть, кузов опрокинется назад до упора рамкой фонарей в землю. Ещё по углам видны две мощные буксирные петли, приваренные к раме - на тот случай, видимо, если придётся извлекать прицеп из глубокого сугроба с помощью трактора. Красная пластиковая фишечка рядом со сцепным устройством - стакан для хранения вилки электросистемы. Электрический разъём - 7-контактный (заранее, кстати, не обговаривался). У Транспортера розетка такая же. Так что обошёлся без переходника.
P7221581 (700x525, 67Kb)

После покупки как-то выдался случай осмотреть поближе прицеп Brentex. Нашёл несколько отличий. Не сильно важных, но любопытных. У Брентекса такелажные петли расположены на боковых бортах с внутренней их стороны. У Респо - на полу, что делает пол не абсолютно гладким по всей площади, петли выступают. У Брентекса передний и задний борта навешиваются на обычных петлях, типа дверных, что позволяет снять борт очень быстро, просто сдвинув его в сторону. Удобно, но с открытыми бортами никуда не поедешь - есть опасность их просто потерять. У Респо петли бортов оснащены отдельными съёмными пальцами, фиксируемыми специальными пружинными хомутами. Для снятия бортов необходимо затратить время на снятие пальцев. Зато борта не потеряются, если сам не захочешь. У Брентекса замки стоят на торцевых бортах, а ответные крюки - на боковых. У Респо - наоборот. Особой разницы в эксплуатации нет, но борта разных производителей не взаимозаменяемы. У Брентекса крылья над колёсами пластиковые, у Респо можно найти модели как с пластиковыми, так и с металлическими. У Брентекса установлены оси Al-ko, у Респо (по крайней мере у моего) - Knott.

Весит мой прицеп 372 кг. Грузоподъёмность по паспорту - 378. Это единственный из двухосных Respo, у кого грузоподъёмность выше собственной массы. Остальные - более длинные (3,5, 4,1 метра), и весят, соответственно, больше. Вообще грузоподъёмность прицепа - тема интересная. Лёгкий прицеп имеет ограничение полной массы в 750 кг. Такой прицеп не обязан оснащаться тормозами (как выяснилось, и фонарями заднего хода тоже), и может эксплуатироваться с правами категории "B". На самом деле я со своей категорией "В" могу таскать и более тяжёлые прицепы, но с оговорками, делающими эту затею почти невыполнимой. Полная масса прицепа не должна превышать снаряжённую массу машины (в моём случае это 1600 кг), и этот прицеп должен быть оборудован тормозами. При этом полная масса автопоезда не должна превышать 3500 кг. Посмотрел я тяжёлые прицепы с тормозами. Снаряжённая масса их начинается с 800 кг, а полная - с 2000. Так что единственная возможность таскать более тяжёлый прицеп - соорудить его самому.
Так вот. Паспортная грузоподъёмность прицепа получается простым вычитанием собственной массы из разрешённых 750 кг. Одноосные в этом плане выигрывают - при собственной массе около 250 кг разрешённая грузоподъёмность - 500 кг. Но... реальная грузоподъёмность прицепа выше! По резине максимальная полная масса - тонна на ось. То есть одноосный прицеп способен утащить примерно 750 кг груза, двухосный - 1600. Конечно, такая масса на скорости да без тормозов - штука опасная. Поэтому, собственно, ограничение в 750 кг и существует. Но если тебе внутри своего хозяйства нужно перевезти на сто метров тонны полторы, не разгоняясь выше первой-второй передачи - то почему бы и нет? Двухосный прицеп с этим вполне справится. Запас прочности у него существенно выше, чем у одноосника. Да, это я про второй кубик с водой. Кстати, сосед, который таскает на своём одноосном Брентексе обрезанный кубик, дополнил его двумя бочками на 120 и 150 литров. Общий вес перевозимой воды у него дошёл примерно до 700 кг, и он говорит, что для прицепа это предел, больше грузить просто страшно. Да я и сам вижу, что его прицеп под нагрузкой проседает так, что колёса почти задевают за крылья.

За прицепом я ездил в Тарту - на завод Respo, где их, собственно, и делают. Почему? Потому что в Йыхви таких, как мне надо, в наличии нет. Наверное, его надо было бы заказывать, ждать, доплачивать. А у меня как раз отпуск. И большое желание покататься по Эстонии. Для бешеной гончей 180 км - не крюк))). А по пути обратно мы с Викой устроили себе настоящую культурную программу с посещением лесного заповедника с озером, болотом и бесконечным количеством черники, покупкой вкуснющего копчёного леща на берегу Чудского озера и гамбургерами под созерцание морского заката на обрыве в Пяйте. Из Тарту ехали часов восемь...
Как прицеп? Ощущается, хотя и не сильно. Длинный пологий подъём после Тарту. И ветер навстречу. Я продавливаю педаль газа до пола, но пустой грузовичок с пустым прицепом ни в какую не желает ехать быстрее 80 км/ч. Киловатт-то под капотом негусто. Останавливаюсь, снимаю с прицепа передний и задний борта, улучшая таким образом аэродинамику. Убираю их в кузов Транспортера. Всю оставшуюся дорогу без особых проблем держал по трассе 95 км/ч. В городе - вообще без проблем. Там передачка пониже используется, и запаса под педалью много.

P.s. Все знакомые, которым удалось увидеть мой прицеп, почему-то свято уверены, что раз прицеп двухосный, то в правах у меня должна быть категория "Е". Что за стереотип такой? В советское время все лёгкие прицепы были одноосными? Верно, но подобного типа прицепов я в то время вообще не встречал ни разу. Самый маленький из двухосных был рассчитан на сцепку с ЗиЛом, и вот там уже действительно требовалась категория "Е". А здесь-то...
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Прицеп | Modelist - Дневник Modelist | Лента друзей Modelist / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»