• Авторизация


Studebaker US6 02-10-2017 16:04 к комментариям - к полной версии - понравилось!


35-й масштаб. "Танковый". Основной для моделистов, специализирующихся на сборке моделей бронетехники. Достаточно крупный, чтобы можно было показать различные мелкие детали вроде заклёпок или надписей на боковинах покрышек, и в то же время позволяющий на полочке метровой длины разместить 6-8 моделей. Модели гражданской техники в этом масштабе практически не встречаются, а вот армейских автомобилей достаточно много. "Чтобы можно было поставить рядом с танками".
[700x525]


Надо ли представлять эту машину? Несмотря на то, что "в живых" их остались единицы, да и те в музеях, заочно она знакома практически всем увлекающимся техникой благодаря раскрученности в массовой культуре, главным образом - в кино.
[700x525]

Я и сам впервые увидел Студера в "Место встречи изменить нельзя". Хоть и мелькал он там короткими моментами и в темноте, но неоднократный просмотр фильма позволил сформировать образ достаточно чётко. Позже, уже "при свете дня" разглядел его в "Хронике пикирующего бомбардировщика". Там он в сцепке с зиловским прицепом возил туда-сюда по аэродрому бомбы для создания антуража.
[700x525]

Но что мы на самом деле знаем об этой машине? Самый массовый ленд-лизовский грузовик из Штатов. Около ста тысяч машин было поставлено в СССР во время войны - это половина всех выпущенных. За неимением собственной машины такого класса грузоподъёмности (трёхосных ЗиС-6 было очень мало) стал практически безальтернативным шасси для установки гвардейских миномётов - знаменитой "Катюши". Вот, наверное, и всё, что знает большинство.
[700x525]

Любопытно, что в Штатах эта машина практически неизвестна. Кто-то говорит - потому что весь выпуск ушёл на ленд-лиз. Другие утверждают, что из-за несоответствия параметров двигателя существовавшим тогда стандартам - и именно поэтому в США эти машины не эксплуатировались. Зато там массово эксплуатировались их братья-близнецы - GMC и International. Все эти машины были очень похожи, и внешне отличались друг от друга лишь внешним видом кабины. У GMC CCKW линии кабины и крыльев были более округлыми.
[700x482]

International 2.5 ton truck также отличался кабиной: углы её были более округлы, чем у Студебекера, линия капота абсолютно прямая, а передние крылья изгибались ровной дугой.
[700x297]
[223x226]

Все эти машины имели исполнения и с открытыми кабинами с тентовым верхом и дверями. Также все они имели исполнения с лебёдкой и без неё. Студебекер (насчёт GMC и International не знаю) имел также модификации 6х4 (с неведущим передним мостом), мог оснащаться как стандартным бортовым кузовом, так и закрытой "будкой", цистерной или седельно-сцепным устройством. В конце войны к выпуску Студебекеров подключилась фирма REO, выпустившая за 1943-й - 1944-й годы около 22 000 машин. Внешне от Студебекеров они ничем не отличались, разве что по большей части это были машины в самой простой комплектации: без лебёдки, часто с одной фарой и стандартной бортовой платформой.
[700x525]

Поначалу мне казалось, что все эти машины (Studebaker US6, GMC CCKW, International 2.5 ton truck) имели в основе своей одно и то же шасси и отличались друг от друга лишь декоративными элементами кабин. Оказалось, нет - каждая фирма разрабатывала свой грузовик самостоятельно, и они конкурировали друг с другом. Почему двигатель Студебекера Hercules JXD не подошёл американским военным и они выбрали GMC CCKW (более 800 000 выпущенных машин) - я так и не узнал. По сравнению с джиэмовским этот мотор был более простой и неприхотливый, обладал меньшей степенью сжатия, а значит мог работать на более низкосортном топливе. Вроде бы это плюс для военной техники, но кто их поймёт, этих американцев? Зато по сравнению с ГАЗами и ЗиСами Студебекер оказался более требовательным к горюче-смазочным материалам, и в объятом войной Союзе это стало минусом машины.
[700x525]

После войны, несмотря на то, что часть машин пришлось вернуть в Штаты по договору ленд-лиза, большое количество Студебекеров осталось в стране. И эксплуатировались они вплоть до 60-х годов, а кое-где ушли на покой аж в 80-х. Несмотря на все свои достоинства, в среде шофёров Студеры считались не особо живучими. Наиболее частые проблемы - это поломки сцепления и задних мостов. При этом те же шофёры, скорее всего, не брали в рассчёт тот факт, что сами же возили на них по 5 тонн и более при "паспортной " грузоподъёмности всего в 2,5 тонны. Перегруз в России был и остаётся традицией, а хорошей и надёжной издавна считается не та техника, которая его долго выдерживает, а та, которую после поломки можно легко и быстро отремонтировать.
[700x525]

Автомобильные инженеры и конструкторы СССР после войны "растащили" Студебекер буквально по частям. Дизайн кабины, за исключением крыльев, позаимствовали создатели ГАЗ-51. Крылья же, открытые спереди, простые по конструкции и с просторным подкрыльевым пространством, впоследствии пригодились конструкторам "Урала".
[700x525]

Трансмиссия с пятью карданами и непроходным средним мостом поселилась на ЗиС-151, с него перешла и на ЗиЛ-157. Но ещё дольше она прожила на тяжёлых грузовиках: КрАЗ-225 КрАЗ-255. Простая и технологичная балансирная подвеска задних мостов почти без изменений перешла вообще на все трёхосные советские грузовики: Урал, КамАЗ, все трёхосные ЗиЛы. На тяжёлых КрАЗах она отличается лишь добавлением верхних тяг.
[700x525]

Жаль, что неплохой вроде бы шестицилиндровый Hercules никто не позаимствовал. На ГАЗ-11 - модернизированной "Эмке" - уже был свой шестицилиндровый мотор, и второй похожий, вроде как и не требовался.
[700x525]

Приобрёл я эту модель девять месяцев назад, в декабре 2016-го. Перед самым Новым Годом. Позарился в "Теремке" на большого и красивого "американца". Но его нужно было ждать (месяца четыре прождал, если память мне не изменяет). А чтобы скрасить ожидание, решил взять что-то попроще, из того что было в наличии. В наличии было много танков, кораблей и самолётов. Из автомобилей - только "Студеры". Грузовой и с "Катюшей".
[700x525]

Было время, когда убеждал себя, что армейские грузовики скучные, потому что однотипно-зелёные, и по большей части обычные тентованные бортовые платформы. Конечно, гражданские машины, да ещё и со спецнадстройками здорово выигрывают в этом плане у вояк. Но с другой стороны, в определённые периоды истории (войны) в гражданской окраске машины почти не встречались. Что же теперь, оставлять в коллекции "белые пятна" из-за этого?
Так примерно я и рассуждал, вертя в руках коробку со Студебекером.
[700x525]

Но распечатать коробку и заняться сборкой довелось только в середине весны. Свободного времени мало, а чтобы при этом ещё и свободный стол был - это вообще редчайшее сочетание. Но выкраивал время как мог - очень уж соскучились руки по пластмассе))). Здорово поспособствовала делу неожиданная простуда - целых два выходных я позволил себе просидеть дома безвылазно.
[700x525]

Пока собирал-красил Студера, на Ютубе включал сериал "Ударная сила". Просмотрел, а вернее сказать, прослушал серии с 1-й по 47-ю. То есть на изготовление модели ушло примерно 32 часа.
[700x525]

Как обычно, на окраску ушло раза в три больше времени, чем на сборку. Но это не всё. Особенности конструкции модели вынуждали в некоторых местах разрабатывать технологии изготовления: подсобрать - подкрасить - ещё подсобрать - ещё подкрасить - собрать окончательно - покрасить ещё раз. Но тем интереснее))).
[700x525]

Далее процесс в общих чертах.
Собраны отдельные узлы и покрашены в базовые цвета. Смысл - если соберёшь модель целиком, то до многих мест кисточкой будет просто не добраться. И будут они "сиять" некрашеным пластиком.
[700x525]

Габаритные фонарики оставил пока с кусочками литника. Иначе не то что покрасить нормально - в руки их взять проблематично, настолько они маленькие.
[700x525]

Аккумуляторная батарея. Корпус чёрный, контакты розоватые - "медные".
[700x525]

Двери. Оконные уплотнители (а были ли они вообще на Студебекере?) получились не сильно ровные - от руки рисовал. Позже слегка подправил их, но всё равно осталось неидеально. Спасает лишь то, что вряд ли кто будет пристально разглядывать внутренности кабины через окна.
[700x525]

Крыша в сборе с рамкой ветрового стекла - одна из самых проблемных деталей модели. Почему? Потому что изначально кривая! То ли литейная форма неправильная, то ли от долгого лежания в коробке стойки разогнулись - угол между стеклом и крышей не позволяет собрать кабину правильно. Пришлось ещё до покраски подсобрать кабину на клеевых "прихватках", прикладывать деталь к этой сборке, греть стойки и выгибать их в правильное положение, чтобы хоть как-то всё сошлось.
[700x525]

Крылья, моторный щит, радиаторная решётка.
[700x525]

Пол кабины, сиденье и целый "куст" рычагов.
[700x525]

Двигатель (вид слева) и отдельно - вентилятор охлаждения. Виден генератор и какие-то небольшие цилиндры, очевидно, фильтры.
[700x525]

Двигатель - вид спереди.
[700x525]

Двигатель - вид справа. Виден стартер и коллекторы: впускной (зелёный) сверху, выпускной (ржавый) под ним.
[700x525]

Двигатель - вид сзади. На первом плане - КПП с муфтой сцепления.
[700x525]

Грузовая платформа.
[700x525]

Задний борт открывающийся, снабжён фиксаторами.
[700x525]
[700x525]

Приборная панель и рулевая колонка.
[700x525]

Рама - вид сверху.
[700x525]

Рама - вид снизу. Видны установленные реактивные тяги задних мостов, рессоры переднего моста, топливный насос (на левом лонжероне в середине рамы). Подушки-упоры задних мостов чёрного цвета (наверное, они были резиновыми).
[700x525]

Трансмиссия - вид сверху.
[700x525]

Трансмиссия - вид снизу. Каждый мост приводится отдельным карданом, проходных мостов нет. Поэтому карданных валов в трансмиссии аж целых пять. От КПП к раздаточной коробке тоже идёт коротенький кардан.
[700x525]

Задняя стенка кабины. Стекло в процессе сборки треснуло - не рассчитал я сил.
[700x525]

Зеркала заднего вида. С ними была проблемка ещё на литнике. Одно из них имело полноценную стойку, но без опорной площадки. Второе (на фото справа) такую площадку имело. Но стойка его по непонятным причинам была разделена на две части. Пришлось склеивать их вместе.
[700x525]


После высыхания базовых цветов настаёт первый этап вазеринга - "долговременный". Это те нарушения "товарного вида" машины, которые "живут" на ней достаточно долго.
[700x525]

Это подтёки масла из агрегатов трансмиссии.
[700x525]

Это маслянистая грязь, смешанная с пылью, на корпусе двигателя.
[700x525]

Это затёртое сиденье и грязный пол под ногами водителя и пассажира.
[700x525]

Это стёртая до металла краска на педалях.
[700x525]
[700x525]

И конечно же это дорожная пыль, глубоко забитая во все углы и щели кузова и кабины.
[700x525]
[700x525]

Попутно идёт досборка узлов в более крупные. Фары и фонари можно установить только после нанесения этой самой пыли. Иначе получится неестественно: на открытых местах пыль есть, а за фарами в узких и самых грязных местах - лишь чистенькая и свежая красочка.
[700x525]

Аккумулятор на своём месте. После окончательной сборки модели его не будет видно вообще ниоткуда.
[700x525]

Труба выпускной системы - ещё одна головная боль. При установке штырьков "банки" в штатные выемки лонжерона рамы переднее "колено" не дотягивается до выпускного коллектора двигателя. Задний конец трубы при этом занимает далеко не горизонтальное положение. А когда установил трансмиссию, выяснилось, что изгиб трубы в задней части ещё и упирается в кардан. Пришлось также греть, выправлять.
[700x525]
[700x525]

Пока собираешь, можешь увидеть модель "в разрезе" во множестве ракурсов. Вот тут, например, взаимное расположение рамы, КПП и пола кабины.
[700x525]

Рычаги "растут" прямо из коробки передач. Никаких тяг не требуется!
[700x525]

Колёса... Колёса - это самый большой геморрой данной модели. Нет, если ты собираешь модель для диорамы, которая всю жизнь будет неподвижной, и вращающиеся колёса ей ни к чему - то проблем нет. Колёса просто приклеиваются на оси и всё. Но производитель разработал эту модель с учётом того, что колёса должны вращаться. Раз должны - значит будут! Чего бы это ни стоило!
В конструкции колёс имеются специальные шайбы (на общей фотке они матовые чёрные), которые вклеиваются внутрь колёс и играют роль фиксаторов и в каком-то смысле направляющих элементов, исключающих слишком большую болтанку колёс. Эти шайбы (разумеется, уже окрашенные) нужно приклеить на оси после того, как на эти самые оси надеты внутренние половинки колёс. После этого сверху приклеиваются внешние половинки колёс, маскирующие эти самые шайбы. То есть сборка колёс производится уже на почти готовой модели. Красить колёса на модели - не вариант. Значит, нужно их подсобрать, покрасить, "запылить", потом разобрать и собрать уже на модели.
Из-за небольшой неточности литья оси задних колёс получились слегка некруглые. На глаз почти незаметно, но колёса встают на них туго и не вращаются. Оси пришлось подпилить, причём каждую индивидуально под "своё" колесо. А когда стал собирать окрашенные колёса на модели, оказалось, что половинки колеса обжимают фиксирующую шайбу не хуже чем тормозные колодки - диск. Колесо не крутится! Пришлось в срочном порядке разбирать пару уже собранных колёс, благо клей ещё не схватился окончательно. И подрезать ножом все детали: внешний диаметр шайбы - слишком большой; бобышку-"ступицу" шайбы - чтоб не упиралась изнутри в колёсный диск; колёсный диск изнутри - на нём оказались "неучтённые" технологические приливы, цепляющиеся за шайбу. И так для шести уже окрашенных колёс!
[700x525]

Зато теперь колёса вращаются легко, свободно, и без больших люфтов.
Вспомнилось вдруг, как лет десять назад заходил в гости к бывшему однокласснику Денису (war.ee), который увлекался моделями танков, строительством диорам и даже участвовал в выставках. И между делом предложил он мне колёса от Студебекера. Мол, самой модели уже нет, а колёса вот остались. Готовые, склеенные, но неокрашенные. Я тогда подумал - зачем они мне? Симпатичные конечно, но 35-й масштаб... у меня ни одной такой модели не было. А сейчас подозреваю, что столкнулся он со всеми косяками этого Студера. А так как по натуре он "декоративщик", а не "механик", то и заморачиваться не стал. "Списал" модель, а колёса остались. Мало ли, подкинуть куда на диорамке...

Модель подсобрана без клея. Грузовая платформа и двери пока "чистые", остальные детали "с пылью".
[700x525]

Один из самых неприятных моментов в сборке - склейка кабины. Совместимость деталей далека от идеала, несмотря на выправленную общую геометрию крыши. Пришлось "растапливать" пластик клеем, после чего держать шов руками минут двадцать, пока клей не схватился...
[700x525]

После чего зачищать шов надфилем. Потом, понятное дело, красить. И само собой, "пылить".
[700x525]

Второй этап вазеринга - "краткосрочный" - наносится в самом конце, когда модель уже почти собрана, и осталось лишь окончательно установить колёса. Суть этого этапа - нанесение грязи от недавнего проезда по грунтовой дороге. Эта грязь должна обильно покрывать внутренние поверхности крыльев, нижнюю часть грузовой платформы над мостами и другие детали, на которые она может попасть с вращающихся колёс.
[700x525]
[700x525]

Во время этого этапа у меня случилось одно неприятное происшествие. Пока держал модель в руке "вверх ногами", случайно задел пальцем за левую щётку стеклоочистителя. Щётка отломилась и улетела в неизвестном направлении. Найти так и не удалось. Пришлось делать новую. Но это сказать очень легко, а на деле пришлось разрабатывать технологию вытяжки литников, ибо обточить надфилем кусочек пластика до диаметра 0,5 мм и при этом не сломать его - это из области фантастики. В итоге "дворник" сделал, но при внимательном рассмотрении заметно, что он более толстый и грубый, чем оригинальный правый.
[700x525]

Итак, модель собрана, покрашена, загрязнена как надо. Всё? Нет! Она пока что "безымянная". На ней нет ни единой "привязки к реальности", коими являются различные значки и надписи. Декали с надписями входят в комплект модели. Схемы их размещения, характерные для различных военных частей, имеются в инструкции по сборке. Клеим!
Но у декалей свои особенности. Хочешь-не хочешь, а основа их при определённом освещении будет блестеть, совершенно выбиваясь из общей матовости модели. Да и совершенно чистые надписи на "грязной" машине выглядят странновато.
[700x525]

Ничего не остаётся, как "вазерить" их тоже. Ну а с блеском... придётся мириться.
Ну вот теперь, кажется, всё! А, нет. Ещё буксирный трос захотелось сделать! Взял нитку-миллиметровку (или это уже шнурок?), отмерил 10 метров в 35-м масштабе, сделал две петли на концах. Добавил немножко "грязи" и "металлического блеска". Трос, конечно, толстоват получился, на бампер еле намотал его - распрямляется. Но в итоге выглядит, кажется, неплохо.
[700x525]

Немаленькая щель между водительской дверью и передней стойкой крыши - это последствие выправления "на глазок" этих самых стоек. На самом деле в жизни выглядит не так страшно, как на ультразуме.
[700x525]

С правой стороны кабина собралась значительно лучше.
[700x525]

В торце выхлопной трубы ножичком проковырял углубление и покрасил его в чёрный цвет - чтоб было похоже на трубу.
[700x525]

"Забить" пыль в протектор колёс получилось вроде бы неплохо. Хотя использовал я совсем не те методы, которые в ходу у "профессиональных" моделистов.
[700x525]
[700x525]

Задний борт сохранил способность открываться.
[700x525]

Вот такая вот работа. Без особых изысков, без "индивидуальностей" вроде простреленных стёкол, помятых крыльев или загнутых подножек. Практически голый "сток" со среднестатистическим вазерингом.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Studebaker US6 | Modelist - Дневник Modelist | Лента друзей Modelist / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»