• Авторизация


Покатушка Куртна-Вийвиконна-Синимяэ 29-12-2014 02:05 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Август 2013 года.
Путешествие на золоотвал вдохновило на новые подвиги. И наш главный инициатор - Макс - убедил народ в необходимости совместного велопохода. Поиски интересных мест на гугл-мапс, воспоминания интересных мест и наша фантазия выработали такой план: забрасываемся автомобильным транспортом на окраину куртнаского заповедника и движемся оттуда своим ходом в сторону дома. Проезжаем насквозь заповедник, выходим к карьеру Вийвиконна, проезжаем сквозь него, выходим на посёлок Вийвиконна, далее по неизведанным дорогам, скорее всего грунтовым, объезжаем Силламяэ и в посёлке Синимяэ возвращаемся к цивилизации. Оттуда и до Нарвы Макс планировал добираться по грунтовкам, но я, обладая некоторым опытом дальних велопоездок и прикинув наше состояние, предложил последние 18 км проехать по ровному асфальту шоссе Таллинн-Нарва. Общая протяжённость покатушки оценивалась примерно в 70 км.

Моя и Макса вторые половинки обеспечили техническую поддержку мероприятия, то бишь поехали с нами, чтобы отогнать машины обратно в Нарву. Белая Мазда-6 Макса доставила к месту старта троих участников, белый же Транспортер доставил меня и наши четыре велосипеда. Правда, по дороге пришлось сделать остановку на заправке в Силламяэ, чтобы купить шоколадки. Собираясь дома, я взял с собой несколько яблок, 1,5-литровую бутылку с водой, а шоколадки забыл. Как же мы без "топлива"? )))
На старте слева направо: Илья, ваш покорный слуга Modelist, Макс и Лёха. Наш дружный программерский коллектив.
[700x525]


Куртнаский заповедник - это 42 небольших озера ледникового происхождения, окружённые лесом. Смешаный лес вперемешку с сосновым бором, прекрасный воздух, сеть лесных грунтовок, перепады высот... На велосипеде - просто сказка. Хочешь - можешь спокойно катить по дороге, наслаждаясь жизнью, хочешь - можешь "лазать" по склонам холмов безо всяких дорог. Неудивительно, что мне было не до фоток. Лишь перед самым выездом из заповедника сделал несколько кадров.
[700x525]
[700x525]

На востоке заповедник граничит с торфяником - осушенными торфяными болотами. Дорога на север проходит прямо по границе. Слева густой лес, справа глубокая канава с водой и за ней торфяник с редкой и своеобразной растительностью. Чёрная пересушенная почва, по мягкости напоминающая золу... Но до выхода на сланцевый карьер, по которому я проезжал лет 10 назад, добраться не удалось: дорогу вдруг пересекла широкая и глубокая канава, вырытая в целях мелиорации. Какая-то дорога уходит влево, обратно в заповедник. Пришлось ехать по ней. Дорога через некоторое время вывернула обратно, на границу леса и торфяника, но выход на карьер остался позади. Периодически увязая в песке, пробрались по этой дороге километра четыре до железнодорожной ветки, проходящей по северной границе карьера. И только здесь перебрались на торфяник.
[700x525]

ТЭМ-2 в окраске Eesti Energija.
[700x525]

Тащит за собой пару десятков пустых дамперов - вагонов-самосвалов.
[700x525]

Макс помахал машинисту рукой. Машинист в ответ почему-то помахал кулаком. Может, просто не ожидал увидеть здесь людей. Места здесь абсолютно безлюдные, тем более в субботу.
[700x525]

Выбираемся на карьер. Слева - высокая железнодорожная насыпь...
[700x525]

... позади которой неосушенное болото.
[700x525]

Прогулки по рельсам.
[700x525]

Там, на западе, железнодорожная ветка проходит сквозь куртнаский заповедник и заканчивается на горно-обогатительном комбинате неподалёку от Ахтме.
[700x525]

А там, на востоке - посёлок Вийвиконна и погрузочная зона карьера. Там добытый сланец грузят в вагоны.
[700x525]

От железки повернули на юг, и без какой-либо дороги двинулись к середине карьера. Под колёсами - серый известняк вперемешку с небольшим количеством глины. Отвал пустой породы. На нём растут небольшие сосенки, чем восточнее, тем гуще. Под каждой сосенкой - рыжеватый коврик из опавших игл. Зелёные сосенки, коричнево-рыжие кружочки под ними, и всё это - на серой "каменной пустыне" - выглядит невообразимо. Лично мне эта картина сразу напоминает прорисованный лес в "Эпохе империй - 2".
Но как бы там ни было, доехали до карьерной дороги. Эта дорога, как и остальные в зоне разработок, находится в таком своеобразном каньоне глубиной метров 5-7, окружённом с боков отвалами породы. Так что нам предстоит спуститься вниз.
[700x525]
[700x525]

На западе - не так давно переработанные горы породы.
[700x525]

На востоке - чем дальше, тем гуще лес на отвале.
[700x525]

Поехали дальше по дороге. Но не в сторону посёлка, а в сторону разработок. И километра через полтора обнаружили вот такую штуковину.
[700x525]

Это ни что иное как шагающий экскаватор. НКМЗ 10/70. 10 кубометров - объём ковша, 70 метров - длина стрелы. Стрела снята и увезена. Видимо, какой-то ремонт производится.
[700x525]
[700x525]

Ковш лежит в сотне метров от машины.
[700x525]
[700x525]

Фонари горят, несмотря на белый день. И ни одной живой души!
[700x525]

Кабина машиниста размером с комнату в хрущёвке.
[700x525]

Под потолком в машинном отделении - 10-тонный мостовой кран.
[700x525]

Задняя стенка отодвинута - это позволяет мостовому крану выходить "на улицу" и выгружать демонтированные агрегаты.
[700x525]

Вид с отвала.
[700x525]

В жизни карьера, безусловно, присутствуют "фишки", которых не увидишь больше нигде. Такие как, например, эти столбы временной линии электропередачи. Они не вкопаны в землю, а стоят на подставках из покрышек БелАЗа, залитых бетоном. Или трансформаторная будка на тракторных санях.
[700x525]

Карьер Вийвиконна. Viivikonna karjäär (в советское время - "разрез Вийвиконд"). Один из трёх сланцевых карьеров в окрестностях Силламяэ, на которых добывается горючий сланец для использования на Balti EJ (Прибалтийская ГРЭС), Eesti EJ (Эстонская ГРЭС) для выработки электроэнергии и на предприятиях Viru Keemia Grupp (VKG) для производства сланцевого масла, используемого обычно в качестве корабельного топлива - заменителя мазута.
Юго-восточнее расположен разрез Сиргала, ещё восточнее, возле самой Эстонской ГРЭС - разрез Нарвский.
Пласт сланца залегает на небольшой глубине и имеет толщину всего несколько метров. Поэтому карьер неглубокий и плоский, и постоянно расширяется. Сейчас разработки ведутся на западной границе карьера и, вероятно, на южной. Значит, он расширяется в сторону куртнаского заповедника.
[700x525]
[700x525]

Где-то, кажется, совсем недалеко, за отвалом, поворачивается стрела ещё одного экскаватора. Наш путь - в ту сторону.
[700x525]

Спуск с отвала.
[700x525]

Вот и он!
[700x525]

Судя по всему, снимает породу, укрывающую сверху слой сланца, и переваливает её в отвал.
[700x525]

Работает тихо. Шума работы электромоторов с такого расстояния не слышно.
[700x525]

Только когда порода из ковша падает в отвал, до слуха доносится приглушённое "Ббых!", с секундным запозданием из-за расстояния.
[700x525]

По всей площадке разложены толстенные электрокабели, а жёлтые "тумбочки" - похоже, "розетки".
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]

За экскаватором стоит карьерный бульдозер Komatsu. Немаленькая машинка, но по сравнению с экскаватором - малявка.
[700x525]

Ковш экскаватора, отполированный постоянным трением о породу.
[700x525]

Шагающий экскаватор с ковшом, подвешенным на тросах - машина универсальная. Он может работать и "прямой лопатой" и "обратной". У ковша две рабочие кромки, спереди и сзади. Стрела его неподвижна, а вылет ковша изменяется с помощью лебёдки, подтягивающей его к экскаватору горизонтальным тросом.
[700x525]

На левой лапе экскаватора стоит 200-литровая бочка. Судя по бело-зелёной окраске - смазка Addinol.
- Это у них вместо маленькой маслёнки - пошутил Лёха.
[700x525]

Рядом с нами - гусеничный карьерный экскаватор производства Ижорского завода - ЭКГ-4У с объёмом ковша 4 кубических метра. Он крупнее, чем наиболее часто встречающиеся ЭКГ-4,6Б и ЭКГ-5А, но всё же очень небольшой по сравнению с шагающим НКМЗ.
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]

4-кубовый ковш.
[700x525]

20-литровое ведёрко со смазкой по сравнению с этими большими железками выглядит пластиковым стаканчиком...
[700x525]

Но хватит разглядывать экскаваторы. Пора двигаться дальше.
[700x525]

Ильюха вон уже поскакал))).
[700x525]

Технологическая дорога - бетонка - в старой части карьера. Отвалы заросли уже настоящим лесом. Здесь добывали сланец лет 50 назад. А по дороге до сих пор БелАЗы вывозят сланец от экскаваторов к железной дороге.
[700x525]
[700x525]
[700x525]

Организация движения на карьере оригинальная. Если нужно перекрыть дорогу, на перекрёстке не ставят "кирпич". А просто заваливают въезд камнями с помощью бульдозера. Через один такой завал нам пришлось перебираться, чтобы выйти на старую дорогу к посёлку Вийвиконна. По этой старой неиспользуемой бетонке, местами уже основательно заросшей лесом, мы проехали километров 5-6, пока не вышли к посёлку. Уже основательно хотелось попить и перекусить. Я вспомнил, что раньше тут где-то был магазин. Поехали искать. Но там, где раньше продавали продукты, сейчас - вырванные с корнем оконные рамы, разодранная крыша и полный развал внутри... Местные жители "обрадовали" тем, что магазина в посёлке теперь нет вообще. Если что надо купить - ездят в Силламяэ, до которого 10 км. Мм-да. Посёлок умирает. В советское время здесь жили работники карьера с семьями. Функционировал и магазин (думаю, даже не один) и почта, и детский сад, Даже было несколько 2-3-этажных многоквартирных домов. Была даже автобаза, где ремонтировали БелАЗы. Сейчас же большинство домов заброшено и развалено. Жизнь теплится лишь в нескольких частных домах, да в нескольких квартирах. Почему? Видимо, потому что автомобили стали доступнее, и рабочие предпочитают жить ближе к цивилизации. В том же Силламяэ. Да и добыча сланца сократилась, а значит, сократилось и количество рабочих мест.

Дорога Вийвиконна-Силламяэ. Мост через маленькую речку Сытке.
[700x525]

Речка активно используется нами, чтобы смыть с лиц смесь пыли с потом.
[700x525]

Далее была длинная дорога по полевым грунтовкам в объезд Силламяэ. Здесь мы добили последние яблоки и шоколадки.
[700x525]

Под Синимяэ остановились передохнуть на железнодорожном переезде.
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]

Со станции Силламяэ в сторону Нарвы выходит грузовой состав.
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]

Синимяэ. Ура, магазин ещё открыт! Лимонад, шоколадки, мороженое. После подкрепления, невзирая на общественное мнение - отдых на травке. Впрочем, никто особо и не возражал))).
[700x525]
[700x525]

А затем была долгая и нудная пилёжка по шоссе. Шоссе, наизусть известному, неинтересному, и от этого ещё более нудному. Когда впереди не предвидится ничего интересного, каждый поворот педалей даётся вдвойне тяжелее.
Через пару километров Макс свернул налево, в Усть-Нарву. Жена и дочка загорают там на море - какой смысл ехать в город? За пару километров до Нарвы нас покинул и Илюха - свернул в совхоз, к родственникам. Мы с Лёхой разъехались уже в городе.
Пробег по одометру получился 71 или 72 км. А впечатления от этой поездки до сих пор очень яркие, особенно когда рассматриваешь фотографии.
В этом году Макс снова агитировал куда-нибудь прокатиться, но не получилось...
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Покатушка Куртна-Вийвиконна-Синимяэ | Modelist - Дневник Modelist | Лента друзей Modelist / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»