Началось всё, как я уже говорил ранее, с этого вот снимка через забор.
[700x525]
Потом выяснилось, что "там всё открыто"... "Ночь музеев", знаете ли. Ночь открытых дверей. Но на музей это место, если честно, совсем не похоже.
Во дворе старого полузаброшенного здания с заколоченными окнами стоит около двух десятков разных интересных стареньких машин. Увы, время было ограничено сразу несколькими факторами. Это была, как ни крути, велопокатушка вокруг Таллинна, и очень надолго зависать в каком-то месте в планы не входило. Время близилось к вечеру, а значит скоро сама природа наложит запрет на фотосъёмку. Постоянно мигающий красным индикатор заряда батареи фотоаппарата - я всё боялся, что аккумуляторы вот-вот сядут. Ну и само по себе место хоть и рядом с музеем расположено, но настойчиво навевает мысли о том, что "чужие здесь не ходят". А значит существовал риск в любой момент быть выпровожденным отсюда, если не хуже... Поэтому фотографировал в определённой спешке, и далеко не всё, что хотелось бы.
[700x525]
[700x525]
Вначале я обратил внимание вовсе не на технику, а на то, что находилось возле стены здания.
[700x525]
Куча разных железяк, разобранные двигатели и детали от них...
[700x525]
Даже не знаю, что это был за агрегат. Компрессор?
[700x525]
Справа - полевая кухня со сложенной трубой. По виду - в очень неплохом состоянии. Слева остов какого-то прицепа и различные запчасти от грузовых машин.
[700x525]
А это похоже на лежак на колёсиках, на котором можно заехать лёжа под машину для ремонта. Прямо-таки притягивает взгляд своей свежепокрашенностью. Ещё один такой же, только менее презентабельного вида, валяется под передним бампером УАЗика.
[700x525]
Изучение автотехники начал с дальнего угла - с того самого пожарного Вольво, что бросается в глаза на первом снимке.
[700x525]
Музейный экспонат, однако.
"Эстонский музей пожарной техники"
"Пожарный автомобиль Volvo L3164. Год выпуска 1962. Прибыл в Эстонию 12 января 2001 года. Полная масса 11 тонн, длина..., ширина..., высота... Последнее место деятельности (службы, надо полагать) - Харью-Ристи Командо.
[700x525]
Вы видели когда-нибудь такие Вольво? Я - никогда. Ни вживую, ни на фотографиях, ни в Интернете.
[700x525]
БРДМ-2. В какие только цвета его не красили! Но несмотря на своё внешнее состояние, похоже, он ещё на ходу. Ну или почти на ходу. А лично для меня он примечателен тем, что здесь видно одно из четырёх маленьких колёсиков, которые в сложных ситуациях должны были опускаться вниз и увеличивать проходимость машины. Второе колёсико по этому борту тоже есть, но оно держится в поднятом состоянии. Лишь небольшой кусочек его покрышки выглядывает из-под борта.
[700x525]
ГАЗ-53 с будкой в камуфляже. Выхлоп выведен под передний бампер. Радует глаз яркими поворотниками и отсутствием ржавчины. На передней стенке будки пара полусмытых "шлепков" - от пэйнтбола?
[700x525]
Будка Газона доверху набита морскими буями и прочей плавучей дребеденью. А в задний борт его подпирает видавший виды ЗиЛ-130 с цистерной.
[700x525]
[525x700]
В "первом ряду" стоят три американских армейских грузовика. Марку, к сожалению, не знаю. У этого, похоже, даже резина на колёсах "родная" - нигде раньше я не встречал рисунка протектора, так явно напоминающего детские игрушки.
[700x525]
В кабине этого самого грузовика. Целая куча табличек с техническими данными, инструкциями и пояснениями, при том что органов управления - раз-два и обчёлся. Особенно порадовала надпись "Min speed 35 mph". Медленнее - только стоять?
[700x525]
Второй "американец" под тентом, но с открытой кабиной. Третий - со здоровенной лебёдкой на бампере.
[700x525]
Задний ряд. Незнакомый науке зверёк по имени BJC.
[700x525]
Beijing Jeep Corporation (так расшифровывается аббревиатура) существует в Китае с 1957 года. Изначально была создана, чтобы снабжать машинами китайскую армию. В 2005 году компания вошла в состав Daimler-Chrysler. В настоящее время машины BJC производятся под маркой BAW. Данная машина скорее всего модели BJ 2020 или BJ 2032.
[700x525]
Рядом с BJC стоит "шишига" - ГАЗ-66 с тентованным кузовом. Местами мятый, заднее стекло в трещинах, но ещё "годный к строевой".
[700x525]
Далее - древний пожарный ЗиЛ-157. На нём я почти не задержался, но... впоследствии разглядывая фотографии, заметил удивительную вещь. Машины могут быть ржавыми, мятыми, с выбитыми стёклами-фарами, но все стоят на накачанных колёсах!
[525x700]
[700x525]
Позади ЗиЛа - ещё один 66-й с кузовом непонятного назначения. Лишь на передней стенке угадывается "печка", работающая на дизтопливе.
[525x700]
На переднем плане - Volkswagen Iltis, некогда служивший в немецкой армии, затем в эстонской. Позади него - "одноглазый" санитарный Unimog 404 образца 1955 года. За ним угадывается ЗиЛ-131 с КУНГом. В левом ряду - ГАЗ-53 с цистерной и ещё один ЗиЛ-157 - с бортовым кузовом.
[700x525]
[700x525]
Рядом стоят УАЗ-469 и Land Rover Defender 3-го поколения с кузовом "пикап".
[700x525]
УАЗик снаружи выглядит вполне себе ничего, а вот внутри... над ним ещё работать и работать.
[700x525]
Defender. Халтурно нанесённая краска облупляется по всему кузову, но ржавчины нигде не видно. Оно и неудивительно - кузов алюминиевый.
[700x525]
[700x525]
В кабине - полная разруха.
[700x525]
Позади него - ещё один экспонат музея пожарной техники - автобус Volvo BB57-60 1970-го года выпуска.
[700x525]
Рядом с ним - вездеход ГАЗ-63.
[700x525]
[700x525]
[700x525]
Когда-то это был Multicar M-25 родом из ГДР.
[700x525]
[700x525]
Похоже, старенький армейский DAF.
[700x525]
А в его кузове...
[700x525]
Если бы в далёком детстве в одной старой книжке мне не попался на глаза рисунок этой штуки, я бы наверное, и не догадался, что это - детская коляска. Сколько же ей лет?...
[700x525]
РАФик - "Скорая помощь".
[700x525]
Рядом с ним - маленький вездеходик Volvo. Модель, к сожалению, не знаю.
[700x525]
"Мыльница" 968М у забора.
[700x525]
Бензовоз ЗиЛ-131 и ещё один "одноглазый" санитарный Unimog-404.
[700x525]
И куча различного барахла рядом.
[700x525]
[700x525]
Оранжево-розовый агрегат слева от ЗиЛа - насколько я помню, сварочный генератор с приводом от ДВС. Такие применялись на стройках в 80-х годах прошлого века.
[700x525]
Издали показалось, что это старый знакомый шведский Saurer Berna 2DM. Линия крыши, форма стёкол - очень похожи. Но нет, это - Volvo N86.
[700x525]
Изначально армейский, полноприводный. Лебёдка, похоже, как и у Саурера, расположена на раме в корме машины, только трос проложен по правому лонжерону, а не по левому. Половинка лобового стекла с водительской стороны может откидываться на крышу. А над пассажирским местом в крыше сделан люк.
[700x525]
[700x525]
Старые рембоксы. Интересно, что скрыто за их воротами?
[700x525]
Двор перед ними завален разным интересным хламом.
[700x525]
Тележка. При виде её почему-то сразу представляется перевозка торпед к катерам или самолётам-торпедоносцам. В принципе, ничего удивительного - рядом Гидрогавань.
[700x525]
Какой-то двигатель.
[700x525]
Целая куча корпусов от морских мин.
[700x525]
[700x525]
Шасси от Газона. Прямо как в книжках по авторемонту рисуют. Только натуральное. Учебный экспонат?
[700x525]
[525x700]
Перемещаюсь в другой угол площадки. "Безногий" БТР.
[700x525]
Magirus-Deutz Jupiter конца 1950-х годов.
[700x525]
А это... угадаете, что за машина? Вот и я сразу не смог.
[700x525]
Toyota Land Cruiser 40 (1960-1984 годы выпуска)!
[700x525]
Разукомплектованный... или всё же временно разобранный (?) УАЗик.
[700x525]
Ещё один Unimog 404. В приличном состоянии, только пластиковое окно водительской двери разодрано. На переднем бампере укреплён гидроцилиндр - машина явно была оборудована бульдозерным отвалом.
[700x525]
В самом углу обнаружилось вот такое вот чудо. Ford CJ. Какая именно модель, сказать не могу, скорее всего, CJ5. Колёса ему явно не по росту - при повороте передние будут задевать за лонжероны рамы.
[700x525]
В лобовом стекле сделано отверстие. Возможно, для оружия.
[700x525]
С этого ракурса я не понял, что за грузовик стоит у забора.
[700x525]
Оказалось - Unimog 406 (выпускался с 1963 года).
[700x525]
Это, пожалуй, самый "живой" Унимог на площадке.
[700x525]
Напротив - три полуприцепа явно армейского назначения.
[700x525]
Ещё один УАЗик.
[700x525]
И напоследок я здесь обнаружил сей любопытный агрегатик.
[700x525]
Оператор здесь стоит на откидной площадке и держится за поручни.
[525x700]
Я бы не отказался заиметь такую штучку. Снег там у гаража разгрести, или ещё для чего-нибудь))).
[525x700]
"Насытившись" площадкой с раритетными грузовиками, мы двинулись в сторону музея. Мне всё же не давал покоя один вопрос.
- Почему же мы так беспрепятственно сюда попали? Вряд ли даже во время штатной работы музея сюда кого-либо пускают...
- Ночь музеев - ответствовал Петич. - Можно ходить где угодно. А скорее всего, причина в том, что просто-напросто забор упал... )))
В этот момент мы как раз проходили мимо поваленного железного забора.
Через несколько метров на глаза попались уже "цивильные" раритеты. Вот этот Дефендер, если есть желание, можно приобрести за 3200 евро. Позади него стоят два сравнительно нестарых, но изрядно потрудившихся коммунальных Унимога U 2400. Но продаются они, или просто стоят в ожидании чего-то - не знаю.
[700x525]
Позади всех - некогда дюже престижная чёрная Волга ГАЗ-24. Ещё с советскими номерами. Но состояние просто аховое. Рамка ветрового стекла и низ дверей сгнили полностью, на кузовных панелях вмятины... Если только настоящий фанат марки возьмёт её на реставрацию.
[700x525]
Ещё один Land Cruiser 40.
[700x525]
[700x525]
[700x525]
Рядом с ним обнаружился вход на ещё одну площадку, на которой стоит много-много армейских и пожарных машин в гораздо более хорошем состоянии, чем те, что я только что наснимал. Похоже, вот он, настоящий музей! А то место, где мы только что были - скорее всего, реставрационно-ремонтная база при музее. Выходит, нам действительно крупно повезло попасть туда и унести столько "трофеев" на флешке.
К грузовикам нас не пустили - ещё не пробило 18:00, а следовательно... "ночь музеев" ещё не началась! Но я не жалею - всего сразу охватить невозможно, а музеи всё же лучше посещать не под халявную акцию, когда пол-города вдруг решает "окультуриться" и толпами бродит вокруг экспонатов, делая умный вид. Лучше заплатить за вход, но осматривать экспозиции в спокойной обстановке.
Пару фоток через открытые ворота я всё же сделал. Здесь отлично виден бортовой Мультикар М-25, вполне "живой", только кабина окрашена в непривычный бежевый цвет. Оранжевая махина на заднем плане - скорее всего, СВП, судно на воздушной подушке.
[700x525]
Ещё один "закоулок". За деревом стоит старый армейский Мерседес, возможно, LS. На заднем плане просматривается пикап Chevrolet.
[700x525]
Немецкое зенитное орудие калибра 88 мм. Это мощное, но незащищённое орудие часто использовалось не по своему прямому назначению, а для борьбы с советскими танками. За неимением лучшего, его же устанавливали в башни Тигров.
[700x525]
В самом конце площадки стоит пара БТРов. Не особо сознательные посетители "просачиваются" на территорию, обходя забор у кромки воды.
[700x525]
[700x525]
Гидрогавань сама по себе - это база эскадрильи гидросамолётов в Таллинне. Её "железобетонные сараи" размером 100 х 50 метров каждый были заложены ещё в 1916 году в рамках проекта Морской крепости Петра Великого, призванной защищать на дальних подступах столицу Российкой Империи - Санкт-Петербург в случае возможного возникновения вооружённых конфликтов. Предполагается, что ангары таких размеров были заложены, исходя из габаритов самого крупного на тот момент аэроплана - четырёхмоторного бомбардировщика "Илья Муромец". Хотя, насколько мне известно, эти самолёты поплавками никогда не оснащались.
Здание Гидрогавани уникально тем, что купольная крыша трёх ангаров, объединённых в одно помещение, была впервые в мире возведена без использования опалубки. Построила их датская фирма Christiani & Nielsen, один из пионеров использования бетона в строительном деле.
Ангарам повезло оказаться не разрушенными в 1918-м году, когда отступающие из Таллинна революционные матросы просто не успели их подорвать. Повезло и остаться практически невредимыми во Вторую мировую войну. До 50-х годов они использовались Балтийским флотом, как база гидросамолётов, а затем их перевели в разряд военных складов. В течение следующих лет здание постепенно ветшало и приходило в упадок. В 80-х годах хотели было заняться его восстановлением, но пришла Перестройка. Затем - обретение Эстонией независимости, споры о правах собственности здания... Реставрация ангаров началась лишь в 2010-м году. А в 2012-м, после её успешного завершения, в здании Гидрогавани открылся филиал Морского музея.
Внутри я когда-нибудь ещё побываю, но и снаружи находится немало интересностей.
[700x525]
[700x525]
Боевые корабли, или скорее, катера, у причала.
[700x525]
[700x525]
Ледокол Suur Tõll (Большой Тылль) - тоже часть музея. В этом году ему исполняется 99 лет.
[700x525]
[700x525]
[700x525]
У плавучего причала здесь стоит несколько частных яхточек.
[700x525]
И маленькие катера в серой флотской окраске.
[700x525]
Совершенно прямоугольное корытце (десантный катер?) с подвесными моторами.
[525x700]
Вот такие коммуникационные "терминалы" стоят прямо на плавучем причале. На самом верху - фонарь, чтобы ночью освещать причал. Слева - трёхфазные электророзетки и рубильники-автоматы для них. Справа - краник с питьевой водой.
[525x700]
У дальнего причала стоит... судя по маркировке - тоже бывший военный катер. Но с него снято абсолютно всё, кроме основной надстройки.
[700x525]
Несколько тральщиков стоят на суше. Они - тоже часть музея. По приставленным мосткам можно подняться на борт любого и осмотреть внутреннее устройство.
[700x525]
Антимагнитный минный тральщик М-414 "Калев". Построен в Германии в 1966/1967 годах. Всего было построено 10 кораблей этого типа. До 1997 года состоял на службе Военно-морских сил Германии под именем "Минерва". В 1997 году два тральщика: "Минерва" ("Калев") и "Диана" ("Олев") были переданы Военно-морским силам Эстонии. Состоял на службе ВМС Эстонии до 2003 года. Один раз принимал участие в международных военно-морских учениях.
Длина 38 метров, ширина 8,2 метра, осадка 2,2 метра. Водоизмещение 246 тонн. Скорость - 14 узлов.
Двигатели: 2 дизеля Mercedes-Benz 820 LBA по 700 кВт (1100 л. с.)
Экипаж: 24 человека, в том числе 4 офицера.
Вооружение: 1 40-мм автоматическая артустановка Bofors L/70 MEL, акустический, магнитный, контактный минные тралы, мины.
[700x525]
[700x525]
На тральщик подаётся электропитание от электросети.
[700x525]
Корабль пограничной охраны PVL 105 Torm ("Шторм").
Серия из 20 кораблей этого типа была построена в 1965-1968 годах в Бергене, Норвегия.
Первое название - KNM P968 "Arg". В 1970-м году был модернизирован в ракетный катер - на нём были смонтированы ракетные установки "Пингвин". Был передан Эстонии в 1994-м году. На тот момент был одним из самых крупных пограничных кораблей Эстонии. Подобные корабли были также переданы Латвии и Литве. Нёс службу до 2007 года. Базировался на островах Сааремаа, Хийумаа, позже в порту Палдиски.
Длина 36 метров
Ширина 6,3 метра
Осадка 1,5 метра
Водоизмещение 118 тонн.
Двигатели: два дизеля Maybach-Mercedes 872A MTU по 2640 кВт (3600 л. с.)
Скорость 32 узла.
Экипаж: 2 х 8 человек (изначально 19 человек, в т. ч. 4 офицера)
Вооружение: 1 спаренная артустановка 2М3 калибра 25 мм, 1 40-мм пушка Bofors L/60.
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
У одного из кораблей пояснительная табличка на русском языке.
[525x700]
[700x525]
[700x525]