Планы совместных покатушек с другом-Петичем по Таллинну вынашивались уже несколько лет, но всё никак было не собраться. То времени свободного нет, то лишних денег на бензин... Похоже, по большому счёту я ждал всего лишь "пинка под зад". И вот он наконец поступил со стороны Вики, которая чуть ли не насильно выпроводила меня на выходные в столицу, отдохнуть и развеяться. Нечего, мол, так зарываться в своей норе - уже год не вылезаю по выходным из гаража. Машина никуда не денется, а жизнь пройдёт.
В общем, подгадали мы с Петром совпадающие выходные и "оторвались" на полную.
Тыщу лет не ездил на поездах. На электричках - и того дольше. А на "дизеле" DR1 - вообще никогда. Отчасти и поэтому я с нетерпением ждал субботы. Новая дорога - новые впечатления. Да и по деньгам - 9 евро за 200 км плюс бесплатный провоз велосипеда. По времени - на пол-часа дольше автобуса (три с половиной часа против трёх). Неудобство одно - один-единственный рейс в сутки. В 6:13 утра поезд отправляется из Нарвы, в 15:40 обратный поезд отправляется из Таллинна. И всё. Но в принципе неплохо: можно пять часов погулять по Таллинну, а если приехать с ночёвкой (как я), то в запасе будут все тридцать. Вставать, правда, раненько пришлось.
В поезде народу мало, несколько человек на весь вагон. Большинство пользуются возможностью "доспать". Но мне не до сна - гляжу в окно на проносящиеся мимо пейзажи.
Ауверский переезд, 16 км от Нарвы. Несколько лет назад здесь произошла серьёзная авария - поезд "Москва-Таллинн" столкнулся с грузовиком-цистерной, перевозящим сланцевое масло. Кроме водителя грузовика никто, кажется, серьёзно не пострадал, однако тепловоз сошёл с рельсов, разрушил стрелку и увяз в болотистой почве. Потом долго решали, что выгоднее: вытащить его или разрезать на металл на месте...
[700x525]
Стука колёс на стыках рельсов не слышно. Потому что почти нет самих стыков - рельсы сварные, почти километровой длины. Уровень шума и вибраций заметно меньше, чем в автобусе, хоть я и сижу в моторном вагоне в трёх метрах от дизеля.
По всей дороге - плотный туман, мешающий разглядеть что-либо дальше ста метров от окна. Станция Вайвара.
[700x525]
Разобранный виадук.
[700x525]
В моторном вагоне есть специальная площадка для перевозки велосипедов. На ней установлены турникеты, но они на удивление мелкие - всунуть туда колесо мешает короб вентиляции. Первая "щель" вроде бы свободна - всунул колесо туда, но стоящий велосипед полностью перегородил проход. Тогда просто прислонил его к стенке вагона в надежде, что пассажиров с велосипедами, может быть, больше не будет. Потом, осматривая вагон, заметил крюки под потолком. Понятно, велосипеды здесь подвешивают. Но вставать было лень.
[700x525]
По дороге народ в вагоне потихоньку прибавлялся. Йыхви. Здание вокзала полузаброшенное, с заколоченными окнами. Здесь сели ещё трое байкеров, двое из которых - в мой вагон. Пришлось мне в темпе подвесить свой велосипед, дабы не создавать коллапса.
[700x525]
Рядом со мной сел молодой парень-эстонец, стриженный под солдата, закативший в вагон свою нереальную "Минерву" на толстенных "мопедных" колёсах и с мощной дудкой-сигналом. Спросил, не возражаю ли я, если он откроет окно? (- Эстонцы говорят - "воздух можно ножом резать" ))) ).
- Я - говорит - еду в Раквере, на мотоцикле кататься. Вы не против, если я переоденусь?
Стянул штаны, достал из своего огромного рюкзака пластиковые защитные накладки, надел их на голые ноги, поверх них натянул другие штаны, с камуфляжным рисунком. Так же экипировал и верхнюю часть тела.
- Не жарко во всём этом? - спрашиваю я.
- Сейчас в поезде будет немножко жарко, но что делать. А на мотоцикле может быть даже холодно. Однажды после такой поездки я засунул руки в холодильник, и он был теплее, чем руки...
Вот такие страсти. Вообще меня поразило, что в поезде обстановка куда более "домашняя", чем в автобусе. Очень быстро завязываются разговоры. Этому, наверное, способствует и расположение лавок (люди сидят лицом друг к другу), и куда большая открытость жителей провинции по сравнению с городскими. Впрочем, и коренные таллиннцы попиз... поболтать любители. Но об этом чуть позже.
Тийт Мяги (как я понял из телефонного разговора) со своим мега-байком вышел в Раквере, но там же, в Раквере, в поезд ввалилось столько народу, что он оказался почти полностью забитым. А ближе к Таллинну галдёж в вагоне стоял такой, что реально мешал спать дядечке на лавке впереди меня.
Что мне запомнилось по дороге - это старые, или даже старинные здания вокзалов, мощные водонапорные башни, такие как на этом фото. В Кивиыли прямо к путям примыкает территория завода, здания которого своей столетней монументальностью производят не меньшее впечатление, чем здания фабрик Кренгольма. Ещё запомнилась огромная узловая станция в Тапа. Куча интересных вагонов, железнодорожных кранов, локомотивное депо... Одна полузаброшенная ветка долго идёт вдоль основного пути, поднимаясь в гору, и обрывается где-то в районе торфяников... Вот бы как следует облазить это место с фотиком!
[700x525]
Арукюла, последняя станция перед Таллинном. Поезд стоял здесь не больше минуты, но за это время пассажиры успели посмотреть настоящее шоу. Некий фермер, прицепив к своему новенькому тёмно-коричневому "Дастеру" телегу с дровами, пытался вытащить её из овражка на дорогу. По мокрому травяному лугу! Даже без всякой колеи! Телега одноосная, с двускатными колёсами от Газона, загружена жердями и ветками по самое "не могу", и весит, наверное, не меньше Дастера. Причём загружена так, что корма явно перевешивает, а значит сцепка пытается приподнять заднюю ось внедорожника. Но фермер упрямо прёт вперёд, буксуя всеми колёсами! От них аж пар валит. Когда колесо телеги упирается в очередную кочку, он сдаёт назад и преодолевает эту кочку с разгону, чтобы упереться в следующую. Забавно смотреть и... жалко машину. Лакированные бампера и асфальтовая резина - не для такой работы. Да и сам Дастер, несмотря на внешнюю "мускулистость", внутри содержит достаточно нежные сайлент-блоки, ШРУСы и т.д. Чтобы возить дрова из лесу на хутор, можно по дешёвке купить старенький, но прочный УАЗик или Газон. Пусть даже без номеров и техосмотра - на нём не по трассе ездить...
Вот и Таллинн. Станция Юлемисте (Ülemiste). Здесь меня встретил Петич.
Дизель уходит на конечную станцию - центральный вокзал.
[700x525]
Стандартный DR1 имеет шесть вагонов, из которых первый и последний - моторные (с заметными "горбами" на крыше). У нас же ходит укороченный вариант - три или четыре вагона, один моторный. Большего, видимо, не требуется. В качестве концевого вагона используется, кажется, концевой вагон от электрички.
[700x525]
По пути к дому Петич показывает мне достопримечательности спального района - бывший каменный карьер, который не так давно облагородили и превратили в зону отдыха.
[700x525]
За карьером - маяк. Несмотря на то, что стоит он в нескольких километрах от моря, с моря его видно, наверное, неплохо - как и весь район, он находится на высокой возвышенности. Только вот туман...
[700x525]
Ласнамяэ...
[700x525]
Остров чаек.
[700x525]
Немного передохнув и перекусив, поехали колесить по городу.
Оценить масштабы таллиннской телебашни помешал всё тот же туман.
[525x700]
[700x525]
Где-то вверху угадывается двухэтажное сооружение, содержащее ресторан и смотровую площадку.
Высота башни 314 метров. Строительство было начато в сентябре 1975 года и закончено в июле 1980-го - к московской Олимпиаде.
[525x700]
Прямо под самой телебашней наблюдается некая деятельность военных. Это "Kevade Torm" ("Весенний шторм") - широкомасштабные военные учения, местом проведения которых в этом году выбран уезд Харьюмаа.
[700x525]
[700x525]
Похоже, у них сейчас перекур.
[700x525]
Большинство районов Таллинна оборудовано удобными велосипедными дорожками. На них чувствуешь себя совершенно спокойно, нет нужды следить за автомобильным движением, как если бы ехал по краю дороги. А в такой хмурый и туманный день и на самих велодорожках движение минимально. Эту сосну в частном секторе на окраине Ласнамяэ я снимал на ходу.
[700x525]
Спустились вниз к морю, в Пирита. На море всегда оживлённо. Несмотря на погоду, любители парусного спорта не изменяют своему хобби. Ну а паромы... ходят по расписанию.
[700x525]
[700x525]
[700x525]
Небольшой пирс, сложенный из валунов. Видимо, когда-то между камнями был песок, а сверху они были залиты бетоном. Постепенно песок вымыло волнами, и корочка бетона теперь опирается лишь на валуны.
[700x525]
Каменистый берег.
[700x525]
По дорожке, петляющей между прибрежными соснами, доехали до олимпийского Центра парусного спорта. Он был построен всё к той же олимпиаде 1980 года - олимпийская парусная регата проходила в Таллинне. Сейчас здесь - центр различных увлечений, связанных с водой и морем. Школа для начинающих яхтсменов, стоянка для яхт яхтсменов профессиональных, прокат лодок на реке Пирита, катера, гидроциклы... В общем, кто на что горазд. А мы вначале полюбовались вот такой вот развлекушкой, пришедшей к нам, как говорят, из Штатов.
[700x525]
Кроме гидрокостюма и прочей экипировки для этого занятия нужен достаточно мощный гидроцикл - ведь это его водомёт, к соплу которого присоединён шланг, даёт нужный напор воды.
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[525x700]
Главное здание Центра парусного спорта.
[700x525]
Потом решили доехать до конца мола.
[700x525]
Устройство мола примерно такое же, как у предыдущего пирса из валунов. Только здесь бетонная "корочка" местами обвалилась, образовав довольно значительные провалы между камней. Пропрыгать по валунам на велосипеде - тот ещё экстрим. В ту сторону мне это удалось, а на обратном пути вышел косяк. Не справился с управлением, переднее колесо попало в щель между камней и полностью ушло туда. Ничего не оставалось как перепрыгнуть через руль и пробежать вперёд несколько шагов. Велосипед остался "воткнутым" между камней, с торчащим вверх задним колесом. Со стороны, наверное, этот пируэт выглядел интересно))))).
[700x525]
Мы на оконечности мола.
[700x525]
Подальше в море - что-то вроде соревнований. Буями на воде отмечена "трасса", которую надо пройти под парусом.
[700x525]
Движение в устье довольно оживлённое. Постоянно кто-то плывёт в ту или другую сторону.
[700x525]
[700x525]
Глядя на это "корытце" со стосильной Ямахой, невольно вспоминаешь разговоры наших "рыбаков", восторгающихся своими 20-30-сильными моторчиками советского производства...
[700x525]
Стоянка яхт в устье реки Пирита.
[700x525]
Народ строит корабли мечты кто на что горазд.
[700x525]
[700x525]
Немного "отлипли" от яхт, доехали до развалин моныстыря святой Бригитты, которые возвышаются буквально в ста метрах. Внутрь не пошли - с велосипедами там неудобно, да и платить два евро за вход не особо хотелось.
[700x525]
Купили в ближайшем киоске по хот-догу и вернулись в порт - напротив плавучих пирсов с яхтами на берегу установлены деревянные многоэтажные скамеечки, с которых открывается отличный вид на порт. Тут же были атакованы местной "мафией" - два молодых "рэкетмена" пожаловали за "данью". Удовлетворившись парой крошек от хот-догов, быстренько умотали "трясти" остальных посетителей)))).
[700x525]
Вид с моста. Такое количество яхт, лодок, катеров я вживую увидел, наверное, впервые. Был под впечатлением, и снимал, снимал, снимал...
[700x525]
[700x525]
[700x525]
Рыбаков вокруг тоже хватает. Рыбачат по берегам реки, на молу, с моста... Рыбачит и стар и млад, и мальчики, и девочки. Не очень верится, что в так сильно "окультуренной" реке, как Пирита в районе Таллинна, удаётся поймать что-либо существенное. Скорее, это похоже просто на приятное времяпрепрвождение у воды.
[700x525]
Далее, мы переехали на другой берег реки и оказались на территории стоянки для яхт. Всё (ну почти всё) открыто, гуляй-не хочу. Фоток я оттуда увёз целую кучу, поэтому, думаю, есть смысл объединить их в отдельный пост, который будет написан чуть позже.
[700x525]
А пока что вырулим на Pirita tee, на самую, наверное, оживлённую велодорожку города, и поедем по ней дальше вдоль берега моря. Народу на ней, правда, было немного - погода нелётная.
[700x525]
Высотки в центре города по-прежнему уходят вершинами в облака.
[700x525]
Четвёртый десяток километров подходит к концу, а центр города ещё далеко впереди...
[525x700]
Морской порт. Слева и справа у причалов стоят паромы. В середине в бухту заходит яхточка, катающая туристов.
[700x525]
[700x525]
За портом на высоком холме - "старый город". Высокая крыша собора Олевисте уходит в облака, а башня Кик-ин-те-кёк целиком прячется в них.
[700x525]
Буксир Saturn у причальной стенки.
[700x525]
Паром Eckero Line. Пассажиры проходят на него из терминала по коридору-рукаву, наподобие тех, по которым осуществляется посадка-высадка пассажиров в аэропортах. Только здесь он в несколько раз длиннее.
[700x525]
На пирсе возле парома заметил терминальный тягач, таскающий тележки с грузом. Жаль, далеко он был, и всё время прятался за различными препятствиями.
[700x525]
[700x525]
Hotell Europa вырос на берегу бухты совсем недавно. А плавучий ресторан "Адмирал" живёт здесь уже давно, только периодически перемещается от одной стенки к другой.
[700x525]
Tulika takso. Было время, когда они поголовно ездили на Омегах. Сейчас большинство из них ездит на Toyota Avensis, но есть и машины других марок. Этот кадр я сделал скорее для истории))).
[700x525]
От порта едем дальше на запад по грунтовой велосипедной дорожке. Обращаю внимание на половинки шпал, заделанные в покрытие. Спросил у Пети, что они означают. Оказалось, здесь раньше проходила железнодорожная ветка, ведущая на предприятие, труба которого высится вдалеке. Предприятие закрылось, рельсы разобрали. А на месте полотна сделали дорожку.
[525x700]
Kalasadam (рыбный порт) запомнился мрачными бетонными причалами и самым густым туманом. В ста метрах впереди в море - островок с металлической мачтой, но его практически не видно!
[700x525]
У одного из причалов стоит катамаран. Этакий "морской экспресс", на котором 80 километров между Таллинном и Хельсинки можно преодолеть менее чем за час.
[700x525]
Тихий дворик на территории того самого предприятия, на которое вела железнодорожная ветка. У ворот - ИЖ-412-028.
[700x525]
Внутри в бывших гаражных боксах - своеобразные клубы по интересам. В одном ремонтируют велосипеды, в другом - конструируют непонятно что, в третьем устроена кафешка. Прямо в проходе двое парней играют в настольный теннис.
[700x525]
"Шоу-стоппер" из старой "Украины".
[700x525]
Едем дальше. В одном месте натыкаемся на приоткрытые ворота, в которые входят люди с фотоаппаратами на шеях. Музей? Интересно, платить нужно? Нас с велосипедами пустят? Пролезли в ворота - ни кассы, ни билетёра. А оказались мы на территории бывшей тюрьмы.
[700x525]
Везде колючая прволока, железные наблюдательные вышки, старые фонари и провода на фарфоровых изоляторах...
[700x525]
Похоже, изначально эта тюрьма была мощным фортом, стоящим на берегу моря.
[700x525]
[700x525]
[700x525]
Надпись на стене здания рядом с входом - "Sõjaväemuuseum" (Военный музей). Цветущая ветка вишни среди серого бута и колючей проволоки выглядит до ужаса контрастно. Внутрь не пошли, побродили по территории.
[700x525]
Здесь у фотика наконец-то сели аккумуляторы. А запасные... похоже, я забыл зарядить с прошлого раза. Дальше выжимал из них последние капли энергии...
[700x525]
Дальше территория стала совсем уж дикой. Народ сюда почти не заходит. Нам пришлось идти пешком - опасались проколоть колёса на разных острых железяках.
[700x525]
[525x700]
[525x700]
[700x525]
Понадеявшись, что смогу обойти тюрьму-форт по периметру, я оказался в глухом тупике.
[700x525]
[700x525]
Местами сквозь разбитые окошки можно увидеть внутреннее "убранство" помещений. Мрачное место. Похоже, тюрьма функционировала не так давно.
[525x700]
[700x525]
[700x525]
Слева - небольшая кафешка под открытым небом на территории бывшей тюрьмы. Вдалеке - полукруглые крыши Гидрогавани.
[700x525]
И трубы старого ледокола Suur Tõll (Большой Тылль).
[700x525]
Граффити на стенах.
[700x525]
[700x525]
[700x525]
Удалось даже забраться в одну из сторожевых вышек, несмотря на колючую проволоку.
[700x525]
Впрочем, виды оттуда меня не особо впечатлили.
[525x700]
Выйдя из тюрьмы, мы направились в сторону Гидрогавани. Вдруг через щель в заборе я краем глаза заметил кучу разной старой техники, стоявшей на какой-то не то базе, не то складе...
[700x525]
Проходящие мимо парни, видя мои мучения со съёмкой через забор, сказали - "Не парьтесь, зайдите с другой стороны. Там всё открыто, и в любую машину даже залезть можно". Таким шансом я, разумеется, не мог не воспользоваться. Как фотик всё отснял на полудохлых аккумуляторах - не представляю. Об этом собрании старой техники, а также о Гидрогавани я, пожалуй, тоже напишу отдельный пост. А здесь пока выложу пару фоток.
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
Есть в Гидрогавани, разумеется, и своя, простите за тавтологию, гавань. С молами-волнорезами, на один из которых мы также заехали.
[700x525]
Даже ласточки (со своей "максималкой" в 55 км/ч) не рискуют летать в этом тумане.
[700x525]
Вдруг из густой белой пелены моря появилось НЕЧТО...
[700x525]
Летучий Голландец?...
[700x525]
Удивительно точно идёт прямо в центр "ворот" гавани. "Колдовство" - сказали бы сотню лет назад. "Отличный спутниковый навигатор" - приходит на ум сейчас.
[700x525]
На борту, разумеется, туристы. На некоторых - одинаковые бело-зелёные клетчатые пледы. Сервис, однако.
[700x525]
[700x525]
[525x700]
И исчез в тумане, уйдя к причалу.
[525x700]
После Гидрогавани мы направились дальше на запад вдоль берега моря. В районе Копли упёрлись в тупик на полуострове и трамвайный парк. Здесь нас и "накрыло" грозой и дождём. Обстановочка выглядела достаточно безнадёжной, и мы повернули обратно, к дому. Но на одном из перекрёстков вдруг увидели просвет. Гроза быстро уходила в море. Мы же, полумокрые, нашли навес, под которым и переждали остаток дождя. Петич сбегал в ближайший киоск, взял пару Сникерсов и пакетик с орешками. Пока мы их уплетали, дождь закончился. Небо более-менее прояснилось, и туман вроде бы подразогнало. Снова потянуло на приключения. Поэтому направились дальше, в Рока-Аль-Маре (Roca-al-Mare) - самую западную точку маршрута. Хотя впечатлений для одного дня было уже более чем достаточно, была ещё надежда попасть в Музей под открытым небом (Vabaõhumuuseum). Так совпало, что в эту субботу как раз была "ночь музеев", и в большинство музеев можно было пройти бесплатно. А Музей под открытым небом - один из немногих наверное, в котором велосипеды не то что не помешают, а могут даже и пригодиться.
Конечно же, он был открыт. А представлены здесь образцы "народной" архитектуры, собранные из разных концов Эстонии, перевезённые по частям и заботливо собранные заново на территории музея.
[700x525]
Двери в крестьянских домах позапрошлого века иногда настолько низки, что даже пригнувшись не пройдёшь. Кажется, туда можно лишь заползти.
[700x525]
Думаю, каждый может найти здесь для себя много интересного и любопытного. Меня, например, не перестаёт удивлять (я был здесь уже во второй раз) толщина слоя тростника на крыше, и как он весь там держится, и его не разносит ветром.
[700x525]
Окружающая природа тоже производит впечатление. Хоть вокруг музея и стоит город, но здесь чувствуешь себя местами как в дремучем лесу.
[700x525]
И совершенно непередаваемые деревенские запахи, окружающие тебя здесь, дополняют картину. На улице пахнет хвоёй, мокрой травой и лесом, в домах, особенно самых старых - древесиной, сеном, дымом, смолой, баней...
[700x525]
Самые крупные дома, как правило, открыты. Можно заходить внутрь и рассматривать домашнюю утварь, печи, хлева, если они под одной крышей с домом...
[700x525]
[700x525]
Жилище бобыля Нуки. Обычное жилище бедняка конца 19-го века, не имеющего собственной земли. В единственном здании располагается всё - и дом, и чулан, и хлев...
[700x525]
Арендуемый хутор. Крестьянин здесь жил, выращивал овощи, кур, свиней, кормился плодами своего труда и продавал их, чтобы выплатить помещику арендную плату. Мне пришла в голову такая мысль: а если, скажем, я возьму в аренду современный хутор такого размера - хватит ли мне моей зарплаты (не говорю уже о продаже собственноручно выращенных продуктов), чтобы оплатить аренду хозяйства такого размера? Вряд ли...
[700x525]
Кузница на хуторе. Построена целиком из плитняка, даже покрытие крыши и труба. Пожарная безопасность!
[700x525]
Дом. Там где сруб - жилая изба. Там, где каменные стены - скорее всего скотный двор или конюшня.
[700x525]
В тех домах, которые открыты для посещения туристов, как правило, сидят вот такие вот бабули в национальных костюмах. За порядком присматривают, да и антураж создают.
[700x525]
Выкупленный хутор Вируского уезда (северная Эстония). 1920-е - 1930-е годы. Дом вполне современного вида, "представительный".
[700x525]
Хозяйственные постройки - деревянные срубы и плитняк, под соломенными крышами.
[700x525]
Внутри, в чулане воспроизведены даже соленья-варенья, яйца в лукошках, и прочие заготовки.
[700x525]
В доме.
[700x525]
[700x525]
[700x525]
Часовня Сутлепа. 1699 год.
[700x525]
"Швейцарский" домик.
[700x525]
Деревенский пожарный сарай. 1928 год.
[525x700]
Водяная мельница. Середина 19-го века.
[700x525]
[700x525]
Хутор эстонцев-островитян. Остров Муху, конец 19-го века.
[700x525]
С шикарной изгородью из булыжников, обросших мхом.
[700x525]
Три ветряных мельницы.
[700x525]
Но день оказался не бесконечным, солнце зашло за горизонт, и мы почувствовали, что пора двигаться всё же в сторону дома.
[700x525]
[525x700]
Вернулись мы в Ласнамяэ уже в глубоких сумерках, уставшие, грязнущие, мокрые но бодрые. Ездили около десяти часов, на счётчике суточного пробега светилась цифра "91 км", а мозг уже неспособен был воспринимать какие-либо впечатления. Слишком активный день...