• Авторизация


RDK-25-1 (часть 1) 16-12-2012 01:58 к комментариям - к полной версии - понравилось!


RDK-25 - монтажный полноповоротный стреловой самоходный гусеничный кран. Это, пожалуй, самая ценная, самая крупная, самая подробная и самая дорогая мне модель. Но сначала немного общей информации об оригинале.


Википедия не содержит странички, посвящённой этой машине. Но там есть два её аналога - RDK-250 и RDK-280. Эти краны являются совместной советско-германской разработкой. Они предназначены и поставлялись (в первую очередь) и были адаптированы под технические требования и климатические условия СССР. Модификации этого крана производились в период с 1972 года по 1991 год в ГДР. Таким образом, краны этой серии можно назвать аналогом советских кранов МКГ 25 (опять же Википедия, страничка RDK-250).
Странно, что здесь не указан производитель этих кранов - фирма TAKRAF.

Кран предназначен для строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ, для перегрузки сыпучих грузов с помощью грейфера, для бурильных, сваебойных и сваевдавливающих работ (с использованием специального дополнительного оборудования).
Максимальная грузоподъёмность крана на главном подъёме - 25 т., на вспомогательном подъёме - 5 т.

Все три крана (RDK-25, RDK-250, RDK-280), а также их потомки - RDK-300, RDK-400 внешне очень похожи друг на друга. Краны этой серии - одни из самых распространённых в настоящее время на стройплощадках России.

Должен заметить, что Википедия содержит ещё одну несуразность, касающуюся привода крана. Приведу абзац целиком:
"Все механизмы крана имеют индивидуальный электрический привод. Все механизмы, отвечающие за передвижение крана могут питаться, как от собственной дизель-электростанции крана, так и от внешней сети 380 В, 50 Гц. Дизель-электростанция в этом случае не работает. Механизмы, отвечающие за подъём-опускание грузов на основном и вспомогательном крюковых обоймах, подъём-опускание стрелы и управление гуськом питаются только от внешней сети (в связи с большим потреблением мощности)."
Причём этот абзац вставлен как в статью об RDK-250, так и об RDK-280, и, подозреваю, в статьи, посвящённые RDK-300 и RDK-400. Информация эта действительности не соответствует. Дизель-электростанция крана способна обеспечить полностью автономную его работу, на какие бы приводы мощность ни отбиралась. Доказательством этого является информация о мощности двигателей приводов, которую я приведу ниже.
Большой электродвигатель привода лебёдки главного подъёма - 32 кВт (самый мощный электродвигатель крана)
Малый электродвигатель привода лебёдки главного подъёма - 3 кВт
Электродвигатель привода лебёдки вспомогательного подъёма - 13 кВт
Электродвигатель привода лебёдки подъёма стрелы - 7,5 кВт
Электродвигатель привода поворота поворотной платформы - 8 кВт
Электродвигатели привода гусеничных лент - 2 х 18,5 кВт
Мощность дизеля - 75 кВт (100 л.с.)
Если принять потери в генераторе равными 15% (что достаточно много), то максимальная мощность, которую он способен выдать - 63,75 кВт. А суммарная мощность всех электродвигателей, установленных на поворотной платформе - 63,5 кВт. Таким образом, дизель-генераторная установка способна обеспечить одновременную (!!!) работу всех потребителей, не считая электродвигателей привода гусеничных лент.


Несколько фотографий из тех, что были найдены мной в Интернете. Ссылки на авторство и принадлежность фото сохранены.
RDK-25-1. Высокая кабина, крыша которой расположена выше крыши капота, и "объёмный" жёсткий гусёк. Часто на строительстве не требуется поднимать грузы массой более 5 тонн, поэтому стропы главного подъёма зацепляли на крюк, чтоб не мешались (как на фото), не использовали, либо вообще не устанавливали крюковую обойму главного подъёма.
[700x525]

Он же.
[700x525]

Он же.
[700x525]

RDK-25-1. Короткая стрела без жёсткого гуська. Оголовок стрелы обшит листами жести (видимо, самостоятельная доработка владельца).
[700x466]

RDK-25-1 со стрелой длиной 27,5 метра, без жёсткого гуська, с двукратной запасовкой полиспаста главного подъёма (крюк висит на двух ветвях троса).
[640x480]

RDK-25-1, работающий от внешней сети 380 вольт. Барабан для хранения кабеля отсутствует, вместо него установлена какая-то П-образная рамка между редукторами ведущих колёс.
[700x525]

RDK-25-1 своим ходом передвигается к месту работы. Укосина установлена в нижнее рабочее положение.
Этот кран имеет нестандартную кабину. Возможно, опытный образец, или же неродная кабина установлена после аварии.
[475x294]

RDK-25-1 с кучей строительных прожекторов на крыше, также подключенный кабелем к внешней сети питания.
[700x525]

RDK-25-1 с копром для забивания свай.
[700x522]
[534x700]
[525x700]

RDK-25-1.
[700x525]

Он же со стрелой 25.2 м и жёстким гуськом 5 м.
[525x700]

RDK-25-1 занимается, по всей видимости, сборкой-разборкой башенного крана.
[525x700]

Кабина управления крана RDK-25-1. Узкий и неустойчивый табуретик на одной ножке. Под левой рукой крановщика - джойстик, отвечающий за подъём-опускание стрелы (качание вперёд-назад) и поворот поворотной платформы (влево-вправо). Под правой рукой - два рычага управления главным и вспомогательным подъёмом. Впереди, по бокам пульта управления - два длинных рычага, отвечающих за движение гусеничных лент (виден только правый).
[360x480]

RDK-25-2. (RDK-250-2) Главное внешнее отличие этого крана от 25-1 - кабина управления не выступает выше капота, а сделана в один с ним габарит. На 25-1 при перевозке крана по ж/д её приходилось демонтировать - не вписывалась в допустимый габарит. Это посчитали неудобным. Ещё одно отличие - начаная с 25-2 используется жёсткий пятиметровый гусёк новой конструкции - плоский, лестничного типа.
Если посмотреть на кран сзади, можно заметить, что откидная площадка, закреплённая на корме поворотной платформы, убирается вверх, а не вниз, как было сделано на 25-1.
[500x375]

RDK-25-2 в башенно-стреловом исполнении. Высота башни - 17.5 м, длина маневрового гуська - 10 м.
[291x350]

RDK-250-3 отличается установкой нового дизеля для привода электрогенератора крана.
RDK-250-4 Polar - северное исполнение. Кран предназначен для работы при температурах до -60 градусов. Утеплён и оснащён предпусковым подогревателем двигателя.

RDK-300 - дальнейшее развитие кранов этого типа. Максимальная грузоподъёмность увеличена до 30 тонн.
[502x700]

Съёмных люков для вентиляции дизель-генераторной установки больше нет. Вместо них - вентиляционные решётки, являющиеся частью капота.
[700x525]

RDK-400. Максимальная грузоподъёмность увеличена до 40 тонн.
Заметно расширена колея гусеничных лент - для большей устойчивости.
[640x480]

Заметно изменена конструкция основания стрелы и кожуха электродвигателя поворота. На ходовой части отсутствует огромный "короб", в котором на предыдущих моделях размещались электродвигатели привода гусеничных лент.
[640x480]




Как появилась у меня эта модель?
Подъёмные краны меня привлекали с детства. Сплетения тросов, блоков и ажурных металлических конструкций будоражили ум и вызывали кучу вопросов. "А как это устроено? Почему именно так, а не иначе? А куда ведёт тот или иной трос? За что он отвечает?" и т.п. Что такое "подвижный блок", "неподвижный блок", "полиспаст", "рычаг" я узнал задолго до того, как до этих понятий добрался школьный курс физики. На стройках мог часами наблюдать за работой кранов.
Ещё меня привлекали окраинные районы города, промзоны. Там иногда можно было встретить такую интересную технику! Причём, в советское время эта техника ещё могла стоять под открытым небом никем не охраняемая!
В один прекрасный день, вернее, зимний вечер, мы со школьным приятелем исследовали одну из промзон. И наткнулись на этот кран. Какая-то небольшая стройка, заброшенная в разгар 90-х. Глубокий котлован, наполовину затопленный водой. С одной стороны из-под воды торчали железобетонные сваи с закреплёнными на них кое-где панелями. Кран стоял в середине этого котлована, заметно накренившись на корму. Его гусеничные ленты были полностью под водой, уровень воды приближался к уровню поворотной платформы в задней части. А по зимнему времени он вообще напоминал вмёрзший в лёд пароход Челюскин. Однако заброшенным он ещё не выглядел - всё на своих местах, только переднее стекло кабины было разбито. Через него мы, собственно, и забрались внутрь. А внутри... железо, холод и запах машинного масла. Облазили, конечно же, всё подкапотное пространство - интересно ведь! Я был под впечатлением - в первый раз на настоящем кране, в первый раз прикасаюсь руками к его механизмам, вдыхаю ни с чем не сравнимый "запах машины", хоть и давно не работавшей. Идея сделать модель крана возникла тут же - осматривал всё предельно внимательно, стараясь запомнить как и что. А приятель, когда пришло время возвращаться по домам, не будь дурак - прихватил толстый талмуд в жёсткой красной обложке - "Инструкцию по эксплуатации". Он тогда тоже увлекался самодеятельным моделизмом - может, тоже решил сделать модель.

Первая моя модель, сделанная, можно сказать, "на эмоциях", была совсем не похожа на RDK. Это был, скорее, некий собирательный образ подъёмного крана на гусеничном ходу, выполненный в масштабе, близком к 1:43. И это естественно - в памяти много не унесёшь. Чертежи нужны, или хотя бы проекции. Через некоторое время я вспомнил про "инструкцию". Не помню как, но я успешно выменял её на картонную модель Ford Explorer. Вот она.
[700x525]

В "инструкции" не оказалось чертежей, зато там есть довольно точные эскизы всех механизмов и частей крана. Встал вопрос о создании максимально подробной и точной модели - глупо делать упрощённый макет, имея на руках такой объём информации. За базу, не особо раздумывая, взял эскиз капота - основной видообразующей детали крана. Чтобы иметь возможность проработать мелкие детали, все размеры капота из "инструкции" увеличил в два раза. О масштабе ни разу не задумался - просто была идея сделать КРАН! Как угодно, но лишь бы максимально точно. Чтобы все тросы были на своих местах, все блоки крутились и всё работало, как у настоящего!
[700x525]

А потом вдруг оказалось, что все эскизы сделаны в разных масштабах. И мне пришлось вымерять все размеры и вводить для каждой картинки поправочные коэффициенты, которые я записывал тут же карандашом. Например, размеры, вымеренные по рисунку дизель-электростанции, необходимо было делить на 1,117, чтобы привести к общему для крана масштабу. В общем, работы было немерено.
[700x525]

А что же тот настоящий кран, с которого была взята эта "инструкция"? Он простоял в этом котловане года четыре, всё глубже уходя под воду. Я "навещал" его постоянно во время своих велосипедных прогулок по городу. Постепенно кран приобрёл все черты, присущие заброшенной технике. Стёкла кабины были разбиты, щиток управления - тоже (видимо, постарались охотники за медными проводами). Под капот я больше не залезал - не хотелось видеть воцарившуюся там разруху. В конце концов стрелу его опустили на землю и разобрали, а затем исчез и он сам. Уж и не знаю, как и чем вытащили эту 40-тонную кучу железа, вросшую в глинистое дно карьера. Как не знаю и последующей его судьбы. Распилили его на металлолом или восстановили? Пару раз после мне попадался в городе RDK-25-1 с таким же голубым цветом капота, но тот самый это кран или нет - мне неведомо.






Ну а теперь перейдём собственно к модели. Этот самодельный ящик - гараж, в котором хранится кран и все его причиндалы.
[700x525]

Внутри находится сам кран, детали стрелового оборудования и мелкие детали в двух ящиках (коробки из-под аудиокассет).
[700x525]

Собственно, кран. Без оборудования - поворотная платформа и ходовая часть. Основные конструкционные материалы модели - бумага, картон, медная проволока. И, разумеется, клей ПВА. Отделка крана достаточно примитивная. Окраска - цветными карандашами, прорисовка некоторых элементов капота - фломастерами. Оно и неудивительно, ведь начал я делать этот кран чуть ли не в детстве - классе в седьмом наверное, а заканчивал в девятом-десятом. Около 15 лет назад. Эмалей Humbrol тогда ещё у нас и в помине не было ))). К тому же кран успел основательно выгореть от многолетней стоянки на доступном солнечным лучам месте.
[700x525]

Надо заметить, что это второй вариант крана. Первый был построен полностью, но из-за конструкторских просчётов просуществовал недолго. Кран - не автомобиль. В нём оказались важными не только внешняя форма, но и вес и прочность несущих элементов конструкции. Но кое-какие детали я поставил сюда с того, первого крана.
В этом кране основа - жестяное "корыто" - рама поворотной платформы, оклеенное снаружи бумагой. Основание укосины - из прочных и жёстких велосипедных спиц, прикрученных к раме гайками М2. Упорный подшипник, на котором вращается поворотная платформа, двойной. В центре - маленький подшипник, отработавший свой срок на станке (токарном или фрезерном - не знаю). Снаружи, вокруг него - большой самодельный. Беговые дорожки вырезаны из крышек консервных банок с концентрическим рифлением. Шарики - от старых подшипников. То, что поворотная платформа без стрелы немного "проседает" назад под тяжестью контргруза - результат использования самодельного подшипника. Он немного люфтит. Если бы мне попался промышленный подходящего диаметра - проседания удалось бы избежать.
Поворотную платформу и ходовую часть стягивает болт М6. Ходовая часть - полностью из бумаги и картона. Только основные несущие элементы, на которых закреплены подгусеничные балки, армированы проволокой и клеем. Основа ходовой - прямоугольный короб, через который проходят несущие элементы и ось поворота поворотной платформы. Он целиком заполнен балластом - стальными роликами от подшипников, а все полости, оставшиеся свободными, залиты клеем. Такими же роликами заполнен и контргруз - прямоугольная "плита", подвешенная снизу к задней части поворотной платформы. Но в ней роликов поместилось существенно меньше. Также балластом заняты все свободные места внутри рамы-"корыта" поворотной платформы. И даже внутри корпуса генератора нашлось место для трёх роликов. С таким количеством стали внутри "бумажный" вроде бы кран весит вполне прилично.
[700x525]

На левый борт выведены оси барабанов лебёдодк. Тонкие крючки-фиксаторы, что закреплены на днище, выполняют функции тормозов.
[700x525]

Вид сзади. Откидную площадку для обслуживания крана я сделал неправильно - видимо, не хотелось с ней сильно заморачиваться.
[700x525]

Откидная площадка поднята, задние двери капота открыты. Через них виден дизель, генератор и топливный бак над ним. Совковая лопата и огнетушитель входят в стандартное оборудование ))).
[700x525]

На фоне корпуса генератора виден ручной насос. С его помощью можно закачать в бак топливо из ёмкости, стоящей на земле. Внутри дизеля имеется коленчатый вал, цилиндры и поршни с шатунами, но они, к сожалению, никому не видны.
[700x525]
[700x525]

Кабина крановщика. Корпус кабины - самая большая деталь, доставшаяся этому крану от предшественника. На нём различные элементы прорисованы шариковой ручкой с чёрной пастой, а дверь и вентиляционный люк не имеют проволочных петель, до которых я "дозрел" позже.
[700x525]

Пульт управления. Приборы прорисованы ручкой, но верхний ряд циферблатов прорезан. Изнутри - прозрачная слюда, под ней - изображения стрелок и делений. Рукоятки рычагов управления - из зелёного пластилина))).
[700x525]

Вид спереди через грязно-пыльное стекло. Видна спинка сиденья, дверь в машинное отделение, огнетушитель на стенке и чуть выше его - рычаг акселератора (ручка "газа").
[700x525]

Сиденье крановщика. Обивка - тканевая, под ней - кусочки поролона. На полке рядом - ящик с инструментом и невидимый в самом углу толстый талмуд - "Инструкция по эксплуатации". На межоконной перегородке - "уровень" - указатель положения крана относительно горизонта в продольном направлении. На него следовало обращать особое внимание при движении крана с грузом на крюке.
[700x525]

Передняя крышка кабины тоже открывается. За ней - люк для доступа к электрооборудованию панели управления. И ещё за ней прячется лампа-переноска на длинном проводе.
[700x525]

Впереди под съёмным кожухом - электродвигатель и тормоз привода поворота.
[700x525]

В задней части ходовой между корпусами редукторов - барабан с кабелем для подключения крана к внешнему источнику питания.
[700x525]

Несколько общих видов.
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]

Оборудование крана.
Детали оборудования, не входящие в базовую поставку (перечень в "Инструкции по эксплуатации") я буду отмечать звёздочкой (*).
Основание стрелы/башни, 10-метровая вставка, две вставки по 5 метров.
[700x525]

Маневровый гусёк. Две вставки по 5 метров, оголовок и основание.
[700x525]

Два самодельных грейфера (*), бадья для цемента (*), три неокрашенных бочки на 200 литров (*).
На самом деле это грейферы №2 и №3. Грейфер №1 похоронен по той же причине, что и первый вариант крана.
Грейфер №2 изначально был сделан с экскаваторными челюстями - для захвата сыпучих грузов. Но впоследствии в его конструкции выявились некоторые недочёты (основной - слишком мал объём челюстей). Выбрасывать было жалко, и я сделал для него новые челюсти - "трубный" захват. Так что теперь у него два сменных комплекта челюстей.
Грейфер №3 имеет челюсти для сыпучих материалов большого объёма и вполне совершенную конструкцию. Хотя по кинематике и отличается от тех грейферов, что используются на настоящих кранах. Оно и неудивительно: я изобретал конструкцию с нуля, не имея доступа к информации о конструкциях, применяемых в реальной жизни.
[700x525]

Переходим к ящикам. "Синий" ящик.
[700x525]

Он содержит в себе (слева направо, сверху вниз):
Жёсткий гусёк 5 м.
Стойка и оттяжка жёсткого гуська в сборе.
Оголовок башни с осью вращения маневрового гуська.
Подвижная обойма полиспаста маневрового гуська.
Стойки, оттяжка и неподвижная обойма полиспаста маневрового гуська в сборе.
Подкатная тележка.
Трос-ограничитель высоты подъёма маневрового гуська с пружинным буфером (лежит в центре).
Сменные челюсти для грейфера №2 (*).
Деревянные упоры под гусеничные ленты.
Чертёж и выкройки запасных гусеничных траков (*).
Чертежи боковых щёк крюковых обойм (*).
Б/у блоки крюковой обоймы главного подъёма на оси (*)
Запасной блок на оси (*).
[700x525]

"Красный" ящик.
[700x525]

Его содержание:
Упор стрелы/башни в вертикальном положении и два подкоса к нему.
Укосина с неподвижной обоймой полиспаста подъёма стрелы/башни.
Оттяжки укосины изменяемой длины.
Задние стойки укосины.
Съёмные лестницы для восхождения на крышу капота крана.
Оголовок стрелы.
Подвижная обойма полиспаста подъёма стрелы/башни.
Вставка стрелы/башни длиной 2.7 метра.
На трёх катушках - гибкие оттяжки полиспаста стрелы/башни, полиспаста маневрового гуська, поддержки маневрового гуська.
Стальной шар для разрушения пришедших в негодность построек (*).
Крюковые обоймы вспомогательного и главного подъёмов.
[700x525]

Оси крепления основания стрелы/башни к шарниру поворотной платформы.
Анемометр (измеритель скорости ветра).
Ограничитель предельного груза и максимальной высоты подъёма для вспомогательного подъёма.
Ограничитель предельного груза и максимальной высоты подъёма для главного подъёма.
Подвесной прожектор.
Распорка гибких оттяжек полиспаста подъёма стрелы/башни.
Крышка барабана лебёдки вспомогательного подъёма.
Направляющая для троса вспомогательного подъёма при работе крана с грейфером (*).
Крюк для протаскивания троса через направляющую (*).
Ручка для вращения коленчатого вала дизеля (*).
Гаечный ключ, запасные гайки и шайбы для болта крепления поворотной платформы к ходовой части (*).
Стропы для строповки грузов на главном и вспомогательном подъёмах (*).
Дополнительный строп с крюками (*).
Запасные электрокабеля (*).
Штыковая лопата.
Лом.
Бидон.
Инструментальный ящик, в который входят:
Банка с краской в цвет капота крана.
Воронка.
Маслёнка.
Молоток.
Напильник.
Клещи.
Отвёртка.
Зубило.
Различные гаечные и торцевые ключи.
Полоски для ремонта повреждённых гусеничных траков (*).
Электрическая коробка-разветвитель (*).
Запасные серьги для гибких оттяжек (*).
Куски шлангов различных диаметров.
[700x525]

Продолжение следует...
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник RDK-25-1 (часть 1) | Modelist - Дневник Modelist | Лента друзей Modelist / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»