Наверное, каждому коллекционеру в самом-самом начале его "карьеры" приходила в голову сумасшедшая мысль - "Собрать всё!" Ну то есть совсем всё, всё что существует в мире по теме его коллекционирования. И почти сразу эта мысль отметалась, как совершенно утопичная. Действительно, если говорить о масштабных моделях автомобилей, то существует множество автопроизводителей, которые за столетнюю историю существования автомобиля произвели просто огромное количество моделей и модификаций. Ещё существуют различные тюнинговые ателье и "домашний тюнинг", так что в идеале каждая конкретная автомобильная особь "стремится" к индивидуальности. Собрать их все - это значит, обзавестись коллекцией, насчитывающей как минимум несколько миллионов моделей. И это только если собираешь модели одного масштаба!
Ну а если сузить круг? Например, собирать модели, выпущенные в одной стране? В какой-то определённый промежуток времени? Исключить грузовики, спецтехнику, мотоциклы? Специальные модификации, например, разработанные специально для спортивных состязаний (тюнинговые)? Оставить только основные модели и модификации, известные довольно широкому кругу людей. Тогда, пожалуй, вполне реально "собрать всё" в пределах очерченного круга.
[700x525]
Примерно такую возможность предоставила фирма DeAgostini, выпустив серию журналов "Автолегенды СССР". Я помню, как выходил первый номер с голубеньким Москвичом, как посчитал его тогда "китайской фигнёй", "детской игрушкой", "способом заработать денег". После видел выходящие в свет новые номера с модельками внутри, интересовался... Первой купил жёлтую Ниву (№10). Рассмотрел, пощупал, оценил. Мнение своё изменил - внешний вид и проработка деталей были куда лучше, чем у российских (советских) моделей. Но покупать подряд следующие модели не стал - финансовое положение не позволяло. Да и приоритеты были немножко другие. Так, время от времени перепадало что-то. То сам увижу в киоске красивую модельку, то племянница в Питере купит... Основательно "подсел" на "Автолегедны" я только с 68-го номера (ЗиЛ-118К "Юность"). После него старался покупать каждый выходящий, хотя случались обидные пропуски. Тут я уже осознал, что серия "Автолегенд" - и есть некая попытка объять необъятное.
И всё бы хорошо, но... где взять все те выпуски, что я пропустил? Ездить за ними в Питер? Да, в магазине "Машинки" я видел, продаются журналы, выходившие ранее. Но цена! До 1000 рублей за выпуск в зависимости от его "давности"! Ладно бы мне один-два выпуска нужны были, но если почти семьдесят... Говорят, на каком-то рынке в том же Питере можно найти эти же "Автолегенды" заметно дешевле. Но для меня и 500-600 рублей за номер - неприемлемо. Да к тому же дорога до града Петра тоже денег стоит, а такое количество за один раз не привезёшь.
И вот однажды, кажется, в апреле, Вика показывает мне объявление на Сетях (Seti.ee) о продаже коллекции моделей DeAgostini. Кажется, это объявление появлялось там и раньше, но в этот раз оно привлекло внимание тем, что было снабжено фотографией. 52 модели первых выпусков вместе с журналами за 530 евро. Сумма, прямо скажем, немаленькая, но если разделить её на количество моделей, получим стоимость одной в районе 10.19 евро. Если вспомнить, что в киоске сейчас "Автолегенды" продаются по 388 рублей (9.90 евро), то переплата получается совершенно незначительной. А если ещё вспомнить, что качество изготовления первых моделей было получше, чем у нынешних, то... грех отказываться! Но главным, рещающим фактором стало всё же то, что Вика была совершенно не против этой покупки, даже наоборот, кажется, исподволь подталкивала меня к ней.
Всё же осилить такую сумму сразу было невозможно. Встал вопрос о рассрочке. Владелец коллекции и податель объявления Эдуард живёт в Ивангороде - через день я был уже у него в гостях. Такие вопросы, я считаю, лучше решать не по телефону. Договорились о рассрочке: каждый месяц я приношу по 100 евро, за которые Эдуард отдаёт мне восемь моделей (я как-бы переплачиваю, чтобы и ему и мне иметь какие-то гарантии на продолжение "сотрудничества"). В последний мой заход я получаю все оставшиеся модели и журналы. Меня такой порядок устроил, но потом я вспомнил, что в августе у меня кончается срок действия визы в Россию. Так что пришлось количество заходов сократить до четырёх, а сумму каждого, естественно, увеличить.
И вот, наконец-то все модели у меня! Даже не верится, что я их "осилил". Это не только моя первая покупка моделей "с рук", но и, наверное, самая дорогостоящая покупка на данный момент вообще. Конечно, на бытовую технику, машину, гараж я потратил куда больше средств, но эти траты не были "единичными" покупками, они все разбиты на множество мелких.
Огромное спасибо хочу сказать Эдуарду, его супруге, которая встречала меня в его отсутствие, и конечно же моей любимой Вике, без которой, возможно, этих моделей я не увидел бы никогда.
[700x525]
Посмотрим же поподробнее, что я приобрёл. Отснимать каждую модель со всех сторон, думаю, смысла нет, одной фотографии достаточно.
№1. Москвич-407
[700x525]
№2. ГАЗ-М20В "Победа"
[700x525]
№3. ЗиМ-12 (сейчас больше известный как ГАЗ-12 ЗиМ)
[700x525]
№4. "Запорожец" ЗАЗ-968А
[700x525]
№5. Москвич-400-420А
[700x525]
№6. ГАЗ-21И "Волга"
[700x525]
№7. ВАЗ-2103 "Жигули"
[700x525]
№8. УАЗ-469Б
[700x525]
№9. ГАЗ-24 "Волга"
[700x525]
№10. ВАЗ-2121 "Нива"
[700x525]
№11. ГАЗ-69
[700x525]
№12. Москвич-408
[700x525]
№13. ГАЗ-13 "Чайка"
[700x525]
№14. ВАЗ-2102 "Жигули"
[700x525]
№15. УАЗ-452В
[700x525]
№16. ЗиС-110
[700x525]
№17. "Запорожец" ЗАЗ-965
[700x525]
№18. ГАЗ М-22 "Волга"
[700x525]
№19. ГАЗ 11-73
[700x525]
№20. Москвич-423
[700x525]
№21. ВАЗ-2108
[700x525]
№22. ЗиС-101А
[700x525]
№23. ГАЗ-М20 "Победа"
[700x525]
№24. СМЗ С-ЗА
[700x525]
№25. ВАЗ-2101 "Жигули"
[700x525]
№26. РАФ-2203 "Латвия"
[700x525]
№27. Москвич-2140
[700x525]
№28. ЗиЛ-118 "Юность"
[700x525]
№29. ЗиЛ-111Г
[700x525]
№30. ГАЗ-67Б
[700x525]
№31. ВАЗ-2107 "Жигули"
[700x525]
№32. Москвич-403
[700x525]
№33. ЛуАЗ-969М
[700x525]
№34. ГАЗ-М1
[700x525]
№35. ГАЗ-3102 "Волга"
[700x525]
№36. ЗАЗ-966 "Запорожец"
[700x525]
№37. ЗиЛ-114
[700x525]
№38. ГАЗ-А
[700x525]
№39. Москвич-2141
[700x525]
№40. СМЗ-С1Л
[700x525]
№41. ГАЗ М-21 "Волга"
[700x525]
№42. К сожалению пропущен. В нём должен был быть Москвич-410 с увеличенным дорожным просветом и полноприводной трансмиссией. Очень жаль, что его нет - вездеходы я люблю.
№43. ВАЗ-2104 "Жигули"
[700x525]
№44. ЗиЛ-41047
[700x525]
№45. СМЗ-СЗД
[700x525]
№46. Москвич-412. Пропущен.
№47. РАФ-977ДМ "Латвия"
[700x525]
№48. ГАЗ-24-10 "Волга"
[700x525]
№49. ЗиЛ-111
[700x525]
№50. ВАЗ-2106 "Жигули"
[700x525]
№51. КИМ-10-50. Пропущен.
№52. ГАЗ-14 "Чайка"
[700x525]
№53. ЗАЗ-968М "Запорожец". Пропущен.
№54. ИЖ-2125
[700x525]
№55. ВАЗ-1111 "Ока"
[700x525]
№56. ВАЗ-21099 "Спутник"
[700x525]
Четыре номера всё же отсутствуют и здесь. Из следующих у меня имеется №58 - ЗиЛ-4104. Далее пропущены 9 номеров до 68-го. И после него не хватает трёх или четырёх. В общем, ещё есть к чему стремиться.
А теперь - некоторые итоги. Тот факт, что у меня уже имелось в наличии несколько моделей "до 56-го номера" говорит о том, что в результате этой покупки у меня неизбежно появятся пары одинаковых моделей. Близнецы-братья. И они появились. Шесть пар. "Жигули" - ВАЗ-2104, 2106, 2107. ИЖ-2125. Москвич-2140. И шестая пара, которой нет на фото - ВАЗ-2121 "Нива". А на фото её нет потому что "сестра-близняшка" "Нивы" стоит в "старой коллекции" в квартире родителей. Соединить их вместе пока что не получается.
[700x525]
Кроме "близнецов" обнаружились также "двоюродные братья". Это те модели, у которых фактически один производитель (IST Models), но продаются они под разными брэндами и в разных исполнениях.
ЗАЗ-965. Слева - "Автолегенды СССР", справа - "Наш автопром". "Автолегедны" отличаются более "серым" белым цветом и стандартным чёрным салоном.
[700x525]
ЗАЗ-968. "Автолегенды" справа, "Наш автопром" слева. Удивительный случай - при цене раза в полтора большей "Наш автопром" отличается худшим качеством сборки. Обращают на себя внимание поворотники: у "Автолегенды" - "стеклянные" отдельные детали, у "Нашего автопрома" - бугорки металла на кузове, покрашенные краской в оранжевый цвет.
[700x525]
ЗАЗ-966. Слева - "Автолегенды", справа - "IST Models" за 26 евро. Топ-брэнд отрабатывает свою цену проработкой декора и мелких деталей. Идеальная окраска различных элементов салона, каждого - в свои цвета, вызывает уважение, стоит только заглянуть в окошко. В основе же своей (кузов, шасси, салон) эти машины одинаковы.
[700x525]
Ушастые. Групповое фото.
[700x525]
УАЗ-469Б. Слева - "Автолегенды", справа - "Наш автопром". Абсолютно одинаковые снаружи, за исключением надписей на номерных знаках. При более внимательном осмотре "Наш автопром" можно отличить по зелёным сиденьям в салоне.
[700x525]
ЗиС-101А. Слева - "Автолегенды", справа - "Наш автопром". "Автолегенда" окрашен в приятный такой и интересный тёмно-зелёный цвет, "Наш автопром" выделяется светлым салоном.
[700x525]
Не могу не поставить рядом с ними ЗиС-101.
[700x525]
[700x525]
ЗиС-110. Слева - "Автолегенды", справа - "Наш автопром". Существенное отличие машин - в колёсах. "Автолегенда" имеет колёса с белыми боковинами и существенно меньшего диаметра, чем у "Нашего автопрома".
[700x525]
Однако кузова машин стоят практически на одном уровне. Видимо, в конструкции шасси тоже есть отличия.
[700x525]
ГАЗ-13 "Чайка". Слева - "Автолегенды", справа - "IST Models".
[700x525]
[700x525]
Всего же на полочке скопилось уже четыре "Чайки". Крайний слева - "дедушка" всех "Чаек" родом из СССР. В начале своей жизни был игрушкой неизвестного ребёнка, затем попал ко мне в побитом и разукомплектованном виде и был восстановлен. Произведён ПО "Тантал", г. Саратов. Далее - ГАЗ-13 ("Автолегенды СССР" №13), ГАЗ-13С ("Автолегенды СССР №89), ГАЗ-13 (IST Models).
[700x525]
[700x525]
А это не двоюродные братья, а просто двойники. Хотя правый ГАЗ-М1 и продавался под брэндом "Наш автопром", производитель его не IST Models а Hongwell. И Hongwell производит эту модель только в исполнении "Такси" - с запаской на левом крыле, багажной решёткой и плафоном "такси" над лобовым стеклом.
[700x525]
[700x525]
Снова братья. ГАЗ-21И "Волга". Слева - "Автолегенды", справа - "Наш автопром". На "Автолегенде" более симпатичный олень на капоте и, разумеется, совершенно несимпатичный чёрный салон.
[700x525]
Кажется, ещё недавно я переживал по поводу того, что в моём собрании нет ни одной 21-й "Волги". Прошло немного времени, и - удивительное дело - их появилось целых семь штук!
[700x525]
По порядку слева направо.
ГАЗ М-21 (Автолегенды СССР №41)
ГАЗ-21И (Автолегенды СССР №6)
ГАЗ-21И (Наш автопром)
ГАЗ-22 (Автолегенды СССР №18)
ГАЗ-21Р (Автолегенды СССР №73)
ГАЗ-21Т "Такси" (Автомобиль на службе №20)
ГАЗ-21Р "ГАИ" (Автомобиль на службе №2)
[700x525]