Гараж пополнился сразу пятью моделями в 43-м масштабе. Но написать о них до сих пор некогда - активный отдых и работа отняли все силы и время)))). Об активном отдыхе - этот пост (перепост с основного дневника).
Наконец-то мы с Викой куда-то выбрались. Последние два месяца были бездарно проведены дома, на работе, в гараже. Разбавлялись только вылазками в Ивангород - за топливом, модельками и сахаром, да пару раз ездили в Куремяэ - за водой. Но вдруг спонтанно собрались и поняли, что хочется чего-то нового. В какой уголок страны ни сунься - везде есть на что посмотреть. А мы сидим дома...
Я ляпнул первое, что пришло в голову - Тоолсе. Ни я ни Вика там никогда не были, но знаем, что там, на берегу моря есть какие-то развалины древнего замка. Так надо выяснить!!!
Проснулись рано... в половине десятого где-то))). Перезавели будильник и завалились спать дальше. Потом ещё раз. В итоге поднялись с кровати в пол-двенадцатого, а выехали ещё через два часа. Но ничего - темнеет сейчас уже поздно - середина марта как-никак))).
Погода пасмурная, хмурая, лёгкая дымка. Самое то для фотосъёмки развалин замка. Ветер южный, средней силы. Температура - от одного до двух градусов выше нуля.
Немножко Нарвы. Железнодорожный мост у вокзала.
[700x525]
Улица Пушкина.
[700x525]
Такого количества ям, как сейчас, в Нарве не было, наверное, никогда! Все дороги дырявые. Иногда ямы такие, что их не объехать даже по соседней полосе. Эта, например, находится на кольце.
[700x525]
Таллиннское шоссе.
[700x525]
А этот экран в тёмное время заставляет водителей дёргаться сильнее, чем загорающийся зелёный свет на светофорах.
[700x525]
Выезд из города
[700x525]
Водава. Бывает, в дороге не всё ладится...
[700x525]
Синимяэ. Трасса освободилась от снега и подсохла - на ней появились велосипедисты.
[700x525]
Трёхкилометровый прямик перед Силламяэ. Вид с горки Синимяэ.
[525x700]
Вслед за велосипедистами появились бегуны-спортсмены.
[700x525]
Пуртсе. Спуск к реке и подъём.
[525x700]
Азери. Два из шестнадцати ветряков.
[700x525]
Пада Орг (овраг Пада). Гора слева - старое городище Пада.
[700x525]
Церковь Виру-Нигула видна издалека. Съезжаем с трассы.
[700x525]
Здесь мы ещё не были. Пойдём, посмотрим.
[700x525]
Виру-Нигула. Маленький тихий посёлок. Ветер шевелит верхушки старых деревьев, вороны каркают - дерутся на гнёздах, да где-то тихо позвякивает на ветру колокольчик.
[700x525]
На главном перекрёстке - памятник павшим в Освободительной войне 1918-1920 годов в приходе Виру-Нигула.
[525x700]
Вокруг церкви - древнее кладбище. Такие кресты мне ещё нигде не встречались.
[700x525]
Сама церковь - памятник архитектуры конца 14-го века.
[525x700]
Доски объявлений - часть местной жизни. Кружок ручной работы, расписание культурных мероприятий, школьная дискотека, весенний день блинов, смешанный хор, вырубка кустов и чистка канав, песенный конкурс, продажа мёда, металлические двери и пластиковые окна, кружок для малышей...
[700x525]
[525x700]
Стёклышки в окнах церкви частично цветные, частично прозрачные.
[525x700]
В одном окне - цветной витраж. Явно совсем свежий.
[525x700]
Не обошлось без масонов...
[700x525]
Коричневые таблички указывают на различные достопримечательности. Lohk - яма, kivi - камень. Пробуем перевести. Ямочный камень. Щербатый камень. Камень с ямой. Камень в яме. Трудно сказать. Пройдём сто метров - посмотрим...
[700x525]
Вот он. Или они. Простые валуны. Возможно, в древности они были жертвенными камнями, и жители близлежащего поселения оставляли приношения богам в ямках этих камней...
[700x525]
Дом из бута. Слишком ровный для древнего, слишком заброшенный для нового.
[700x525]
Ещё одна доска объявлений. Расписание автобусов, панк-диско, продажа прицепа...
[525x700]
Возле церкви стоит MAN с полуприцепом. Внешне - обычная дальнобойная фура. Но... почему верх этой самой фуры закрывается шторкой, как кузов самосвала? Она скатана вдоль правого борта. Вывод один - это щеповоз.
[700x525]
Ещё один указатель.
К развалинам часовни не пошли. Судя по всему, они должны находиться прямо между жилых домов. Не очень хотелось ощущать на себе изучающие взгляды местного населения...
[700x525]
А ведьмин камень... Какой-то из этих.
[700x525]
Едем дальше по местным дорожкам. Сразу за Виру-Нигула - большое современно выглядящее предприятие Flexa. "Владелец не местный" - подумал я про себя, и не ошибся. Последующее "расследование" в интернете показало, что предприятие производит детскую мебель и деревянные аксессуары, а принадлежит, насколько я понял, датчанам.
Любопытна конструкция забора вокруг завода. В качестве опор для рабицы в землю забиты железобетонные шпалы, причём совсем даже не бэ-у.
[700x525]
Суббота, безлюдье... Но электроэнергии для освещения ангара не жалеют.
[700x525]
Местные трассы пустынны.
[700x525]
На подъезде к Кунда - площадка с огромным количеством древесины.
[700x525]
Здесь брёвна грузят на лесовозы.
[700x525]
На вывозе леса работает как современная техника, так и старенькие Скании, которых на трассе уже не встретишь.
[700x525]
Какой-то механизм непонятного назначения справа за кучей брёвен. Сообразил, только когда уже дома фотографии рассматривал. Выравниватель. Погрузчик берёт охапку брёвен, опускает её в механизм, жёлтые челюсти его сжимаются и выравнивают брёвна в охапке, чтобы концы их находились на одном уровне. Затем эта охапка грузится на лесовоз.
[700x525]
Сразу за складом древесины - какое-то непонятное предприятие, выпускающее в небо столбы пара из труб.
[700x525]
Что это и для чего - пока непонятно. Позже выяснилось - компания занимается производством оборудования, тары и упаковки для пищевой промышленности. Основным собственником является Heinzel Holding (Австрия). А данное конкретное предприятие выпускает белёную химическую термомеханическую целлюлозу (ХТММ).
[700x525]
Фотография не в состоянии передать ту скорость, с которой струи пара вылетают из трубы в атмосферу. Это надо видеть...
[700x525]
Кунда. Серый город. Город, известный (в том числе и печально) своим цементным заводом.
[700x525]
Одноэтажные бутовые бараки, построенные, похоже, в позапрошлом веке. Безлюдье. И дым от труб работающего цементного завода. Всё монотонно-серое. Так встречает нас Кунда. М-да, "Парусинка" отдыхает...
[700x525]
[700x525]
Сразу за мостом через речку Кунда - какие-то развалины. Остановимся, пойдём прогуляться.
[700x525]
Заброшенные здания и сооружения находятся в яме - в каньоне реки. Поразили своими размерами остовы труб из красного кирпича. А какой запашок в городе! Плотный такой запах влажного цемента...
[700x525]
Чуть дальше обнаружились остовы ещё восьми труб, стоящие вплотную друг к другу, сплошной стеной. На крайнем возведена явно более новая коническая труба.
[700x525]
А это, похоже - здание самого первого в этих местах цементного завода. Четыре этажа, и три из них находятся ниже уровня дороги и моста.
[700x525]
Выступающие из-под снега тумбы - скорее всего, фундаменты, на которых стояло тяжёлое оборудование. В правом углу видно огромное зубчатое колесо.
[525x700]
Многие зубья на нём срезаны или сколоты, другие же выглядят как новые...
[700x525]
Основание квадратной трубы
[525x700]
Слева от здания фабрики - ещё одна труба квадратного сечения, только потоньше и пониже.
[700x525]
[525x700]
Почти что под стенами здания протекает речка.
[700x525]
Из воды поднимается какая-то башня.
[700x525]
[525x700]
То же здание, вид снизу.
[700x525]
А здесь, оказывается, есть ещё и подвалы. Причём глубокие - не меньше 6-8 метров вглубь.
[525x700]
Вид со стороны реки
[700x525]
Большая квадратная труба
[525x700]
Старые трубы. Интересно, для чего их нужно было столько? Эта площадка была раньше так же как и сейчас - под открытым небом, или была прикрыта сверху чем-нибудь? К отверстиям в нижней части труб подходили дымоходы, или что-то жгли прямо там, внутри? Целая куча вопросов))).
[700x525]
Кое-где сохранились остатки стягивающих колец.
[700x525]
Мост через реку представляет собой дамбу. А в маленьком сарайчике, видимо - небольшая автоматическая ГЭС.
[700x525]
Из-подо льда виднеются трубы, по которым вода стекает от турбины в нижний бьеф.
[700x525]
Обледеневший водосброс
[525x700]
На площадке, которая опирается на обрезанные остовы труб, рядом с конической трубой - небольшой памятник.
[525x700]
Похоже, кое-каких букв в табличке не хватает...
[700x525]
Выписка из Википедии.
Жирар-де-Сукантон (фр. Girard de Sous-Canton) — русский баронский род, оставивший Францию в конце XVII века из-за преследований протестантов во Франции и переселившийся в Ольденбург, а оттуда в XVIII веке в Москву и Ревель.
Жан-Шарль Жирар де Сукантон за заслуги на в деле торговли и промышленности возведён был в 1862 в баронское достоинство Российской империи. Его потомство внесено в эстляндский дворянский матрикул.
Из других источников.
Портовый город Кунда известен своим цементным заводом. Производство цемента в 1871 году наладил владелец имения Кунда Джон де Сукантон. Построенная на берегу реки Кунда пудлинговая печь цементного завода, скорее всего, единственный сохранившийся в Европе экземпляр.
AО "Кунда Hордик Цемент" входит в состав международного "Heidelberg Cement Group". AО "Кунда Hордик Цемент" производит строительный цемент, щебень из известняка и предлагает портовые услуги. Сначала создания нового предприятия приоритетом является защита окружающей среды. К 1997 Кунда освободился от пыли.
Основанием в 1870 г. цементного завода в Кунда в Эстонии была заложена новая отрасль промышленности. Число работающих на этом заводе неуклонно росло, составив через 20 лет 470 человек. Рост производства цемента свидедельствует о развитии строительного дела. Завод давал в 1890 году почти 6,8% валовой стоимости всего выпуска цемента в России, и его продукция реализовалась в значительной степени вне Эстонии.
И даже попалась мне фотография столетней давности. Цементный завод в Кунда, 1912 год.
[500x336]
Верхняя табличка говорит: "Здесь в 1870-м году было основано производство цемента в Эстонии".
Нижняя извещает о том, что мы находимся на территории музея рядом с бутылочной печью.
[700x525]
[525x700]
С этого ракурса становится понятно назначение башни, стоящей в реке. Это водозабор для производства целлюлозы.
[700x525]
Через дорогу - магазин автозапчастей. В общем стиле - из бута. Но... стёкла выбиты, внутри царит полное запустение...
[700x525]
Мост-дамба. На нём очень оживлённое движение. Но довольно однообразное. 80 процентов из проезжающего транспорта - лесовозы, везущие брёвна с лесозаготовки за городом в порт Кунда. Они проезжают тут раз в минуту. Ещё 10 процентов - щеповозы. Другого транспорта почти не видно.
[700x525]
А это, похоже, старое здание электростанции. Вика где-то нашла табличку, что это была самая первая гидроэлектростанция в Балтии. Сейчас здание пребывает в том же состоянии, что и корпус завода, а вся электростанция умещается под мостом.
[700x525]
Когда стоишь на мосту, ногами ощущаешь вибрацию. Такой зуд высокой частоты. Текущая или падающая вода создают низкочастотные колебания, а зуд - не иначе как работа турбины и генератора.
[700x525]
[700x525]
И враки это всё, что Кунда освободился от пыли. Серая пыль везде. К перилам моста лучше не прикасаться.
[700x525]
[700x525]
Через открытые ворота какого-то предприятия разглядел вот такой вот раритет. Гугл дал ответ - это Volvo F 87. Жаль, Википедия про него ничего не знает.
На заднем плане - снова обрубки старых труб, поросшие сверху травой и кустами.
[700x525]
Едем дальше. Церковь Кунда, серая, как и всё вокруг.
[700x525]
А это, заросшее седым вьюном здание - музей цемента...
[700x525]
[700x525]
Нынешний завод.
[700x525]
[700x525]
[700x525]
Завод поражает. Но ещё больше поражает то, что здесь, рядом с ним, буквально в ста метрах от забора живут люди. Живут всю жизнь, дышат, гуляют, выращивают детей... Говорят, за всю жизнь у человека в лёгких накапливается до пяти килограммов грязи. У жителей Кунда, думаю, как минимум вдвое больше - цемента...
[700x525]
Далее... мы ошиблись дорогой. Пропустили неприметный поворот. Зато нашли заброшенные дома...
[700x525]
... старую мельницу...
[700x525]
... и новенький завод AEROC - производство утеплителя (пеноблоки, минвата и т.п.)
[700x525]
Вездесущие лесовозы.
[700x525]
Что удивительно: замок Тоолсе достаточно известен. На открытках, в Интернете его легко найти. А вот найти его вживую посложнее. Дорога к нему... явно не утоптана многочисленными туристами.
[700x525]
Вырубки...
[700x525]
Не то лабаз для подкормки лосей сеном, не то автобусная остановка.
[700x525]
Последние полтора километра пришлось ползти по узкой лесной дорожке, на которой двум машинам не разъехаться. Но разъезжаться и не пришлось - кругом полное безлюдье.
[700x525]
И вот мы, наконец-то, на месте. Небольшая парковочка на 3-4 машины, информационная доска на двух языках - английском и эстонском. Ни тот ни другой вариант читаемостью не отличался.
[700x525]
Единственный, кто нас встретил)))).
[700x525]
Вокруг - сплошь частные территории. Небольшие домики с участками. Но ни одной живой души не видно - видимо, в холодный сезон здесь не живут. Однако всё аккуратненько, чистенько. Зелёный Москвичок, похоже, тоже здесь зимует.
[700x525]
Вот и замок показался
[700x525]
Берег заливчика густо зарос высокой травой.
[700x525]
Трава только кажется не очень высокой...
[700x525]
Какой-то корабль просматривается.
[700x525]
Замок Тоолсе (эст. Toolse ordulinnus, нем. Tolsburg, Тольсбург, ранее Vredeborch) — самый северный и самый «молодой» средневековый замок Эстонии, годом постройки которого считается 1471 год, а его основателем — магистр Ливонского ордена Йохан Волтус фон Херсе нем. Johann Wolthus von Herse. Форт должен был защищать порт Раквере от набегов пиратов.
Задачей замка была защита порта, который был в то время морскими воротами Раквере.
Строительство замка продолжалось два столетия. Во время Ливонской войны замок разрушили. Замок упомянут в Тявзинском мирном договоре, где русские в числе прочего отказываются от всех прав на несколько эстонских замков и их владений.
Позднее замок частично восстановили и в начале XVII века он был лишь частично пригоден для использования.
Во время Северной войны замок окончательно превратился в руины и был заброшен.
(Википедия)
[700x525]
Заброшенность. Все уехали зимовать на тёплые квартиры и бросили всё как есть. К новому сезону скорее всего всё будет снова приведено в презентабельный вид.
Рыбацкие сети, натянутые на деревянную изгородь - скорее для создания антуража, чем для рыбной ловли.
[700x525]
Как и лодки. Та, что с мачтой - никогда никуда не плавала. Да и не лодка это вовсе, а бар под открытым небом для туристов. Когда-то была баром. Сейчас слишком гнилая.
[700x525]
[700x525]
Столы и скамейки для тех, кому не хватило места на лодке.
[700x525]
От замка остались только стены.
[700x525]
Стоит он прямо на берегу залива. Но ни кораблям ни лодкам к нему не подойти - мелко и слишком много камней в воде.
[700x525]
[700x525]
Между камней и льдин кормятся несколько лебединых семейств. Более никого вокруг не видно. Тишина...
[700x525]
[700x525]
Изнутри замка установлены стальные растяжки, удерживающие древние стены от падения.
[700x525]
[700x525]
[700x525]
В башне
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
Конструкция стен: бут вперемешку с круглыми морскими валунами.
[700x525]
[700x525]
План замка. Вернее, то что от него осталось после набега каких-то вандалов.
[700x525]
[700x525]
На мемориальной доске, некогда прикрытой стеклом, а сейчас почти нечитаемой, написано - "Замок Тоолсе. Памятник архитектуры. 1471 год."
[525x700]
Сохранилась печь с трубой, некогда находившаяся на втором этаже восточного крыла замка.
[700x525]
[700x525]
Вдруг в воздухе возник непонятный звук. Больше всего он подошёл бы к какому-нибудь фантастическому фильму для озвучки приземления НЛО. Низкий такой. Вувух-вувух-вувух-вувух...
А оказалось - просто пара лебедей взлетела с воды и отправилась искать место для ночлега на другой берег заливчика. А необычный звук срывается с концов крыльев при взмахах. В почти полной тишине летящего лебедя слышно за 200-300 метров!
[700x525]
А мне захотелось залезть куда-нибудь повыше. Вдруг виды интересные откроются?
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
Весь безлюдный посёлок Тоолсе влез в этот кадр.
[700x525]
[700x525]
Ещё пара лебедей в полёте. Заходят на посадку))).
[700x525]
Полазил немного...
[525x700]
Ооо, духи замка! Взываю к вам, отзовитесь!
[525x700]
Упс... так и свалиться недолго.
[525x700]
Потихоньку начало смеркаться. Мы нагулялись, устали, проголодались, и двинулись обратно к машине. Там был предусмотрительно захваченный с собой термос с чаем и пирожки)))).
Обратно на таллиннскую трассу выбрались не через Кунда, а по западной ветви дороги. Почти везде было тихо и безлюдно, только трасса живёт своей жизнью...
[700x525]
[700x525]
Восемь часов вечера. Йыхви. Статойл. Хот-доги, кофе. Дороговато, конечно, но так хочется продлить ощущение путешествия)))).
Через сорок-пятьдесят минут мы будем дома.
[700x525]
Всего у нас вышло 275 километров. За рулём всю дорогу была Вика. Я был штурманом))). И фотографом.
На работе все три дня вспоминал и осмысливал эту поездку. Нам обоим она очень запомнилась. И решили время от времени осуществлять подобные вылазки. Пора познакомиться поближе со страной, в которой живём.