Возвращаюсь к теме "старых" моделей, появившихся у меня до создания блога. Сегодня хочу представить наверное лучшую модель грузовика в 43-м масштабе из имеющихся на данный момент в моей коллекции. Kenworth K-100, американский дальнобойный тягач с полуприцепом-рефрижератором.
[700x525]
К-100 - один из культовых американских тягачей 80-х - 90-х годов, несмотря на то, что бескапотная компоновка не особо любима в среде тамошних дальнобойщиков. Даже в начале 2000-х годов его кабина вовсю использовалась на различной спецтехнике производства Kenworth. За пределами США его "мордашка" тоже хорошо известна, благодаря "рекламе" в различных приключенческих фильмах. "Буян-буян" и "Терминатор-2" - первое, что приходит на ум.
[700x525]
Пластиковые сборные модели гражданских грузовиков в наших магазинах - редкость. А уж что касается 43-го масштаба - тем более, причём, как мне кажется, не только у нас.
Не помню точно, в каком году я приобрёл его в Элефантике... Где-то с 2006-го по 2008-й. В каталоге фирмы Heller на тот момент было три грузовика в 43-м масштабе. Два "дальнобоя" (К-100 и старенький капотный Peterbilt с круглыми фарами) и один эвакуатор Peterbilt. В наличии же на полке был только один...
В комплект кроме деталей из белого пластика входил большущий лист с декалями, пять баночек с красками и кисточка.
[700x525]
Сборку начал, естественно, с тягача. Сама сборка проблем не представляла, качество деталей у Heller вполне на уровне, облоя и заусенцев почти нет. Но вот покраска... В инструкции чётко расписано, какую краску куда наносить. Проблема лишь в том, что красок всего пять, и цвета далеко не всегда совпадают с теми, какими по моему скромному мнению должны быть детали.
К этому времени я уже распробовал разницу между красками с торговой маркой "Моделист" (российского производства) и эмалями Humbrol. Поэтому безымянные красочки из полупрозрачных баночек я опробовал сразу на литниках. Качество... хммм... не понравилось. Поэтому красил модель хамброловскими эмалями, подбирая цвета по наитию. Но и тут возникли две проблемы. Первая: на грузовике обилие хромированных деталей, а никакой "блестящей" краски у меня нет. И вряд ли вообще где-нибудь она есть - зеркальные поверхности на пластиковых деталях делает обычно фирма-производитель модели на специальном оборудовании. Поэтому я красил такие детали той серебрянкой, что была в наличии (Humbrol №27001) и покрывал сверху прозрачным лаком (№35). И тут уж что получилось - то получилось. Вторая проблема - у меня не было глубокого металлика синего цвета, который требовался для окраски низа кабины. Не было даже ничего близкого к нему. Поэтому нижнюю часть кабины пришлось красить той краской, что была в комплекте с моделью. Легла она ужасно - с комками, буграми и следами от кисти.
[700x525]
Я тут же разочаровался в модели, забросил её в дальний угол "гаража". И стояла она там года полтора, если не больше, с готовым шасси но наполовину белой кабиной. Но в один прекрасный день я "созрел" для продолжения. "Пусть краска - отстой", - подумал я - "но ведь за контрастными белыми линиями наклеек этих всех недочётов почти не будет видно". Намешал серебрянку и синюю краску на палитре - получил нужный цвет для верхней части кабины. Покрасил - аж запищал от удовольствия. Как говорится - почувствуйте разницу.
Много вопросов вызвал противосолнечный козырёк над лобовым стеклом. Он совсем не желал вставать на своё место так же ровно, как это было нарисовано в инструкции. Как-будто вообще не от этой модели...
[700x525]
Окончательно решил все проблемы и собрал тягач осенью 2010-го года, полуприцеп - к Новому году.
[700x525]
[700x525]
[700x525]
Вид сбоку
[700x525]
Спереди
[700x525]
Сзади
[700x525]
А теперь более детально. Начнём с тягача.
[700x525]
[700x525]
[700x525]
Грузовик облеплен декалями буквально со всех сторон. На задних брызговиках они наклеиваются на рельефные оттиски, повторяющие рисунок. Задние фонари - тоже декали.
[700x525]
[700x525]
[700x525]
Декали, изображающие белые полосы на кабине, имеют прозрачные участки для поручней.
[700x525]
Малюсенькую эмблему было очень трудно правильно установить на своё место - она с большим удовольствием прилипала к пальцам, чем к радиаторной решётке...
[700x525]
Целая куча номерных знаков на бампере - интересно, для чего. На противотуманках впадины - единственный наверное на всей модели брачок литья.
[700x525]
Только при очень внимательном рассмотрении заметен мой собственный ляпсус - приклеенная вверх ногами наклейка на двери... Вот и сам я не рассмотрел, когда клеил)))).
[700x525]
Почти невидная снаружи кровать в спальном отсеке с клетчатым одеялом и... журналом Playboy )))).
[700x525]
Вид снизу. Карданные валы могут вращаться.
[700x525]
[700x525]
Седельно-сцепное устройство (ССУ), или, проще говоря, седло. Heller предлагал приклеить его либо в горизонтальном положении (если моделист предполагает, что тягач стоит в сцепке с фурой), либо вот в таком - наклонном - если фура "отцеплена". Мне же хотелось и того и другого сразу, поэтому приклеивать седло я не стал, установил его на осях из тонкой проволоки. Теперь оно подвижное - может "качаться", как и у настоящего тягача...
[700x525]
... и даже может вот так заваливаться вперёд.
[700x525]
Тот же Heller предлагал установить кабину в одно из двух положений - нормальное или откинутое для обслуживания двигателя. Но... умелые руки не знают скуки - из обрезков литников сделал шарнир. Ведь хочется иногда посмотреть и на двигатель, который здесь выполнен довольно подробно.
[700x525]
Двигатель, вид с левой стороны. Знал бы какой - покрасил бы в "фирменный" цвет. Над двигателем проходит впускной трубопровод, идущий от воздушного фильтра к турбокомпрессору на правом боку. Плоский патрубок, входящий в середину головки блока цилиндров - подающий сжатый турбокомпрессором воздух в цилиндры двигателя. Спереди - радиатор с вентилятором охлаждения. Коробочка с заклёпками слева от радиатора на лонжероне рамы - рулевой редуктор. Верхние концы гидроцилиндров подъёма кабины пришлось ни к чему не приклеивать - иначе кабину было бы не поднять.
[700x525]
Правая сторона двигателя. Турбокомпрессор во всей своей красе. И "ржавые" трубы выпускной системы.
[700x525]
Перейдём к полуприцепу. Наклейками он тоже не обделён. Особенно сложно было с "яблоками". Это самые большие декали, которые мне когда-либо приходилось клеить. Причём все три "яблока" идут единой декалью. Поверхность, на которую они наклеиваются - ребристая. Как наклеивать - непонятно. Если вдавливать их в рёбра - декали "уводит", и они начинают морщиниться. Если оставлять гладкими - не очень красиво, да и ненадёжно - они рискуют быстро порваться... В общем, тут тоже, как получилось - так получилось)))).
[700x525]
Выдвижные опоры полуприцепа. Производитель модели и здесь предложил дилемму - приклеить их "поднятыми" или "опущенными"...
[700x525]
[700x525]
Пришлось сверлить их стойки на всю длину, и из литников выпиливать надфилем круглые "выдвижные опоры", к которым и приклеил потом колёсики. А проволочные штифты запирают "опоры" в верхнем или нижнем положении.
[700x525]
Морозильная установка - известной фирмы Thermo King.
[700x525]
Когда заканчивал полуприцеп, "основная" тёмно-серая эмаль почти засохла, поэтому ложилась далеко не идеально.
[700x525]
Двери фуры, естественно, открываются. Производитель не сэкономил на них.
[700x525]
[700x525]
Вид снизу. Несколько неаккуратно покрашены края бортов - то ли торопился доделать, то ли хотел потом закрасить и забыл...
[700x525]
Самая интересная деталь всей модели (лично для меня) - это конструкция задней тележки полуприцепа. Она стала если не откровением, то объектом повышенного интереса - это точно. Дело в том, что тележка может смещаться на определённое расстояние вдоль прицепа вперёд или назад. Это - отличительная черта американских полуприцепов. Ни в России, ни в Европе, ни где-либо ещё, насколько мне известно, таких конструкций не выпускают. Для чего это нужно?
[700x525]
А вот для чего. Когда тележка сдвинута вперёд, маневренность автопоезда существенно повышается. Ему легче развернуться в узком месте или протиснуться к месту погрузки-разгрузки по узкому и извилистому проезду. Разумеется, есть и недостаток - на большой скорости грузовик при таком положении тележки заметно хуже держит дорогу, особенно если фура загружена полностью, или груз сдвинут к заднему борту. Центр тяжести полуприцепа находится почти что над тележкой, "размотать" такой автопоезд на скорости шансов заметно больше.
[700x525]
В случае же, когда тележка сдвинута как можно дальше назад, автопоезд идеально ведёт себя на скорости. Правда, для разворота он требует уже значительно больше места. Но, судя по фильмам и фотографиям, которые можно найти в Интернете, американские дальнобойщики поголовно пренебрегают маневренностью и отдают предпочтение управляемости. Оно и понятно в общем-то - на хайвеях они проводят гораздо больше времени, чем на узких улочках.
[700x525]
Интересный факт. Когда в 1976-м году автозавод в Набережных Челнах начал массово выпускать грузовики и тягачи КамАЗ, седельным тягачам потребовались полуприцепы. Их производством занялся Одесский автосборочный завод (ОдАЗ). Самый, наверное, известный, распространённый и примелькавшийся полуприцеп "для КамАЗа" - ОдАЗ 9370. И, похоже, один из первых массовых советских полуприцепов, имеющий более одной оси. Так вот, вам ничего не напоминает расположение осей на этом полуприцепе? По-моему, американская конструкторская школа здесь очевидна...
[412x232]
Ещё хотелось бы обратить внимание на колёса. На каждой из 18-ти покрышек с двух сторон нанесено название фирмы-производителя и ещё куча мелких букв и цифр (размерность, допустимое давление и т.п.). К сожалению, сами покрышки пластиковые, а не резиновые, а значит - жёсткие. Достаточно неприятно грохочут они, когда катишь грузовик по столу.
[700x525]
Вот такая вот модель.
[700x525]