28-го декабря мы с Викой побывали в Раквере - затаривались подарками "от Деда Мороза" в любимом "Апельсине". Ну я, разумеется, не упустил шанс и поболтал с "Дедушкой" насчёт моделей))))). "Дед" вошёл в положение, не пожалел целых 66 евро на моё вполне себе невинное увлечение)))). В итоге коллекция пополнилась вот чем:
[700x525]
Три модели трёх разных масштабов. Никаких легковушек, одна только спецтехника.
Первая. Наверное, самая длинная в коллекции. Балластный тягач MAN TGA с разъёмной низкорамной платформой для перевозки тяжёлой техники. Масштаб - 1:50. Коробка настолько длинная, что целиком поймать её в кадр непросто.
[700x525]
Что там было ещё? Из этого масштаба глаз мой упал на такой же MAN, только в варианте седельного тягача с экскаватором на платформе (номер по каталогу - 3930) за 54 евро, отдельно стоящий такой же экскаватор - Volvo EC290 (№3535) - за 12 евро с копейками и четырёхосный аэродромный "пожарник" (в реальной жизни он называется то ли "Пума", то ли "Пантера", создан на агрегатах MAN) (№2105) - аж за 45 евро! Ну да, у него управляемые колёса двух передних мостов, поворачиваются лафетные стволы и открываются боковые люки - но никакой особой изюминки в нём нет! Присмотрелся также к МАНу-самосвалу с двухосным бортовым прицепом и мини-экскаватором в этом прицепе (№3920) и Унимогу с тележкой и погрузчиком Linde на нём (№2522).
Ещё была жёлтая Scania в 32-м масштабе с полуприцепом-тралом для перевозки техники (№3295) - за 59(!!!!) евро.
Создаётся впечатление, что цена моделей Siku образуется в первую очередь от их размера. Судите сами: экскаватор Volvo стоит 12 евро, тягач с платформой, в котором подвижных деталей примерно столько же, железа ну пусть раза в полтора больше, зато он в 4 раза длиннее экскаватора - стоит уже 42 евро! Обалдеть...
В апреле там вовсю продавались трактора в 32-м масштабе, и стоили евров 12-14... сейчас их нет ни одного.
Ну ладно, я отвлёкся.
Обратная сторона коробки. Тягач тот же, но вариант окраски другой.
[700x525]
Верхняя часть. "Модельный мир Siku" призывает обратить внимание на самосвал Siku Bau. Нет, спасибо. Не интересует.
[700x525]
Вот и сам автопоезд. Длиннющая "макаронина с головой".
[700x525]
Тягач MAN TGA. Вид спереди. Первый косячок - не удалён заусенец на левой фаре, из-за чего она встала на своё место с перекосом.
[700x525]
Вид сбоку. Косячок второй - на противосолнечном козырьке, боковинах кабины и заднем "борту" платформы написано название фирмы - Kubler Spedition, а на тенте в варианте веб-адреса это название изменено - Kuebler Spedition. Хотя, быть может, это не ошибка. Ведь если всмотреться, то в названии над палочками буквы U присутствуют точки, то есть она выглядит как Ü. А в написании веб-адресов не проходит написание букв местных алфавитов, используются только основные латинские. Так и есть - поход в Гугл подтвердил мои предположения. Фирма Kübler - довольно известная на рынке перевозок негабаритных грузов, а адрес её так и пишется - Kuebler.
[700x525]
Вид сзади. И тут косячок. Номер на левом брызговике - "SI KU 149" в то время как на переднем бампере он - "SI-KU 164". Конечно, всё это - неприкрытая бутафория, но всё же...
[700x525]
Вид снизу. Конструкция подвески передней оси такова, что ось может качаться на небольшие углы, повторяя изгибы местности. Интересная деталь - единственный болт на днище - под ключ Torx.
[700x525]
Со снятым тентом.
[700x525]
Кузов тягача предназначен для балласта. Обычно в качестве оного используются бетонные плиты. На полу кузова - имитация петель для крепления груза.
[700x525]
За кабиной - блок агрегатов. Обычно это дополнительные радиаторы увеличенного размера с принудительным охлаждением. Тяжёлый тягач, работая с большой отдачей мощности и при относительно небольших скоростях вырабатывает очень много тепла, с которым не справляется штатный радиатор. Вот дополнительные и призваны рассеивать в атмосферу излишнее тепло, поддерживая нормальный тепловой баланс двигателя. На многих подобных машинах принудительного охлаждения требует также и коробка передач.
[700x525]
В крыше - прозрачный люк и две мигалки.
[700x525]
Сиковцы решили оборудовать кабину этого MANа шарниром для опрокидывания. Но разместили его крайне неудачно - высоко-высоко, почти под самым ветровым стеклом. Поэтому кабина откидывается так странно - нижняя часть уезжает назад.
[700x525]
Муляж двигателя есть, но очень примитивный. Хотя ничего страшного в этом нет - его под чуть приподнятой кабиной всё равно почти не видно.
[700x525]
[700x525]
Платформа.
[700x525]
[700x525]
[700x525]
Передняя тележка платформы состоит из четырёх сдвоенных колёс, которые связаны единым поворотным механизмом, заставляющим поворачиваться их синхронно, причём каждая пара поворачивается вокруг своей собственной оси.
[700x525]
Решение достаточно спорное, есть в нём и достоинства и недостатки. Достоинство (по сравнению с единой поворотной тележкой) - лучшая устойчивость платформы, что особенно критично для перевозки негабаритных грузов с высоким центром тяжести. Недостаток - ограничен угол поворота колёс и дышла, что налагает серьёзные ограничения при манёврах.
[700x525]
Платформа. Вид снизу. Код на передней тележке - 4349, на самой платформе - 4195. Странно, с такими номерами я не нашёл моделей ни в каталоге ни в Гугле... Может, просто внутризаводские коды.
[700x525]
Задняя тележка - 24 колеса, также соединённые попарно.
[700x525]
Крепление колёс устроено так, что их оси могут перекашиваться на значительные углы - чтобы следовать рельефу местности, надо полагать.
[700x525]
[700x525]
[700x525]
Платформа разъёмная. Чтобы разъединить её половинки, нужно нажать пальцем на большую блестящую блямбу.
[700x525]
"Деревянный" настил платформы съёмный. Видимо, есть грузы, у которых части выступают вниз...
[700x525]
Ещё пара слов о задней тележке. Как и на многих других многоосных моделях Siku, здесь платформа, находясь в горизонтальном положении, реально опирается лишь на среднюю ось. Крайние оси наделены свободой перемещения в вертикальной плоскости - это какая-никакая, а имитация работы подвески на перегибах местности.
[700x525]
Из моего "автопарка" 50-го масштаба на роль "груза" для этого тягача подошёл только гусеничный экскаватор Volvo EC240Blc от Motorart. Погрузка.
[700x525]
[700x525]
Транспортировка.
[700x525]
[700x525]
[700x525]
32-й масштаб. Мини-погрузчик Weidemann Hoftrac.
[700x525]
Фары и их стойки здесь целиком красные, на модели же они тёмно-серые, их "стёкла" - серебристые, а поворотники - оранжевые.
[700x525]
[700x525]
Без коробки
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
В задней части машины моторный отсек снабжён такими же "решёточками", как и капот Ксериона.
[700x525]
Такую марку я встречаю впервые.
[700x525]
[700x525]
[700x525]
Погрузчик оснащён сочленённой рамой с шарниром в середине.
[700x525]
[700x525]
[700x525]
Здесь для поворота ковша применена самая сложная система рычагов, что я когда-либо видел. Целых четыре звена!
[700x525]
Зато она обеспечивает поворот ковша на угол больше 180 градусов!
[700x525]
[700x525]
С чем сравнить Вейдемана? Из моего немногочисленного парка 32-го масштаба захотелось поставить его рядом с монстром-
Ксерионом)))).
[700x525]
[700x525]
И наконец самая интересная для меня на сегодня модель. Скрепер Caterpillar 627G. Масштаб - 1:87. Интересен он мне прежде всего фирмой-производителем. Моделей этой фирмы я до сих пор нигде и никогда не встречал. Насколько я понимаю, называется она Norscot.
[700x525]
[700x525]
До сегодняшнего дня я не особо интересовался этой группой землеройных машин. Ну скрепер и скрепер. Если перевести с английского название, получится "скребок", "шкрябалка". Вживую я этих машин никогда не видел, не видел соответственно и процесса работы. Для чего нужна "шкрябалка"? Ну, может, выравнивать поверхность, срезать бугры? Так на это есть бульдозер. Короче, неизвестность.
Выписка из Википедии:
Скрейпер, скрепер (англ. scraper, от scrape «скрести») — землеройно-транспортная машина, предназначенная для послойного (горизонтальными слоями) копания грунтов, транспортирования и отсыпки их в земляные сооружения слоями заданной толщины. Кроме того, при движении по насыпи скреперы своими колёсами уплотняют отсыпанные слои грунта, благодаря чему сокращается потребность в специальных грунтоуплотняющих машинах.
Скреперы используют для разработки разнообразных грунтов I-III категорий от чернозёма до тяжёлых глин. Очень плотные грунты предварительно разрабатывают рыхлителями. Применение скреперов определяется дальностью возки грунта.
В общем так: скрепер занимает промежуточную нишу в деле перемещения грунта между бульдозером и тандемом "экскаватор-самосвал". Сам срезает грунт, сам везёт, сам разгружает. Если перемещать грунт нужно на расстояние не более 100 метров - на эту работу выгоднее поставить бульдозер. Скрепер занимает нишу от 100 метров до 5000 при условии, что работать он будет в пределах одной стройплощадки, так как скрепер - внедорожная машина (большинству скреперов, как и карьерным самосвалам, запрещён выезд на дороги общего пользования).
Ещё Википедия выдала один интересный факт: производством скреперов занимаются всего две фирмы - американский Caterpillar и белорусский МоАЗ - Могилёвский автомобильный завод. Видимо, только в двух странах мира - США и бывшем СССР - стройки достигали такого размаха, что производство такой узкоспециализированной машины как скрепер становилось рентабельным. Остальные страны в случае острой необходимости предпочитали покупать эту технику у производителей.
Немножко фотографий реальной техники.
Скреперы Caterpillar самоходные
[600x400]
[700x405]
[500x338]
прицепные
[700x525]
[700x525]
[700x466]
[566x300]
[700x525]
Скреперы МоАЗ самоходные
[400x264]
[700x474]
[700x506]
прицепные
[600x450]
[600x450]
А теперь - приобретённая модель.
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
Шарнирное сочленение.
[700x525]
Внутри ковша - вертикально расположенный шнек. Для чего он нужен - трудно сказать...
[700x525]
Сзади - второй двигатель (!!!) для привода задней оси.
[700x525]
Насколько возможно проработан интерьер кабины
[700x525]
Вид снизу
[700x525]
Надпись на днище. Похоже, фирма-производитель американская, но производит свои модели, как и большинство других фирм сейчас, в Китае. Белой краской написан, скорее всего, порядковый номер выпущенной модели.
[700x525]
Caterpillar 627G в сравнении с обыкновенной 17-метровой фурой.
[700x525]
[700x525]
[700x525]