• Авторизация


Железнодорожное 17-10-2011 02:44 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Получив прибавку к своим комплектам железнодорожных моделей, я решил, конечно же, оценить её наглядно. То есть построить на полу в комнате железную дорогу, используя по возможности наибольшее число комплектующих из тех, что у меня есть.


А есть у меня шесть стартовых комплектов плюс принадлежности, закупленные дополнительно. Использовалось, к сожалению, не всё - размеры комнаты не позволили развернуться. Вот что получилось.
[525x700]

Те же пути, только заполненные поездами
[700x525]

Но начнём, пожалуй, с истории. Истории возникновения и развития моей железной дороги.
В один прекрасный день, давным-давно, когда мне было наверное лет пять или шесть, зашли мы с папой в хороший такой магазин - "Детский мир" на Пушкина. И попались на глаза такие штучки, лежащие на прилавке: тёмно-красный вагончик, участок рельсов прямой, участок рельсов радиусный. Папа говорит: "Хочешь?" "Да!"- был ответ сынишки. Что видели, то и купили: один вагон, один прямой участок и один радиусный. Потом, уже дома, я собрал рельсы вместе, поставил на них вагончик и долго-долго рассматривал приобретение. Вагончик был классный! Столько мелких деталек на нём, и так хорошо проработаны. Заглядывал через крохотные окошечки в салон, рассматривал жёлтые сиденья, думал-гадал, как же выглядит туалет за окошечком, что закрашено белой краской? Просто супер-моделька по тогдашним временам. И рельсы я разглядывал. Удивлялся, как красиво на них сделано каждое крепление рельса к шпале, как нарисованы линии древесины на поверхности шпал... Катал вагончик и чувствовал, как удивительно легко он идёт по прямой, и как немножко сопротивляется на повороте... В общем, ребёнок воспринял покупку, как обычную модельку. Но. Видимо, "моделька" очень сильно заинтересовала и папу. Через некоторое время он уже без меня пошёл в магазин и докупил там ещё пятнадцать радиусов и одну прямую, чтобы можно было построить из рельсов овал. Овал был успешно построен.
Каким образом у нас появился ещё один красный вагон и один тёмно-зелёный, я не помню. Но появились они примерно в то же время, что и первый - пока были в наличии в магазине. Смутно помню инрересные рисунки на их картонных коробочках, но хорошо помню, что одна из них, уже оклеенная со всех сторон бумагой, долгое время служила "Автолавкой". Дело в том, что по размеру она идеально входила в кузов КамАЗа-5320 43-го масштаба (той самой казанской модельки), а то, что открывался у неё длинный бок, а не торец, было только на руку. Откроешь боковину - вот и навес готов. Внутри по стенкам были мной нарисованы полки с различными соленьями-вареньями... Мда.. )))
Так вот. Вот эти самые три вагона. Самые старые на моей дороге. Им уже больше 25 лет.
[700x525]

Непростой была их судьба. Сколько десятков километров пройдено ими по рельсам... Сколько крушений перенесено. Сколько шпал пересчитано ребордами колёс... Во времена жуткой недостачи товарных вагонов верхние части их снимались, и вагоны превращались в открытые платформы. Перевозили и деревянные кубики, и технику, и солдатиков, и рельсы... Удивительно повезло одному из вагонов - как-то так получилось, что он потерял сцепки в самом начале эксплуатации. В результате я не очень-то его и использовал. У него сохранились в целости даже все буфера и тормозные колодки.
[700x525]

Единственная оригинальная сцепка, оставшаяся в живых (из шести)
[700x525]

Остальные по мере сил ремонтировались или комплектовались новыми самодельными деталями.
[700x525]
Подобные вагоны производятся фирмой Piko и сейчас, но выглядят они по сравнению с этими "старичками" как-то упрощённо. Немножко другие тормоза, другие колёса, стандартные сцепки с широкими дугами... Кажется, даже надписи на бортах попроще... В общем, то, да не то.

Первый стартовый набор, который у меня появился. Не помню, в каком году это было. Тогда я наконец узнал, что производит эти чудесные модели фирма Пико (Piko) в ГДР.
В набор входили паровоз (упрощённый игровой вариант локомотива BR-80), два вагона, два прямых отрезка 20 (или 22, не помню) радиусов, стрелка и тупик. Можно было собрать круг с ответвлением. Пульт управления - на батарейках. Симпатичный такой, серенький с голубой ручкой. До сих пор у меня сохранился, латаный-перелатаный.
[700x525]

Паровоз. Самый заслуженный на моей дороге трудяга. Какие подъёмы я заставлял его брать, какие грузы таскать... С каких высот он падал неоднократно. Разбитая труба - последствие одного из падений. Резиновые буферы давно оторвались и потерялись. На их место впоследствии приклеил красные круги, увиденные в каком-то фильме. Передняя сцепка также не выдержала, но была восстановлена на своём месте с помощью паяльника и проволоки. Латунные токосъёмники истёрлись до дыр и частично обломились. Сейчас электричество от рельсов принимает только одна ось, задняя, в результате чего паровозик частенько останавливается на стрелках.
У надписи "TAPA" тоже есть своя история. В детстве я очень любил бывать на железной дороге. Внимательно разглядывал всё вокруг, а особенно - вагоны и локомотивы. На всех наших тепловозах была надпись "Депо Тапа". Странно, в Нарве тоже было своё депо, хоть и небольшое. А Тапа - хоть и ближайшая узловая станция, но до неё больше ста километров... Потом мне как-то попали в руки декали с различными буквами - и я, не долго думая, налепил эти надписи на свои паровозы. Чтобы были как настоящие)))))).
[700x525]

Вагоны. В среде моделистов их называют "семиоконниками". Это самая простая конструкция у Пико из всех, что мне попадались. Корпус вагона и ходовая часть выполнены единой деталью. Стёкол нет. Внутренностей салонов нет. Вместо тамбуров - простенькие железные поручни.
Основная проблема этих вагонов - их слишком малый вес. Настолько малый, что частенько в местах перемены радиуса пути (когда левый поворот меняется на правый и наоборот без промежуточной прямой) они сходили с рельсов: встроенные в сцепки пружины, призванные держать сцепки прямо, пересиливали небольшой вес вагонов и сбрасывали с рельсов одну из осей. Я обошёлся подручными средствами: в каждый вагон засунул по два куска пластилина. Так они до сих пор там и ездят, уже больше 20 лет...
[700x525]

Второй мой стартовик. Появился он, когда мне было 9 или 10 лет, то бишь 22 или 23 года назад. В него входят: паровоз (тот же BR-80, только с отдельным угольным тендером), крытый грузовой вагон, открытый полувагон, 16 радиусных участков рельсов (полный круг), блок питания (опять же на батарейках).
[700x525]

Паровоз. Более скоростной, чем "маленький". Благодаря этому обстоятельству он и пробежал по рельсам, наверное, больше, чем тот. Мне нравилось, как быстро он ездит. Но утащить за собой он оказался способен не так много, как "коротышка", особенно на подъём. Видимо, сцепной вес у него меньше. Резиновые буфера у него сохранились, однако по шрамам на тендере хорошо видно, что и у него жизнь была не сладкой.
[700x525]

Крытый вагон. Осталась одна подножка из шести, три тормозных колодки из восьми и два буфера из четырёх. Однако он сохранил вполне сностый внешний вид и свою замечательную лёгкость хода.
[700x525]

Полувагон. Практически в таком же состоянии, как и крытый. Вместе с ним они - замые заюзанные вагоны на дороге. Но и самые удобные: коротенькие, в меру тяжёлые, без проблем проходят любые повороты пути и даже не думают сходить с рельсов. Кроме того, они и самые любимые: единственные два грузовых вагона на целых 20 лет! Верхние части с них также снимались (вернее, отвалились со временем), и вагоны часто использовались как платформы.
[700x525]
[700x525]

Итак, с 1990-го года по 2007-й комплектность моей железной дороги не менялась. 54 радиусных участка (чуть больше чем на три круга), четыре прямых, стрелка и тупик - это рельсы. Два паровоза - локомотивы. Пять пассажирских вагонов и два грузовых - это прицепной состав.
В течение этих лет я неоднократно пытался своими силами изменить к лучшему свою железную дорогу. Требовалось буквально всё.
Четыре прямых участка - до обидного мало. Если соединить их в одну прямую - получалась небольшая такая "станция", куда только-только влезал паровоз с тремя вагонами. Или просто "длинная прямая", где можно было хоть немножко разогнаться. Особенно если к ним прибавить пятую - прямую часть стрелки)))). Но тогда вся остальная дорога представляла собой сплошные закругления. А прямые нужны былы и для перехода от одного радиуса к другому, и для создания длинного овала, и просто - чтобы сделать дорогу "как настоящую" - длинную-длинную и прямую-прямую.
Стрелка. С одной-единственной стрелкой я умудрялся строить целые узловые станции, сортировочные и т.д. Она заставляла думать, мыслить логически. Как поставить паровоз с другого конца состава, имея одну-единственную стрелку? Знаете? Я знаю)))). Стрелке, конечно, тоже пришлось несладко. Механизм перевода со временем сломался, но детали, его составляющие, не были потеряны. Они бережно хранились много лет и позволили в конце концов восстановить стрелку почти в первозданном виде. Но конечно же одна стрелка - это очень, очень мало. Я мечтал хотя бы о ещё парочке. Даже во сне мне часто снилась железная дорога с несколькими стрелками.
Локомотивы. Их хотелось тоже побольше, причём всяких разных. Красивых и интересных. Порывался даже одно время строить их самостоятельно. К тому времени у меня уже появился кое-какой опыт в строительстве моделей машин из бумаги и картона с арматурой из проволоки. Появилась однажды идея - сделать бронепоезд. Начал с паровоза. Папа выточил на токарном станке четыре колёсные пары, я же делал всё остальное. Но ресурсов дико не хватало. Не было подходящего 12-вольтового двигателя - поставил 4,5-вольтовый от какой-то игрушки. Не было компактного редуктора - использовал схему, увиденную в одном из игровых локомотивов Пико - где крутящий момент передаётся от вала двигателя сразу на ось колёсной пары перекрученной резинкой. Но там была специальная плоская резиновая лента, у меня же не было ничего лучше, чем авиамодельная резинка. Тем не менее паровоз был построен, и даже немножко поездил по дороге. Но выглядел он по сравнению с пиковскими.... хммм... мягко говоря, некрасиво. Да и с развесовкой были проблемы: тяжёлый двигатель висел в заднем свесе, за последней третьей осью (да, паровоз был трёхосным) и постоянно тянул корму к земле. Несмотря на небольшой свинцовый балласт в передней части, при резком разгоне паровоз всё же пытался задрать нос. А сильнее нагружать его было нельзя - авиамодельная резинка оказалась не способна тянуть большой вес. Он просто стоял на месте и буксовал. В общем, этот паровоз так и остался "техническим курьёзом". Ещё пытался построить двухосную дрезину с приводом на одну ось, но с ней тоже ничего не вышло.
Вагоны. Меня всегда привлекали грузовые, многоосные, с осями, объединёнными в тележки. Тоже хотел делать их сам, но дальше изготовленных папой нескольких колёсных пар дело не пошло. Вовремя осознал, что получится, скорее всего, так же "красиво" как и с паровозом.
Электропитание. О, как мне хотелось обзавестись наконец блоком питания, работающим от сети 220 вольт! Оба моих стартовика имели батарейные блоки питания, которые мне совершенно не подходили: дорогое это удовольствие - менять шесть батареек даже раз в неделю.
Одно время пользовался "взятым напрокат" у мальчишки из соседнего подъезда огромным пиковским трансформаторным блоком питания, где были аж два выхода: регулируемый 0-12 вольт для локомотивов и постоянный 16 вольт для электрострелок. Электрострелок у меня, конечно же, не было, но мечтал я о них, как никогда. Этот блок питания просуществовал у меня год или два, потом его пришлось отдать.
Однажды приспособил в качестве источника питания даже двигатель с редуктором для привода стеклоочистителей от немецкого подъёмного крана. Конструкция его оказалась очень подходящей: на выходе с редуктора был круглый фланец, к которому крепилась тяга щётки "дворника". Я к этому фланцу прикрутил рукоятку, сам двигатель - к табуретке через кронштейн, и работал он у меня, как 12-вольтовый генератор. Крутишь в одну сторону - паровозик едет вперёд. Крутишь в другую - едет назад. И скорость регулировать легко: чем быстрее крутишь - тем быстрее он едет. Но всё равно неудобно - всегда ведь хочется рассмотреть поезд в движении поближе, а тут приходится крутить ручку и смотреть издалека...
Потом в продаже появились первые универсальные адаптеры. Вставляешь такую коробочку в розетку, ставишь переключатель напряжения на нужную цифру, а проводки подключаешь к рельсам. Не долго думая, я приспособил к делу старенький батарейный блок питания - чтобы изменять направлеине движения паровозов. Вот это уже было куда удобнее! Хотя одно неудобство всё же осталось: изменять скорость движения паровозов приходилось малюсенькой неудобной ручкой на адаптере, который часто ещё и находился достаточно далеко от пульта управления.

Затем был период, когда рельсы и вагоны были убраны в коробочку и на долгое время забыты. Но году этак в 2004-м я начал ездить в Санкт-Петербург, и там мне попался на глаза один такой замечательный магазинчик с модельками. Находился он в здании Музей артиллерии в Кронверке, и продавались там различные модельки. Готовые, сборные пластиковые и... железнодорожные! Через какое-то время я достал свои паровозы и стал их рассматривать. Принимал решение: продолжать ими заниматься, или всё же забросить?
И как-то потихоньку начал их ремонтировать и приводить в порядок. Приклеивал отломанные буфера, выпрямлял повреждённые рельсы... Ко всем вагонам приделал намертво их верхние части - больше они никогда не будут платформами. Полностью восстановил стрелку, занимался ею, наверное, пол-дня. И всё больше и больше проникался желанием развивать железнодорожную тему.
В одну из поездок в Питер расщедрился до того, что купил аж 10 прямых участков (!!!) "старого" П-образного профиля, какими и были все остальные мои рельсы. На прилавке были уже и "новые" рельсы, но я смотрел на них с опасением, даже некоторым страхом - ведь если переводить свою дорогу на новый профиль - нужно закупать всё с нуля! Дорого.
Дома, разумеется, сразу построил огромный овал с новыми прямиками - вот это было уже что-то! Желание развиваться ещё больше укрепилось.
Но только в 2009-м году я приобрёл в том же Питере (в Гостином Дворе) первый стартовик словенского Механо (Mehano) - уже с новым профилем рельсов.
[700x525]

Стартовик назывался Burlington Nohthern. Он включал в себя овал с двумя прямыми отрезками, блок питания, работающий от сети 220 вольт (наконец-то!). Локомотивом был огромный (по сравнению с моими старыми паровозиками) шестиосный тепловоз со всеми ведущими осями! Он гораздо тяжелее BR-80 (248 граммов сцепного веса), и может таскать такие составы, какие тому и не снились!
[700x525]

Вагоны. Четырёхосная крановая платформа со стоящей на ней избушкой-бытовкой.
[700x525]

Шестиосный железнодорожный кран.
[700x525]

Большой жёлтый четырёхосный хопёр для перевозки сыпучих грузов.
[700x525]

И маленький, но всё же четырёхосный вагон-бытовка.
[700x525]

Вместе со стартовиком я купил и дополнительное оборудование. Не помню скольлко, 3 или 5 стрелок, и, наверное, самая неожиданная на тот момент находка - набор рельсов для создания параллельных прямых путей. Он включал в себя 24 (!!!) длинных прямых участка и два коротеньких, для компенсации стрелок. Ещё докупил два вагона: четырёхосный полувагон и платформу-контейнеровоз.
Это приобретение стало для меня откровением. Во-первых - рельсы. Не П-образный, а настоящий рельсовый профиль в миниатюре! Всё как в жизни. Длина прямиков, намного большая, чем у "старых" пиковских (228,6 мм против 176). Стрелки! ААААааааа! Я и мечтать не мог раньше о таком их количестве!
Во-вторых - вагоны! Грузовые вагоны! Причём четырёхосные! Как давно я о них мечтал! И ещё кран!!!!
Тепловоз - просто супер! Тяжёлый, мощный, да ещё какой быстрый! Носится, как сумасшедший, на максимальной скорости. Кстати, этот локомотив до сих пор у меня - самый скоростной. А ещё в нём при движении загорается лампочка в кабине машиниста!
Блок питания и пульт управления - наконец-то я чувствую себя человеком)))).

Кран рассмотрим более подробно. Он вполне функционален - поднимается и опускается стрела, крюк, поворачивается поворотная платформа. Чёрные крюки на стреле, правда, бутафорские...
[700x525]

В комплект входят специальные рукоятки для привода лебёдок. Они вставляются в окна кабины с правой стороны, и с помощью них можно вращать барабаны лебёдок, поднимая или опуская крюк и стрелу. В транспортном положении рукоятки снимаются - чтобы не задевали ни за что при движении.
[700x525]

Крючки для строповки грузов, так называемый "паук", я сделал сам. Без них весь кран - бутафория.
[525x700]

Три пустотелых "бревна" также входят в комплект набора. Причём на картинке нарисовано, что перевозятся они на крановой платформе! Ну для малолетних "железнодорожников", возможно, это и будет интересно, но мы-то знаем, что платформа данная используется только лишь для одного груза - крановой стрелы.
[525x700]

Главный недостаток крана - неустойчивость. Аутригеров (выносных опор) у него нет, а колея колёс достаточно узкая. Поэтому при положении стрелы "поперёк рельсов" грузоподъёмность крана очень мала - он готов опрокинуться даже с этим бревном на крюке, если увеличить вылет стрелы. Хотя, если повернуть стрелу "вдоль рельсов" - он вполне способен поднять передок тепловоза (100-120 граммов). Как-то исправить положение могла бы загрузка основания крана балластом. Может быть когда-нибудь у меня дойдут до этого руки.

Следующим стартовиком стал "новый Пико". Приобрёл я его в Таллинне, в Хоббимааильме (он тогда назывался Хоббибокс) в том же 2009-м году, осенью или зимой. Хотелось, конечно, какой-нибудь грузовой составчик, но... Этот был самым дешёвым (1990 крон), к тому же мне сразу запал в душу симпатичный синенький электровоз.
[700x525]

В набор входят 14 радиусов R2, 9 прямиков G231 (цифра - длина отрезка в миллиметрах), 3 прямика G239, две радиусных стрелки (левая и правая), блок питания и пульт управления, электровоз и три пассажирских вагона.

Электровоз. Модель - BR-185. Исполнение - "Connex". На сегодняшний день это самый тяжёлый (525 граммов) и самый "сильный" локомотив на моей дороге. Может утащить вагонов больше, чем какой-либо другой.
[700x525]
[700x525]

Вагоны. Business-Economy (две разных половинки). Во всех вагонах - салоны синего цвета.
[700x525]

Traveller
[700x525]

Economy (с возможностью перевозки велосипедов)
[700x525]

Этот набор снова стал для меня открытием.
Рельсы. Тот же рельсовый профиль, но для соединения участков используются лишь металлические скобки (в отличие от словенского Механо, где участки дополнительно стягиваются специальными пластиковыми стяжками, цепляющимися за соседние шпалы). Похоже, эти скобки на Пико делаются из специальной пружинной стали - держат на совесть и внешний вид не страдает! Немецкое качество, однако.
Вагоны. Длиннюююююююююющие! Фирменная пиковская лёгкость вращения колёс (отличие от Механо сразу чувствуется). Сцепки. Основа сцепок - пластиковая. Странно, 20 лет назад они были только стальные. Сцепки вагонов ко всему прочему - подпружиненные. Пружины работают на растяжение: когда состав трогается, он немного растягивается. Трогание происходит очень мягко и плавно, и это придаёт особый шик составу.
Электровоз. Миниатюрные пантографы-токосъёмники на крыше - настоящее произведение искусства. В опущенном положении они защелкиваются в специальные крепления
[700x525]

а в верхнее положение поднимаются миниатюрными пружинками (которые поблёскивают в основании пантографа).
[700x525]

Различных миниатюрных надписей, табличек и изображений - целая куча, как на настоящем локомотиве.
[700x525]

И даже в кабине, как я заметил позже, присутствует фигурка машиниста.
[700x525]

Но самое интересное - это фары. Да-да, здесь загораются именно фары, а не "лампочка в кабине", как у Механо. Причём фары загораются не все, а только с той стороны, в которую едет локомотив. Технически выполнить это несложно, но смотрится потрясающе!
[700x525]

В общем, Пико по сравнению с Механо - совершенно другой уровень.

Затем было несколько поездок в Питер, в ходе которых было приобретено кое-какое дополнительное оборудование Механо. Несколько стрелок, ещё один набор из 24 прямиков, парочка грузовых вагонов (ещё одна платформа с контейнерами и крытый 4-осный вагон). Присматривался к тому, что было ещё в наличии. И захотелось вдруг очень-очень скоростной пассажирский поезд Thalys. Несмотря на то, что были в наличии и другие виды поездов, Талис оказался самым красивым и гармоничным из них.

Конкуренты Талиса:
TGV. По фигуре в профиль похож, но плоская "моська" всё портит.
[600x470]

AVE. Мрачный какой-то.
[600x477]

ICE-3. В принципе, ничего. Тот же самый "Сапсан". Но гонять его по своим рельсам, при этом глядя в пиковский каталог, где этот же поезд представлен в гораздо лучшем качестве.... Нееее..
[480x362]

А вот и Thalys.
[700x525]
[700x525]

Электровоз
[700x525]

Сцепка электровоз-первый вагон.
[700x525]

Межвагонная тележка.
[700x525]

Сцепка второй вагон - второй электровоз.
[700x525]

Второй электровоз
[700x525]

Активный электровоз (с мотором) - только один. Второй - полная копия первого, только без двигателя. Пассажирских вагонов всего два, хотя на рисунке с коробки видно, что их в составе - штук восьмь. Понятное дело - восемь длинных вагонов займут в длину почти всю комнату. Вагоны внутри пустые, салонов нет. Кабин машиниста тоже нет. Зажигающихся фонариков нет. Но несмотря на всю эту "простоту", состав мне очень нравится.
На крыше каждого электровоза - по два пантографа.
[525x700]

Видимо, выбор - какой из них поднять - обуславливается направлением движения поезда.
[700x525]
[700x525]

У Талиса также была одна проблема - неактивный "муляж" электровоза работал своеобразным тормозом. Толстенные пластиковые оси, унифицированные с приводными, обременённые к тому же заусенцами, не позволяли колёсам нормально вращаться. Пришлось всё это хозяйство разбирать, подрезать, подтачивать, смазывать. Теперь всё работает как часы))).
Особенностью поезда являются его сцепки. Спереди и сзади их нет вообще - с другими вагонами и локомотивами его не сцепить. Между собой вагоны и электровозы сцепляются специальными сцепками, которые расцепляются только если вагон и локомотив повернуть относительно друг друга градусов на 30 в вертикальной плоскости. Вагоны сцепляются друг с другом с помощью клипс, защёлкивающихся на оси общей колёсной тележки, расположенной между ними.
Поезд достаточно быстр. По скорости он лишь немного проигрывает зелёному "Бурлингтону". Одинаково хорошо бегает и вперёд и назад (когда электровоз либо тянет либо толкает состав), причём уверенно проходит все повороты и стрелки на большой скорости.
[700x525]

Также в комплект набора входили: стандартный овал (12 радиусов и 2 прямика), блок питания 220 вольт и пульт управления.
После Талиса в одной из поездок в Таллинн были приобретены кое-какие элементы железнодорожной атрибутики. Железнодорожный переезд со шлакбаумами (в детском отделе Призмы на Таммсааре тее), 10 прямиков G239, две стрелки (левая и правая), комплект изолирующих стыков и перрон с навесом для ж/д станции (в Хоббимааильме).

Следующий (и на сегодняшний день последний) стартовый набор - снова от фирмы Пико. Также приобретён в Хоббимааильме, по такой же точно цене - 1990 крон.
[700x525]

В комплект входят: 12 радиусов R2, 7 прямых G231, 1 прямик G239, одна правая стрелка, тупик, блок питания 220 вольт, пульт управления, специальная штуковина для установки вагонов на рельсы, локомотив и три грузовых вагона.

Тепловоз. Красный "Геркулес" 2016.
[700x525]

Как всегда отличная проработка мелких деталей и мельчайших надписей.
[700x525]

В кабине сидит машинист, фары работают точно так же, как и в BR-185.
[700x525]

Вагоны.
Двухосная платформа-контейнеровоз с контейнером. Контейнер снимается, вместо него можно установить любой другой контейнер производства Пико, или два коротких контейнера, или один короткий по центру платформы.
[700x525]

Четырёхосный полувагон.
[700x525]

Двухосная цистерна.
[700x525]
[700x525]

И наконец - вагоны от фирмы Механо, которые были приобретены отдельно от стартовых комплектов.
[700x525]

Четырёхосный крытый товарный вагон.
[700x525]

Четырёхосный полувагон. Отличается от всех остальных вагонов Механо конструкцией тележек и наличием буферов. Зато по габаритам идеально совпадает с пиковским четырёхосным полувагоном, да и конструктивно они очень похожи.
[700x525]

Четырёхосная платформа-контейнеровоз. Контейнеры съёмные, без днищ, дверцы не открываются, устанавливаются на платформу через специальные рамы, которые тоже снимаются. Не взаимозаменяемы с пиковскими контейнерами.
[700x525]

Четырёхосная платформа-контейнеровоз. Контейнер съёмный, с днищем, дверцы не открываются, устанавливается на платформу с помощью монтажных штырей. Не взаимозаменяем с пиковскими контейнерами.
[700x525]

Четырёхосная цистерна для перевозки химикатов. Металлические колёса чуть большего размера, чем пластиковые на других вагонах.
[700x525]

Хопёр четырёхосный, маленький. Металлические колёса, такие же как и на цистерне.
[700x525]

Хопёр четырёхосный, средний.
[700x525]

Последние три вагона - цистерна и два хопра - были приобретены в Питере самыми последними из подвижного состава, осенью 2010 года. После этого была только одна покупка для железной дороги - та, что описана в одном из предыдущих постов. Рельсы, фигурки людей, деревья и контейнеры. Где-то в период между Талисом и последним пиковским стартовиком были приобретены здания для ж/д макета. Первое - станция, или, скорее, полустанок (500 крон). На сайте Parovoziki.ru такие называются "остановочными пунктами". Второе - двухэтажный домик, пансион (400 крон). Оба здания производства Piko, оба были приобретены в Нарве, в Сипсике. Там же были приобретены две стрелки (левая и правая), перекрёсток 15 градусов, два тупика и набор изолирующих стыков.

Эксплуатируя все вышеперечисленные наборы, оценивая их и сравнивая, неизбежно приходишь к некоторым выводам.
Механо - сравнительно дешёвый вариант железной дороги, ориентированный в том числе и на детей. Хотя насчёт цены - вопрос спорный. Когда я покупал первый механовский стартовик (Burlington Northern), он стоил в Гостинном дворе около 3500 рублей. Через год, когда я приехал за Талисом, тот же Бурлингтон в Гостинке стоил уже более 5000 руб., а в детском магазине WOW - чуть подешевле (4800 руб.). Талис мне обошёлся, кажется, около 4000 рублей. Стартовые наборы Пико, обошедшиеся мне по 1990 крон каждый, если перевести на рубли по тогдашнему курсу - около 4300 рублей. Но это в Таллинне, то бишь в Еврозоне. Сколько они стоили в России - не знаю. В настоящий момент на уже упомянутом выше сайте Parovoziki.ru подобные пиковские наборы стоят в пределах 5300 - 6700 рублей. Но Пико - уже вариант для настоящих коллекционеров. Проработка мелких деталей, копийность, точность, функциональность - всё это поднимает немецкие наборы на порядок выше словенских. Но при всём при этом - удивительная живучесть немецких рельсов и вагонов (проверенная десятилетиями!!!). А теперь - сравнение более подробное.


Рельсы. В новых пиковских и механовских наборах рельсовые участки практически одинаковой конструкции - металлические рельсы двутаврового (рельсового) профиля и пластиковая решётка шпал. И если на Механо не использовать специальные стяжки (Quick click) - выглядят они не хуже немецких. Кстати, изучая различные проспекты Пико, я обнаружил, что немцы одно время тоже использовали подобные "Квик Клики" в своих стартовых комплектах. Видимо, когда только-только перешли на рельсовый профиль. Но сейчас они их не используют - значит, нашли лучшее решение. Изучая последствия двух инцидентов (кошка играла на полу и зацепила лапами рельсы), пришёл к выводу - пиковский вариант лучше! У Пико на вывернутом стыке была повреждена только металлическая скрепка. Её можно выправить подходящим инструментом, а можно и заменить на новую (комплекты новых скрепок имеются в продаже как для Пико так и для Механо). А у Механо, когда рельсы были свёрнуты, Квик Клик вырвал шпалу! И прямой участок стал практически непригоден для использования.
Ещё одно различие рельсов - цвет шпал. У Механо - чисто чёрные, у Пико - тёмно-коричневые.

Радиуса. У Механо вариант радиуса всего один - примерно соответствующий пиковскому R3. У Пико в номенклатуре - пять вариантов разной кривизны: R1, R2, R3, R4, R9. Радиуса первых четырёх номеров позволяют собрать четыре концентрических круга (один внутри другого) таким образом, что вагоны, движущиеся в соседних кругах не задевают друг за друга, какими бы размерами они ни обладали. R9 - радиус, использующийся для "выправления" пути после поворота его на стрелке, чтобы можно было строить станции с параллельными путями. В принципе круг построить можно и из R9, но понадобится их 24 штуки, а круг будет иметь диаметр аж 1816 мм (по центру колеи)!
Кроме того, у Пико в номенклатуре есть ещё один интересный участок - 940-миллиметровый "флекс". Почти метровая рельсина, которую можно изогнуть в любом месте в любую сторону. Только для "детских игр" она не подходит - ей нужно постоянное основание, которое будет жёстко её держать, иначе говоря, макет.

Прямые. У Механо два варианта: основные (228,6 мм) и короткие (76,2 мм). Короткие используются для компенсации разницы длин путей на выходе из стрелок. То есть если строить станцию с двумя параллельными путями и двумя стрелками, их образующими, то оказывается, что "прямые" концы стрелок короче, чем "поворачивающие", значит на "поворачивающих" концах нужно делать путь более коротким, чем на "прямых". Для этого между "прямых" концов стрелок ставится компенсатор (76,2 мм). Такой же компенсатор ставится и на прямой, образующей обратную сторону овала (если используется простой овал). Если же стрелок больше двух, и хочется построить станцию с тремя-четырьмя путями, то... стандартных возможностей рельсов Механо здесь уже не хватает. Но! Есть возможность исправить этот недостаток с помощью ручной доработки. Я как раз и использовал: принёс в жертву несколько основных прямиков, разрезав их на кусочки необходимой длины. При этом доработал и шпалы, чтобы можно было использовать Квик Клики.
У Пико используются 6 вариантов прямых: G239, G231, G119, G115, G107, G62. Кроме того, прямым может быть и флекс G940. Первые четыре используются для компенсации друг друга после стрелки (G239, развёрнутая относительно основного пути на 15 градусов даёт проекцию на этот путь длиной 231 мм). Аналогичным образом соотносятся друг с другом и G119 c G115. Кроме того G231 равен по длине проекции R9, любой стрелки, стоящей "боком" (когда основная прямая стрелки находится под углом 15 град. к основному пути), "угловому" учатку перекрёстка (К15) или двойной стрелки (DKW). G239 в свою очередь компенсирует стрелку, стоящую "прямо" в параллельном пути. G107 компенсируют короткий 30-градусный перекрёсток (К30). А с помощью самых коротких прямиков G62 можно строить множество вариантов путей с радиусными стрелками и радиусными участками различной кривизны.
За всем этим видна огромная работа, проделанная конструкторами Пико. Результат великолепный - имея в наличии достаточное количество различных рельсовых участков, стрелок и поворотов, можно создать "станцию" практически любой сложности. И при этом не придётся "резать" никаких рельсов. Аллес гут!

Стрелки. У Механо стрелки сравнительно короткие, с крутыми поворотами. Это позволяет в небольшое пространство комнаты "впихнуть" больше рельсов - экономится длина. В комплект стрелки входит небольшой радиусный участок, по кривизне равный основному, по длине - в три раза короче. Теоретически, если его установить после стрелки повёрнутым в ту же сторону, что и "поворачивающий" конец стрелки, а после поставить основной радиус, повёрнутый в обратную сторону, то эта конструкция даст выход в параллель с основным путём. Я это ни разу не проверял, потому что есть у данной конструкции один недостаток. Слишком большое расстояние между параллельными путями. В него вполне можно поставить станционную платформу (перрон), но если нужно построить не пассажирскую станцию, а товарную? Где пути укладывают как можно ближе друг к другу, чтобы сэкономить площадь. Увы, не получится.
На всех механовских стрелках установлен механизм перевода. Есть стрелки с ручным переводом, есть - с электрическим. Причём механизм ручного перевода аналогичен электрическому, только из него удалена вся электрическая часть. На моей дороге присутствуют только "ручные" стрелки: полноценного макета у меня пока нет, значит провода упрятать некуда. Пульта управления стрелками тоже нет.
Интересная особенность стрелок Механо - стрелка удерживается в установленном положении пружиной. Если состав проходит стрелку "не с того пути" - переводящая часть оттягивается колёсами, пропуская состав, а затем пружиной возвращается в первоначальное состояние. Это бывает удобно когда необходимо, например, перегнать локомотив с одной ветки стрелки на другую. Переводишь её на нужную ветку, загоняешь тепловоз "не с того" пути, затем даёшь задний ход - и он уходит туда, куда надо. Есть и недостаток. Если маневрируешь с составом по стрелкам, забыл одну из них поставить в "правильное" состояние и она вдруг оказывается под вагоном... Тогда при смене направления движения одна половина вагона идёт по одному пути, другая - по другому. Авария.
Стрелки Пико в отличие от механовских "длинные", полностью копируют настоящие стрелки. В номенклатуре фирмы их девять вариантов: стрелка левая (WL), стрелка правая (WR), радиусная левая (BWL), радиусная правая (BWR), радиусная левая под большой радиус (BWL-R3), радиусная правая под большой радиус (BWR-R3), тройная (на ней один путь разделяется на три) (W3), Y-образная (оба пути уходят в разные стороны под углами 15 град.) (WY) и двойная стрелка, стрелка-перекрёсток (DKW).
Все стрелки Пико имеют кронштейны для крепления электрического механизма перевода, то есть любую из них можно превратить в электрическую. Когда механизма нет - стрелка "ручная", переводится за счёт перемещения рукой переводного участка рельсов. Этот участок удерживается прижатым к левому или правому рельсу с помощью маленькой пружинки. В отличие от механовских стрелок здесь, если состав идёт "не с того" пути - он просто-напросто переводит стрелку "под себя", и затем она остаётся в переведённом состоянии. Недостаток Механо здесь отсутствует - стрелка Пико никогда не переведётся под вагоном. Зато и полентяйничать она не даст - при манёврах её нужно всё время переводить самому.
Имеющаяся у меня стрелка "старого Пико" - жёсткая. Переводится вручную, специальным рычагом, и удерживается механизмом в переведённом состоянии. Поезд, идущий "не с того" пути на ней сходит с рельсов. Зато на ней полностью воссоздан механизм ручного перевода: рычаг с балластным грузом, коробка с механизмом, вращающийся фонарик, указывающий машинисту положение стрелки.

Тупики. У Механо я тупиков не видел. Может быть они и есть...
Тупик "старого Пико" - это пластиковая рама, имитирующая железную, с вагонными буферами на перекладине, закреплённая на собственном коротеньком рельсовом прямике.
Тупик "нового Пико" - это похожая пластиковая рама, но уже без буферов и собственного рельсового участка. Она может монтироваться (защёлкиваться) на любом из существующих рельсовых участков, прямом или радиусном, с одним условием - позади тупика должна оставаться хотя бы одна шпала.

Переходники. У меня их два: Механо-"Новый Пико" и Механо-"Старый Пико". Оба самодельные. Первый представляет собой намертво соединённые участки G107 и обрезок прямика Механо. Для соединения вполне подошли стандартные скрепки Механо, которые пришлось обжать под более узкие пиковские рельсы. Второй - это также обрезок прямика Механо. Рельсовый профиль на одном его конце "заточен" таким образом, чтобы входил в П-образный профиль "старого Пико". На старом профиле пришлось пожертвовать одним из 14 прямиков - снял с него один из стыковочных элементов, чтобы не мешал механовскому переходнику входить в профиль.

Подвод электричества к рельсам.
У "старого Пико" в стартовые комплекты входили радиусные участки, специально доработанные для подвода электричества к рельсам. Внешне они отличались от обычных наличием двух клемм сбоку, к которым присоединялись разъёмы от пульта управления.
У Механо подвод электричества осуществляется также через радиусный участок. Но он уже существенно отличается от обычного, так как ко всему прочему обладает ещё и функцией установщика вагонов на рельсы (на нём сделана специальная площадка для этого). Провода от пульта управления имеют просто залужённые оголённые концы, которые вставляются в отверстия пружинящих клемм на присоединительном участке.
У "нового Пико" провода от пульта управления также оканчиваются простыми залужёнными концами, но вставляются они в специальный контактный блок с пружинными зажимами (этот блок хорошо виден на фотографиях с зелёным тепловозом Burlington). Контактный блок может вставляться в любой из прямых отрезков G231. Для этого в каждом отрезке предусмотрено два гнезда в разных его концах.

Пульт управления и блок питания.
У "старого Пико", как уже было сказано, блок питания был батарейный, пульт управления был объединён с ним в одном корпусе. У новых стартовиков блок и питания - это отдельные небольшие трансформаторы, вставляемые в розетку, похожие на трансформаторы для зарядки мобильных телефонов. Пульты управления соединяются с ними проводами.
Пульт управления Механо - тёмно-серая коробочка с жёлтой круглой ручкой и двумя светодиодами - красным и зелёным. Красный означает включенное питание, по изменению яркости зелёного можно судить о выдаваемом напряжении. Блок устроен так, что при повороте ручки слева направо всегда прибавляется напряжение, при повороте справа налево - убавляется. Переключение направления движения локомотива производится щелчком той же ручки в нулевом положении (её нужно дожать до конца влево). В этом есть достоинства. Во-первых невозможно резко переключить направление движения локомотива на большой скорости - пока перещёлкиваешь направление, он успевает достаточно плавно сбавить ход и остановиться. Во-вторых - не важно, каким образом подключены провода питания к рельсам, порядок управления в любом случае остаётся один и тот же. Пульт оснащён защитой от перегрева. Она отключает питание, если долго пропускать через пульт большой ток (если долго гонять на одном пульте сразу два локомотива) и включает снова, когда пульт остынет. В комплект входят специальные кронштейны и шурупы, с помощью которых можно прикрутить пульт на любую деревянную поверхность (на макет например).
Пульт управления "нового Пико" - светло-серая коробочка обтекаемой формы с красной ручкой. Нулевое положение - посредине. Поворот ручки влево и вправо даёт прибавку напряжения для разных направлений движения. Теоретически можно резко сменить направление движения на большой скорости, но для этого придётся хорошо постараться - ручка вращается достаточно туго, а грани у неё плавные, округлые, так что при резких рывках рука чаще всего срывается с неё. Пульт обладает защитой от подключения двух и более пультов в одну сеть. Если он "почувствует" в сети "чужое" напряжение - отключается. Чтобы снова включить его, нужно поставить ручку в ноль и убрать с рельсов напряжение от другого пульта. Это особенно хорошо заметно при использовании изолирующих стыков. Кода локомотив переходит с участка, обслуживаемого одним пультом, на другой - он своими колёсами замыкает участки в общую цепь. Если при этом включены оба пульта - локомотив останавливается и требует выключить их оба. Только потом можно включить пульт "принимающего" участка, и состав пойдёт дальше.
"Двухсторонняя" ручка управления не очень удобна при подключении - провода к рельсам нужно подключать в определённом порядке (чтобы при повороте ручки налево локомотив не ехал направо), зато она очень удобна в эксплуатации - не нужно думать и вспоминать, в какую сторону сейчас пойдёт поезд, если повернуть ручку.
При движении на пиковском пульте управления локомотив издаёт характерное гудение (как большой трансформатор), и максимальную скорость развивает меньшую, чем на пульте Механо. Зато пиковские локомотивы на "родных" пультах зажигают свои фары в самом начале движения в отличие от механовских пультов, с которыми фары начинают заметно светиться при достижении где-то половины скорости.

Вагоны. Пико производит модели вагонов в основном немецкого производства. Буфера присутствуют на всех вагонах (там, насколько мне известно, до сих пор не применяются автосцепки). Среди грузовых вагонов очень много двухосных (например, платформы-контейнеровозы и большие крытые вагоны). Вагонные оси очень высокого качества, все колёса на "новом Пико" металлические - возможно, для создания более правдоподобного, "металлического" перестука колёс. Все вагоны оснащены балластом.
Механо предпочитает копировать американскую железнодорожную технику. Длинные четырёхосные вагоны с низким полом, без буферов (кроме одного), с обилием заклёпок. Вагонные тележки по конструкции аналогичны тем, что применяются на вагонах российского производства, но колёса используются меньшего диаметра.
Балласт также присутствует на всех вагонах, но он незначителен по весу. Колёса по большей части пластиковые, вращаются не так легко, как пиковские. Похоже, балласт меньшего веса необходим как раз для того, чтобы как-то компенсировать сопротивление вращению колёс и не перегружать локомотив.

Локомотивы. Что на "новом Пико", что на Механо конструкция локомотивов почти одинакова. Центральное расположение электродвигателя, передача вращения на тележки карданными валами. Внутри тележек передача к осям - червячная, поэтому у локомотивов невозможно провернуть колёса руками. Щётки-токосъёмники прикасаются ко внутренним плоскостям колёсных дисков ближе к осям. У пиковских локомотивов дополнительно имеются разъёмы для подключения аппаратуры радиоуправления.
У маленьких паровозов "старого Пико" передача вращения от двигателя происходит посредством шестерёнчатого редуктора. Токосъёмники прикасаются к наружной части колёсных ободьев сверху.


Итак, что мы имеем на сегодняшний день.
"Старый Пико"
Рельсы - 54 радиуса, 14 прямых, 1 стрелка (правая), 1 тупик.
Локомотивы - два двухосных паровоза.
Вагоны двухосные - 5 пассажирских и 2 грузовых (крытый и полувагон).

Механо
Рельсы - 56 длинных прямых (228,6 мм, из которых несколько разрезаны на более короткие участки разной длины), 4 коротких прямых (76 мм), 28 длинных радиусов, 9 коротких радиусов (в комплекте со стрелками), 9 стрелок (5 правых и 4 левых).
Локомотивы - 1 шестиосный грузовой тепловоз, 1 четырёхосный скоростной электровоз, 1 имитация четырёхосного скоростного электровоза.
Вагоны грузовые четырёхосные - 3 хопра (большой, средний и маленький), 2 платформы с контейнерами, 1 крытый вагон, 1 полувагон, 1 цистерна.
Вагоны пассажирские четырёхосные - 2 вагона скоростного поезда, 1 вагон-бытовка.
Спецтехника - 1 шестиосный кран с четырёхосной вспомогательной платформой.
Блоки питания - 2 шт. Mehano.

"Новый Пико"
Рельсы
Прямые - 24 шт. G239, 26 шт. G231, 1 шт. G107 (в качестве переходника)
Радиуса - 26 шт. R2, 6 шт. R9.
Стрелки - 3 шт. правых WR, 3 шт. левых WL, 1 шт. правая радиусная BWR, 1 шт. левая радиусная BWL.
Перекрёстки - 1 шт. 15 град. К15
Тупики - 3 шт.
Локомотивы - 1 четырёхосный электровоз BR 185, 1 четырёхосный тепловоз Hercules 2016.
Вагоны грузовые четырёхосные - 1 полувагон
Вагоны грузовые двухосные - 1 платформа с контейнером, 1 цистерна.
Вагоны пассажирские четырёхосные - 3 "сидячих" вагона Connex.
Блоки питания - 2 шт. Piko.

"Окружение" железной дороги
Piko - 1 однопутный ж/д переезд, 1 станционный перрон с навесом, , 1 двухэтажный домик (пансионат), 1 остановочный пункт (перрон, сарай, пакгауз, здание станции, билетная касса, заборы, фонари, принадлежности), 3 коротких контейнера P&O.
Noch - 3 комплекта фигурок людей ("рабочие", "семья с грилем", "пассажиры"), 2 дерева (берёза и лаймовое дерево).
Самодел - двухэтажная будка смотрителя.

Теперь - та же самая фотография железнодорожных путей, что и в самом начале. На ней обозначены: коричневым цветом - рельсы "нового Пико", светло-серым - рельсы Механо, тёмно-серым - рельсы "старого Пико", двухцветными прямоугольниками - переходники между рельсами разных типов, красным кружком - изолирующий стык.
[525x700]


Дополнительные элементы ("окружение") железной дороги, "встроенные" в железнодорожный пейзаж)))). Несколько своеобразных "сценок" с использованием строений, машинок и фигурок людей.
Переезд.
[700x525]
[700x525]
[700x525]

Станционный перрон с навесом и 4 фигурки пассажиров на нём.
[700x525]
[700x525]

На настоящих макетах фигурки людей прилепляются к своим местам с помощью специального "пластилина". У меня этот "пластилин" не используется, а фигурки стоят сами по себе (по мере возможности).
[700x525]
[700x525]
[700x525]

Пансионат, деревья, семья на отдыхе с грилем.
[700x525]

Глава семьи готовит, супруга занимается с собакой, дети (достаточно уже взрослые) релаксируют на шезлонгах в предвкушении чревоугодия.
[700x525]
[700x525]
[700x525]

Продолжение
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Железнодорожное | Modelist - Дневник Modelist | Лента друзей Modelist / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»