• Авторизация


Воскресение 23-04-2011 23:53 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Вот и сошёл на землю Благодатный огонь. В который раз. Конца света не предвидится. В своё время Чудо схождения Благодатного огня стало для меня последней точкой. После этого я поверила. Были прочитаны Евангелия, Апокалипсис. Не буду врать, Ветхий Завет вызвал в моей душе бурю протеста, так что прочитано только Бытие; Деяния Святых не осилила, стало скучно. Евангелие заворожило и увлекло. А Благодатный огонь не оставил мне шансов - всё было. Было в реальности. 

Наверно, это неправильно. Вера - субстанция иррациональная. А я к ней пришла через анализ. Что ж, таков мой путь.

Вот эта колонна, через которую прошёл огонь к православным греческим священникам, кстати, они мне в Храме Горба Господня не поглянулись, неожиданно резкие и раздражительные ребята оказались.

[525x700]

Сегодня весь день была занята уборкой, куличами, пасхой, яйцами. Хотелось, чтобы фоном, как обычно, были соответствующие телепередачи. Но все телеканалы будто объявили бойкот. Да, сегодня всё было посвящено памяти Михаила Козакова, замечательные фильмы "Покровские ворота" и "Безымянная звезда", но хотелось чего-то более конкретного. И я пересмотрела "Последнее искушение Христа" Мартина Скорсезе.

В преддверии всего, что скажу дальше, хочу показать Святой город таким, каким он предстал предо мной:

[700x525]

Первый раз "Последнее искушение Христа" я посмотрела, не зная о его запрете. Потом узнала, что фильм запрещён, и пересмотрела ещё раз, надеялась найти, в чём крамола. Сегодня снова крамолы не нашла. 

Я долго думала, писать сюда мои мысли или нет. Не хочу никого обидеть, просто хочется разобраться. Может, кто-то откроет мне, в чём я ошибаюсь, но, на мой взгляд, фильм замечательный. Что с того, что в нём описан бред умирающего? Ведь это бред, и он не выдаётся за реальность. То есть, мы спокойно воспринимаем каноническую мольбу Иисуса пронести чашу мимо, а когда эта мольба принимает визуализированный образ - это уже ересь? Я, правда, не понимаю.

Может быть, потому что сама, идя к вере, пыталась "влезть в шкуру" и представить, как это могло быть на самом деле, как должно быть страшно и больно человеку, пусть на половину, но - человеку. Поэтому и ношу на себе иерусалмский крест паломника, обыкновенное распятие для меня мучительно. Постоянное напоминание о страданиях или разрывает душу, или притупляется. Для меня так.

А финал фильма не только возвращает к привычному ходу вещей, но и убеждает в истинности избранного пути. Так сказать, как в математике - доказательство от противного.

И, конечно же, - всех со Светлым Христовым Воскресением!

согласны вы со мной или нет.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (14):
aisiati 25-04-2011-21:37 удалить
Изумительные фотографии, хочется еще! :))) Даже не знаю, согласна я с тобой или нет, потому что фильм не видела и не представляю, о чем он. О каком искушении речь. Искушение Христа в пустыне, когда дьявол предлагал ему царства земные и прочее - оно было единственное...
aisiati 25-04-2011-21:38 удалить
А ты видела своим глазами сошествие Благодатного огня?
forina 25-04-2011-22:12 удалить
Ответ на комментарий aisiati # Фотографий из Иерусалима у меня действительно очень мало, мы были там всего полдня. Особенно сложно было снимать в Храме Гроба Господня - хотелось смотреть и впитывать, соприкасаться. Объектив при этом является существенной помехой. Поэтому и качество не наилучшее. Вот, например, трещина в скале, появившаяся после землетрясения в самом финале, через которую кровь Христа пролилась на могилу Адама, и тем самым, как кровь жертвенного агнца, искупила первородный грех - оказывается, она находилась непосредственно под местом казни. Отсюда и название - Голгофа (череп), а не от формы скалы, как я думала раньше. И поэтому в ногах распятия изображается череп. Я не знала. Забавно, что как раз накануне возник вопрос об изображении черепа, и я не знала, что ответить. [525x700] А это Камень миропомазания, практически единственное, что осталось нетронутым после многочисленных разрушений и восстановлений, - именно на нём и освящается всё. Причём, каждый это делает сам. Я знала об эффекте, который он производит, была готова к нему, и даже была несколько недовольна этим, поскольку ожидаемое всегда слабее неожиданного. Но, как бы то ни было, сдержать слёзы после прикосновения, действительно, очень трудно. [525x700] Кувуклия практически вся новодел (относительный). От реальной пещеры остался только камень размером не более метр на метр, к нему надо подныривать под основание кувуклии. [525x700] Но более всего меня потрясло, как всё это близко расположено друг к другу - место казни и место погребения. Если честно, у меня до сих пор это в голове не укладывается.
forina 25-04-2011-22:45 удалить
Ответ на комментарий aisiati # А искушение Христа в пустыне, действительно, было единственное - канонически. Последнее - художественный вымысел автора: Христос на кресте, страдания достигают апогея, и он понимает, что всё, что мог, он уже дал миру - учение изложено, ушло в мир, "имеющий уши да услышит". Ему предоставляется возможность, и он сходит с креста. Ты же понимаешь, что для для последнего искушения лучшего момента, чем момент наибольшей слабости и отчаяния (а отчаяние было), сыскать невозможно. Более того, Он уходит на заслуженный отдых, женится на Марии Магдалине, они заводят детей и живут безмятежной семейной жизнью. Сильная сцена, когда спустя время к нему приходят ученики, изувеченные, искалеченные, рассказывают, кто и как из них погиб за Новое Учение и говорят: "Учитель, нам никто, не верит, над нами смеются, - ты живёшь беззаботно, и этого мало для доказательства". Тут Иисус понимает, что должен испить чашу до конца, и в эту же минуту оказывается на кресте, а всё описанное оказывается галлюцинацией, - далее по Писанию. Может, церковь возмущает "вольное" обращение с Евангелием, но по такой логике следует запретить "Иисус Христос - суперзвезда" - вот уж где вольности. На мой взгляд, идея фильма - подчеркнуть ту силу подвига и торжества силы Духа, показав внутреннюю борьбу, накал страстей, полноту терзаний и отчаяния. Ведь никто не обещал, что замысел обречён на успех, и человеческой составляющей никто не отнимал. Ну, так мне кажется.
forina 25-04-2011-22:46 удалить
Ответ на комментарий aisiati # Нет, не видела, но мечтаю Думаю, если я буду хорошей девочкой, Господь предоставит мне такую возможность.
aisiati 25-04-2011-23:25 удалить
Ответ на комментарий forina # Конечно, вольности. Даже представить трудно такое развитие сюжета. По всем пророчествам Ветхого Завета Спаситель пришел в мир, чтобы искупить его грехи своей кровью, своей невинной жертвой - отсюда слова Агнец Божий. Евреи на Пасху жарили жертвенного ягненка в горьких травах, ели его стоя, полусырым и праздновали исход из египетского рабства, вспоминая горечь своей жизни и поспешное бегство. В христианской Пасхе этот невинный ягненок - сам Христос. Поэтому тебя и отпугивает Ветхий Завет - у иудеев много кровавого, жесткого, не понятного для нашего полу-христианского сознания. Но жертвоприношение Спасителя полностью осмысленно именно в ветхозаветной канве. Пророчеств о Нем очень много и все они сбылись с необыкновенной точностью. Это такая тайна, в которую нам трудно проникнуть... И начинать надо все-таки с Ветхого Завета, мне так кажется :)) Поэтому в Евангелиях постоянно стоят ссылки на ветхозаветные тексты, где все было предсказано.
aisiati 25-04-2011-23:27 удалить
Ответ на комментарий forina # Да, мне тоже очень хотелось бы надеяться :))) Но ты и так все увидела своими глазами. Все - чудо! У меня есть знакомые болгары, которые летали в Иерусалим специально на Пасху. Стоячие места недалеко от входа в Храм надо было занимать почти за сутки до Пасхи, так много было народу со всего мира...
aisiati 25-04-2011-23:29 удалить
Спасибо за фотографии!
forina 26-04-2011-19:10 удалить
Ответ на комментарий aisiati # Спасибо. Да-да, всё это знаю (и то, что колени не были перебиты, в т.ч. - ужас!), пытаюсь постичь, но как-то пока не получается. Думаю, искренность не худший порок. Ведь нужно, чтобы я изменилась по-настоящему, а не для галочки. По-крайней мере, можно получить ответы на вопросы и двигаться дальше. Буду думать. Ещё раз спасибо!
forina 26-04-2011-20:02 удалить
Ответ на комментарий aisiati # Нужно обязательно съездить по-хорошему, а не так наскоком, как я была. У меня это в обязательных планах, не знаю, получится ли на праздник, там и в Крещение границу на реке Иордан открывают в любой политической обстановке - Великое перемирие, как в Маугли. А напряжённость там - понятие перманентное и философское. К житью, так выживу. С детьми, конечно, и я бы не решилась.
forina 27-04-2011-22:23 удалить
Вот подумала, и сегодня отношение такое: Евангелие - самый мощный концентрат, неизбежно порождающий различные импровизации. И, наверно, только жёсткое табу в состоянии пресечь их.
aisiati 29-04-2011-22:41 удалить
forina, Писала-писала тебе и все исчезло. Знать, судьба у нас такая - жить с исчезающими текстами :)) А память такая, что не помнит, что такого важного я хотела сказать... Ага! Поэтому и существует догматика - страшно увлекательная и затягивающая церковная дисциплина: чтобы вольностей и разночтений не было. Да и просто чтобы сохранить веру в первозданном виде. У меня в друзьях есть монах, который хорошо, легко, поэтично пишет обо всем, в том числе (и в основном) о Евангелии. Запишись к нему в друзья или читатели, будешь получать ссылку. Он даже на вопросы отвечает, если тебя что-то интересует :))
forina 30-04-2011-10:53 удалить
Ответ на комментарий aisiati # Догматика и личное восприятие, мне кажется, также, как теория и прикладные науки. Мы все создания Божьи, и кого-то Он создал покорным, кого-то пытливым, - и то, и другое неплохо, и у каждого свой путь. Хотя мне ближе притча о блудном сыне. Святое писание писали живые люди, к тому же спустя какое-то время. Не исключено, что у них также "исчезали тексты", а потом они восстанавливали их. А потом, как меняется общественное миросознание и мировосприятие на протяжение каких-то десятилетий, это мы с тобой на собственном опыте ощутили. Напишу как-нибудь, что чётко различаю три понятия - веру, религию и церковь, - нужно сосредоточиться, тема объёмная. Спасибо! У тебя там, по-моему, несколько батюшек в друзьях - о ком именно говоришь?
aisiati 02-05-2011-01:11 удалить
Ответ на комментарий forina # Аааа, ты монаха от батюшки не отличишь? Или по фотографии не видно, наверное. О.Дмитрий Першин, он очень поэтично и проникновенно пишет. Вроде бы журналист из МГУ. Святое Писание писали не живые люди, а Дух Святой. Это трудно объяснить, остается только верить :))))) А блудный сын - это мы все, я - в самую первую очередь. Я изучала догматику, скривившись и внутренне сопротивляясь, но ее вел такой нестандартный и живой юноша, вечно перепачканный мелом и фломастерами, что увлек и зажег даже самые черствые сердца. Хотя слово "догма" отдает каким-то затвердением, наверное, все мы внутренне хотим быть пытливыми и любознательными, любое поползновение древней и современной церкви вызывает тихий протест. Я тебя понимаю!


Комментарии (14): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Воскресение | forina - Дневник forina | Лента друзей forina / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»