Это цитата сообщения
Donnarossa Оригинальное сообщениеОбитель отвергнутых царских жён: как суздальский монастырь превратился в аристократическую тюрьму
Покровский женский монастырь в Суздале
– один из старейших в России. Прекрасные храмы и чудотворные святыни его привлекают множество паломников и туристов. Но ещё это место интересно тем, что на протяжении многих веков монастырь служил тюрьмой для царственных узниц. Именно здесь заканчивали свой век неугодные жёны царей и женщины из аристократических семей.
Ансамбль Покровского монастыря
Монастырь был заложен в 1364 году на правом берегу реки Каменки. Согласно легенде, именно в этом месте ладью правителя Нижегородско-Суздальского княжества Андрея Константиновича захватила страшная буря. Перед лицом смерти князь пообещал в случае спасения построить на берегу новый девичий монастырь, и непогода тут же утихла. Исполняя обет, правитель основал новую обитель, правда, от тех первых деревянных строений до нашего времени не осталась ничего.
Покровский собор с территории монастыря
Имена знатных обитательниц монастыря сохранились в усыпальнице монастыря, расположенной под зданием Покровского собора. Это дочь Ивана III Александра, жена Ивана IV Анна Васильчикова, первая жена Владимира Старицкого Евдокия Нагая, Евпраксия Пожарская, царевна Анастасия. Здесь же была заключена вдова Василия Шуйского царица Мария Буйносова-Ростовская (переехала в Новодевичий монастырь).
Колокольня Покровского монастыря (Суздаль), XVI-XVII вв
Вход на галерею Покровского собора
текст левой колонки
|
текст правой колонки
|
Монастырь долгое время не был примечателен, пока здесь не приняла постриг старшая дочь Ивана III Александра. Начиная с этого момента обитель в Суздале стала пользоваться популярностью у знати. С каждой новой монахиней из родовитой семьи монастырь получал достаточно крупные подарки от родственников, в результате чего за несколько веков все деревянные постройки были заменены на каменные. Заново были построены Покровский собор, величественная надвратная Благовещенская церковь и массивная стена с восьмигранными башнями.
Вид на Покровский женский монастырь в Суздале, р. Каменка
Если по поводу инокини Александры историки точно не уверены – возможно, что постриг она приняла добровольно, хотя, может быть, и стала заложницей интриг своего брата Ивана Молодого против второй жены отца Софьи Палеолог. Но вот большинство остальных знатных женщин и девушек попадали в эту обитель не просто из желания найти покой от мирской суеты. Несколько десятков знатных пленниц приняли постриг в стенах Покровского монастыря, и большинство из них здесь же были похоронены. Ссылали женщин как неудобных наследниц, некоторые были женами, не сумевшими в срок родить сына – продолжателя знатной фамилии, многие принимали постриг после гибели мужа на плахе.



Четыре инокини выделяются в этом печальном списке особо – они попали в монастырь сразу с царского трона. Первая из них –
инокиня Софья, в миру была женой Василия III. Великая княгиня московская Соломония Сабурова когда-то была выбрана царём из 500 невест, собранных со всей страны. После 20 лет брака царица так и не родила. Развод государя и ссылка бывшей жены в монастырь до сих пор на Руси не случались. Выступавшие против расторжения брака Вассиан Патрикеев, митрополит Варлаам и преподобный Максим Грек также были сосланы, причём митрополит впервые в русской истории был лишён сана. Такими путями Иван III шёл к новому браку. Меньше чем через год он женился на Елене Глинской.
Свадьба Соломонии и Василия (лицевой летописный свод)
София Суздальская, икона XVII века
текст левой колонки
|
текст правой колонки
|
«Соломония, оказывается, энергично сопротивлялась постригу и растоптала монашеское одеяние. Тогда один из ближайших советников Василия III, Иван Шигона, не только выразил ей резкое порицание, «но и ударил её бичом». После того как Шигона сказал, что пострижение производится по воле государя, Соломония смирилась со своей участью» (из записок Сигизмунда фон Герберштейна, дипломата Священной Римской империи).
Существует легенда, которую пересказывает тот же Герберштейн, что царица во время пострига была беременна, и поэтому так яростно сопротивлялась. Якобы уже в Суздальском монастыре она родила мальчика Георгия, отдала его на воспитание, а сама устроила ребёнку ложные похороны, чтобы отвести от него возможных убийц. Согласно народной молве, Георгия вывезли в Керженские леса, где тайно воспитывали в лесных скитах, а выросший царский отпрыск стал затем знаменитым разбойником Кудеяром и доставил много волнений своему брату – Ивану Грозному.
«Кудеяр», рисунок А. Ножкина
Инокиня София постепенно примирилась со своей участью, она жила как обычная монахиня и после смерти была причислена к лику святых как преподобная София Суздальская.

Иван Васильевич Грозный
Великий князь Московский и всея Руси
После неё такая же судьба постигла ещё и пятую
супругу Ивана Грозного Анну Васильчикову (всего через год после свадьбы она наскучила государю), и жену Василия Шуйского (
царица Мария Буйносова-Ростовская превратилась в инокиню Елену). Последней царственной пленницей святого места стала
Евдокия Лопухина, жена Петра I.
«Здравствуй, свет мой, на множество лет! Просим милости, пожалуй, государь, буди к нам, не замешкав. А я, при милости матушкиной, жива. Женишка твоя Дунька челом бьёт» - так ласково писала молодому мужу Евдокия Лопухина, поджидая государя из очередной поездки. Историки считают, что сначала этот брак был вполне счастливым, однако Пётр быстро охладел к жене, даже несмотря на рождённых ею наследников. В 1697 году через посредников царь попытался уговорить надоевшую супругу уйти в монастырь по доброй воле, однако она отказалась. В Суздальский Покровский монастырь женщину привезли под конвоем, там она была пострижена под именем Елены. Как объяснил Пётр позднее в манифесте, - «…за некоторые её противности и подозрения».
Парсуна с изображением Евдокии Фёдоровны
Евдокия Лопухина в монашеском облачении
текст левой колонки
|
текст правой колонки
|
Содержания ей выделено не было, поэтому сначала Евдокия была вынуждена молить своих родственников: «Хоть я вам и прискушна, да что же делать. Покамест жива, пожалуйста, поите, да кормите, да одевайте нищую». Однако позднее ей начали оказывать покровительство многие высокопоставленные лица, и зажилось бывшей царице за монастырскими стенами не так уж и плохо. Для неё выстроили отдельный дом, где она жила как мирянка и даже нашла новое сердечное увлечение.

Закончилась эта весёлая жизнь опять по прихоти Петра. Через 20 лет после пострига он надумал искать у бывшей супруги доказательства измены по делу своего сына Алексея. Обнаружив, что бывшая царица вовсе не замаливает грехи, а живёт в своё удовольствие, он разошёлся не на шутку. Любовник Евдокии Степан Глебов после долгих пыток был посажен на кол; монахов, монахинь, игумена и даже митрополита, уличённых в содействии блуду, судили, били кнутами, ссылали и казнили. Собор священнослужителей приговорил и саму бывшую царицу к избиению кнутом, и она была выпорота в их присутствии.
Суздальский монастырь зимой
После опальную пленницу, из которой не получилось даже хорошей монахини, много лет держали «в строгом режиме» - сначала в Ладожском Успенском монастыре, а затем в Шлиссельбурге. Спас Евдокию от тяжёлой участи уже только её внук, Пётр II, который, взойдя на трон, перевёз бабушку в Москву. Практика ссылки неугодных царских жён в Суздаль после царя-реформатора прекратилась.