Кнопки.
Что я могу выразить вслух определённо - это что в моём мозгу чересчур много чувствительных кнопок. Если б ещё не тщательно культивируемый агностицизм, препятствующий в большинстве споров безоговорочному занятию одной отдельно взятой стороны, то я был бы просто идеальной пищей для тролля.
Идеальной витонской коровой.
Витоны - придуманные
английским фантастом энергетические паразиты, незримо плавающие вокруг нас и питающиеся нашими нервными соками в моменты выделения эмоций. Или даже не придуманные - кто их знает?
Ирония в том, что я и своим агностицизмом в целом не особо доволен. Взирая на ситуацию со стороны социума и интересов Системы, легко увидеть недостатки раздробленного полиморфного мировоззрения. Хотя на подростковой стадии развития я не видел в этом мировоззрении никаких особенных проблем и оно казалось мне вполне адекватным ответом непредсказуемости внешнего мира - более того, мне и поныне иногда кажется, что, оставайся все пожизненно подростками, агностицизм не представлял бы собой никакой общественной проблемы.
Но подростками навечно мы не останемся.
Мозг наш постепенно черствеет. Незаполненные когда-то клеточки так навсегда и останутся незаполненными.
Хорошо это или плохо?
Мы не закрепим в своём мозгу ошибочное мировоззрение, но лишимся навеки шанса хотя бы случайно закрепить правдивое. Следует ли любой ценой и всегда избегать ошибок? Не являются ли ошибки, в том числе и пожизненные, своего рода платой за эволюцию познавательных способностей человечества в целом?
Ошибаться обидно.
Вдвойне обидно - принимать ту или иную неподтверждённую метафизическую точку зрения сугубо в психотерапевтических целях, лишь потому что так спокойней жить. Втройне обидно - принимать слабо аргументированную политическую позицию только из-за смутных неосознанных симпатий к той или иной стороне, чётко осознавая, что с этого момента мир разделится для тебя на своих и чужих.
И придётся сжимать в кулак пальцы.
Отстаивать свою правоту.
Быть пищей для тролля.
При этом не ощущая особо глубокой уверенности в собственной правоте и осознавая произвольность сделанного некогда выбора. К примеру, я могу идеологически примкнуть к тем, кто видит беды нынешнего государства в этническом кризисе, но не глупо ли при этом я буду себя чувствовать?
Глупо.
Хотя не менее глупо будет, если судьбу государства решат без нас.
К чему пафос?
Политика ныне для нас по сути ничем не отличается от метафизики, а наши социальные представления - от взглядов средневекового крестьянина на устройство небесных сфер. Мы не знаем, что в действительности происходит, и уж тем более не в состоянии на это повлиять. Безразличие и безучастность возведены в корпоративную политику мира. Ты не можешь и не должен ни на что повлиять. Даже попытка повлиять на чьё-либо мнение в Интернете - уж на что жалкий и тщетный путь изменения мира? - и то иронично заклеймлена известной карикатурой.
Мы ничего не знаем.
Ничего не можем.
Не желаем.
Фантастические миры анимэ для нас реальней действительности. Лично я избежал поглощения этим жанром, то ли ввиду несовпадения его инвазии со своей ранней юностью, то ли ввиду своевременно произошедшего зачерствления коры мозга и консервации круга увлечений. Но меня поглотили другие миры и другие бездны.
Интересно, да?
Начинаем за здравие, а заканчиваем за упокой.
Всё так переплетено: общественное и личное, частное и государственное. Иногда мне кажется, что если я пойму подоплёку глобальной проблемы, то пойму и свою собственную. Иногда же - кажется диаметрально наоборот.
Но в каком смысле можно
понять её?