Возможно, хотя и сложно создать мир вообще без религии
и веры, где царит атеизм и где никто не воспринимает серьезно
идею всемогущего (или даже просто могущественного)
трансцендентного существа. Такой мир может казаться очень
странным, ведь он сильно отличается от того, в котором живут
большинство игроков. Мир без религии тяжеловато представить.
© из статьи на сайте Rolemancer.Ru
Часто встречающаяся мне точка зрения - которая, сколько я себя помню, всегда меня удивляла. На мой взгляд, гораздо труднее вообразить себе мир, где религия доминирует и где существование Бога или богов вкупе с загробной жизнью является твёрдо установленным достоверным фактом.
Мир без религии - что?
Его представить довольно легко, если слегка лишь изменить средний человеческий психотип - чуть склонив в сторону фатализма, добавив чуть больше врождённой инстинктивной этики, чтобы не требовалось соответствующих метафизических внушений и чтобы легче было отвлекаться от мыслей о неизбежной кончине при помощи заботы о благе окружающих, немного прибавив поглощённости ощущениями текущего мига и слегка убавив страха перед неизведанным.
И это будут почти те же самые люди. Каковые встречаются и в нашем с вами мире - особенно среди молодёжи - просто их не столь много.
Вообразить себе мир, где религия достоверно права, куда как сложнее.
В этом мире сама
психология людей будет кардинально иной.
Мир, где у президента страны или у главы ФСБ есть в тайном кабинете специальный телефон для прямой связи с Богом? Мир, где поддержка духов или святых так же реальна, как наличие завязок с олигархами? Мир, где существование загробной жизни не вызывает ни у кого ни малейших сомнений и где со вчера умершей тётушкой можно свободно поговорить, просто заплатив жрецу?
В таком мире у людей было бы иное отношение к смерти, видимо?
Настолько иное, что я, если бы взялся как фантаст описывать вышеуказанный мир, то скорее всего предпочёл бы вложить в уста персонажей вместо слова "
смерть" иной новоизобретённый термин. Чтобы не туманить ум читателю, создавая у него заведомо ложные ассоциации, мешающие постигнуть ход мышления жителей описываемого мира.
Что для нас смерть?
С высочайшей вероятностью - исчезновение.
Поговорка "
В окопах нет атеистов" верна с точностью до наоборот - сторонник любой религии хотя бы слегка, но дрогнет под дулом наведённого на него револьвера. Потом, разумеется, он объяснит себе, что дрогнул лишь из страха перед болью и из нежелания покидать близких в столь несвоевременный момент.
Можно сказать, что сам
мир наш своей структурой
склоняет нас к атеизму. Если бы в момент человеческой смерти у всех на глазах от тела отделялся светящийся белый призрак с чертами лица усопшего - тогда, возможно, ситуация была бы иной. Но следует признать прямо: если Посмертие в нашей с вами реальности и существует, то оно
старательно и
преднамеренно замаскировано.
Зачем?
Вопрос рассмотрения теодицеи.
Верить без фактов трудно. В глубине себя все мы опасаемся небытия.
Именно поэтому нам сравнительно легко представить мир без религии - мир, где религии нет или где она очевидно ошибочна. Это - то гипотетическое пространство, которое до нескольку раз на дню в мыслях посещает даже верующий.
Что есть смерть для жителей мира, где Посмертие доказано?
Что-то вроде необратимого и неотвратимого переезда в далёкий край. Край, из которого нельзя вернуться назад, но из которого вполне можно писать письма и присылать телеграммы - иначе каким образом в описываемом нами мире удалось получить весомые доказательства существования Посмертия?
Вывод:
смерть в нашем смысле для жителей описываемого мира не будет существовать. Что повлечёт за собою фундаментальное изменение человеческой психологии.
Как можно не видеть этого, не замечать этого?
Возможно, отчасти виной тому современное фэнтези. Описывая миры, где люди
отлично знают о существовании загробной жизни и богов, но при этом каким-то таинственным образом ухитряются вести себя и ощущать себя точно так же, как мы.
Хотя мне ещё при чтении Хайборийских Хроник - первого в моём детстве образчика фэнтези - случилось задуматься кое о чём. Конан-варвар, в отличие от большинства жителей нашего мира,
точно знает, что после смерти он не исчезнет, а перенесётся на Серые Земли. Он не раз лично встречался с выходцами из Серых Земель, а некоторых ему пришлось при помощи собственного меча отправить обратно. Влияет ли это на его отношение к убийству врагов и к перспективам своей собственной неизбежной кончины?
Ну ладно, допустим, Хайборийские Хроники были не самым удачным примером для подобных философствований. В мире Хайбории существование богов и посмертия редко впрямую отражается на существовании простых смертных - и даже столь приземлённая вещь, как магия, знакома далеко не каждому. Что до Конана лично, то он не был особо склонен к проведению глубокомысленных параллелей - и вполне вероятно, что его отношение к смерти, невзирая на полученный опыт, осталось приблизительно таким же, как и у среднего хайборийца.
Но существуют и другие образцы фэнтези - что особенно характерно для ролевых игр - где магия повсеместна и где вызов души усопшего не сложнее разговора по телефону.
Чем будет в таком мире убийство?
Оскорблением?
Поводом для обиды?
Чем будут в таком мире похороны?
Поминки?
Дни памяти павших?