Три недели назад в промежутке между очередными рабочими днями состоялся один небезынтересный разговор. Разговор о таинственных силах за гранью нашего постижения, управляющих нашими судьбами и ткущих ткань совпадений. Обычно подобные разговоры и подобные темы занимают лишь умы тинейджеров и эзотерически озадаченных юных дам, в то время как взрослые индивидуумы могут быть принуждены к философствованию на заданную тему лишь под солидным градусом алкоголя.
Жаль?
Что особенно приятно, разговор не содержал в себе особого религиозного оттенка, хотя и проскальзывал мимо тем, которые большинством людей были бы причислены к религиозным.
Но почему?
"Гоа'улды не боги", - моя любимая фраза из телесериала StarGate.
Почему бы нам вначале не разобраться, что за таинственные события вокруг нас происходят и что за ними стоит? Чтобы уже потом принять решение, поклоняться загадочному икс-фактору или нет?
Казалось бы, разумно.
Но большинство людей либо заключают изначальный договор с икс-фактором, именуя его Богом, Аллахом или Кришной и при этом умещая в рамках своих гипотез лишь часть проявлений икс-фактора, либо изначально отрицают его существование.
Религия, редко объясняющая всё паранормальное и традиционно имеющая проблемы с логической согласованностью.
Атеизм, избравший простую позицию отрицания. Как знать, может быть, все загадочные совпадения и феномены лишь мерещатся нам?
Агностицизм, отказывающийся от ответа.
В детстве меня удивляло, что не существует четвёртой или третьей позиции - о существовании агностицизма я тогда не знал, но если бы узнал, то меня удивила бы его бездеятельность и безхребетность. Почему не существует позиции честного исследователя, искренне и истово пытающегося познать непознанное? Потому что каждый человеческий индивидуум обычно ещё до взросления и до приобретения способности к самостоятельным исследованиям успевает - как правило под влиянием родственников - склониться либо к той, либо к другой стороне?
Разумеется, я обещал себе, что не буду таким.
Религиозная точка зрения была в детстве представлена для меня - тут речь уже о раннем детстве - околобиблейскими комиксами в детском журнале, с высовывающейся из-за облаков полупрозрачной рукой, лепящей Адама и Еву. Комиксы эти не показались мне интуитивно убедительными, чего не скажешь об аргументах противоположной стороны.
Атеистическая точка зрения была представлена для меня иллюстрациями зоологической книги, в одном из разделов которой я наткнулся на предполагаемую схему эволюции человека. Схема эта показалась мне весьма убедительной и кажется таковою до сих пор, невзирая на пресловутое отсутствие промежуточных звеньев, - более чем сильное сходство человека и обезьяны не может быть случайностью.
Может быть, так было только для меня?
Я ведь и в Деда Мороза отказывался верить, как в противоречащее здравому смыслу явление, и даже отказывался признавать "Заповедник сказок" Кира Булычёва равноправной частью цикла об Алисе - ведь в нём появлялись такие логически необъяснимые вещи как волшебство.
Помимо религиозной и атеистической точек зрения, в раннем детстве своём мне довелось свести знакомство с позицией, которую можно назвать эзотерической или даже сектантской.
Ввиду специфического нервного заболевания одного из родственников, препятствующего тому в одиночестве перемещаться по городу, мне приходилось не один раз выполнять роль пассивного сопровождения в экскурсиях по вещим бабкам и экстрасенсам - при этом попутно знакомясь с самыми разнообразными методиками и учениями, долженствующими излечить родственника от его многолетнего недуга.
Верил ли я всерьёз во внушаемое нам - родственнику и заодно мне?
Это загадка для меня до сих пор. С одной стороны, я помню, как охотно согласился на сжигание части толстых советских энциклопедий - под предлогом того, что Ленин-де был Антихристом и там написана ересь. С другой стороны, я помню, как я конспектировал по просьбе родственника цветовые обозначения аур, и мне хотелось спросить у учителя-экстрасенса: как это ауры могут иметь цвет? Их ведь не глазами ощущают? Они ведь не из электромагнитных волн состоят?
С тех пор целый ряд эзотерических терминов и понятий приобрёл для меня устойчиво негативное звучание. Таких терминов, как "биополе", "карма", "реинкарнация".
С течением времени я стал терпимей. Трудно было бы не стать, имея эзотериков в чуть менее чем половине френд-ленты.
Тут, однако, я рассказываю о детстве.
Меня не склоняли особо активно к той или иной стороне. Меня не заставляли верить даже в бредовые доктрины лекарей моего родственника, а уж выбор между религиями и атеизмом оставался всецело на моей совести. Хотя формально оба моих родителя относились к верующим, но в ответ на вопрос "Откуда взялась жизнь?" из отца почему-то рефлекторно выскочили не религиозные, а научные рассуждения - относительно попавшей в древнюю лужицу молнии. Правда, после небольшого и практически не сохранившегося в памяти диспута на мировоззренческие темы я обнаружил упомянутую выше зоологическую книжку с антропологическими иллюстрациями выкинутой на улицу, но одним этим случаем господство религиозного фундаментализма в моём детстве и ограничилось.
Фантастика.
Подозреваю, что именно её чтение с ранних лет явилось для меня противовесом простирающемуся вокруг - стараниями лекарей родственника - мистическому туману. Ребёнку не очень полезно вначале верить, что неопознанные летающие объекты латают биополе Земли и что привычное отроду чувство падения во сне объясняется энергетической подпиткой от тёмных сил, а затем - верить, что все евреи являются врагами человечества и что "серп и молот" следует задом наперёд читать как "то лом и пресс". Подобные шатания, мне кажется, не совсем полезны для психики. Хотя, кто знает? Подобно главному персонажу
"Игры Эндера", о прозвище которого легко догадаться по названию романа, я не очень хорошо представляю, каким оно должно быть - нормальное детство.
В первую очередь меня могла выручить советская фантастика - оптимистичная и логически основательная. Говорю "могла", потому что в тонкостях чтение тех лет мне трудно воспроизвести в памяти - и ещё потому что до определённого возраста черту между западной и советской фантастикой я не проводил.
Миры, где человек самостоятельно обживает Вселенную без помощи превосходящих его непознаваемых сил.
Миры, где человек является самой значимой силой и единолично несёт ответственность за качество своего существования.
Миры, не уподобляющиеся при этом жуткому мрачному технополису.
Странно?
Ну, не буду утверждать, что это реализуемо на практике и не буду также никого уверять в отсутствии метафизических сил. Но такая позиция была хорошим противоядием от некоторых учений, парадоксальным образом помогая сохранить некое внутреннее ядро даже при внешнем отречении от неё - чему примером может служить то сжигание советских энциклопедий.
Хотя не исключено, что она привела к чрезмерному оптимизму как по части познавательных способностей человечества, так и способностей отдельно взятого индивидуума.
Шутка ли, меня всерьёз удивляло, что при известии о произошедшем где-то неподалёку паранормальном феномене все услышавшие об этом не спешат - немедленно и всеми силами - произвести расследование инцидента.
Такие словосочетания как "людям нужно иногда ходить на работу" и "после работы человеку хочется спокойно посмотреть телевизор" были в принципе непонятны мне.
Как те паранормальные явления.
Если бы я тогда представлял себе то психическое явление взрослой жизни, которое можно условно охарактеризовать как "свинцовую внутреннюю усталость", то я со всей отчётливостью понял бы, почему большинство взрослых индивидуумов предпочитает более или менее склоняться либо к религиям, либо к атеизму. Потому что позиция активного исследователя - если ты не собираешься ничего исследовать - лицемерна, в то время как позиция пассивного агностика оставляет массу белых пятен в представлении мира и чревата волнениями.
К которым лишь частично позволяет адаптироваться чтение фантастики с ранних лет - и немногим менее ранний возраст.
Сколько теорий и концепций было тогда измышлено мною?
Вряд ли я вспомню их все.
Часть из них имела откровенно несерьёзный комиксовый вид, а часть, вне сомнения, повторяла уже наевшие оскомину в фантастике сюжеты. К примеру, версия о том, что все паранормальные феномены являются дистанционно пересылаемыми через космос энергетическими проекциями агрессивной инопланетной цивилизации или что в происходящем замешаны чрезмерно любознательные туристы из Будущего. Чуть позже к ним добавились концепции виртуалистического ряда, под несомненным влиянием "Матрицы" - и начавших появляться в крови специфически подростковых гормонов, ответственных за ощущение враждебности и контроля со стороны мира.
Философствования о коллективном бессознательном, могущем существовать на некоей телепатической основе.
Объяснительная роль: если коллективное бессознательное существует, то многие паранормальные феномены могут быть просто его устойчивыми галлюцинациями.
Умствования о параллельном энергетическом континууме, где изначально и зародилась распространяющаяся волна разума, стремительно заполонив собою весь параллельный мир, чтобы в конечном итоге протянуть в наш мир свои жадно ищущие щупальца - спровоцировав эволюцию материальной жизни на Земле.
Объяснительная роль: если таковой континуум существует, то это разъясняет, почему загадочные магические энергии не обнаруживаются в ходе серьёзных физических исследований - коли же и обнаруживаясь, то в ходе исследований ужасающе несерьёзных, заставляющих заподозрить осознанное или неосознанное влияние экспериментатора на эксперимент.
Фантазии о персонаже, случайно проглотившем не для него разработанную в секретной лаборатории таблетку и в результате приобрёвшем способность незаметно читать на любом расстоянии чьи угодно мысли и воспоминания - а, закопавшись глубоко в пласты воспоминаний коллективного подсознания вплоть до ощущений самой первой органической клеточки и псевдоощущений мёртвой материи, вдруг с ужасом обнаружившем, что читает ещё более ранние воспоминания: воспоминания живых форм, предшествовавших Большому Взрыву и в некотором роде спроектировавших нашу Вселенную.
Объяснительная роль: если наша Вселенная спроектирована, то это может объяснять как положенное в основу сюжета существование всепроницающих телепатических связей, так и существование ряда иных паранормальных феноменов.
Вот странно.
Перечисляю я эти фантазии, а внутри сидит не то странное ехидство, не то странный задор. "Смотрите, как я умею сочинять разные интересные объяснения для странных явлений: ничуть не хуже, чем в религиях".
Было бы, с кем соревноваться.
Как я уже говорил выше, ни в одну из сторон меня с особой интенсивностью не склоняли. Но к религиям и вообще мистическому видению мира у меня быстро возникло несколько необычное отношение, которое лучше всего выразить шестью словами: "Мир не может быть так удобен".
В самом деле.
Допустим, что мистики правы и что мысль - торсионное поле, микролептонный поток, что-то ещё, - является самой могущественной силой во Вселенной. Это ведь было бы для нас невероятно удачным совпадением, не так ли? Что
именно та субстанция или то загадочное нечто, из которого состоим мы, одновременно является и самой большой мощью в мире. Причём - сама по себе, без эволюционных подвижек в виде технического прогресса или кропотливых усилий обитателей предыдущей Вселенной.
Хотя если нашу Вселенную так спроектировали, то это опять же говорит о колоссальном невероятном везении. Но невероятность этого везения можно уже вычислять - исходя из того, кто спроектировал и как.
Слабый фундамент для размышлений?
Слабоват, признаю. Одному интуитивно кажется маловероятным одно, другому - другое. Мне вот интуитивно маловероятным с детства казалось, что Вселенная беспричинно повёрнута к нам лицом.
Поэтому, рассматривая все концепции такого рода, я искал причину.
Которая бы выглядела убедительно.
Что я ощущаю теперь?
Будучи знаком с массой разнообразной литературы по мистическим и уфологическим темам? Вспоминая странные жизненные совпадения и невероятные случайности минувшего? Вспоминая имевший место не столь давно разговор с одной знакомой по дневникам, рассказывающей об излюбленных трюках Сил за Гранью?
Пожимаю плечами.
Похоже, что я был прав и вместе с тем неправ. Возможно, за философствованиями в метафизическом ключе стоит некая сермяжная истина. Но также становится ясным - теперь - и наличие некоей целесообразности в моём изначальном подходе. Причинно-следственном логическом подходе, склонности искать скрытые пружины в мистике даже при допущении о её существовании.
"Гоа'улды не боги".
Похоже, что таинственные управляющие нашими судьбами Силы за Гранью, если они даже и впрямь существуют - пока я не более чем робко фантазирую об этом, - так же способны заблуждаться и совершать ошибки, как и мы с вами.
- Так и тянет временами, при очередном странном совпадении, поднять голову вверх - к предполагаемой скрытой видеокамере - и сказать: "Я знаю, что вы здесь".
- А ты ещё не говорил? Я уже говорила. И оно меня явно слышало, я не сомневаюсь.
- Есть мнение, что Та Сторона больше пользуется и мыслит чувственными образами и символами, чем однозначными словами и абстракциями. Отсюда странный язык сновидений и совпадений. Но, конечно, всегда можно предположить, что туманно-образный язык и большое количество глупостей используются ею только для того, чтобы быть неузнанной.
- Ну да, некоторая странная инфантильность, что ли. Простота - притворная? Может, они думают, что все люди одинаковы? Может, в потенциальных способностях и одинаковы, но в используемых - нет... А те - не знают этого? Прощупывают подробно для надёжности?
Бредить вместе было приятно.
Всё-таки редко предоставляется возможность поговорить с кем-то о мистическом, не пользуясь мистическими шаблонами. Поговорить о том, что традиционно относят к религии и метафизике, не пользуясь ни тем, ни другим. Большинство людей имеют предустановки в ту или иную сторону.