Функция памяти.
Память, как воспроизведение прошлого. Прошлое, как обоснование и оправдание твоего будущего. Но не довольно ли оправдываться?
Мы живём для того, чтобы помнить. Лишь память позволит тебе, существующему завтра, сказать, что ты, существовавший вчера, ещё жив. Иначе чем без этой памяти ты завтра будешь отличаться от миллиардов других разделяющих с тобою этот день людей?
Но забвение неминуемо.
В этом скрыт парадокс. "Если в твоём будущем нет настоящего и прошлого, почему ты тогда не отправишься в забвение прямо сейчас?" - как вопрошал персонаж сюрреалистического романа Карлтона Меллика "Сатанбургер".
Почему?
Человек, забывший прошлое, ничем не отличается от человека, никогда не проходившего через него. Это значит, что навеиваемая иногда чувством вины фантазия о вычёркивании себя из Истории - "Лучше бы мне никогда не родиться" - осуществится сама собою со смертным мигом.
Для тебя, но не для других.
Может быть, в этом всё дело? Чтобы твоя жизнь не была бессмысленной по большому счёту, цель её должна быть замкнута на внешний материальный мир? Вселенная как бы намекает нам: "Рано или поздно ты умрёшь. Все накопленные тобою богатства духовно-эмоционального мира развеются в ничто, в цветной туман, в окрошку байтов. Если ты считал смыслом твоего бытия лишь само твоё внутреннее бытие, то ты окажешься в проигрыше. Неотвратимом проигрыше. Абсолютном".
Но как можно сделать смыслом своего существования наружное бытие? Оно бесчувственно. Чувствами в нём обладают люди и некоторые иные существа, но каждое из них в свою очередь рано или поздно уйдёт в забвенье. Хотя скорее всего проводимая нами градация между чувствующими живыми созданиями и бесчувственной мёртвой материей иррациональна - если мы материалисты, то мы должны полагать, что где-то существует смычка, сцепление, некий природный закон, по которому мертвь переходит в жизнь, а второе оказывается частным случаем первого. Тем не менее мы так устроены, что по-настоящему сочувствовать можем лишь тому, что обладает чувствами.
Звучит как тавтология, не правда ли?
Можно полагать так, что существование твоё, невзирая на скорый уход в забвенье, обретает смысл благодаря сделанному тобою для других чувствующих существ, а их биография и опыт, хотя также уйдут со временем в забвенье, имеют смысл благодаря их собственным поступкам для других чувствующих существ. Своеобразная непрекращающаяся эстафета. Но непрекращающаяся ли? И что в её конце? Если через шесть миллиардов лет Солнце взорвётся и поглотит Землю, а потомки нынешнего её населения так и не успеют её покинуть, не означает ли это, что я сейчас набираю данные строки абсолютно зря?
Хотя если принимать всерьёз многомировую интерпретацию квантовой механики с её множественностью вариантов грядущего, то всегда найдётся такой вариант или такая Линия Времени, на которой человечество выжило.
С другой стороны, если принимать всерьёз многомировую интерпретацию квантовой механики, то всегда найдётся и такая Линия Времени, на которой бессмертен я.
Но стоит ли всерьёз об этом размышлять?
Можно полагать и так, что каждый момент насыщенной ощущениями жизни несёт в себе свой собственный смысл, хотя память о нём обречена навеки исчезнуть. Но тогда где проходит грань между стоицизмом и фатализмом, между спокойным приятием неизбежности и расслабленным равнодушием к последствиям своих действий? Если мы принимаем как данное, что момент может иметь свою собственную ценность вне зависимости от совокупности последующих моментов, то оправданной становится стратегия наркоманов или фрилаверов, рискующих списать в утиль заключительные вагоны поезда своей жизни ради упоения множеством сладостных моментов в начальных её вагонах.
Живи мгновеньем.
В чём-то приятный девиз, если ты сейчас вкушаешь спелое яблоко. Но не в том случае, если тебя грызёт сейчас лютая тоска.
Живи мгновеньем.
Но каждое мгновенье сменяется другим, в этом его сущность, и остановить эту цепочку нельзя. Чувствующий субъект существует только как побочный эффект перехода от мгновения к мгновенью.
Хотел насладиться жизнью и успеть взять от неё всё? Теперь - плати. Ты ещё пожалеешь, что тебя не убило тогда метеоритом.
Или ты надеялся, что платить будет кто-то другой? Увы, что бы ни говорили на эту тему любомудрствующие философы, с точки зрения твоей памяти и твоих ощущений то лицо, которое некогда решило вкусить полную чашу жизни за счёт своего будущего, - ты сам.
Память учит предусмотрительности.
Боль учит ответственности.
Здесь девиз "Живи мгновеньем" в его радикальной форме терпит сокрушительное фиаско, поскольку рефлексы неумолимо внушают нам, что за каждое мгновенье приходится отвечать. И мы создаём в своём воображении модель последующих мгновений, чтобы избежать ответственности. И мы видим в этой модели самое последнее мгновение - себя на смертном одре. Переживания этого мгновения, куда нас неумолимо несёт, уж точно вряд ли будут положительными?
Причём если негативные переживания любого иного мгновения можно переждать и перетерпеть, заретушировав их переживаниями последующих мгновений, то в нашем случае сей трюк не пройдёт.
Следующих мгновений не будет.
В том случае, разумеется, если истине не соответствует та или иная теория загробной жизни. В этом случае, надо полагать, всех нас ждёт миг серьёзного облегчения - за чем последуют мгновения напряжённой озабоченности, вызванные воспоминаниями о пережитом на Земле и переоценкой смысла имевших место событий.
К слову говоря, не сокрыта ли где-то здесь истинная причина протестов многих против идеи Технологического Бессмертия?
Стоя в очереди на анализ крови, ты никак не можешь дождаться, когда же твой палец пронзит острый укол боли и ты сможешь отправиться домой. Но что, если тебе скажут, что благодаря достижениям новейших технологий момент болезненного укола можно отдалять бесконечно? Но при этом он всё равно - с высокой вероятностью - останется неизбежным и настигнет тебя в более или менее отдалённом будущем?
Не предпочтёшь ли ты всё равно побыстрее перенести укол иглы? Особенно если ты - в силу религиозных или метафизических убеждений - веришь, что после этого сможешь по-прежнему существовать?
Правда, для тех, кто всерьёз и по-настоящему верит в существование послесмертного самосознания, ожидание "укола иглы" вовсе не должно быть столь уж пугающим. Но вера бывает и незавершённой.
Человеку всегда свойственно надеяться на лучшее.
И бояться худшего.