Под художниками, как вы понимаете, помимо самих живописцев, я имею в виду людей творческих профессий: музыкантов, архитекторов, дизайнеров, конструкторов и даже ученых, пусть у меня к ним и двоякое отношение. С одной стороны ученые приносят существенную пользу в жизнь людей, с другой – создают орудия убийства. Но без таких людей, как художники, жизнь была бы откровенно бессмысленна и скучна. Она и сейчас-то не отличается особым смыслом и радостью, культурой и разнообразием, но без их дарования она была бы полным дерьмом, мало отличимая от жизни животных и превратилась бы в полный отстой! Ведь, художники создают что-то новое, не подстраиваясь под время, иной раз, опережая его, в постоянном движении, в таком, что многие из них сгорают раньше времени, придавленные быками наглого и сытого мещанства, с послеобеденным пердежом
]У них свой ветер в голове, свои тараканы, свои берега и свой Космос! Все знают, что они не от мира сего люди и с ними надо быть поосторожней. И забывают о них, мол выкарабкаются сами, они и так самодостаточны и помогать им не надо. Им советуют не разбазариваться по мелочам, беречь свое здоровье, во время кушать и отдыхать, а вот чтобы помочь материально - такое редко приходит в голову обывателям. Из голов обывателей, помимо советов, льется бесконечным потоком
критика и грязные мысли о том, как можно заработать на этом бедолаге.
Галеристы, продюсеры ехидно улыбаются,
коллекционеры считают свое халявное бабло.
Но это все обобщающие мысли. Должна быть конкретика. Например, чтобы ты делал, художник, если жить осталось столько и столько? Время пошло!
В раннем возрасте, а у многих и в солидном – жизнь представляется бесконечной. Мол, все успею, все еще впереди. Нет ничего впереди, если в настоящем ничего не происходит. То, что в настоящем, то и будет впереди. Это самый позитивный вариант, когда твои произведения искусства еще кому-то интересны, помимо тебя.
А ведь может и ничего не быть. Все это обман временного объема,
обман зрения. Он им кажется просто огромным, а очки для такого испорченного, обманного зрения не выписывают. Только чувство и ощущение зыбкости жизни, ее тленности могут как-то уменьшить этот объем до видимых значений. Но как это почувствовать? Только переживанием, болью, печалью за жизнь других людей.
Кстати, фраза – «Берегите художников» тоже обобщающая, пространная. Объясню почему. Всем знаком такой призыв – берегите лес! Но, если я всю жизнь прожил в степях или пустыне, в которых никаким лесом и не пахнет издревле, чем и как я могу помочь в его сбережении? Пусть его берегут те, кто живет рядом с лесом или в самом лесу. Так пусть берегут и художников те, которые живут рядом с ними, знают о них. Значит, моя статья адресована конкретным лицам, которым вряд ли интересны такие статьи, потому что они сами считают себя художниками. Вот такой получается замкнутый круг.
Но он легко размыкается таким примером из прошлой жизни. Раньше говорили - берегите женщин, сейчас можно точно сказать – берегите мужчин, особенно художников, милые наши женщины. Только вы можете сделать жизнь настоящей и уберечь от ненужной суеты и бытовых проблем начинающего художника и желанного мужчину.
Я понимаю, что в нашей стране больше любят мертвых, чем живых, но сколько бы это не осознавал, все же надежда, пока жив сам, хоть какая-то, но остается. Так уж устроен мозг неизлечимого романтика.
А когда художником является женщина? М-да, здесь надо подумать и не торопиться, чтобы не вернуться к знакомому с детства выражению - "Берегите женщин".
В заметке использованы работы Себастьяна Крюгера, скульптора-сюрреалиста Chen Wen Ling, Луизы Буржуа.
Ваш
Данидар