Не знаю как вам, а у меня в мозгах не укладывается такое долгожительство для художника. Привык, наверное, к тому, что большинство из них, поистине знаменитых во всем мире, проживали бурную жизнь, зачастую не заботясь ни о своем здоровье, ни о здоровье близких. Пусть у некоторых из них деятельность напоминала «бурю в стакане воды», но умиротворения, спокойствия к окружающему миру они точно не испытывали. Пару стаканов абсента и понеслась душа в рай.
Наряду с творчеством, интересной была и их личная жизнь, которую они обогащали неординарными поступками. При этом, никому не преподавали и секретами творчества не делились.
Но бывают и исключения, как, например, Уилл Барнет (Will Barnet, 25.05.1911 – 13.11.2012) – художник-долгожитель, с редкой любовью к преподаванию.
Наполовину русский, наполовину – чех.
С ранних лет, с 10-летнего возраста он уже знал, кем хочет стать. Много учился и в 1936-ом стал самым молодым преподавателем в Лиге студентов-художников (Art Students League of New York).
А дальше ровная, размеренная жизнь.
В данном случае, как-то все гладко, больше с уходом на созерцательность, умиротворенность, чем на взрывы эмоций, метание души. Как говорится: «Разные люди – разные подходы».
У него вот такое восприятие мира. Это факт. Факт, длиною в целый век!
Некоторые работы удивительны по своей логичности, гармонии, спокойствию. Можно сказать, что они гениальны. К ним хочется прикоснуться. Погладить. Некоторые из них писались, дописывались, казалось бы, бесконечно. Будто Господь ему лично сказал, что у него есть время на такую кропотливость и долгое созерцание.
И кто его знает, какой вопрос был бы для него приятней – о формуле его долгожительства или о формуле всеобщего стремления к совершенству?
Потом, что еще не понятно? Это весьма большой разброс по стилям. Кубизм, абстракционизм, социальная фигуративная графика, реализм, примитивизм, сюрреализм. Как мне кажется, нет единой целостности стандарта. Чем и ценен каждый художник. По моему глубокому убеждению. Это своего рода марка.
Я знаю, для некоторых, мои слова будут необъективны. Но попробуем разобраться с творчеством универсального солдата легиона живописцев.
30-е годы прошлого столетия.
Критики говорят, что в самом начале своей карьеры он стремился постичь природу условности с помощью абстракционизма, вдохновляясь искусством индейцев. Может, от этого в его поздних работах мы видим на лицах миловидных девушек раскосые глаза? Если бы не знал, то подумал, что в какой-то период на него оказала влияние восточная живопись.
Кстати, Уилл Барнет (Will Barnet), будущий долгожитель, был ключевой фигурой в движении художников Нью-Йорка, которое называлось, как индийская живопись пространства. А куда девались 30-е годы?
Или такой вариант чисто европейского абстракционизма:
Не знаю, но вам не напоминают все эти заумные слова об условностях с математическим складом ума и дотошностью изображения геометрических форм художника Василия Кандинского? Но точно знаю, нам не напоминают, что абстракционизм в Америку внедрили русские. Нам не напоминают, какой фурор своей поездкой в Америку под 50-е годы произвел Николя де Сталь – русское чудо с французским именем! О них ни слова. Индейцы, и все. Только благодаря этому, можно сомневаться в объективности оценки любого творчества. Не так ли?
Но, для порядка - 40-е годы.
Теперь, 50-е.
Как сказал один критик: «Уилл Барнет (Will Barnet) заставляет нас испытывать и наблюдать за взаимосвязью между личным и всеобщим». То есть, я так понимаю, речь идет об одиночестве человека, коим является, в основном, женщина. Попытка заглянуть в ее мозг и разгадать его тайну, связанную с неуправляемостью или с поиском? Символично и загадочно. Почему их, например, порой слишком много?
Не вижу я в нем ни отображение той яркости начала XX века, ни движение к новым формам, экспериментам в 60-х годах. Впрочем, все вышеназванные революции происходили, как всегда, в Европе. А Уилл Барнет (Will Barnet), как я понимаю, безумно любил Америку и созерцание.
60-е годы.
Радует наличие живности в сюжетах его академических полотен, особенно - кошек.
70-е.
80-е.
90-е.
И было бы это и т.д. и т.п., но человек, к счастью не вечен.
Американцы гордятся им и называют его легендой и классиком современного американского искусства. Только вот лично я легенды никакой не увидел. Может для нее не достаточно вести размеренную, предсказуемую жизнь добропорядочного американца, постоянно проживая в одной стране, и на старости лет, по воле несчастного случая, оказаться в инвалидной коляске?
И достаточно ли для восхищения того, что, уважаемый всеми дедушка, Уилл Барнет (Will Barnet) просто – художник-долгожитель?
Короче, объективной ли будет оценка художника по его человеческим качествам, месту положения в обществе, личной дружбе и орденам, которые выдают направо и налево власть поимевшие, для своего очередного протокольного имиджа?
Ваш Данидар