Есть еще одно звено в цепочке такого бизнеса, как изобразительное искусство – это галеристы. Единственные посредники, которые, как мне кажется, могут относиться к вам с душой и искренней любовью, понимая и сочувствуя вам. Ради вас они могут пойти и на риск, в плане своего бизнеса, и помочь с финансами, и сделать выгодное предложение.
Помечтаю дальше. Пусть галеристы – это такие друзья, к которым никогда не приходят с пустыми руками, но они могут стать деловыми партнерами. Соглашусь с тем, что многое зависит и от художника, от его судьбы: насколько форматным является его творчество, в каком стиле предпочитает работать, периодичность, работоспособность, чутье, коммуникабельность, место жительства.
По идеальному стечению обстоятельств, в связке с галеристом, художник может зарядиться той силой, которая не даст и не предоставит возможности складывать свои полотна в долгий ящик и обрастать мхом неизвестности и сопутствующей лени, если он, конечно, уверенно творит не только для себя, но и для заработка, для славы.
Хотелось бы во все это верить. Верить в то, что его работы неожиданнопонравятся властителям мира сего и они окажутся в Государственном музее, например. Художник станет востребованным, счастливым и модным, как Никас Сафронов))
По большому и малому счету, что касается бизнеса, изобразительное искусство - весьма хлопотный и не очень удобный «товар» для долгосрочной реализации. Потому хлопотный, что для выставки требуются не просто большие помещения, а галереи, и, желательно, в городах с продвинутым населением, в смысле культуры. Неудобный – связан с требованием к хранению живописи, постоянным передвижением выставки или отдельных работ. Но, в целом и общем, такая игра стоит свеч.
К сожалению или к счастью, в современном мире основная составляющая искусства - это рукопожатие двух деловых людей. С одной стороны деятельного, предприимчивого творца, с другой - работодателя, бизнесмена, продюсера.
А вот, что говорит по поводу современных отношений в искусстве, мой друг, художник и поэт, Мария Трудлер:
«Художникам, творящим искренне - тяжело. Тем «творцам», кто воспринимает живопись, как бизнес - стало легче, ведь с ними армия критиков и галеристов, помогающих им ради собственной выгоды. Критики сегодня "критикуют" за деньги и за картины в "подарок". Галеристы считают свои галереи магазинами, где продают только то, что покупают. Те художники, которые хотят продаваться, должны удовлетворять все пожелания и заказы, как покупателей, ценителей, коллекционеров, так и галеристов, и критиков, которые им за это рекламируют их «товар» - картины. Короче, времена такие - не романтичные совсем. Тем художникам, которые не адаптируются к такому арт-рынку - прокормится своим искусством просто не реально».
Приведу еще один небольшой пример в виде письма, с которым, перейдя по ссылке, можно было ознакомиться в статье «Русское чудо с французским именем Николя де Сталь». Решил на страницах блога опубликовать это письмо, в виде фотографий. Так, в старые добрые времена, изготовлялись шпаргалки, мало того, фотографии с текстом были частью самиздата.
Письмо об отношениях художника и галериста о том, какими могут быть такие отношения. В нем прослеживается настоящая дружба, если не любовь двух мужчин. Оно пронизано отчаянием, просьбой о понимании и участии в своей судьбе, о величайшем доверии, чувствуется, совсем не к постороннему человеку – к очень близкому другу, который, впоследствии, оказался беспомощным, что-либо предпринять, но до последних дней был рядом.
Вы заметили, наверное, что в цикле статей – «Художник и критики», «Художник и коллекционеры», «Художник и аукционы», «Художник и галеристы», слово художник я использовал в единственном числе? В то время, как сопутствующие, помогающие, а в случае с критиками, иногда и мешающие, его творчеству профессии и занятия – во множественном. Это правда. Это как человек и государство, а не наоборот. Не будь художника – не было бы и людей, с такими профессиями.
Так что, берегите художников, господа и дамы, и жизнь будет хоть чуточку прекрасней и богаче, пусть не для вас, уже зрелых и стеклянных, а хотя бы для ваших деток-спиногрызов – гибких, любознательных, которые еще умеют и могут с открытым сердцем и душой воспринимать удивительный мир искусства без выгоды и злобы..