Коллекционеры, как и
критики, тоже играют не маловажную, а порой и главную, роль в таком деле, как изобразительные искусства. Ругать и хаять, в отличие от критиков, они не будут. Вы им, как с боку припеку. Просто выгодный товар, вложения. Если повезет, то это конечный и хороший результат путешествия ваших «деток» - выстраданных картин, частиц вашей творческой жизни. Здесь они будут пристроены и ухожены. Надолго ли? Будет зависеть от востребованности, которая в свою очередь зависит от моды, от игры и политики аукционов, критики и бизнеса. Поэтому идеальный вариант, что ни говори, это всеми любимый – музей.
«А ты пиши картины служивый, пиши. Если критик расхвалит - обязательно куплю. Даже оптом» - злорадно думает современный коллекционер и добавляет: «Ничего личного, голубчик, это всего лишь бизнес».
И будет ждать конца ваших дней, потирая изнеженные ручки. Потому что, так устроен мир искусства – после смерти стоимость картин, как и внимание к вашей персоне многократно возрастет. Пусть и не постоянство, но стабильность обеспечена будет надолго. Значит, вложенный в живопись капитал, который, судя по истории, с гаком оправдывает себя, для коллекционера очень выгодное дельце. Коллекционирование, это уже не хобби и не помощь, отдельно взятому художнику, это - бизнес!
Так что, коллекционеры стоят над душой художника, как в здравствующем городе безработный могильщик с лопатой в руках, и молятся о вашей преждевременной кончине. Как это, например, произошло с Модильяни,
Николя де Сталем. После смерти, их произведения подскочили в цене и в одно мгновение стали всеми любимы. Пошла торговля прекрасным - больше именами, модой, нежели искусством. Вот и получается, что большинство коллекционеров смотрят на художника, как на мешок с костями, который приносит прибыль в другой мешок - денежный. Для них картины – это нарисованные деньги!
Опять же, не всех коллекционеров под одну гребенку. Савва Морозов, Савва Мамонтов, семья Строгановых, Павел и Сергей Третьяковы, Сергей Щукин – образованные и тончайшие ценители искусства люди, русские меценаты! Все они помогали нищенствующим художникам, в прямом смысле - не давали умереть с голоду, брали под свое крыло, устанавливали опеку, создавали специальные фонды для поддержки отечественной культуры и образования.
Более того, они прекрасно понимали, чтобы повысить
образованность простых людей, уровень культуры, их надо освободить от проблем примитивного выживания! Они не занимались пожертвованиями. Они сами и на свои, отложенные для таких целей, деньги занимались строительством тех же библиотек, школ, музеев, галерей, церквей, больниц.
Отсюда у меня есть пара вопросов и к художникам. Ведь, не дети же, в конце концов, могли бы и физическим трудом подзаработать, а не оставаться такими неприспособленными людьми до конца дней своих! Ладно, там музыканты. Им руки надо беречь, а здесь что? Гордость, слишком завышенные оценки своей уникальности, неповторимости? Во многих случаях, как мне кажется, получается беспредметный гонор, завышенная, беспредельная самооценка, напыщенность, пластилиновая гениальность, среди домочадцев и таких же бездарей. Выходит, что есть художники – беспредельщики?
И выходит так, что и человеческие качества художников тех лет отличали самоотверженность, самоотдача и достаточная образованность, чтобы отвечать профессиональным, качественным творчеством на моральную и материальную поддержку меценатов - своих покровителей и покровительниц, и не позориться?
По всей видимости, можно сделать печальный вывод - если нет той образованности, одухотворенности и согласованности у нынешних миллионеров-нуворишей, то и не следует ждать от искусства какого-то малейшего развития, тем более, от высокого искусства. А тем, кто еще смотрит на современную ситуацию в России с оптимизмом, можно твердо сказать, что развитие культуры, а значит и общества в целом в ближайшем будущем не предвидится. Короче, нет мозгов, нет денег – нет и искусства! Грустно. Все это, ребята, грустно.
Ваш Данидар