С именем Patrick Lichfield связан редкий и на все времена, наверное, единственный случай в истории фотоискусства. Правда, не знаю, как в одной статье можно уместить рассказ о таких людях, мастерах искусства, тем более – фотоискусства, как он? У него же тысячи работ и столько же историй! И не простых историй – королевских! Можно было бы выкрутиться, воспользовавшись мудрым изречением - одна фотография 1000 слов стоит! Мол, изображения сами расскажут об авторе, сами поведают о его настроении, характере, глубине взглядов, истории его происхождения и творчества, о мыслях и большом уме.
Но с Патриком, в прямом смысле – королевским фотографом, такой номер не пройдет. Уж больно неординарная личность. Да и у меня есть, что рассказать о нем.
Судите сами. Thomas Patrick John Anson (25.04.1939 – 11.11.2005) - сын виконта, двоюродный брат королевы Elizabeth II, в 1960-ом, после смерти деда, унаследовал титул – 5-й граф династии Lichfield и 6000 акров земли в придачу. И вдруг – простой фотограф! С какого перепугу, если не сказать резче? Оказывается, с такого.
Это еще ничего, что предприимчивый мальчик в элитной английской частной школе - Harrow School, увлекался фотографированием и продавал по 9 пенсов гламурным сверстникам их портреты, снятые простой камерой Kodak, тем самым конкурируя с профессиональным городским фотографом, который брал за фото 30 пенсов. Это тоже, еще ничего, когда, в отличие от сверстников, посещавших спортивные и театральные мероприятия, он все свободные деньги тратил на фотооборудование и когда во время учебы в военной Королевской Академии Sandhurst, он в своей лондонской квартире, организовал первую фотолабораторию. Это еще цветочки.
Вот, когда он получил высшее образование и уже отслужил три года в Гренадерском Гвардейском Королевском полку, а потом по своей воле принял отставку, чтобы стать простым фотографом – вот это была ягодка! Какая там ягодка, это был нонсенс, беспрецедентный случай! Титулованный граф, помещик подался в фотографы! Отчаянный парень, безумно любивший свободу, скорость и жизнь!
«Намного хуже, чем дизайнер интерьеров и лишь незначительно лучше парикмахера» - так охарактеризовал его выбор один из его гнусавых родственников. Правила аристократического воспитания требовали, чтобы он придерживался определенной жизненной позиции. А занятие фотографией аристократы не считали искусством.
Он решил работать под именем Patrick Lichfield. Это выглядело, как акт непослушания, как вызов, разрыв с многовековой традицией и попытка раздвинуть классовые границы. Это был рок-н-ролл по-королевски в фотоискусстве! А что вы хотите? 60-е годы: Великая социальная революция, движение хиппи, бунтарское настроение в молодежной среде, начало эпохи рок-музыки, в которой основными игроками были The Beatles и его друзья из Rolling Stones, в частности Мик Джаггер!
Patrick Lichfield даже поработал свадебным фотографом на венчании Мика с латинской моделью Бьянкой по пьянке))
«Никогда не использовал свой титул в профессиональной жизни. Всего добился сам».
Я не понимаю, а как можно использовать положение, титул, регалии в такой профессии, да и вообще в искусстве? Оказывается можно. Да еще как можно! В некоторых больших и не очень странах, такое помешательство разума, слабость духа – в порядке вещей. И все к этому привыкли. Детки из блатных семей, как раньше, и – богатых, как сейчас, с удовольствием, без зазрения совести могут, например, выходить на большую сцену, пользуясь своим привилегированным положением.
Впрочем, у меня нет никакого желания идеализировать и его. Как же, будто ни кто о его происхождении и не знал. Критики лукавят. Редакторы крутых журналов, богема уж точно знали. За его передвижениями следили соответствующие органы, да и обыкновенная толпа Туда, где простым смертным вход был заказан, Патрику – зеленый свет. Это естественно. Так устроен мир людей. Это очень сильно помогает, особенно в начале карьеры.
Минуя на начальном этапе преграды, которые с трудом проходит каждый начинающий творец, оказаться на другом уровне, близкому к профессиональному, имея большую свободу действий и вариантов обучения, кто может отказаться? За такой короткий срок, редкая «птица» долетит до середины карьеры, не пользуясь такой помощью. Вот в дальнейшем отказаться и вовремя уйти и выбрать свою дорогу – дело характера, натуры. И в этом весь Patrick Lichfield.
Его учителями стали Dmitri Kasterine и Michael Wallis. После трех лет работы ассистентом у двух мастеров одновременно, он добился своего. Его заметили и признали. Он становится по счету - пятым британским профессиональным фотографом с предложением работать в популярном журнале о моде - американском Vogue! Весьма высокая планка! Со своим подходом к творческому процессу, со своим взглядом.
«Помните, что лицо человека, которого вы будете фотографировать – это всего лишь 50% готового портрета. Остальные 50 – работа фотографа».
Какая простая и славная мысль! Вы не находите?
Продолжение, с остальными фотографиями и интересными фактами из жизни Патрика, следует. Например, вы увидите несколько изображений, в стиле "Ню", которые стали доступны только в наше время.