Jenny Saville (род. 1970, Кембридж) - современный британский художник, пишет не просто большие полотна, а огромные!
Монументальная живопись и монументальные полотна.
Согласитесь, надо обладать определенной энергией и силой, чтобы заниматься таким жанром живописного искусства!
Вам, когда-нибудь приходилось закупать ведрами краску и квадратными метрами холсты? На ее полотнах - упитанные тела, для изображения которых и требуются килограммы масляных красок, столько же растворителя, грубых кистей, метры холста и огромная мастерская. Она нарочито увеличивает их красоту или уродство. И она, как хирург, в дополнение к основной фигуре, рисует линии, по которым и надо проводить плановую операцию по липосакции. Жестко, дерзко и реалистично и по-женски – наивно. Что это? Взять монументальностью, огромными размерами публику? Давно забытое искусство, во всяком случае, в нашей стране.
«Я не работаю, в прямом смысле этого слова. Живопись – это мой естественный язык, моя Вселенная. Поэтому-то я и оставила художественную школу. В ней требовалось подходить рационально к изображению действительности. А это все настраивало на определенную волну – на музыку похоронных маршей. Живопись не должна так звучать. Огромная сила искусства в его иррациональности. Когда ты ребенок – ты делаешь какие-то отметки, рисуешь каракули и это врожденное желание детей. Что они означают и какую информацию несут – вопрос к психологии, а не к искусству».
Ее картины, как молодого британского художника, выставлялись одновременно с работами Damien Hirst (помните - Платиновый череп инкрустированный бриллиантами?) в 1997 году, в галерее Royal Academy's Sensation в Великобритании.
Jenny Saville считает, что нельзя свободно мыслить в искусстве без академической подготовки и приводит пример с Пикассо, который великолепно владел техникой академического рисунка и станковой живописи. Далее, на протяжении всей своей жизни, Пикассо разрушал в себе представления о том, какой должна быть настоящая живопись, навязанные ему классическими школами. И это разрушение вызывало у него добрую злость и большой интерес завистливых людей. А справится ли он! Как видим – он не то, что бы справился, а вознеся над прилежными завистниками-середнячками.
А с чем борется она? С мясом, с человеческим, жирным мясом? Возможно. Jenny Saville наблюдала за операциями в пластических клиниках. Она задавала себе вопрос - каково мышление людей идущих на операции по смене пола? Ведь, в каждом человеке соединено два начала – женское и мужское. Какое из них больше присутствует в человеке, то и будет главенствовать, ломать взгляды на жизнь и прибегать к крайним мерам – операциям. Поэтому ей интересно изображать мир транссексуалов и гермафродитов - «промежуточные» состояния человеческой души. Изображать человеческие пороки и промежности.
Друг сфотографировал ее, когда она родила и Jenny Saville выпустила серию рисунков напоминающие эскизы Леонардо да Винчи и Микеланджело. До рождения детей, ей говорили, что она не смогла бы так много уделять внимания живописи, если бы они были. Сейчас у нее двое и она наслаждается работой в 10 раз больше, чем до их рождения.
Она счастлива и полна сил, не смотря на то, что говорил ее большой друг, искусствовед Дэвид Сильвестр, ныне покойный: «Я всегда думал, что женщины не могут быть художниками, достойными музейных экспозиций. Я не знаю почему, но так оно и есть, и было всегда». Только не для Jenny Saville, потому что для нее живопись – это ее естественный язык и ее Вселенная! Не может девчонка по-другому жить и все тут! Ей нравятся такие художники, как: Монэ, Тициан, Пикассо, Джорджоне, Люсьен Фрейд.
И ни одного упоминания художников Советского Союза! А ведь, в 30-е годы, прошлого столетия, монументальная живопись в СССР стала обязательным звеном всей художественной культуры. Представляете, какой огромный пласт живописи, скульптуры, архитектуры?
Так разве-ж эти бюргеры признаются, откуда у них появляется тяга к монументальности в наше время минимализма и финансового кризиса? Для них это бизнес, открытие нишы хорошо забытого старого. Железный занавес до конца не убран и этим пользуются порядочные и непорядочные творцы, что с одной, что и с другой стороны. Ни одно из таких имен монументального искусства вряд ли когда-нибудь будет упомянуто Западом: Вера Мухина, Сарра Лебедева, Александр Дейнека, Сергей Герасимов, Кузьма Петров-Водкин.
- А праздный вопросик звезде монументального искусства задатьможно? - Пожалуйста)) - А как Вы узнаете, что картина готова к завершению? Ведь, они такие огромные! - Я чувствую, как Она начинает дышать, - вполне серьезно говорит Jenny.