Вместо предисловия.
Как то, в одном из книжных магазинов города Калининграда, я спросил у продавца, а есть ли у них Артюр Рембо. К моей, как оказалось потом, преждевременной радости она ответила что есть. «Только какая часть нужна – третья или четвертая?» – переспросила она. Здесь до меня и дошло, что речь шла о Рембо, о том, которого исполнил Сильвестр Сталлоне. И шла продавщица, и шла история, и шел я. Вот такой вот получился «Шлашлашел» вместо Артюра Рембо:))
Размером этот пост выдался в целую статью. По другому не смог, не получилось что – то обрезать, скрывать свои эмоции, свое отношение к любимому поэту – личности неординарной и противоречивой, недосягаемой и гениальной. Надеюсь, мои читатели простят такое длинное повествование и дочитают пост до конца. (Надейся:))
Если Бретт Уайтли в творческих порывах и озарениях связывал алхимию с живописью, то Артюр Рембо создавал алхимию в поэзии. Он считал смехотворной современную поэзию и живопись. Он хвалился тем, что владел всеми пейзажами, которые можно только представить. Вряд ли молодой мальчишка мог знать таких живописцев как Моне или Ренуар, но настроен он был агрессивно по отношению к любой застоявшейся буржуазной традиции и к современным нравам. И хотя в его жизненной партитуре и присутствовали нотки нигилизма, но он с уважением относился к семидесятилетнему старику Гюго. Гюго был скуп и не особо щедр на похвалы, но здесь и он не выдержал дать свою оценку творениям Артюра: «Это Шекспир – дитя». Родился будущий основоположник символизма Жан Николя Артюр Рембо (Jean Nicolas Arthur Rimbaud) 20 октября 1854года в Шарлевиле, что на северо-востоке Франции.
То ли в насмешку, то ли серьезно он любил идиотские изображения на воротах зданий и дворов, декорации и занавесы балаганных циркачей, магазинные вывески, кустарную мазню, устаревшую литературу, безграмотные эротические книжонки, сказки фей, детские книжки, старые оперы, глуповатые припевы и наивные ритмы.
Каждая гласная в его воображении имела определенный цвет, например: А – черный, Е – белый, И – красный, У – зеленый, О – синий. И он утверждал, что установил движенье и форму каждой согласной и очень надеялся, что с помощью инстинктивных ритмов, а скорее всего биоритмов, изобрел такую поэзию, которая станет доступной для всех пяти чувств: глаз, ушей, языка, носа и кожи. Разгадку этой тайны он, конечно, оставлял за собой.
«Я писал молчанье и ночь, выражал невыразимое. Я приучил себя к обыкновенным галлюцинациям: на месте завода перед моими глазами возникала мечеть, школа барабанщиков, построенная ангелами, коляски на дорогах неба. Я стал объяснять свои магические софизмы с помощью галлюцинации слов». Он завидовал гусеницам, которые олицетворяли в его сознании невинность преддверия рая, кротам, символизирующим девственный сон. Так можно охарактеризовать поэтику французского символизма, одного из главных направлений в мировом искусстве, родоначальником которого и стал Артюр Рембо.
Но мне кажется, что его видение мира дало толчок и такому направлению в искусстве как сюрреализм. Уж больно напоминает, например, похожее восприятие мира Сальвадором Дали. Его истерики, галлюцинации, такое же нетерпимое отношение к окружающему миру. А он был начитанным мальчиком и вряд ли смог пропустить творчество столь не похожего ни на кого, гениального поэта. Только, в отличие от Артюра Рембо, Сальвадор Дали обуздал свои галлюцинации и направил их в определенное русло и очень рано, осознав свою гениальность, дорожил и на всю катушку пользовался ею до конца своих дней.
На собратьев по перу Артюр Рембо производил впечатление безусловной гениальности и такого же помешательства. А как бы вы отнеслись к человеку, который мог запросто наорать за какую – то нерасторопность, неудачное высказывание на совершенно незнакомого человека? Был и такой случай. Одного из случайных собеседников он чуть не порезал десертным ножом для фруктов.
В то же время похожий на девочку, болезненно застенчивый, хрупкий, но нестерпимо дерзкий юноша, читал осмысленные, революционные, не по возрасту взрослые стихи, например, ставший знаменитым на весь мир «Пьяный корабль». А ему ведь было всего лишь 17 лет, когда он в первый раз появился в Париже с кипой стихотворных рукописей, рассованных по карманам потрепанного пальто. Он был только подростком, только школьником, который с большими трудностями вырвался из провинции, из родного дома в Шарлевиле и с еще большими трудностями добирался до Парижа в поисках сочувствия, понимания и дружбы. Значит, повзрослел он еще раньше! Основная часть стихов, которые впоследствии составят его мировую посмертную славу, уже была написана, и он уже был именно тем Артюром Рембо, которому так резко предстояло обновить поэтический язык целого поколения.
Вскоре он откажется от искусства, сравнивая перо в руках поэта с плугом пахаря, и скажет: «Любое ремесло внушает мне ужас». Он оборвет все нити, связывающие его с прошлым, с обществом, с Францией, с искусством. «Вот миллионы людей, не испытывающих потребности познакомиться друг с другом, с настолько одинаковым воспитанием, ремеслом и старостью, что их жизням следовало бы кончаться значительно раньше, нежели это предписывает народам земли сумасбродная статистика». И он уже навсегда, осознанно и целенаправленно уйдет во времена безоглядного и бесцельного странствования. Но до конца своих дней Артюр Рембо останется романтиком и чудаком. В 1878 году он покинет Европу, чтобы вернуться в 1891 году смертельно больным и опустошенным человеком.
Один из любимейших моих поэтов. Поэт, который в раз перевернул мои традиционные взгляды на мировую поэзию, наполненную такими именами, как: Шекспир, Пушкин, Блок, Цветаева, Мандельштам, Маяковский, Есенин, Бродский, Вознесенский. Его судьбой, колоссальной плотностью прожитой жизни, впечатлений, фантазий, свежести которой хватило бы на не один миллион людей не только можно, а даже необходимо восхищаться бесконечно.
Артюр Рембо как в классической музыке - Моцарт, каждый раз слушая которого, освобождаешься, очищаешься от повседневных диссонансов, дисгармоний современных музык облепляющих душу, как ракушки затонувший корабль. Артюра Рембо не читают, с ним живут, переживают, фантазируют и мечтают. К нему приходят как к учителю за советом, свободой, за освобождением разума от закаменелых форм традиционного искусства, застоявшихся взглядов на жизнь, за своей революцией. К тому самому, Артюру Рембо.
Ваш Данидар