Добрых джазовых секунд жизни!
Эта словесная импровизация больше подойдёт тем, кто хоть немного знаком с искусством импровизации в музыке и в частности – гитаристам. Необязательно профессиональным, необязательно играющим и знающим нотную грамоту, но навсегда полюбившим гитару.
Речь пойдёт о цыганском гитаристе-виртуозе прошлого века, о Джанго Рейнхарде. Чем он отличается от других, не менее «крутых» гитаристов? Тем, что он играл двумя(!) полноценными пальцами левой руки.
Джанго Рейнхард (Django Reinhardt) родился в Бельгии, в провинции Брабант, в цыганской семье 23 января 1910 года. (Когда мальчик был еще совсем маленьким, семь переехала в Париж.) Настоящее имя - Жан-Батист Рейнхард (Jean-Baptiste Reinhardt).Ещё, будучи совсем маленьким, будущий виртуоз проявлял удивительные способности к музыке. К девяти годам он уже в совершенстве владел скрипкой и гитарой-банджо (шестиструнное банджо с гитарным строем). Его игра приводила в восторг, он мог заставить людей плакать или смеяться.
Джанго рос. И всё бы ничего, но в 18летнем возрасте с ним произошло несчастье. Случайно упавшая из его рук свеча привела к пожару дома. Джанго получил ожоги 1-ой и 2-ой степени, обожжена была большая часть тела, у него отнялась правая нога, так же серьезно были повреждены средний палец и мизинец левой руки. О гитаре можно было забыть. Так говорили врачи.
Что бы как-то поддержать старшего брата Жозе Рйнхард принес ему новую гитару. Джанго, пересиливая боль, до слёз из юных глаз, стал разрабатывать левую руку, играя неповрежденными пальцами (указательным и безымянным). Помните своё обучение? Как болели кончики пальцев? А ведь задача заключается в том, чтобы со временем уничтожить нервные окончания и нарастить мозоли. Так получаются профессиональные пальцы гитаристов, и анализ крови из пальцев левой руки уже не возьмёшь. А теперь представьте, каково было Джанго!
В конечном итоге он не только восстановил свой прежний уровень игры, но и разработал совершенно новую технику. Эта техника сочетала в себе методику игры на шестиструнном банджо и активно задействовала новые гармонические методы (игра квартовыми аккордами в импровизации на гитаре). Такие гармонические методы впоследствии использовали многие джазовые гитаристы: Джордж Бенсон, Ли Ритенур и мн.др. Собрав воедино традиционную цыганскую музыку, новую технику игры и популярный в то время свинг (swing), Рейнхард получил совершенно новый музыкальный стиль - цыганский джаз (gipsy jazz).
[показать]
Рейнхарду удалось пережить войну целым и невредимым, несмотря на то, что многие из цыган погибли в концлагерях (нацисты считали их, как и евреев, низшей расой, предназначенной для уничтожения), а джаз, по мнению нацистов, считался уродливой "псевдо" музыкой. А что было бы с неграми, если война докатилась до США или Африки? Страшно представить! Джанго несказанно повезло, ему помог Доктор Джаз - офицер Люфтваффе (ВВС Германии) Дитрих Шульц-Кёхн, который нашел ему убежище в Англии. Этот офицер был беззаветно влюблен в джаз и помог многим гениальным музыкантам того времени.
После войны Джанго встретился с другим выдающимся музыкантом того времени – французским скрипачом Стефаном Граппели. Они отправились в гастрольный тур по США, который открывал непревзойденный джазовый пианист Дюк Эллингтон (Duke Ellington). Концерты проходили в "Зале Карнеги" (Carnegie Hall) вместе со знаменитыми музыкантами. Джанго чувствовал себя неловко, чувствовал свою "неполноценность" как музыкант. Он был едва грамотен, не мог ни читать ноты, ни записывать музыку. К тому же его обязали использовать другой инструмент - электроакустическую гитару. А Джанго никак не мог привыкнуть к нему. До этого он играл лишь на одной гитаре Selmer Maccaferri, номер 503, которая и сделала его известным. Новый «электрический» звук не пришелся по вкусу ни ему, ни его поклонникам. В добавление ко всему, Рейнхард должен был сам настраивать гитару перед выступлением, может это и не так страшно, но раньше это делал его младший брат Джозеф в связи с увечьем Джанго.
[показать]
В 1948 Рейнхард собрал новую группу, в ее инструментальный состав входили: саксофон, пианино, труба, бас и барабаны. Вместе с этой группой он сделал одну из своих лучших записей "Djangology" (1949 год) на пластинке так же присутствовали записи вместе со Стефаном Граппелли. Здесь он возвратился к своим корням, исполняя настоящий цыганский джаз.
Спустя некоторое время после возвращения во Францию, Джанго решил вернуться к кочевой жизни, потому что не думал, что сможет приспособиться к ее новому «ритму».
В 1951 Джанго Рейнхард оставил сцену насовсем. Он переселился в местечко Fontainebleau (Франция), где жил там, в течение двух лет до 16 мая 1953. В это день, возвращаясь с вокзала Эйвон (Avon), он упал в обморок, не дойдя до дома. Доктор прибыл слишком поздно. Джанго умер от кровоизлияния в мозг.
Это лишь малая часть того, что можно было поведать Вам о Джанго Рейнхарде в рамках моего ЖЖ. Признаюсь - я фанат его творчества. И если Вы присоединитесь к любителям музыки Джанго, буду очень и очень рад! Значит раскрылось ещё одно джазовое сердце на нашей Земле.
К сожалению, большинство партитур не дошло до нас. Лишь благодаря энтузиастам, записи «цыганского джаза» в исполнении Джанго дошли до наших дней. А видео с его выступлением большая редкость!
С уважением, Данидар.