[482x361]
К зиме, как обычно, оказались не готовы. «Внезапные» холода в конце ноября застали врасплох не только коммунальщиков: с первыми морозами засвистели тормоза на трассах, посыпалось битое стекло под колеса автомобилей. ГИБДД упрекает водителей в беспечности – вовремя не «переобули» машину, а также – в плохой подготовке к экстремальным случаям. Как же должен вести себя водитель в случае опасности? Как избежать столкновения на льду? Как затормозить, не улетев в кювет?
Лучший тормоз – газ!
Первым, кому мы обратились за советом, был Александр Грачев – инструктор Клуба Extrim Drive. «Дорога – вещь непредсказуемая, особенно – зимняя. Критических моментов на ней – множество: снежные заносы, плохая видимость, поврежденные участки трассы… Но, пожалуй, самое опасное здесь – потерять устойчивость и, соответственно, управление. Бесконтрольный автомобиль превращается в снаряд с произвольной траекторией». Грачев рассказал о двух видах потери управления в случае заноса: скольжение задней оси и скольжение передней. Все зависит от типа привода. Если привод задний или полный – при отсутствии сцепления с трассой происходит перераспределение веса на заднюю часть автомашины. А в случае, если привод идет на передние колеса, поведет именно их. Автомобили с передним приводом заносит легче: при резком снижении скорости, вес, перенесенный на переднюю ось. Более мобильная, в таком случае, задняя часть автомобиля пытается «обогнать» переднюю и вырывается вперед, переворачивая машину. Она может нестись боком:
«Все мы обладаем, в той или иной мере, инстинктом самосохранения. – Говорит Грачев. – В такие моменты нам кажется разумным отпустить педаль газа и пытаться выровнять корпус на дороге. Это ведет, подчас, к жутким авариям. Почему? Очень просто: постоянная скорость придает устойчивость автомобилю. Если ее сбросить, устойчивость теряется, и машина перестает слушаться руля. В этот момент водитель может допустить еще одну ошибку: начать в панике выкручивать руль. В первые секунды автомобиль продолжит неуправляемое движение, но затем колеса резко вывернутся. Это может привести к чему угодно, однако, скорее всего, автомобиль слетит с трассы и перевернется».
Итак, что же делать, если водитель внезапно перестает «чувствовать» дорогу и слышит свист скользящих покрышек?
«Боритесь с инстинктом. Если вас повело на льду, увеличьте скорость и не пытайтесь изменить направление движения. Тормозить и поворачивать начинайте, когда будете уверены, что машина вышла на прямую траекторию. Кстати, никогда не тормозите на выжатом сцеплении: сначала тормозите, и лишь при резком снижении скорости сбрасываете сцепление. Запомните: лучший тормоз на льду – газ!» Александр пояснил, что свои советы он адресует водителям машин без ABS – с такой системой все просто: «Выжал сцепление и бей по тормозам: в занос не уйдешь, как ни пытайся».
Держи дистанцию!
Инструктор водительского центра «Штурман», Марат Завьялов, убежден в том, что легче избежать необходимости резкого торможения, чем справиться с этой опасной задачей. «Я советую читателям-автомобилистам следить за погодой. Зимой, в зависимости от разных температур, на одном и том же участке пути может быть совершенно разное покрытие. В каждом отдельном случае – на льду, в заносе, в сырой снежной «каше», - торможение будет разным. Если у вас не стоит ABS, вы должны чувствовать свою машину и тормозить, нажимая на соответствующую педаль, доли секунды. Скорость будет сбрасываться постепенно и блокировка колес не отключит двигатель». Марат также советует соблюдать дистанцию: «Будь вы, даже королем зимнего торможения, никто не поручиться за других участников движения. К тому же, для плавного торможения вам потребуется длинный тормозной путь. Держите дистанцию!» И еще кое-что: инструкторы безопасного вождения в один голос советуют тренироваться. «Если вы не уверены в своем стиле торможения, попрактикуйтесь на площадках или полигонах. Несколько тренировок помогут вам в будущем сориентироваться в реальной ситуации».
Резиновый вопрос
«Поставить зимнюю резину» - за этими простыми словами кроется целая бездна тонкостей. Какой тип протектора выбрать? Шипы или «липучка»? Толщина и высота? Кто-то, даже, спросит: «а что такое «зимняя резина»?»
Прежде всего, стоит опровергнуть миф о золотой середине в отношении автомобильных шин: «всесезонная резина – не решение для российских дорог». Так заявляет один из производителей резины Bridgestone: компания с мировым именем настоятельно рекомендует в наших широтах свой тип резины для своего времени года. Всесезонная резина, бесспорно, обладает преимуществами и зимней, и летней, однако, без их недостатков также не обходится. Например, характерная для зимних шин мягкость, обеспечивающая идеальное сцепление со снежным покровом, быстро стирается на сухом асфальте. Зимняя резина – это, в первую очередь, хорошее сцепление с дорогой, возможность избегать заносов и преодолевать сугробы. На данный момент такие шины оценивают по трем критериям: размер, рисунок протектора и покрытие.
Размер, как правило, не вызывает вопросов у автолюбителей: у каждого автомобиля есть диапазон возможных габаритов зимнего колеса, достаточно заглянуть в техпаспорт. При выборе размеров действует старая максима: чем больше – тем лучше. Точнее, чем ШИРЕ.
Выбор рисунка протектора – одна из многих возможностей автолюбителя проявить индивидуальность. Каждый производитель считает своим долгом выпустить свой, «особый» узор на протекторе, есть лишь самые общие стандарты, о которых мы и расскажем.
Протектор «целинный» – самый распространенный на Российских дорогах в зимний период. Глубокие рубцы (до 10 мм) в форме ромбиков и снежинок, дают исключительный результат на «бездорожье». Так как под это определение подходит 90% российских дорог, выбирают «целинный» протектор большинство отечественных автолюбителей.
Протектор «европейский» - внедорожная резина хороша для сугробов и ледовых полей, а вот большую скорость на ней не разовьешь. Европеец отличается неглубокими бороздками «елочкой»: направленностью. Это позволяет развивать неплохую скорость на очищенных трассах и городских магистралях. За городом и в сильную непогоду такая резина – слабый помощник.
Классический зимний протектор – здесь все в меру: глубина бороздок не более 8 мм, узор без определенной направленности, как следствие – средняя скорость передвижения. Автолюбители отмечают, что такая резина служит очень долго и предназначена для тех, кто ценит безопасную езду по зимнему городу.
Если с протектором вы определились, самое время решить вопрос сцепления с трассой. Вариантов здесь два: либо брать шипованную резину, либо «прилипающую». Последняя – сравнительно недавнее изобретение французских механиков. Принцип действия крайне прост: резина на протекторе нарезана частыми бороздками. При соприкосновении с асфальтом, тонкие «лепестки» прижимаются к асфальту, как бы приклеиваясь к нему. Таким образом, достигается прекрасное сцепление с дорогой. С другой стороны, «липучка» слабо помогает на голом льду: ей просто не к чему прилипать.
Шипы решают ледяную проблему играючи: для этого они и созданы. Бездорожье – родная стихия шипованных протекторов, и, если ваши дороги пролегают по упомянутым 90% России, этот вариант для вас. На асфальте шипы могут сыграть медвежью услугу своему владельцу: металл хуже взаимодействует с асфальтом, чем резина. Резкое торможение может привести к прокрутке колес и потере устойчивости.
ABS вместо инстинктов или как доехать до весны
Советы профессиональных инструкторов, отзывы автолюбителей и рекомендации производителей шин приводят нас к простому выводу. Безопасность на зимней дороге – это не только правильная резина, хотя ее выбор немаловажен. Быстрота реакции, самообладание и способность принимать решения – вот, что способно спасти человека в экстремальной ситуации. А если у водителя есть еще такое полезное качество, как предусмотрительность, то экстремальная ситуация, скорее всего, и пройдет стороной. Если же говорить о технической стороне вопроса, можно порекомендовать начинающим и «неуверенным» водителям систему ABS. За эту опцию автомобилистам, конечно, придется доплатить. Но безопасность того стоит. АнтиБлокировочная Система препятствует блокировке колес при резком торможении, что не лишает автомобиль способности маневрировать и сохранять устойчивость на дороге.