Виктор Сафонкин сейчас живет в Чехии уже как пять лет и при всей своей относительной молодости (ему 35) имеет прочную репутацию одного из интереснейших живописцев. В самом центре Праги у него собственная галерея, именуемая "Парнас"; международную значимость его искусства подтверждает наличие его работ в солидных частных и публичных собраниях Европы. Он участник выставок в различных странах, обладатель диплома чешской Академии Масарика и медали Франца Кафки, присуждаемой Европейским обществом Праги. К тому же, его работы энергично покупаются коллекционерами современной визионерской живописи. Сафонкин находится на гребне русского искусства в эмиграции, но стоит ему это поистине титанических усилий.
Во-первых, он постоянно, целенаправленно и помногу работает. Создать за 10 лет несколько сотен оригинальных, неповторяемых, больших и малых живописных композиций – это огромный труд, сам по себе, независимо от художественного качества, от степени проработанности полотен (а она удивительна), вызывающий восхищение и уважение. Это – пример того артистического трудоголизма, когда путь найден, задачи определены и сомнений не остается: нужно только развивать и наращивать то, что перед тобой ясно открывается.
Во-вторых, столь же истово он раз за разом пытается преодолевать в себе черты воспитанного Россией, русского художника. Это проявляется в выборе изобразительных мотивов, далеких от прародительской стихии, перенесении места действия в среду, никак не связанную с национальными ландшафтами, наконец, в частом насыщении своих картин смысловыми акцентами и нюансами, достаточно чуждыми русскому восприятию. Излюбленный прием и стилевая манера Сафонкина – легкое, неочевидное парафразирование в своих вещах неких подразумевающихся классических образцов – также опираются не на нашу, а на европейскую, "реминисцирующую" традицию.
В творчестве Сафонкина постоянно звучит тема жертвенности героя и неоцененности его подвига, равно как и тема безмерного жизненного одиночества личностей, выбивающихся из общего ряда. Персонажи его картин постоянно представляются в борьбе, в яростном сопротивлении наступающей косности, но безнадежно одинокими и, как правило, терпящими поражение. Художник печально и без оптимизма воспринимает открывающиеся ему реалии и с равновеликим пафосом воплощает их на холсте. Его образы исполнены гротеска, но не комичны, его смысловые построения восхищают неожиданными и парадоксальными сочетаниями, но они безрадостны. Грядущее открывается ему пустым и темным, просветленного выхода из ситуации он, как правило, не даёт. Тем не менее некий катарсис, духовное очищение после просмотра его работ всё равно наступает.
1.
[505x700]
2.
[604x650]
3.
[696x650]
4.
[609x650]
5.
[648x650]
6.
[598x650]
7.
[700x648]
8.
[700x646]
9.
[688x650]
10.
[697x650]
11.
[583x700]
12.
[582x700]
13.
[616x650]
14.
[650x650]
15.
[630x700]
16.
[700x565]
17.
[700x615]
18.
[700x521]
19.
[700x582]
20.
[699x700]
21.
[654x700]
22.
[700x700]
23.
[700x543]
24.
[700x485]
25.
[700x544]
26.
[700x498]
27.
[657x700]
28.
[700x470]
29.
[700x526]
30.
[700x525]
31.
[700x352]
32.
[700x700]
33.
[700x557]
34.
[700x580]
35.
[659x700]
36.
[514x700]
37.
[542x700]
38.
[618x700]
39.
[700x653]
40.
[641x650]
41.
[552x700]
42.
[606x700]
43.
[599x600]
44.
[700x555]
45.
[586x650]
46.
[587x700]
47.
[578x700]
48.
[700x594]
49.
[700x581]
50.
[634x650]
51.
[700x468]
52.
[700x605]
53.
[700x586]