Группа Кхечари Мудр
24-03-2014 15:14
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Читатель йоговских текстов может обратить внимание на некую путаницу в отношении десятых врат и сокрытого прохода кхечари мудры. Каково точное место положения языка во время выполнения кхечари мудры? И какова природа и расположение десятых врат (дашам двара) и тайной полости черепа (капала кухары)? Неясность, окружающая эти вопросы, привела к многочисленным интерпретациям, большинство из которых могут показаться ничем иным, как пародией на наиболее важный и сложный йоговский процесс, известный также как кхечари мудра. Краткий обзор терминов санскрита, которые используются для описания этой мудры, поможет прояснить это недопонимание. Список наиболее привычных санскритских терминов, которые описывают процесс кхечари мудры в древних текстах, включает в себя:
Группа Кхечари Мудр
Дашам двара, или десятые врата;
Брахмарандхра, или проход в черепе, ведущий к Высшему Духу;
Брахмабил, или полость в черепе, ведущая к Высшему Духу;
Брахмаргал, или засов, закрывающий дверь к Высшему Духу;
Капала кухара, или полость в черепе на уровне лба;
Ламбика, или свисающий вниз;
Раджаданта, или корневые зубы;
Раджаданта вивара, или полость над корневыми зубами;
Талу, или нёбо;
Талу чакра, или чакра, расположенная на нёбе;
Капала вивара, или проход в черепе ко лбу;
Вьома, или небо, пустое пространство в голове;
Вьома чакра, или чакра, расположенная в небе (голове);
Судхакуп, или колодец нектара;
Тривени, или место встречи трех токов (нади).
С первого взгляда может показаться, что есть разные мнения авторов древних трактатов по йоге в отношении точного положения языка в кхечари мудре. Словно одни считают, что язык должен находиться рядом с корневыми зубами и мягким нёбом, тогда как другие указывают на то, что он должен быть помещен в синус черепа. А третьи вроде бы указывают, что язык помещается в проход в основании черепа, прямо под уровнем лба, где встречаются три основных нади (ида, пингала и сушумна). Однако эти разногласия только кажущиеся. Пока эти все термины не рассмотрены контексте общей картины, вся она целиком вряд ли будет ясна.
Общая картина предполагает, что рассматриваемое пространство начинается на уровне коренных зубов и поднимается в основание головного мозга на уровне лба. Язык и головной мозг разделяет основание черепа и костная полость, известная как синус в современной анатомии. Язык сможет проникнуть в полость головного мозга на уровне лба только в том случае, если он проникнет через мышечные ткани и пробьёт основание черепной кости. Поэтому проход языка в кхечари мудре довольно неопределёнен. Нет простого объяснения в отношении его природы и положения. Опытные йоги минувших времен не использовали бы такой сложный набор терминов, если бы язык должен был войти в простую и очевидную полость тела.
На этом этапе следует отметить следующее: в кхечари мудре язык должен находиться между коренными зубами и головным мозгом над основанием черепа. Поэтому язык должен пройти сквозь мышечные слои, синусы и костное основание черепа, прежде чем войти в капала кухара, или сокрытое пространство в черепе. Однако подобное возможно, только когда кхечари мудра возникает спонтанно. Те, кто пытается выполнять ее искусственно, не смогут обнаружить этот тайный проход.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote