• Авторизация


Группа Кхечари Мудр 24-03-2014 15:11 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[332x262]
[322x262]
ПРИРОДА КХЕЧАРИ МУДРЫ

Термин кхечари состоит из двух – кхе (небо) и чар (движущийся). Так кхечар значит «тот, кто летит или движется в небе». Поэтому кхечаром может быть птица, летающий змей, облако, планета, летящий ангел, или божество второго порядка (дева).

Имя кхечари весьма уместно, потому что практикующий эту мудру йог способен летать в пространстве подобно птице или ангелу. В Йога Кундали Упанишад (2:16-17) говориться:

«Йог, который во время повторения этой бидж мантры практикует кхечари мудру, становиться повелителем всех кхечаров (летающих существ). После того, как он сбросит свое тело, йог пребывает во вселенной вечно, паря в обширных пространствах эфира».

Термины санскрита кха, вьома, набхо, и акаша могут быть переведены как «пространство» так и «мозг». Так, в йоговской терминологии, верхняя часть головы, соотносящаяся с головным мозгом, известна как «небо тела йога». Эти описания указывают на то, что деятельность кхечари мудры сосредоточена на области головного мозга. В действительности язык проникает в «пространство» тела йога через особенный проход в черепе во время практики этой мудры.

Поскольку язык йога остается четко зафиксированным в проходе черепа во время практики кхечари мудры, другой часто употребляемый термин для ее описания - это джихва бандха, или языковой замок. Замок языком необходим для успешной практики выполнения шейного замка (джаландхара бандха мудры). Так все мудры, в которых проявляется шейный замок, обязательно включают в себя выполнение джихва бандха, или языкового замка.

Хатха Йога Прадипика (3:53) говорит о важности кхечари мудры следующее:

«Есть только одно семя вселенной, из которого происходит вся вселенная. Есть только одна важная мудра, которая называется кхечари, из которой проявляются все другие мудры. Есть только один Бог, который существует без поддержки других. И есть только одно состояние, известное как манонмани, или полная стабильность ума».

В том же тексте (1:45) сказано:

«Нет позы важнее сиддхасаны, более важной задержки дыхания, чем кевала кумбхака (полное прекращение дыхания), более важной мудры, чем кхечари, или более эффективного средства ментального сосредоточения, чем наада (тонкий внутренний звук)».


ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ КХЕЧАРИ МУДРЫ

Кхечари мудра проявляется, когда йог обращает свой язык вверх, вкладывает его в особый проход в черепе, и сосредотачивает свой внутренний взор на межбровье. Это, если коротко, техника выполнения кхечари мудры.

Первая задача кхечари мудры - подрезка уздечки языка, которая связывает язык с основанием полости рта. Когда уздечка подрезана, язык может свободно обращаться вверх к черепу. После этого язык постепенно удлиняется в процессе движения и сдавливания до тех пор, пока не станет достаточно удлиненным, чтобы проникнуть до уровня межбровья в черепной полости

ПРИРОДА КХЕЧАРИ МУДРЫ

Термин кхечари состоит из двух – кхе (небо) и чар (движущийся). Так кхечар значит «тот, кто летит или движется в небе». Поэтому кхечаром может быть птица, летающий змей, облако, планета, летящий ангел, или божество второго порядка (дева).

Имя кхечари весьма уместно, потому что практикующий эту мудру йог способен летать в пространстве подобно птице или ангелу. В Йога Кундали Упанишад (2:16-17) говориться:

«Йог, который во время повторения этой бидж мантры практикует кхечари мудру, становиться повелителем всех кхечаров (летающих существ). После того, как он сбросит свое тело, йог пребывает во вселенной вечно, паря в обширных пространствах эфира».

Термины санскрита кха, вьома, набхо, и акаша могут быть переведены как «пространство» так и «мозг». Так, в йоговской терминологии, верхняя часть головы, соотносящаяся с головным мозгом, известна как «небо тела йога». Эти описания указывают на то, что деятельность кхечари мудры сосредоточена на области головного мозга. В действительности язык проникает в «пространство» тела йога через особенный проход в черепе во время практики этой мудры.

Поскольку язык йога остается четко зафиксированным в проходе черепа во время практики кхечари мудры, другой часто употребляемый термин для ее описания - это джихва бандха, или языковой замок. Замок языком необходим для успешной практики выполнения шейного замка (джаландхара бандха мудры). Так все мудры, в которых проявляется шейный замок, обязательно включают в себя выполнение джихва бандха, или языкового замка.

Хатха Йога Прадипика (3:53) говорит о важности кхечари мудры следующее:

«Есть только одно семя вселенной, из которого происходит вся вселенная. Есть только одна важная мудра, которая называется кхечари, из которой проявляются все другие мудры. Есть только один Бог, который существует без поддержки других. И есть только одно состояние, известное как манонмани, или полная стабильность ума».

В том же тексте (1:45) сказано:

«Нет позы важнее сиддхасаны, более важной задержки дыхания, чем кевала кумбхака (полное прекращение дыхания), более важной мудры, чем кхечари, или более эффективного средства ментального сосредоточения, чем наада (тонкий внутренний звук)».


ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ КХЕЧАРИ МУДРЫ

Кхечари мудра проявляется, когда йог обращает свой язык вверх, вкладывает его в особый проход в черепе, и сосредотачивает свой внутренний взор на межбровье. Это, если коротко, техника выполнения кхечари мудры.

Первая задача кхечари мудры - подрезка уздечки языка, которая связывает язык с основанием полости рта. Когда уздечка подрезана, язык может свободно обращаться вверх к черепу. После этого язык постепенно удлиняется в процессе движения и сдавливания до тех пор, пока не станет достаточно удлиненным, чтобы проникнуть до уровня межбровья в черепной полости.
"... Хоть йоги древних времен хранили реальные техники выполнения кхечари мудры в полном таинстве, автор этих строк со всем смирением осмелился раскрыть некоторые из деталей. Последующие комментарии основаны на реальном личном опыте со спонтанным проявлением кхечари мудры. В намерении нет нарушить общепринятые правила секретности, так же, как и нет желания обрести известность. Единственная цель данного описания – познакомить читателя с разницей между искусственной и спонтанной (истинной) кхечари мудрой".

Свами Раджарши Муни, Классическая Хатха Йога, глава 11.


Техника кхечари мудры выполняется поэтому в три этапа.

Первый этап - это чххедана, или подрезание уздечки языка, которое освобождает язык от его связи с основанием полости рта.

Второй этап - это чалан, или раскрепощение языка и движение его от основания.

Третий этап - это дохана, или «доение» языка со сжимающими движениями.

Последние два этапа удлиняют язык и смягчают его до той степени, чтобы он мог легко загибаться обратно и входить в особый проход внутри черепа.

Говориться, что кхечари мудрой овладевают тогда, когда язык без малейших усилий занимает необходимое пространство, и ум достигает состояния лайи (полного ментального погружения).

В некоторых текстах по йоге рекомендуются искусственные техники для овладения кхечари мудрой. Авторы этих трудов рекомендуют серии осторожных манипуляций для достижения цели. Для обретения чххеданы (подрезания уздечки языка) они рекомендуют сделать надрез чистым и острым инструментом на глубину волоса. После этого к надрезу прикладывается смесь порошка амалаки и соли. Через семь дней процедура с последующим подрезанием на глубину волоса повторяется. По мнению этих авторов, регулярное применение такой техники в полной мере подрезает уздечку языка и освобождает его от привязки к основанию рта.

Для достижения чалана (свободного движения языка) эти книги рекомендуют захватывать язык пальцами руки и двигать им во все стороны, пока он не станет подвижным во всех направлениях.

Для удлинения языка через технику дохан человеку предлагается нанести масло на язык и сжимать его руками, как при дойке коровы. Некоторые тексты по йоге даже предлагают использовать зажимы или своеобразные щипцы с целью вытяжения языка для осуществления кхечари мудры.

Трудно сказать, как подобные поверхностные техники нашли свое отражение в текстах по йоге, но все они безусловно недостоверны. Возможно, йоги минувших эпох хотели сохранить эту наиболее важную мудру в таинстве и в то же время предложить описание, предоставляющее некое подобие практики кхечари мудры. По этой причине они целенаправленно упоминали искусственные техники.

Некоторые учителя этих поверхностных форм кхечари мудры даже предлагали по завершении практики чххеданы, чаланы и доханы продвигать язык в носоглотку (воздушные проходы через которые мы обычно дышим). Однако положение языка в этом проходе не вносит никаких изменений в ментальное состояние практикующего, также как и не воодушевляет на духовное продвижение. Ум продолжает оставаться экстравертным и нестабильным, вне зависимости от того, помещен ли язык в эти воздушные проходы или остается связанным с основанием полости рта.

Когда кхечари мудра выполняется таким поверхностным образом, она неполноценна и лишена возможности дать йогу даже пратьяхару, что уж говорить о дхьяне (медитации) и самадхи (полном погружении ума). Она также не приносит никаких благ, упомянутых в древних текстах. Искусственные техники, безусловно, позволяют проявить нечто похожее на кхечари мудру, однако упускают наиболее существенные ее аспекты. В заключение надо отметить, что искусственная кхечари мудра является ничем иным, как грубой физической манипуляцией, лишенной духовных плодов.

В противовес искусственной, настоящая кхечари мудра проявляется спонтанным образом. Она полноценна во всех аспектах и приносит все плоды и духовные переживания, упомянутые в текстах по йоге. Истинная кхечари мудра достигается через естественную и спонтанную практику, без вовлечения внешних инструментов или искусственных манипуляций.

Естественные техники характеризуются тремя этапами кхечари мудры: чххедана (подрезание), чалана (движение), и дохана (доение), однако эти формы развития возникают спонтанным образом и происходят исключительно на сильном высвобождении праны (внутренней жизненной силы).

В этом спонтанном процессе язык йога не проскальзывает просто в носоглотку. Вместо этого он автоматически раскрывает тайный проход, расположенный над носоглоткой. В терминах йоги этот секретный проход известен как дашам двара (десятые врата). Существует скрытая полость, находящаяся на другой стороне этого прохода десятых врат, и называется она капала кухара, или полость в черепе. Этот скрытый проход формирует часть основания черепа, на котором расположен головной мозг. Он раскрывается только тогда, когда язык спонтанно активируется через силу праны. Этот аспект отсутствует во всех искусственных техниках.

Когда язык полностью проходит этот скрытый черепной проход, кхечари мудра завершена. Затем, естественно, следует фиксация внутреннего созерцания на межбровье, и ум полностью поглощается в этом пространстве. Спонтанная кхечари мудра совершенна со всех сторон.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Группа Кхечари Мудр | djoti - Дневник djoti | Лента друзей djoti / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»