[200x275]
"Саттваваджра спросил: «О, учитель учителей, всевышний источник! Не есть ли учитель невыявимое средоточие? Не есть ли все ученики невыявимое средоточие? Не есть ли все учения невыявимое средоточие? Не есть ли всякое время и место невыявимое средоточие? Если всё сущее имеет природу средоточия, кто тогда может быть «учителем учителей»? Зачем появляются ученики? И какое учение можно тогда передать? И каким образом время и место могут быть чем-то одним?»
Тогда всевышний источник, ум чистый и совершенный, ответил: О великий, погрузись в звук, я объясню тебе истинный смысл! Я, всевышний источник, сущность ума, — самое сердце всех явлений, невыявимая сущность, которая изначально есть средоточие. «Средоточие» — это то, что изначально запредельно понятиям. Учитель, учение, собрание учеников, время и место из меня возникают и сами суть изначальное средоточие, ибо природа моя — средоточие.
...
Затем Саттваваджра спросил: «О всевышний источник, ум чистый и совершенный, ты — извечное совершенство! Поскольку учитель, учения, ученики и всё остальное возникли из тебя, ты — источник всех явлений. Но сколько учителей: один или много? Сколько учений: одно или много? Сколько учеников: один или много?
Всевышний источник, ум чистый и совершенный, продолжал так:
Самородная мудрость — единственный всеобщий учитель, но сущность моя проявляется трояко, и так возникает три вида учителей. Я есть единство истинного состояния, и именно это — реальностъ всех явлений: есть только я, ум чистый и совершенный. Учителя трёх тел-измерений — мои порождения — учат своих учеников трём видам учений. Проявляя свою единую природу, я показываю, что сущность моя лишь одна: для меня, Источника, все ученики едины. Однако для учителей трёх тел-измерений — моих порождений — есть три разновидности учеников.
Царь Всетворящий
Основная тантра Дзогчен Сэмдэ
1.
[510x341]