С каким то очень теплым чувством слушаю диск "Музыка русских княжон". Это подборка композиций, сочиненных женщинами-композиторами эпохи Екатерины Второй. Значительная их часть написана Натальей Ивановной Куракиной (1768-1831), урожденной Головиной. Она была кавалерственной дамой ордена Святой Екатерины, статс-дамой, супругой министра внутренних Алексея Борисовича Куракина, женщиной с музыкальными способностями - играла на арфе, пела, сочиняла романсы (к концу жизни их накопилось более 50-ти). Много общалась с политиками, писателямии, актерами. Вместе с тем, современники писали, что она отличалась детской простотой и незлобливостью: «Ее ум, характер, доброта были удивительно естественны».
Автор портрета - также достойна отдельного упоминания. Это Луиза Элизабет Виже-Лебрён (1755-1842). Рано осталась сиротой, друзья отца определили ее в мастерскую исторического живописца Габриэля Бриара. В 24 года талантливую девушку пригласили написать портрет Марии-Антуанетты и ее карьера пошла в гору. Однако через 10 лет, когда во Франции началась революция, Луиза покинула Родину. В 1795 году Виже-Лебрен добралась до Петербурга, в котором задержалась почти на 7 лет. Только в 1810 году она окончательно вернулась во Францию и постепенно отошла от живописи. Умерла Луиза-Элизабет Виже-Лебрен в Париже 30 марта 1842 года. В конце жизни она написала мемуары «Воспоминания о моей жизни» (они, кстати, изданы на русском языке, бонусом идет переписка с княгиней Куракиной).
Другой портрет Куракиной, пера Владимира Боровиковского.
Интересна история другой "княжны"-композитора (и поэтессы) с упомянутого диска - Марии Львовны Нарышкиной (1766-1806). Дочь "сиятельного Арлекина" Екатерины II - Льва Александровича Нарышкина, который развлекал сперва Петра III, а потом и Екатерину Алексеевну. Его дом был местом веселых пирушек, балов, маскарадов. На один из них он пригласил Потемкина (к тому времени уже много лет как фаворита Екатерины). Заприметив яркую и талантливую девушку, Потемкин стал частым гостем в доме Нарышкиных. Пожилой князь ожил, помолодел, стали поговаривать о свадьбе. Гаврила Державин пророчил ей ясное будущее:
|
Пой, Евтерпа, дорогая! В струны арфы ударяй, Ты, поколь, весна младая, Пой, пляши и восклицай. <...> Марс устанет – и любимец Счастья возьмет свой покой; У твоих ворот и крылец Царедворец и герой Брякнут кольца золотые; Ты с согласия отца Бросишь взоры голубые И зажжешь у них сердца... |
О серьезном увлечении фельдмаршала было тут же доложено императрице. В один из вечеров конца апреля 1789 года Екатерина II со своей свитой навестила дом Нарышкина, вскоре после этого Потемкин неожиданно покинул столицу. Больше он у Нарышкиных не бывал, а через полтора года скончался. Марии Нарышкиной не было суждено стать женой столь "державного мужа". Через несколько лет Марию выдали замуж без любви за богатого и польского князя, уже дважды вдовца, старше ее на 20 лет - Франтишека Ксаверия Любомирского. От него она родила двух сыновей - Антония и Александра, а далее затерялась в длинном списке похожих женских биографий того века.