В программе концерта, посвященного двойному юбилею художественного руководителя и главного дирижера Уральского академического филармонического оркестра, лауреата Государственной премии Российской Федерации, народного артиста России Дмитрия Ильича Лисса, прозвучала оригинальная "симфония": она составлена как своего рода симфонический цикл, включающий 4 части из сочинений композиторов разных стран и эпох.
28 октября маэстро исполнилось 65 лет. Из них 30 лет — с 1995 года — Дмитрий Лисс руководит главным оркестром столицы Урала.
♪♫♪♪♫♪♪
Сергей Рахманинов
Симфония No. 3 ля минор, Op. 44 (1935-1936)
1 часть. Lento - Allegro moderato
Третья симфония — глубоко русская по характеру, удивительной силы и глубины, одна из вершин творчества композитора, один из его итогов, навеянная воспоминаниями о России и пронизанная страстной любовью к родной далекой и недостижимой земле.
Первая часть - эта сосредоточенная, будто из глубины веков пришедшая мелодия — своего рода эпиграф симфонии.
♪♫♪♪♫♪♪
Гектор Берлиоза
Фантастическая симфония, ор. 14
(«Эпизод из жизни артиста, фантастическая симфония в пяти частях»)
2 часть - Бал
Написанная в 1830 году, она стала одним из первых крупных сочинений в жанре программной музыки и одним из самых известных произведений композитора.
Содержание симфонии связано с возлюбленной Берлиоза — английской актрисой Гарриет Смитсон.
Вторая часть симфонии — «Бал» — удивительное открытие Берлиоза: он впервые вводит в симфонию вальс, заменяя этим символом романтизма и старинный менуэт, обязательный в классической симфонии, и более новое бетховенское скерцо.
Среди безмятежной картины бала возникает образ возлюбленной. Ее тема нежно, грациозно звучит у флейты, гобоя и кларнета под прозрачный аккомпанемент струнных. И вновь — кружение вальса с темой в ином оркестровом наряде, словно все новые пары скользят в увлекательном танце. Внезапно он обрывается — и солирующий кларнет повторяет тему возлюбленной.
♪♫♪♪♫♪♪
Сергей Прокофьев
Концерт для скрипки с оркестром № 2 (g-moll), Op. 63 (1935)
Часть вторая – Andante assai
Выдержана в лирических тонах. По форме она представляет собою пятичастное рондо.
Концерт стал последним наиболее крупным произведением композитора так называемого заграничного периода.
Прокофьев работал над концертом во время гастролей и позже писал: «Количество мест, где я писал Концерт, показывает, какую кочевую жизнь я вёл тогда во время гастролей». Основная тема первой части была написана в Париже, первая тема второй части — в Воронеже, оркестровка была завершена в Баку, а премьера состоялась в Мадриде.
На протяжении всей второй части звучит изящная мелодия для скрипки .
♪♫♪♪♫♪♪
Людвиг Ван Бетховен
Симфония № 7 ля мажор, Op. 92 (1811-1812)
IV. Finale. Allegro con brio
Симфония посвящена графу М. Фрису, венскому меценату, в доме которого Бетховен часто выступал как пианист.
Композитор ценил ее очень высоко: «Среди лучших моих сочинений я с гордостью могу указать на ля-мажорную симфонию».
Финал симфонии представляет собой «какую-то вакханалию звуков, целый ряд картин, исполненных беззаветного веселья...» (Чайковский), он «воздействует опьяняюще. Льется огненный поток звучаний, как лава испепеляя все, что ему противится и встает на пути: пламенная музыка увлекает за собой безоговорочно» (Б. Асафьев). Вагнер назьвал финал дионисийским празднеством, апофеозом танца, Роллан — бурной кермессой, народным праздничным гуляньем во Фландрии. Поразительно слияние самых разных национальных истоков в этом буйном круговом движении, объединяющем ритмы танца и марша: в главной партии слышатся отголоски плясовых песен Французской революции, в которые вкрапливается оборот украинского гопака; побочная написана в духе венгерского чардаша. Таким празднеством всего человечества заканчивается симфония.