Концерт №1 для фортепиано с оркестром Чайковского и Концерт №2 для фортепиано с оркестром Рахманинова исполняет Святослав Рихтер.
Играет Симфонический оркестр Ленинградской государственной филармонии.
Концерт Чайковского дирижирует Евгений Мравинский, а Рахманинова — Курт Зандерлинг.
Записи 1959 года.
О КОНЦЕРТЕ ЧАЙКОВСКОГО
Чайковский сочинил Концерт №1 для фортепиано в 1874 году, в один из счастливых периодов своей жизни. Интересно, что выдающийся пианист Николай Рубинштейн не сразу смог оценить концерт по достоинству, однако позже признал ошибочность своей первоначальной оценки и сам часто его исполнял. За рубежом популяризатором концерта был Ганс фон Бюлов, которому Чайковский и посвятил концерт. Сейчас концерт получил мировое признание и принадлежит к числу любимых у публики и наиболее часто
исполняемых произведений.
П.И.Чайковский
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром си-бемоль минор, соч. 23
I. Allegro non troppo e molto maestoso
II. Andantino semplice
III. Allegro con fuoco
О КОНЦЕРТЕ РАХМАНИНОВА
Рахманинов сочинил Концерт №2 для фортепиано в 1900—1901 годах в начале нового прилива творческих сил после нескольких лет тяжелого творческого кризиса. С этим связан общий жизнеутверждающий характер концерта. В музыке Концерта нет прямого сходства с русскими народными песнями, тем не менее многими она воспринимается как глубоко национальная. Метнер о начальной мелодии первой части говорил так: «(тема) неизменно производит впечатление одной из наиболее ярких тем России и не только потому, что душа этой темы русская... Каждый раз с первого же колокольного удара чувствуешь, как во весь свой рост подымается Россия».
С.В.Рахманинов
Концерт для фортепиано с оркестром № 2 до минор, соч. 18
I. Moderato
II. Adagio sostenuto
III. Allegro_scherzando
ОСОБЕННОСТЬ ЗАПИСЕЙ
В каждом из концертов на записи в исполнении Рихтера есть нечто, что может показаться непривычным. В концерте Чайковского внимание обращает на себя особая наэлектризованность и взвинченность вступления, оно звучит живее и острее, чем мы привыкли слышать. А в концерте Рахманинова получилось будто бы наоборот. В начале Рихтер как бы нарочито удерживает более спокойный темп, чтобы потом выплеснуть все эмоции в кульминации.