Это цитата сообщения
kakula Оригинальное сообщение10 ноября родились...
[464x699]
1433
Карл Смелый (Charles le Téméraire)
французский правитель, герцог Бургундский с 1467 г. по 1477 г. Родился в Дижоне. Сын Филиппа Доброго и его третьей жены, Изабеллы Португальской. Был воспитан в традиционном духе на чтении рыцарских романов, упражнениях в верховой езде и владении оружием. Положение единственного наследника способствовало развитию в нем не только лучших его качеств - ума, великодушия, несомненной личной храбрости - но также и высокомерия, горячности, склонности к принятию необдуманных решений. В 1454 г., будучи еще графом Шароле, он вступил в брак с Изабеллой де Бурбон. Его отец, Филипп Добрый, умер в 1468 г., но власть фактически перешла в руки Карла уже в 1465 г. К тому времени его пристрастия и устремления во внутренней и внешней политике вполне определились. В области управления государством это был сторонник увеличения, централизации и унификации власти в многочисленных владениях Бургундского герцогства, очень различных по территории и политическим традициям. Однако главным фактором его внешней политики, определившим как его собственную судьбу, так и судьбу его государства, была вражда с французским королем Людовиком ХI. Противостояние было неизбежно: как Карл, так и Людовик стремились к созданию единого государства, и сферы их интересов совпадали. В апреле 1474 г. в Констанце стараниями Людовика ХI было заключено соглашение между герцогом Австрийским, швейцарскими кантонами и городами Эльзаса, в августе того же года к ним присоединился герцог Лотарингский Рене. Тем временем швейцарцы захватили Франш-Конте, а Людовик ХI - Пикардию, Бургундию и Люксембург. Одним из важных успехов короля было то, что ему удалось лишить Карла его главного союзника - английского короля. В 1475 г. соглашением в Пикиньи он купил нейтралитет Англии. В 1476 г. он потерпел ряд поражений от швейцарцев и герцога Лотарингского, отвоевавшего назад свои владения. В конце 1476 г., несмотря на нехватку средств, он осадил крепость Нанси, однако под натиском объединенных войск Лотарингии, Эльзаса и Швейцарских кантонов был вынужден отступить. Сам Карл был убит 5 января 1477 года во время атаки на позиции швейцарцев под стенами Нанси. После смерти Карла Людовик ХI захватил герцогство Бургундское и другие владения Карла во Франции. Нидерланды и Франш-Конте (свободное графство Бургундское) достались Габсбургам после женитьбы сына императора Фридриха III Максимилиана на дочери Карла Смелого Марии.
[650x699]
1483
Мартин Лютер (Martin Luther)
Великий немецкий реформатор, основоположник лютеранства, вождь Реформации в Германии. Родился в городе Айслебене в Тюрингии. Мартин учился в Эрфуртском университете и в 1505 году получил степень магистра искусств. Его отец, Ганс Лютер, выходец из крестьян, был рудокопом, а впоследствии обзавелся шестью литейными мастерскими; мать, Маргарита, также происходила из крестьянского сословия. По желанию своего отца, он начал осваивать профессию адвоката. Но как-то, направляясь пешком из Манефелта в Эрфурт, был застигнут грозой, которая заставила его припасть к земле. Он воскликнул: "Святая Анна, помоги мне, и я стану монахом". Позже Лютер пожалел о данной клятве, но чувствовал себя связанным. Он вступил в орден монахов и начал вести очень аскетическую жизнь, чтобы быть угодным Богу. В 1507 году Лютера посвятили в священники, и он начал работу учителем богословия, повышая свое положение как ученого. В 1508 году он стал учителем в университете города Виттенберга. 19 октября 1512 года Лютер получил степень доктора богословия и вскоре после этого стал преемником Штаупитца на факультете богословия в качестве профессора библейской теологии. Лютер чувствовал настоятельную внутреннюю потребность в истинной праведности, - в том, чего он не мог добиться епитимьями, монашеством или жертвоприношениями. Размышляя над одним местом из Послания к Римлянам, он открыл то, что он начал рассматривать как истинное значение Евангелия. Это проникло во все его учения, и он все более критически стал относиться к католической теологии, базирующейся на аристотелевских принципах. В 1515 году Лютер стал священником городской церкви Виттенберга. После долгих молитв он прикрепил к двери церкви Шлосскирхе (церковь при замке) в Виттенберге девяносто пять академических тезисов "О силе индульгенций". Разгорелся спор, и Рим обвинил Лютера в ереси. Его основным оппонентом стал Иоанн Эн, который обвинил Лютера в еретической враждебности к папе. На общем собрании августинцев Саксонии, проведенном 26 апреля 1518 года в Гейдельберге, Лютер защищался блестяще. Благодаря влиянию архигерцога Фредерика и Виттенбергского университета дело Лютера было представлено не в Риме, а перед кардиналом Каетаном в Аугсбурге. Каетан, разъяренный тем, что Лютер не желал отрекаться от своего мнения, жаждал арестовать его как еретика. В 1520 году Лютер опубликовал ряд объясняющих его позиции работ, которые и принесли ему известность среди богословов, духовенства, гуманистов и простых людей. Три из этих работ: "Открытое письмо к христианскому дворянству немецкой нации о реформе христианского сословия", "О вавилонском пленении церкви" и "О Христианской свободе". 10 декабря 1520 года Лютер красноречиво отказался подчиняться папе, привселюдно сжегши экземпляр папского послания. Лютера вызвали к ответу перед Немецким конгрессом в Вормсе, где он должен был отвечать на обвинение в ереси. И со скамьи ответчика, как с кафедры, Лютер произнес свою известную защитную речь. Он сразу же был отлучен от католической церкви. Друзья препроводили Лютера в безопасное место, замок Вартбург, поэтому Вормский экзит (смертный приговор) так и не был приведен в исполнение. Лютер составил в 1529 году "Большой катехизис" и "Малый катехизис". В них отражено его понимание христианского Евангелия, и основные принципы его веры оставлены для многих поколений лютеран. Его комментарии к книгам Бытие и Галатам стали широко известны. Его основная работа состояла в дальнейшем укреплении Реформации, и двадцать лет он посвятил переводу Нового Завета на немецкий язык. В последние годы жизни Лютер страдал от болезни, связанной с пищеварением. Мозг Лютера был чрезвычайно плодотворным. Он твердо установил в Европе три величайшие истины Нового Завета, которые веками были погребены под ритуалами и мертвым формализмом. Умер в Эйслебене 18 февраля 1546 году.
[610x699]
1577
Якоб Катс (Jacob Cats)
нидерландский поэт. Родился в Брауверсхавене. Был адвокатом, затем профессором в Лейдене, попечителем Лейденского университета, в 1627 посланником в Англии, с 1636, в очень тяжёлые для Голландии времена — великим пенсионарием Голландии, выказав на этом посту не столько дарования, сколько полнейшее беспристрастие и честность. Автор стихотворных произведений дидактического характера «Брак» (1625), «Старость, сельская жизнь и мысли о хозяйстве в Зоргфлите» (1656), автобиографии «Восьмидесятилетняя жизнь» (1657). Умер в Гааге 12 сентября 1660 года. Его труды: «Emblemata en Zinnebeelder» (Миддельб., 1618); «Zelfstryd» (Миддельб., 1620, 1621); «Huwelyk» — главное произведение его (1628); «Proteus of Zinne en Minnebeelder» (Роттердам, 1627); «Trowring» (Дортрехт, 1634); «Tachtigjarig Leven Huishouding of Zorgvliet» (Амстерд., 1656—1657). Его поэтическая автобиография, написанная им на 82 году жизни, вышла в свет в 1709.
[621x699]
1616
Нинон Ланкло (полное имя - Анна де л’Анкло)
знаменитая французская куртизанка, писательница и хозяйка литературного салона. Прославилась своей красотой, необычайным остроумием, а также тем, что сохраняла свою необыкновенную привлекательность практически до самой смерти на девятом десятке. Де Ланкло — символ образованной и независимой женщины, царицы парижских салонов, сочетавшей ум и сердце, пример эволюции нравов XVII и XVIII вв. Анна де л’Анкло родилась в Париже в семье туренского дворянина Генриха де Ланкло и его супруги, урожд. Ракони. Уменьшительное имя «Нинон» ей дал в детстве отец, последователь философии Эпикура, который в 1632 г. за дуэль был выслан из Франции и умер. 10 лет спустя скончалась её мать, и Нинон отправилась в монастырь — только ради того, чтобы покинуть его через год. Если знать, какой путь Нинон изберёт себе дальше, этот выбор монастырской карьеры вначале её жизни кажется странным. Но он был вызван тем же жизненным принципом, которым она будет руководствоваться всегда — Нинон собиралась оставаться не состоящей в браке и независимой. В дальнейшем, под влиянием философии эпикуреизма вообще и Монтеня в частности, Нинон посвятит свое бытие удовольствию — физическому и умственному. В наследство Нинон получила большое состояние, которым сумела хорошо распорядиться, получая ежегодно 10 000 ливров ренты. Возвратившаяся в Париж Нинон стала популярной фигурой в светских салонах того времени, и её собственная гостиная также стала центром споров о литературе и создания новых произведений. В начале 1630-х именно Нинон де Ланкло поощрила молодого Мольера — например, именно в её салоне он впервые прочёл своего «Тартюфа», и он вывел её в «Мизантропе» в образе Селимены. (Уж не говоря о том, что в своём завещании она оставила средства для покупки книг 9-летнему сыну своего счетовода по имени Франсуа Мари Аруэ — который позже прославится под фамилией Вольтер). Именно в этот период началась её жизнь в качестве куртизанки. Нинон сменила череду богатых и знатных любовников, включая кузена короля Великого Конде, Гаспара де Колиньи (герцог Шатильонский, внучатый племянник адмирала Колиньи), и Франсуа Ларошфуко. Нинон всегда окружали толпы поклонников, но возлюбленный у неё всегда был только один, и если он ей надоедал, она об этом говорила ему прямо и честно и брала другого. И такая была сила в подобной экстравагантности, что ни один мужчина не мог противиться своей отставке. «Единственное, что ему оставалось — радоваться, что ему ещё разрешили наносить Нинон визиты в качестве друга», — свидетельствовал Сен-Симон. Изящная, превосходно сложенная брюнетка, с лицом ослепительной белизны, с лёгким румянцем, с большими синими глазами, в которых одновременно сквозили благопристойность, рассудительность, безумие и сладострастие, с восхитительными зубами и очаровательной улыбкой, Нинон держалась с необыкновенным благородством, обладая поразительной грацией манер. В любви Нинон руководствовалась по большей части велениями сердца — она отвергла 50 тысяч франков за ночь от кардинала Ришелье, заявив, что она «отдаётся, но не продаётся» (из воспоминаний графа де Шавеньяка). Cчитается, что денег Нинон со своих возлюбленных не брала никогда (в отличие от своей современницы Марион Делорм), в подарок принимала от них только цветы, а свою репутацию куртизанки заслужила просто неприличным для незамужней девицы поведением. Тем не менее, Таллеман де Рео пишет: «Её любовников делили на три разряда: тех, кто платил и к коим она была совершенно равнодушна, терпя их лишь до поры до времени, пока они были ей нужны; на тех, кого она мучила, и любимчиков». Подобный стиль жизни (тогда ещё не столь приемлемый, как это стало позже), а также её вольнодумство (мнение относительно религии) привели к тому, что по навету госпожи де Граммон и повелению регентши Анны Австрийской Нинон была помещена в женский монастырь Мадлонетт. Некоторое время спустя, тем не менее, узницу посетила Кристина, бывшая королева Швеции, которая вместе с Конде добилась от Мазарини освобождения Нинон. В браке Нинон никогда не состояла, но родила от своих связей двух сыновей и дочь. В качестве реванша Нинон де Ланкло стала писать произведения, в которых защищала свою позицию: достойная жизнь без какой-либо религии. Среди них особенно выделяется «Месть кокетки» (La coquette vengée, 1659). Она была отлично образована, знала итальянский и испанский языки, свободно ориентировалась в классической литературе, играла на лютне и клавесине. Кроме того, Нинон была также прославлена своими остроумными высказываниями. Рассказывают, что по просьбе Сент-Эвремона она написала свою биографию, умолчав, однако, о своих любовных историях: «Вот мой портрет, но только по пояс». Выбирайте: либо любить женщин, либо понимать их. Начиная с конца 1660-х гг. Нинон понемногу оставила образ жизни куртизанки, сконцентрировавшись на своих литературных друзьях: в 1667 г. начинаются её приемы в отеле Сагонь (hôtel Sagonne) на улице Турнелль, № 36, вошедшем в историю как дом её литературных салонов (несмотря на то, что они собирались и в других зданиях). В эти годы она стала другом Расина. Посетители её салона носили прозвище «турнелльских птиц». В их число входили: Фонтенель, Ларошфуко, Шарль де Сент-Эвремон, аббат Скаррон, Жан-Батист Люлли, Лафонтен, Филипп II Орлеанский, Антуан Годо, Антуан Гомбо, герцог Сен-Симон, граф Рабютен, Жюль де Клерамбо, аббат Шатонеф, Гюйгенс, Франсуа Буаробер, Шарль Перро, Шарль де Севинье (сын знаменитой мемуаристки), Буало и др. Свет и даже королевский двор прислушивались к мнению остроумной Нинон, побаивались её острот. Даже Людовик XIV по поводу всевозможных событий интересовался «А что сказала об этом Нинон?». Позже она стала близкой подругой Франсуазы д’Обиньи, более известной как мадам де Мантенон, фаворитки, а затем второй жены Людовика XIV. Нинон скончалась 17 октября 1705 года в возрасте приблизительно 82 лет очень богатой женщиной. До старости она сохраняла красоту — например, барон Сигизмунд Банье долго не соглашался посетить её салон, считая, что 70-летняя дама никак не может ему оказаться интересной. Когда же он наконец познакомился с де Ланкло, он сразу захотел стать её любовником. А проведя с нею ночь, был готов поклясться, что ей не более восемнадцати. Вскоре барон был убит на дуэли одним из отвергнутых соперников. Как-то у Нинон было одновременно два любовника — граф д’Эстре и аббат д’Эффиа (брат Сен-Мара). Одного из них она принимала по утрам, другого — по вечерам. Родив ребёнка, она не смогла решить, кто из них был отцом, и сказала обоим мужчинам решить спор, бросив игральные кости. Граф выбросил 14 очков. Ребёнок был назван его сыном. Впоследствии этот мальчик получил имя де ла Брюсьер, служил во флоте, был отмечен наградами и дослужился до чина капитана. Другая история — о сыне Нинон от маркиза де Жерсея, который воспитывался вдали от неё. Он получил имя Альберт де Вилье и в возрасте 20 лет случайно встретил прекрасную женщину в парке Тюильри, в которую безумно влюбился. Ей было 56 и она была всё так же прекрасна. Нинон догадалась, что он — её ребенок и сказала об этом юноше. Тот в отчаянии повесился. Своего третьего ребенка, девочку, Нинон родила в возрасте 55 лет. Согласно легенде, ребёнок был так красив, что хотя и прожил всего несколько часов, его отец (говорили — принц крови) приказал забальзамировать тело и поместить его под стеклянный колпак в своём кабинете. Некий Гурвиль, любовник Нинон, спасаясь от Мазарини был вынужден был отправиться в изгнание. Уезжая из Парижа, он отдал на хранение 20 000 экю своему другу, настоятелю монастыря. Такую же сумму получила Нинон. Когда Гурвиль несколько лет спустя вернулся, и попробовал получить свои деньги обратно, священник сделал вид, что никаких денег вообще не было. Расстроенный путешественник даже не стал обращаться к Нинон, не рассчитывая на честность куртизанки. Она сама нашла его и отдала ему деньги со словами, что если он и потерял свое место в её сердце, то что касается 20 000 экю, то, слава Богу, память относительно этого не изменила ей. Сочинения: «Месть кокетки» (La coquette vengée, 1659) — приписывается; «Письма Нинон де Ланкло к маркизу де Севинье», изданы в 1750 г. (Lettres de Ninon de L’enclos au Marquis de Sévigné). Литература: Таллеман де Рео, «Занимательные истории»; Луи де Руврэ, герцог Сен-Симон, «Мемуары»; Граф де Шавеньяк, «Воспоминания»;«Ninon de l’Enclos», комедия. Автор — А.Анрио (Henrion, Armand Henri Ragueneau de la Chainaye), 1804; «Mémoires de Ninon de Lenclos», роман. Автор — Эжен де Мирекур (Eugène de Mirecour), 1857; Франс Рош, «Нинон де Ланкло, женский ум, мужское сердце» — современная биография.
1654
Эрнст Глюк (Johann Ernst Glück)
лютеранский пастор, в семье которого в годы службы в Мариенбурге жила Марта Скавронская, будущая императрица Екатерина I. Родился в Веттине, близ Магдебурга (Саксония), учился в гимназии в Альтенбурге и изучал богословие в Виттенбергском и Лейпцигском университетах. Вероятно, в 1673 г. он прибыл в Лифляндию в качестве проповедника с генерал-суперинтендентом Фишером. Обратив внимание на печальное положение, в каком находились латыши, Глюк задумал его улучшить и дать им возможность читать Библию на родном языке. Не чувствуя себя сильным в еврейском и греческом языках, он, прежде чем начать перевод Библии, решил усовершенствоваться в этих языках и отправился в Гамбург, где и изучил их под руководством знаменитого ориенталиста Себастиана Езарда (Ezardus). В 1680 г. издан был сборник его статей на славянском, еврейском, греческом и латинском языках, под заглавием: "Ara et honoris et amoris — Domino Gottfr. Mathesio, in die cum ipsi magisterialis dignitas in aima Phylippea concederetur, erecta" (Hall. Saxon. 1680, fol.). В том же году Глюк возвратился в Лифляндию и назначен был сначала гарнизонным проповедником в Дюнамюнде, затем, в 1683 г., пастором в, Мариенбурге и Зельтингофе и, наконец, в 1687 г. пробстом (препозитом) Кокенгузенского округа. По возвращении в Лифляндию началась и просветительная деятельность Глюка. Прежде всего он принял участие в переводе Библии на латышский язык. В 1685 г. вышел в Риге изданный Фишером Новый Завет, а в 1689 г. там же — Ветхий Завет. Кроме того Глюк издал латышский молитвенник (1686 г.), перевел на латышский язык объяснения Фишера малого катехизиса Лютера (1699 г.) и самый катехизис, составлял на латышском языке духовные песнопения. В 1683 г. он учредил народную школу в Мариенбурге, а потом начал хлопотать об учреждении при пробстских приходах школ для подготовки учителей. Предметом его забот были и русские раскольники, жившие в восточной Лифляндии; он хотел устроить и для них школы и перевести на русский язык Библию и учебники. В 1684 г. Глюк ездил с Фишером в Швецию, чтобы представить королю Карлу XI свои соображения о народном образовании в Лифляндии; предложение его об учреждении русских школ и переводе на русский язык учебников было одобрено Карлом XI, но смерть короля помешала осуществлению всех его планов. Тем не менее он продолжал свои труды по просвещению латышей и лифляндских русских. Русский язык Глюк изучил благодаря знакомству с монахами Псково-Печерского монастыря. 15 мая 1699 г. он написал Лифляндскому генерал-губернатору Дальбергу объяснение о своих просветительных трудах и заботах: к этому времени он "изготовил уже на русском языке школьные книги" и содержал у себя в доме, "хотя с не малым иждивением", русского пожилого священника (монаха Пичуговского монастыря), который служил ему помощником при переводе славянской Библии на простой русский язык; к этому труду его поощряли "письмами и из Германии и из Москвы, особливо Головин, царский посланник". Объяснение это впоследствии было напечатано Г.Эверсом и М.Энгельгардтом в "Beiträge zur Kenntniss Russlands und seiner Geschichte" под заглавием: "Bruchstück einer Verteidigungsschrift wegen seiner Bemühungen für die lettische und russische Litteratur". 25 августа 1702 г. Глюк был пленен при взятии Мариенбурга Шереметевым; при этом погиб его русский перевод Библии. Вместе с ним была взята в плен и жившая в его семье служанкой Марта Скавронская, будущая императрица Екатерина I. Может быть, близость к семье Глюка Екатерины, а также его труды по просвещению ливонских русских обратили на него внимание Петра І, решившего использовать его опытность при насаждении просвещения в Москве. 6 января 1703 г. Глюк с семейством, учителем детей и челядниками прислан был Шереметевым из Пскова в Москву. Здесь он первоначально находился в ведении Разрядного приказа, но уже 19 января велено было "свеянина Апта" (такое звание дают Глюку документы того времени), который умеет "многим школьным и математическим и философским наукам на разных языках", взять "для государева дела" в Посольский приказ. Помещен он был сначала на подворье Ипатьевского монастыря (в Китай-городе, в Ипатьевском переулке) за караулом, а в конце января, вследствие тесноты помещения, переведен в Немецкую слободу на двор пастора Фагеция, под расписку последнего, но без караульных солдат. В феврале началась педагогическая деятельность Глюка в Москве. Ему отданы были в научение немецкого, латинского и других языков 6 бывших учеников переводчика Посольского приказа Швиммера, преподававшего в "немецкой" школе при этом приказе, три брата Веселовских (с 9 марта) и в 1704 г. еще два новых ученика. 4 марта 1703 г. Глюку назначен был поденный корм по 5 алтын на день с 20 января. Преподавание Глюка и его двух помощников шло настолько успешно, что он 15 декабря 1703 г. просил Ф.А.Головина произвести экзамен его ученикам и писал, что у него уже готовы 5 учителей; тогда же он, указывая, что может "его царскому величеству служить в науке различным хитростям, а имянно: латинского, немецкого, еврейского и иных восточных языков; також на славенском языке риторике, философии, геометрии, географии и иным математическим частям и политике, гистории и прочему, к гражданским наукам принадлежащему", и даже врачеванию, в котором он также искусен, и просил дать ему какой-либо дом в Немецкой слободе, в котором он учредил бы классы или определения против школ иностранных и стал бы учить русских; в надежде на милость великого государя он уже принял учителя французского языка и начал переводить французскую грамматику на славянский язык. В марте 1704 г. "немецкой апт" с учениками и учителями был переведен из Немецкой слободы на Покровку (теперь Маросейка) в дом умершего боярина В.Ф.Нарышкина (теперь дом Человеколюбивого общества). В 1705 г. школа Глюка превратилась в гимназию: 25 февраля объявлен был именной указ: "для общия всенародныя пользы учинить на Москве школу на дворе В.Ф.Нарышкина, на Покровке, а в той школе бояр, и окольничих, и думных, и ближних, и всякого служилого и купецкого чина детей их, которые своею охотою приходить и в тое школу записываться станут, учить греческого, латинского, итальянского, французского, немецкого и иных розных языков и философской мудрости". Обучение в школе было бесплатное, а на содержание школы, состоявшей в ведении Ижорской канцелярии, предписывалось выдавать ежегодно 3000 рублей. В это же, вероятно, время написано было Глюком "приглашение к российским юношам, аки мягкой и к всяческому изображению угодной глине", с приложением "каталога учителей и наук", которые можно изучить в новой школе; так, сын директора Христиан Бернард Глюк преподавал желающим картезианскую философию и "охотникам феологских сладостей" языки греческий, еврейский, сирийский и халдейский; другой учитель ("танцевательный мастер") научал телесному благолепию и комплементам чином немецким и французским; третий ("конский учитель") — верховой езде и дрессировке лошадей. Глюк трудился также над переводом книг для употребления в классах. Им переведены были катехизис Лютера, сборник лютеранских песнопений, молитвенник, немецкая грамматика, "Вестибул", т. е. предверие, или Словарь русского, латинского, немецкого и французского языков, Orbis pictus (Свет, зримый в лицах) и "Введение в языки" (lanua reserata linguarum) Аммоса Коменского. Все эти книги он представил 15 декабря 1703 г. царю и просил напечатать Вестибул. Им составлены были учебники географии на русском и немецком языках (посвящен царевичу Алексею Петровичу) и русской грамматики. В 1703 г. ему приходилось, по его словам, беспрестанно переводить книги для обучения царевича Алексея Петровича. Среди рукописей Пауса, преемника Глюка по управлению школой, находились следующие переводы Глюка: русская и немецкая география, сборник евангелических песнопений (Praxis pietatis melica), сборник разных песен, катехизис Лютера, русские проповеди, свадебные стихотворения и др. По словам Фокерода, Г. перевел лютеранские песни русскими грубыми виршами, и дети должны были петь их до и после уроков. Он приступил также к новому русскому переводу Библии, но смерть помешала ему докончить это дело. По словам Вебера, под надзором Глюка сделан был перевод "Истории Александра Македонского" Кв.Курция, вышедший в свет в 1709 г., но подтверждения этого известия нет. Глюк принимал участие и в делах московской евангелической общины: в 1704 г. он был избран третейским судьей для разбора споров, возникших среди членов общины. Глюк умер 5 мая 1705 года и погребен на старом немецком кладбище у Марьиной рощи (в изданных списках с надгробия днем смерти ошибочно указывается 5 марта). Глюк был женат на Христине Рейтерн (умерла 29 сентября 1740 г.) и имел 2 сыновей и 4 дочерей: 1) Агнету, за майором Гран(к)ом, 2) Христину, за полковником фон Кошкуль, 3) Елизавету, статс-даму, умерла в 1757 г., за адмиралом Никитой Петровичем Вильбоа, и 4) Маргариту (фрейлина цесаревны Елисаветы Петровны), за поручиком Преображенского полка Фитингофом. Старший сын Христиан Бернард († 1735 г.) был сначала учителем в московской школе отца, а потом камер-юнкером царевича Алексея Петровича и асессором и советником Камер-коллегии; он имел несколько человек детей. Младший сын, Эрнест Готлиб, родился около 1698—1700 гг. в Мариенбурге, учился в "чужестранных академиях наук" и по возвращении в Россию служил в Юстиц-коллегии лифляндских и эстляндских дел асессором с 7 октября 1725 г., первым советником с 3 декабря 1740 г. (состоя в этой должности, произведен 13 мая 1754 г. в статские советники) и, наконец, вице-президентом, в чине действительного статского советника. Он был женат на Шарлотте Юлии Таубе и имел сына Карла Фридриха (родмлся 16 февраля 1754 г.) и дочь Элеонору Елизавету (1764—1816), за Христофором Леопольдом фон Вильдеманом, внучатным племянником Миниха. Литература: "О немецких школах в Москве в первой четверти ХVIII в. (1701—1715 гг.). Документы Московских архивов, собранные А.Н.Зерцаловым и С.A.Белокуровым. С предисловием С.A.Белокурова, І—ХLI+1—244 "(Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских" 1907 г., книга I); Пекарский, "Наука и литература в России при Петре Великом", том I, страницы 126—131, том II, страница 217; Пекарский, "История Имп. Академии Наук", том I; Fechner, "Chronik der Evangelischen Gemeinden in Moskau", t. II; Лобанов-Ростовский, "Русская родословная книга", том І, страницы 142, 432; Брокгауз-Ефрон, "Энциклопедический словарь", XVI (статья Е. Шмурло); Словари писателей митрополита Евгения, Снегирева и Геннади; Бантыш-Каменский, "Словарь достопамятн. людей"; Recke und Napierski, "Allgemeines Lexicon"; "Гербовед" 1913 г., ноябрь ("Дворяне фон Глик"); "Русский Архив" 1873 г., страницы 1408—1409 (Записки Фокерода); "Москва в ее прошлом и настоящем", том VII, 35—38 (М.А.Голубцова, "Московская школа Петровской эпохи").
[492x698]
1668
Франсуа Куперен (François Couperin)
французский композитор. Родился в Париже, происходил из семьи известных французских музыкантов, которая процветала на протяжении 17–18 вв. Франсуа Куперен, которого потом прозвали «le grand» - «великий», стал в 1685 органистом церкви святого Гервасия в Париже (этот пост он занимал до самой смерти), а через 8 лет поступил на службу в Королевскую капеллу. Его известность как органиста не уступала его славе клавесиниста; игре на клавесине Куперен обучал дофина и других членов королевской семьи. Куперен написал немало песен и духовных сочинений (как вокальных, так и для органа), но славу ему принесли светские инструментальные произведения, особенно пьесы для клавесина и трио-сонаты (жанр, ставший популярным во Франции именно благодаря Куперену). Среди сочинений камерно-инструментальных жанров выделяются Королевские концерты (Concerts royaux), написанные в 1714–1715 для Людовика XIV (напечатаны в 1722) и трио-сонаты Нации (Les Nations), появившиеся в 1726. Знаменитый Инструментальный концерт-апофеоз, посвященный бессмертной памяти несравненного Господина де Люлли (Concert instrumental sous le titre d'apothose compos a la mmoire immortelle de l'incomporable Monsieur de Lully, 1725) показателен в двух аспектах. Здесь Куперен воплощает свою идею соединения стиля А.Корелли, сочинениями которого он восхищался и которому посвятил большую трио-сонату Парнас, или Апофеоз Корелли (Le Parnasse ou l'apotheose de Corelli, 1724), со стилем Ж.Б.Люлли. Иначе говоря, Куперен стремился, с одной стороны, соединить мелодику, присущую итальянскому стилю, с французской манерой (эти два стиля в ту эпоху соперничали между собой), а с другой, придать своим композициям повествовательный, программный характер. Обе эти тенденции присутствуют в лучших произведениях Куперена – клавесинных сюитах, которые композитор назвал Les Ordres («ряды», «последовательности») и опубликовал в четырех тетрадях (1713, 1717, 1722 и 1730). В стилистическом плане эти пьесы, как и все камерное творчество Куперена, демонстрируют сочетание контрапунктического и гомофонного (гармонического) письма; они отличаются богатством орнаментики, изобилием мелизмов. Умер Куперен в Париже 12 сентября 1733.
1679
Иоганн Кристиан Шифердеккер (Johann Christian Schieferdecker)
Немецкий органист и композитор. Родился в Тойхерне. Умер в Любеке 5 апреля 1732 года.
[422x698]
1683
Георг II (George II, Georg II August; полное имя - Георг Август)
король Великобритании и Ирландии, второй представитель Ганноверской династии на британском троне. Георг, единственный сын Георга Людвига, ставшего курфюрстом Ганноверским, а позже английским королем Георгом I, и Софии Доротеи, дочери Георга Вильгельма, герцога Брауншвейг-Люнебург-Целльского, родился в Герренгаузене (замке Ганноверов, ныне Ганновер). 2 сентября 1705 Георг Август женился на одаренной и привлекательной Каролине Ансбахской; принимал участие в войне за Испанское наследство. После того как в 1714 отец Георга взошел на английский трон, сам он стал принцем Уэльским. Три года спустя между сыном и отцом призошла столь сильная ссора, что принца с супругой выдворили из Сент-Джеймсского дворца, отобрав при этом детей – чтобы они воспитывались под присмотром деда. Георг и его жена учредили в Лестер-Хаусе близ Лондона альтернативный двор, ставший центром притяжения для тех, кто находился в оппозиции королевскому двору. Среди посетителей Лестер-Хауса был и Роберт Уолпол, лидер партии вигов, вызывавший у принцессы Каролины чувства восхищения и преклонения. Именно Уолпол был инициатором произошедшего в 1720 примирения между королем и его сыном. Однако принц чувствовал себя обманутым и затаил вражду к Уолполу. При своем восшествии на престол в июне 1727 Георг сместил Уолпола, однако Каролина убедила его вернуть министра. Подобно тому, как с Георгом когда-то враждовал его отец, король рассорился со своим собственным наследником Фридрихом, принцем Уэльским. Вскоре после этого, в 1737, умерла Каролина. Печаль Георга была глубокой и искренней; от повторного брака он отказался и до конца своих дней утешался обществом мадам де Уолдмоден, которую сделал графиней Ярмут. Оружие и военные обязанности радовали Георга больше всего на свете. Еще в 1708 он проявил незаурядное мужество под командованием герцога Мальборо в битве при Ауденарде (в совр. Бельгии), где британские и австрийские войска нанесли поражение французам. Он выказал большую отвагу и в 1743, когда лично повел свои войска в атаку на французов в битве при Деттингене (на Майне в Баварии, 25 км к востоку от Франкфурта). Это был последний в истории случай личного участия английского монарха в сражении. Равным образом он продемонстрировал силу духа, когда в 1745 отказался покинуть Лондон, несмотря на приближение якобитов (сторонников бывшего правящего дома Стюартов). Георг играл заметную роль во внутренних и международных делах и потому питал иллюзию – быть может, не столь уж далекую от действительности – что не только царствует, но и правит. Однако на заседаниях он обнаруживал куда меньшую смелость, чем на полях сражений. Хотя Георг упорно сохранял преданность тем, кому доверился однажды, как это видно из его поддержки Уолпола и Джона Картерета, обычно он поддавался своим советникам. В 1733 он уступил Уолполу в вопросе об английском участии в войне за Польское наследство: Георг полагал, что Великобритании следует придти на помощь своим союзникам – Австрии и России. В 1744 король в результате оказанного на него нажима сместил Картерета – министра, которого сам же назначил; в 1746 он выполнил требования министров назначить в правительство Уильяма Питта, которого не переносил. Георг был покровителем оперного антрепренера Иоганна Фридриха Хайдеггера и Георга Фридриха Генделя. Он был великим любителем парадов и охоты. Пережив старшего сына, Георг II умер в Лондоне 25 октября 1760 года от сердечного приступа и был похоронен рядом с женой в Вестминстерском аббатстве.
1697
Луиза Ипполита I (полное имя - Луиза Ипполита Гримальди)
княгиня Монако (1731-1731). Жена Жака, Князя Монако.Умерла 29 декабря 1731 года. Дети: Антуан Карл, Граф Мотильон; Шарлотта Гримальди; Оноре III, Князь Монако; Карл, Граф Матильон; Луиза Франсуаза Гримальди; Франц Карл, Граф Ториньи; Карл Морис, Граф Валентини; Луиза Франсуаза Гримальди.
[539x699]
1697
Уильям Хогарт (William Hogarth)
английский художник, иллюстратор, гравер и теоретик искусства. Родился в Лондоне. Учился в Лондоне у гравера Э.Геймбла. С 1720 Хогарт посещал занятия в Академии Джеймса Торнхилла, в том же году начал самостоятельно работать как профессиональный художник. Первыми работами Хогарта были книжные иллюстрации, в том числе к сатирической поэме Сэмюэла Батлера Гудибрас (1726). Двумя годами позже он начал писать маслом групповые портреты небольшого формата и с тех пор постоянно занимался как живописью, так и гравюрой. В 1730–1731 Хогарт выполнил серию из шести картин, получившую название Карьера проститутки. Большим успехом пользовались гравюрные оттиски серии, напечатанные в 1732. Следующая серия гравюр – Карьера мота – была опубликована в 1735, а в 1745 появился знаменитый цикл Модный брак. Затем последовали другие серии, среди которых – Прилежание и леность (1747) и Выборы (4 гравюры, 1755–1758). Хогарт выполнил также множество отдельных гравюр, несколько портретов и ряд исторических картин. В 1753 вышел в свет его трактат Анализ красоты. В 1757 Георг II назначил Хогарта главным живописцем; в этой должности он стал преемником Джона Торнхилла. В 1764 художник выпустил свою последнюю гравюру Конец, или Бездна. Хогарт наблюдал жизнь людей разного материального достатка, принадлежавших ко всем слоям общества; он был не только талантливым портретистом, но и моралистом, и сатириком. В портретной живописи художник был объективен и прямолинеен, что хорошо заметно в Портрете капитана Т.Корема (1740, Лондон, Сиротский приют Корема) и Портрете Саймона Фрейзера, лорда Ловета (1746, Лондон, Национальная портретная галерея). В искусстве Хогарта, несомненно, важное место принадлежит юмору. Так, в двух знаменитых гравюрах 1751 он противопоставил ужасные последствия, ожидающие тех, кто злоупотребляет дешевым джином (Переулок Джина), процветанию и благополучию тех, кто отдает предпочтение английскому пиву (Улица Пива). Сатирическое изображение жизни эпохи, особенно в сериях Модный брак и Выборы, ставит его в один ряд с великими романистами-сатириками 18 в. Скончался 25 октября 1764 года.
[540x699]
1720
Оноре III ((Honore; полное имя - Оноре Гримальди)
князь Монако в 1734 - 1795 гг. В молодости до 1748 он служил фельдмаршалом в армии Людовика XV, участвовал в битвах при Фонтеное и Рокоре. Во время царствования он заключил выгодный долговременный торговый договор с Сардинией и договор о взаимной поддержке с Францией. В 1793 во время революционных войн Княжество Монако было захвачено республиканскими войсками и под названием Форт-Геркул присоединено к территории Франции. Оноре III поместили в тюрьму в Париже. Княжеский дворец был разграблен. Оноре III спасло от гильотины только вмешательство Народного общества Ториньи, добившегося его освобождения. Его невестка Франсуаза де Шойсе-Стейнвил была гильотинирована в возрасте 27 лет в последней партии осужденных при Робеспьере вместе с Андре Шенье. Скончался князь 21 марта 1795 года.
[503x698]
1730
Оливер Голдсмит (Oliver Goldsmith)
англо-ирландский писатель. Родился в Палласе (Ирландия), один из семерых детей священника Англиканской церкви. Начальное образование получил в Элфине, Атлоне и Эджуортстауне; в 1745 поступил в дублинский Тринити-колледж, где 27 февраля 1750 получил степень бакалавра искусств. После безуспешных попыток заняться юриспруденцией и богословием в октябре 1752 поступил на медицинское отделение Эдинбургского университета. Стремясь повидать мир, в 1754 отправился в Лейден, якобы для обучения у великого анатома Б.С.Альбинуса, где оставался до весны 1755, затем скитался по Европе. Угроза войны и полное безденежье вернули его домой, и в начале февраля 1756 он объявился в Лондоне. В дальнейшем Голдсмит зарабатывал на жизнь преподаванием и врачебной практикой. Его литературная судьба обозначилась, когда он стал рецензировать книги для Р.Гриффитса в «Мансли ривью» («Monthly Review»), а затем для Т.Смоллетта в «Критикэл ривью» («Critical Review»). Первая его книга, Исследование о современном состоянии словесности в Европе (An Enquiry into the Present State of Polite Learning), вышла в апреле 1759 и получила благожелательные отзывы. На волне ее успеха Голдсмита пригласили в журнал «Пчела» («The Bee»), прекративший свое существование после выхода восьми номеров. 12 января 1760 писатель начал публиковать в «Паблик Леджер» («Public Ledger») Д.Ньюбери свои «китайские письма», написанные не без оглядки на Персидские письма (1721) Монтескьё. Неподражаемые щеголь Тибс и Господин в черном вдохнули жизнь в наблюдения его путешественника-китайца. Целиком книга была опубликована в 1762 под названием Гражданин мира (A Citizen of the World), и ее автор сразу оказался в ряду самых заметных журнальных авторов 18 в. В начале 1764 он стал действительным, т.е. «представляющим литературу», членом знаменитого Клуба, основанного Дж.Рейнолдсом и С.Джонсоном. В конце того же года, 19 декабря, вышел его Путешественник (The Traveller). В этой философской поэме автор, впервые представший как талантливый поэт, размышляет о национальных различиях и общем знаменателе человеческой натуры. В 1765 Голдсмит публикует свои сочинения в сборнике Эссе, а в марте 1766 появляется его единственный роман Векфильдский священник (The Vicar of Wakefield), который Ньюбери купил по настоянию Джонсона еще в 1762, избавив Голдсмита от долговой тюрьмы. Написанный от лица героя, сельского священника доктора Примроза, роман повествует о невероятных несчастиях, свалившихся на простодушных и доверчивых членов его семьи, но все беды заканчиваются неправдоподобно счастливым исходом. Книга остается популярной у читателей благодаря легкости стиля, множеству волнующих, трогательных и смешных эпизодов. Разносторонняя одаренность Голдсмита выразилась и в драматическом жанре: 29 января 1768 его пьесу Добрячок (The Good-Natured Man) показал, не очень веря в ее успех, Дж.Коулман в театре «Ковент-Гарден». После премьеры в пьесу пришлось внести изменения, поскольку публика освистала «низкую» сцену с судебными приставами. Ничуть не обескураженный неудачей, Голдсмит продолжил наступление на преобладавшую в театре сентиментальную комедию: 15 марта 1773 Коулман, снова без особой охоты, показал пьесу Ночь ошибок, или Унижение паче гордости (She Stoops to Conquer, or The Mistakes of a Night), имевшую успех у публики. Действие пьесы, построенное на том, что помещичий дом приняли за гостиницу, а семью хозяев – за слуг, неправдоподобно, однако события развиваются живо и забавно. Ситуации, диалоги и поведение персонажей неотразимо смешны. В промежутке между этими пьесами Голдсмит опубликовал вторую большую поэму, Покинутая деревня (The Deserted Village, 1770), где оплакивается конец «милого Оберна» – обезлюдевшей деревушки, чьи обитатели были согнаны с родного места по произволу богачей. В поэму вплетены ностальгические воспоминания об ирландском местечке Лиссое, где писатель провел детство. Несмотря на славу и заработки, Голдсмит не мог избавиться от долгов, и ему приходилось брать случайную работу. Так он написал исторические труды об Англии, Греции и Риме, жизнеописания Болингброка, поэта Т.Парнелла, законодателя мод Красавчика Нэша и наконец создал Историю земли и одушевленной природы (An History of the Earth, and Animated Nature), опубликованную посмертно в 1774. Треволнения и напряженная работа подорвали здоровье писателя. В марте 1774, работая над поэмой Возмездие (Retaliation), Голдсмит заболел и умер в своей квартире в Темпле 4 апреля 1774 года.
[512x699]
1759
Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер (Johann Christoph Friedrich Schiller)
немецкий поэт, драматург и философ-эстетик. Родился в Марбахе (Вюртемберг); выходец из низов немецкого бюргерства: мать – из семьи провинциального пекаря-трактирщика, отец – полковой фельдшер. После учебы в начальной школе и занятий с протестантским пастором Шиллер в 1773 по настоянию герцога поступил в только что учрежденную военную академию и начал изучать право, хотя с детства мечтал стать священником; в 1775 академию перевели в Штутгарт, продлили курс обучения, и Шиллер, оставив юриспруденцию, занялся медициной. Закончив курс в 1780, он получил в Штутгарте место полкового врача. Еще в академии Шиллер отошел от религиозной и сентиментальной экзальтированности своих ранних литературных опытов, обратился к драматургии и в 1781 закончил и опубликовал Разбойников (Die Räuber). В начале следующего года Разбойники были поставлены в Мангейме; Шиллер присутствовал на премьере, не испросив у суверена разрешения покинуть пределы герцогства. Прослышав о втором визите в Мангеймский театр, герцог посадил Шиллера на гауптвахту, а позже приказал ему заниматься одной только медициной. 22 сентября 1782 Шиллер бежал из Вюртембергского герцогства. Следующим летом, очевидно, уже не опасаясь мести герцога, интендант Мангеймского театра Дальберг назначает Шиллера «театральным поэтом», заключив с ним контракт о написании пьес для постановки на мангеймской сцене. Две драмы, над которыми Шиллер работал еще до бегства из Штутгарта, – Заговор Фиеско в Генуе (Die Verschwörung des Fiesco zu Genua) и Коварство и любовь (Kabale und Liebe), – были поставлены в Мангеймском театре, причем последняя имела большой успех. Дальберг не возобновил контракт, и Шиллер оказался в Мангейме в весьма стесненных финансовых обстоятельствах, к тому же терзаясь муками неразделенной любви. Он охотно принял приглашение одного из восторженных своих почитателей, приват-доцента Г.Кёрнера, и более двух лет (апрель 1785 – июль 1787) гостил у него в Лейпциге и Дрездене. Второе издание Разбойников (1782) имело на титульном листе изображение рычащего льва с девизом «In tyrannos!» («Против тиранов!»). В основе сюжета пьесы – вражда двух братьев, Карла и Франца Мооров; Карл порывист, отважен и, в сущности, великодушен; Франц же коварный негодяй, стремящийся отнять у старшего брата не только титул и поместья, но и любовь кузины Амалии. При всей алогичности мрачного сюжета, неправильностях грубоватого языка и юношеской незрелости трагедия захватывает читателя и зрителя своей энергией и социальным пафосом. Прежде всего Разбойники и побудили французов в 1792 сделать Шиллера почетным гражданином новой Французской республики. Фиеско (1783) значителен в первую очередь тем, что предваряет позднейшие триумфы Шиллера в исторической драме, но, сочиняя пьесу на материале биографии генуэзского заговорщика 16 в., ухватить драматическую суть исторических событий, четко обозначить нравственную проблематику молодой поэт еще не умел. В Коварстве и любви (1784) Шиллер обращается к хорошо знакомой ему реальности мелких немецких княжеств. В Дон Карлосе (Don Carlos, 1787) уяснилась и уточнилась концепция личной и гражданской свободы. Дон Карлосом завершился первый период драматического творчества Шиллера. В июле 1787 Шиллер покинул Дрезден и до 1789 жил в Веймаре и его окрестностях. В 1789 он получил профессуру всемирной истории в Йенском университете, а благодаря женитьбе (1790) на Шарлотте фон Ленгефельд обрел семейное счастье. Скудного жалованья поэта было недостаточно даже для удовлетворения скромных нужд; помощь пришла от наследного принца Фр.Кр.фон Шлезвиг-Гольштейн-Зондербург-Августенбурга и графа Э.фон Шиммельмана, которые в течение трех лет (1791–1794) выплачивали ему стипендию, затем Шиллера поддержал издатель И.Фр.Котта, пригласивший его в 1794 издавать ежемесячный журнал «Оры». Журнал «Талия» – более раннее предприятие по изданию литературного журнала – выходила в 1785–1791 весьма нерегулярно и под различными названиями; в 1796 Шиллер основал еще одно периодическое издание – ежегодник «Альманах муз», где были опубликованы многие его произведения. В поисках материалов Шиллер обратился к И.В.Гёте. Познакомились они вскоре после возвращения Гёте из Италии (1788), но тогда дело не пошло дальше поверхностного знакомства; теперь поэты стали близкими друзьями. В 1799 герцог удвоил Шиллеру содержание, которое по сути стало пенсией, т.к. преподавательской деятельностью поэт уже не занимался и переехал из Йены в Веймар. В 1802 император Священной римской империи германской нации Франциск II пожаловал Шиллеру дворянство. Шиллер никогда не отличался крепким здоровьем, часто болел, у него развился туберкулез. Умер Шиллер в Веймаре 9 мая 1805 года. Общение с Кёрнером пробудило у Шиллера интерес к философии, особенно к эстетике; в результате появились Философские письма (Philosophische Briefe, 1786) и целый ряд эссе (1792–1796) – О трагическом в искусстве (Über die tragische Kunst), О грации и достоинстве (Über Anmut und Würde), О возвышенном (Über das Erhabene) и О наивной и сентиментальной поэзии (Über naive und sentimentalische Dichtung). Философские взгляды Шиллера находились под сильным влиянием И.Канта. В отличие от философской поэзии, чисто лирические стихи – короткие, песенного характера, выражающие личные переживания – для Шиллера менее типичны, хотя и здесь есть замечательные исключения. Так называемый «балладный год» (1797) ознаменован у Шиллера и Гёте превосходными балладами, в том числе у Шиллера – Кубок (Der Taucher), Перчатка (Der Handschuh), Поликратов перстень (Der Ring des Polykrates) и Ивиковы журавли (Die Kraniche des Ibykus), пришедшие к российскому читателю в великолепных переводах В.А.Жуковского. Ксении (Xenien), короткие сатирические стихи, стали плодом совместного творчества Гёте и Шиллера. Изучая материалы для Дон Карлоса, Шиллер подготовил свое первое историческое исследование – Историю отпадения Нидерландов от испанского владычества (Geschichte des Abfalls der vereinigten Niederlande von der spanischen Regierung, 1788); в Йене же он написал Историю Тридцатилетней войны (Die Geschichte des Dreißigjährigen Krieges, 1791–1793). Второй период драматического творчества Шиллера начался в 1796 Валленштейном (Wallenstein) и закончился фрагментом из русской истории Димитрий (Demetrius), работу над которым прервала смерть. Занимаясь Историей Тридцатилетней войны, Шиллер увидел в генералиссимусе имперских войск Валленштейне благодарную в драматургическом отношении фигуру. Драма сложилась в 1799 и приняла форму трилогии: исполняющий роль пролога Лагерь Валленштейна (Wallensteins Lager) и две пятиактные драмы – Пикколомини (Die Piccolomini) и Смерть Валленштейна (Wallensteins Tod). Следующая пьеса, Мария Стюарт (Marie Stuart, 1800), иллюстрирует эстетический тезис Шиллера о том, что в угоду драматургии вполне допустимо изменять и перекраивать исторические события. Шиллер не стал выдвигать на передний план в Марии Стюарт политические и религиозные проблемы и обусловил развязку драмы развитием конфликта между королевами-соперницами. Оставляя в стороне вопрос об исторической достоверности, следует признать, что Мария Стюарт – пьеса чрезвычайно сценичная, и заглавная роль неизменно была любима всеми великими европейскими актрисами. В основе Орлеанской девы (Die Jungfrau von Orleans, 1801) – история Жанны д'Арк. Шиллер дал волю фантазии, используя материал средневековой легенды, и признал свою причастность к новому романтическому движению, назвав пьесу «романтической трагедией». Поэт был начитан в греческой драматургии, переводил из Еврипида и изучал Аристотелеву теорию драмы, и в Мессинской невесте (Die Braut von Messina, 1803) он в порядке эксперимента попытался ввести в средневековую драму хор античной трагедии и греческую концепцию рока. Вильгельм Телль (Wilhelm Tell, 1804), последняя из его завершенных пьес, представляет собой масштабную картину борьбы четырех швейцарских лесных кантонов против тирании императорской Австрии. Начиная с Дон Карлоса Шиллер писал свои драмы белым стихом, порой перемежая его стихом метрическим. Язык его произведений возвышен, мелодичен и выразителен, хотя подчас чересчур риторичен и выспрен, однако на сцене он производит чрезвычайно выигрышное впечатление. Шиллер обогатил литературу своей страны выдающимися драматическими произведениями. Кроме собственных пьес, он создал сценические версии шекспировского Макбета и Турандот К.Гоцци, а также перевел расиновскую Федру. В России Шиллер был известен с конца 18 в.
[541x699]
1764
Андрес Мануэль дель Рио (Andrés Manuel del Río Fernández)
мексиканский химик и минералог. Родился в Мадриде. В 1781-1788 гг. учился в университетах Мадрида и Парижа. В 1789-1790 гг. изучал горное дело и металлургию во Фрейбергской горной академии и в Школе горного и лесного дела в Шемнице (Венгрия). В 1791 г. проходил практику на металлургических заводах Англии. В 1792-1793 гг. работал в Париже ассистентом в лаборатории А. Лавуазье. После начала Великой французской революции переехал в Англию. С 1795 г. - профессор Горной школы в Мехико. Основное направление научных работ - химический анализ руд и минералов. Исследуя мексиканскую свинцовую руду, получил (1801) окрашенные соли неизвестного элемента, похожего на хром и уран, и предложил назвать его панхромием. в дальнейшем получил его высший окисел, окрашенный в красный цвет, и назвал этот элемент эритронием. это открытие было подвергнуто сомнению, и лишь в 1930 г., когда Н.Сефстрем открыл ванадий, оказалось, что он идентичен обнаруженному дель Рио элементу. Изучал полезные ископаемые Мексики и содейтсовал организации в стране производства фарфора. Умер в Мехико 23 марта 1849 года.
[482x698]
[503x699]
1786
(Франц) Карл (Адальберт) Эбервейн (Эбервайн; Franz Carl Adelbert Eberwein)
немецкий скрипач и композитор. Родился в Веймаре. Был музыкальным директором в Великогерцогской Опере в Вене. Умер в Веймаре 2 марта 1868 года.
1788
Хосе Мария Корнехо Хосе Мария Корнехо
сальвадорский политический и государственный деятель, президент Сальвадора (1829-1830;1830-1832). Умер 3 апреля 1832 года.
1790
Мария Николаевна Толстая (урождённая - Волконская)
графиня, крапивенская помещица, мать Л.Н.Толстого. Умерла 8 августа 1830 года.
[532x699]
1792
Архимандрит Макарий (в миру - Михаил Яковлевич Глухарев)
российский православный миссионер, переводчик Библии. Обладал редкими способностями к языкам. В возрасте семи лет уже мог переводить короткие тексты с русского на латинский. В возрасте около 20 лет Макарий выучил еврейский, немецкий и французский языки. Макарий хотел реформировать миссионерскую деятельность в России. В марте 1839 года, надеясь получить разрешение перевести на русский язык Еврейские Писания, Макарий приехал в Санкт-Петербург. К этому времени он уже перевёл две библейские книги: книгу Исайи и книгу Иова. Однако Синод не разрешил ему переводить Еврейские Писания на русский. Синод издал определение от 11 апреля 1841 года: назначить ему [Макарию] при доме томского преосвященного епитимию сроком от трёх до шести недель, по усмотрению преосвященного, чтобы молитвой с поклонами он очистил свою совесть.
В 1844 году был отстранён от миссионерской работы и направлен в Троицкий монастырь Орловской епархии. Исправив свой перевод по переводу протоиерея Герасима Павского — своего старшаго товарища по академии, Макарий направил исправленный текст в Синод. В 1846 году добился командировки в Святую землю, но смертельно заболел. Умер 15 мая 1847 года. Его последними словами были: «Свѣтъ Христовъ просвѣщаетъ всѣхъ».Его перевод Ветхого Завета был посмертно опубликован в журнале Православное обозрение (1860—1867 годы) и использовался при работе над синодальным переводом Библии. Канонизован в 2000 году Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в лике преподобных «за праведное житие, равноапостольные труды по переводу Священного Писания на алтайский язык и распространение на Алтае веры Христовой». Память совершается 15 мая по юлианскому календарю, а также 10 июня в день Собора Сибирских святых.
1799
Эдуард Холмс Холмс (Edward Holmes)
Английский музыкальный критик. Умер в Лондоне 28 августа 1859 года.
1800
Антон фон Доблхофф-Дир
австрийский государственный и политический деятель, австрийский канцлер (1848).
[560x699]
1801
Михаил Доримедонтович Быковский
московский архитектор, реставратор, общественный деятель. В 1830-х годах — идеолог раннего этапа эклектики (историзма). Один из организаторов Московского училища живописи, ваяния и зодчества и Московского архитектурного общества. Автор усадьбы Марфино, Ивановского монастыря, собора Спасо-Бородинского монастыря и других памятников. Отец К.М.Быковского. Родился в Москве, сын резчика по дереву — мастера по иконостасам. Получил хорошее по тем временам домашнее образование,[1] с 1816 года — в учениках у Доменико Жилярди. В 1817—1823 — помощник Жилярди на постройках в Кузьминках, Останкине, Гребневе. C помощью Жилярди в 1820-е годы приобрёл собственный круг частных заказчиков (Орловы, Орловы-Давыдовы, Панины; после пожара 1812 года грамотных строителей не хватало). С 1823 года преподавал в Московском дворцовом училище (официально зачислен в штат в 1825); после смерти отца в 1824, чтобы поддержать семью, на время вернулся к отцовскому ремеслу. В 1829 по представлению Жилярди Императорская академия художеств заочно зачислила Быковского в соискатели звания академика (в те времена — начальный ранг квалифицированных архитекторов); академиком он стал в 1831, защитив конкурсный проект и получив право на стажировку в Европе. Вернувшись в Москву, Быковский принял пост архитектора Приказа общественного призрения, ответственного за больницы, богадельни, аптеки и приюты Москвы; в 1847 также принял должность архитектора Воспитательного дома. Среди его гражданских построек 1830-х — 1840-х годов — знаменитый в будущем дом на Шаболовке, 37, бывший Варваринский сиротский приют. Быковский расширил построенный Жилярди и А.Г.Григорьевым Опекунский Совет на Солянке, выстроил несохранившиеся Горихвостовскую богадельню на Калужской площади, Московскую биржу и многие другие здания. Особо была отмечена его работа по благоустройству Воспитательного дома в 1850-х годах.[2] В 1839—1849, параллельно с частными и казёнными проектами, Быковский отреставрировал Чудов и Воскресенский монастыри московского Кремля (оба уничтожены в 1930-е). В 1830-х годах Быковский продолжал преподавать в училище, а в 1836—1842 — возглавил его. В 1834 выступил с кафедры училища с программной речью «О неосновательности мнения, что архитектура Греческая или Греко-Римская может быть всеобщею и что красота архитектуры основывается на пяти известных чиноположениях» (то есть ордерах классической архитектуры). Взамен приевшегося за годы александровского правления ампира, Быковский предложил строить архитектуру национальную, русскую, ибо «Христианин и язычник, Грек и Скиф не могли иметь одинаковое понятие о вещах». Речь Быковского совпала по времени с призывами Н. В.Гоголя («была архитектура необыкновенная, христианская, национальная для всей Европы — и мы ее оставили, забыли, как будто чужую») и деятельностью К.А.Тона, однако его собственная архитектура существенно отличалась от проектов Тона. Если искусство Тона — цельная идеология славянофильства, то Быковский, «обладая широтой художественных взглядов, стремился к выразительности зодчества, интерпретируя западноевропейскую архитектуру предшествующих периодов, и считал главным со тветствие архитектуры назначению сооружений». В гражданской архитектуре крупнейшая постройка Быковского — готический ансамбль усадьбы Марфино, принадлежавшей Паниным. Быковский приступил к нему не позже 1832 года, когда были выполнены мост и два готических флигеля (разобраны и выстроены заново в 1940-х годах). Работа над главным домом была завершена только в 1846 году. С 1843 года Быковский, одновременно завершая Марфино и продолжая работу на городские службы, работает на московские и подмосковные монастыри. В течение одного десятилетия он выполнил заказы шести московских монастырей (Алексеевского, Зачатьевского, Ивановского, Никитского, Покровского и Страстного). Надвратная церковь Страстного монастыря в течение восьмидесяти лет определяла облик Страстной (Пушкинской) площади и Тверской улицы. Церковь Алексеевского монастыря близка к тоновским проектам, но однокупольные храмы Ивановского и Зачатьевского монастыря и церкви Троицы на Грязех представляют собой совершенно иную ветвь русского историзма, не порывающего окончательно с классическими корнями и готикой конца XVIII — начала XIX века. Умер 21 ноября 1885 года.
1812
Цзо Цзун-Тан
китайский государственный деятель, сановник и военачальник цинского Китая. Начал политическую карьеру с активного участия в подавлении Тайпинского восстания (1850-1864). В 1861-1864 гг. занимал пост губернатора провинции Цзянсу, с 1864 г. - наместник провинций Фуцзянь и Чжэцзян. В 1868 г. возглавил карательные войска, подавлявшие анттгцинское восстание в северо-западных провинциях Китая, и стал наместником провинций Шэньси и Ганьсу. Назначенный в 1875 г. командующим войсками по подавлению восстания неханьских народов в Синьцзяне, с исключительной жестокостью расправился с восставшими. С 1881 г. - наместник провинций Цзянси и Цзянсу.
1825
Иоганн Якоб Шерер
глава государства Швейцарии (1875-1875)
1828
Ван Тао
один из идеологических предшественников реформаторского движения в Китае. Уроженец округа Сучжоу провинции Цзянсу. В 1849-61 преподавал китайский язык в английском миссионерском обществе в Шанхае. С 1862 занимался переводческой и публицистической деятельностью. Выступал с программой поощрения торговли и промышленности, ратовал за усиление военной и экономической мощи Китая. Своими сочинениями и переводами иностранных книг знакомил китайских читателей с политическим устройством буржуазных стран. Его пропаганда необходимости реформ оказала большое влияние на последующее развитие общественно-политической мысли в Китае.
1829
Эльвин Бруно Кристоффель
Немецкий математик, с 1862 профессор Политехникума в Цюрихе, с 1872 профессор Страсбургского университета. Основные труды по теории функций, теории дифференциальных уравнений с частными производными, теории инвариантов алгебраических форм и теории дифференциальных квадратичных форм, где Кристоффель ввел (1869) т.н. символ Кристоффеля.
[495x698]
1834
Хосе Рафаэль Эрнандес (José Rafael Hernández y Pueyrredón)
аргентинский поэт. Родился в скотоводческом поместье провинции Буэнос-Айрес. Видимо, был самоучкой. В период гражданской войны, начавшейся после падения диктатуры Х.М.Росаса (1852), Эрнандес поддерживал федералистов, которые боролись за выход провинций из-под власти Буэнос-Айреса. В 1872 участвовал в восстании гаучо против центрального правительства, а когда оно потерпело поражение, удалился в изгнание. В 1874 Эрнандес возвратился в столицу, основал федералистскую газету «Ревиста дель Рио де ла Плата» и занимал различные правительственные посты. Эрнандес обессмертил образ гаучо в своей знаменитой книге Гаучо Мартин Фьерро (El gaucho Martín Fierro, первая часть 1872, вторая – 1879). Книга написана в традициях фольклорного эпоса народным языком и стилем. В образе главного героя, повествующего о своей жизни, автор воплотил главные черты характера гаучо – свободолюбие, находчивость, стойкость, мужество, духовную цельность. Эрнандесу удалось придать простонародной речи с присущей ей наивной афористичностью необыкновенную художественную выразительность и создать впечатляющие картины природы. Умер Эрнандес в Бельграно близ Буэнос-Айреса 21 октября 1886 года.
1838
Живоин Жуевич
сербский демократ, общественный деятель, публицист. В 1861-1867 гг. учился в высших учебных заведениях Петербурга, Мюнхена и Цюриха. По возвращении в Белград, в середине 1867 г., служил в Министерстве финансов. Как публицист - специалист по славянскому вопросу - сформировался под влиянием идей русских революционных демократов. В 1863 г. вместе с П.А.Ровинским вёл отдел «Славянской земли» в газете «Очерки», сотрудничал в журнале «Современник», в 1864 г. заведовал славянским отделом в газете «Голос» и «Санкт-Петербургские ведомости» (в последних до марта 1866). Выступал поборником братства и дружбы славянских народов.
1843
Мигель Антонио Каро
колумбийский государственный и политический деятель, филолог. Сын Каро Х.Э. Один из основателей Колумбийской академии (1871), член Королевской испанской академии. В 1871-1876 гг. издавал газету «Традисьоналиста», пропагандировавшую идеи консерваторов. Один авторов конституции 1886 г., действующей и ныне. В 1892-1894 гг. вице-президент, в 1894-1898 гг. президент Колумбии. Автор многочисленных работ по филологии «Грамматика латинского языка» (1867), «Тракт о причастии» (1870), «американизмы в языке» (1890), философии, юриспруденции. Ему принадлежит перевод на испанский язык «Энеиды» Вергилия (1873).