Это цитата сообщения
Парашутов Оригинальное сообщениеКОЛЛЕКЦИЯ АВТОПОРТРЕТОВ (ЧАСТЬ 67 - ИСТОРИЯ ИСПАНСКОЙ ЖИВОПИСИ В БИОГРАФИЯХ И АВТОПОРТРЕТАХ № 3)
XVIII и первая половина XIX века.
Упадок и подражательство.
_____________________________________________
Луис Мелендес
Luis Meléndez
Полное имя - Луис Егидио Мелендес де Ривера Дурасо и Санто Падре
Luis Egidio Meléndez de Rivera Durazo y Santo Padre
1716, Неаполь - 11 июля 1780, Мадрид
[показать]
Luis Egidio Melendez Self-portrait Holding an Academic Study. 1746 г. Musée du Louvre, Paris
Испанский художник.
Хотя он получил мало признания при жизни и умер в нищете, сегодня Мелендес признается величайшим испанским художником восемнадцатого века, специализирующемся на натюрмортах. Его мастерство композиции и света, его замечательная способность передавать объем и структуру отдельных предметов позволило ему превращать самые обычные кухонные объекты в мощные образы.
Отец Луиса, Франсиско Антонио Мелендес де Ривера Диас (1682 - после 1758), был художником- миниатюристом из Овьедо (город на севере Испании), который переехал в Мадрид со своим старшим братом, художником-портретистом Мигелем Хуакинто Мелендесом (1679-1734), пытаясь получить художественное образование.
Вскоре, в 1699 году, Франсиско уехал в Италию, чтобы добиться признания там, а его брат Мигель остался учиться в Мадриде и стал художником при дворе Филиппа V.
Франсиско посещал итальянские академии, потом поселился в Неаполе, где женился на Марии Хосефе Дурасо и Санто Падре Баррилле.
Луис родился в Неаполе, ему исполнился всего год, когда отец, к тому времени служивший солдатом в испанском гарнизоне и проживший за границей почти два десятилетия, вернулся с семьей в Мадрид.
В 1725 году отец был назначен королевским художником - миниатюристом.
Первым преподавателем Луиса был именно отец, которому юноша помогал в написании его миниатюрных работ. Отцу помогали также брат Луиса - Хосе Агустин, и одна из его сестер – Анна.
После нескольких лет выполнения королевских портретов, украшений и браслетов в качестве подарков для посланников и послов, Луис поступил в мастерскую французского художника Луи Мишеля Ван Лоо (известного, как Ванло, 1707-1771), который был приглашен Филиппом V в Испанию придворным живописцем.
В период с 1737 по 1742 годы Мелендес работал в составе группы художников, копирующей королевские портреты Ванло. Удовлетворения это не приносило, но позволило закрепиться во дворце в расчете на блестящую карьеру в качестве придворного живописца.
Таким образом, Мелендес служил помощником живописца короля Филиппа V, а затем стал одним из первых студентов, принятых в 1744 году в недавно открытую Академию изящных искусств Сан Фердинанда в Мадриде. Прогрессивность Академии выразилась в том, что она официально признала равноправным жанром натюрморт, считавшийся до этого «невысоким» жанром.
Его отец был назначен почетным директором отделения живописи. Надо отметить, что Луис добивался выдающихся результатов в рисовании.
Его «Автопортрет» (1746, Париж, Лувр), был написан в то время, когда он был студентом Академии. Молодой Мелендес с гордостью держит рисунок с натуры, желая показать нам, с какими совершенными формами он имеет дело, став художником. Каждая линия его тела заявляет об огромной уверенности в себе, впрочем, вполне заслуженно.
Однако в жизни его ждали огорчения: его отец открыто поссорился с директором Академии, требуя для себя звание учредителя. Луис был тоже замешан в этом скандале, принося в Академию подстрекательские материалы. В результате Франсиско Мелендес был освобожден от занимаемой должности, а Луис 15 июня 1748 года официально исключен из Академии.
Поскольку профессиональный статус художника был непрочным, а репутация – пострадавшей, в 1748 недоучившийся художник совершил путешествие в Италию и обосновался в Неаполе. Именно в Италии сформировались его пристрастия под влиянием итальянских мастеров натюрморта Рекко и Руополо.
В Неаполе Луис оставался с 1748 до 1752 год, написал там несколько работ (увы, несохранившихся!) для короля Неаполя Карла III Испанского.
После пожара в 1753 году в резиденции испанских монархов - мадридском Алькасаре, было уничтожено множество освещенных книг. Франсиско Мелендес получил большой заказ -
росписи книг для хора новой Королевской Часовни. Он уговорил своего 37-летнего сына вернуться в Испанию, чтобы помочь ему в исполнении этого заказа.
Над этим проектом Луис работал в течение пяти с половиной лет. Он был ответственен за 12 полностраничных миниатюр, его интерес к натюрморту выразился в украшении границ миниатюр и в начальных буквах страниц.
Вскоре Мелендес стал признанным мастером натюрморта, впитав в себя и творческое наследие натюрмортов Сурбарана.
Мелендес относился к работе над своими натюрмортами с глубоким пиететом. Он не писал чего-либо величавого. В своих произведениях художник пытался простыми средствами передать поэзию обыденных вещей. В Испании его называли "Испанский Шарден" (El Chardin hispano).
При этом Луису довольно долго не удавалось получить официальное назначение служить при дворе. В петиции 1760 года «на должность придворного художника» Мелендесу было отказано, несмотря на его ранние работы и заслуги. Он даже написал несколько религиозных произведений, но после 1760 года перешел только к натюрморту, хотя он считался декоративным жанром, который не требовал заказов, и, следовательно, был невыгодным для художников без королевского покровительства и поддержки Академии.
Между 1759 и 1772 годами Мелендес создал примерно 44 натюрморта для частного музея истории, принадлежащего принцу Астурийскому, позже ставшему королем Карлом IV Испанским. Из этих картин 39 полотен находятся сейчас в музее Прадо, работы Мелендеса редко можно найти за пределами Испании (только в Национальной галерее в Лондоне и парижском Лувре).
Несмотря на талант, Луис Мелендес большую часть своей жизни прожил в бедности, в 1772 году в письме королю с очередной просьбой о службе, он писал, что все его состояние составляют только принадлежащие ему карандаши.
Перед тем, как художник умер в 1780 году, он жил в полной нищете.
Источники – мои переводы из зарубежной Википедии, сайта Национальной
галереи Лондона и сайта
wga.hu .
_________________________________________________________
Антонио Гонзалес Веласкес и Вире
Antonio González Velázquez y Viret
1723, Мадрид – 1794, Мадрид
[показать]
Antonio González Velázquez y Viret Selfportrait.
Художник, представитель испанской семьи художников.
Его отец, Пабло Гонзалес Веласкес (1664-1727) был андалузским скульптором, работавшим в стиле барокко. В 1702 году Пабло обосновался в Мадриде, где и родились трое его сыновей. Старшие братья Антонио, Луис и Алехандро, начали заниматься искусством, когда Антонио был еще совсем маленьким. Они вместе оформили часовню святой Терезы в Мадриде (1737-39), церковь монастыря Эль-Сакраменто, церковь Сальвадора и церковь кармелиток в Ла-Пуэбла-де-Монтальбане, недалеко от Толедо.
В 1741-42 годах братья выполнили основной алтарь и картины «Эстер», «Юдифь», «Рахиль» и «Авигея» в церкви Эрмита де-ла-Вирхен-де-ла-Соледад, а также декорации для театра во дворце дель Буэн Ретиро в Мадриде.
Из этого следует, что судьба младшего брата была как бы предопределена.
Антонио окончил Рисовальную школу при королевской Академии изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде, в 1746 он получил грант от Комитета на учебу в Рим. В Италии младший Веласкес оставался до 1752 года, работая в мастерской Коррадо Джиаквинто (Corrado Giaquinto).
В 1748 году Антонио выполнил отделочные работы в церкви Санта Тринита дельи Спаньоли в Рим, написав полотна «Добрый Пастырь» (the Good Shepherd), «Папа Иннокентий III благословляет первых тринитариев» и «Святой Иоанн посещает Санкт-Феликс де Валуа», а также росписи на куполе сцен из жития Авраама, Моисея и других пророков. Долгое время эти работы считали предположительно творенями Гойи, но историки нашли документацию, а искусствоведы провели исследование технологии работ, и вместе они подтвердили, что она были работы Антонио Гонзалеса Веласкеса. Великолепные украшения сводов церкви указывает на влияние Джиаквинто, который сделал много для становления Антонио, как художника.
Вернувшись на родину, Гонзалес Веласкес – младший начинает сотрудничать со старшими братьями. Вместе они работали над украшением церкви монастыря La Visitaciуn (в настоящее время - церковь Санта Барбары) в Мадриде (1757-58), церкви La Encarnaciуn, церкви королевских кармелиток (the Descalzas Reales), церквей Святой Анны и Святой Изабеллы в Мадриде и церкви Salesas Reales, где Антонио завершил проект, начатый его учителем Коррадо Джиаквинто, написав сцены из жизни Девы Марии и аллегории добродетелей на куполе.
Антонио стал отцом трех сыновей, которые тоже посвятили себя искусству. Старший Захария (1763-1834) и младший Кастор стали художниками, а средний – Исидор (1765-1829) – архитектором.
[показать]
Zacarías González Velázquez Copia del autoretrato del padre, Antonio González Velázquez y Viret 1780 г.
Источники - мои переводы из Википедии и энциклопедий.
__________________________________________________
Франсиско Байеу и Субиас
Francisco Bayeu y Subias
9 марта 1734, Сарагоса - 4 августа 1795, Мадрид
[показать]
Francisco Bayeu y Subias Autorretrato.
Испанский художник- неоклассицист, выдающийся религиозный и исторический живописец, представитель семьи художников Байеу. Франсиско Байеу был одним из самых успешных испанских художников своего времени, наряду с Мариано Сальвадором Маеллой. Но теперь о нем вспоминают исключительно по той причине, что он был зятем великого Гойи, который был женат на сестре Байеу.
Как его младшие братья, Мануэль и Рамон (1746-1793), он обучался в студии Хуана Андреса Мерклеина, живописца из Богемии, живущего в Сарагосе, и затем в Таррагоне в Академии искусств у Хосе Лузана Мартинеса (1710-1785), малоизвестного арагонского живописца, который учился и жил некоторое время в Италии.
Получив первый приз в Академии за картину «Tyranny of Gerion», Франсиско удостоился стипендии для обучения в королевской Академии Сан-Фернандо в Мадриде, где его учителем был Антонио Гонзалес Веласкес.
В столице в то время были сильны присутствие и влияние иностранных художников, таких как итальянец Джованни Баттиста Тьеполо и немец Антон Рафаэль Менгс. Будучи еще студентом, Байеу привлек к себе внимание Менгса, придворного живописца короля Карла III.
Смерть родителей и обязанность позаботиться о судьбе младших братьев заставили Франсиско вернуться в Сарагосу. Но вскоре он получил приглашение от Антона Рафаэля Менгса помочь украсить новый Королевский дворец в Мадриде. Кроме этого художник участвует в оформлении загородных королевских дворцов Эль-Пардо и Аранхуэс.
В королевском дворце в Мадриде Байеу является автором фресок "Падение Гигантов " (The Fall of the Giants), «Апофеоз Геркулеса» (The Apotheosis of Hercules) и «Завоевание Гранады» (The Conquest of Granada). В Аранхуэсе он украшал королевскую часовню, а в монастыре картузианцев в Мадриде выполнил сцены из жизни святого Бруно.
Таким образом, с 1759 года Байеу стал работать при дворе короля Испании, а в 1767 году был назначен придворным живописцем и продолжал им быть до 1788 года.
Байеу сделал чрезвычайно успешную карьеру.
В 1760-х годах он открыл собственную студию, в которой учился Гойя. В год смерти Байеу Гойя написал его известный портрет (1795, Прадо, Мадрид) на основе автопортрета своего учителя. Кроме того, Гойя породнился с семейством Байеу, женившись на сестре Франсиско - Хозефе.
[показать]
Francisco de Goya y Lucientes Retrato de Francisco Bayeu 1795 г.
В 1765 году Байеу был избран членом королевской Академии Сан-Фернандо, а спустя 23 года – в 1788 году, стал ее директором. При этом, все эти годы художник плодотворно работал.
Он написал множество фресок в церквях и монастырях Толедо и Сарагосы. В Толедо он написал в кафедральном соборе сцены из жизни святого Эухенио. В родном городе Сарагосе в работах в соборе Нотр-Дам-дель Пилар ему активно помогал его младший брат и ученик Рамон Байеу.
Байесу расписывал также колледж Сан-Ильдефонсо, королевский монастырь Воплощения (the Incarnation) в Мадриде и монастырь собора Толедо.
Видимо, поэтому, не смотря на то, что художник занимался и станковой живописью, и декоративно-прикладным искусством, в каталоге музея Прадо дон Педро де Мадрасо говорит о нем, прежде всего, как о фрескисте. А ведь Байеу написал много портретов и сделал множество эскизов для королевской фабрики гобелена, которую он возглавил после Менгса в 1777 году.
Умер художник в 1795 году в возрасте 61 года.
Произведения художника находится в крупнейших музеях мира, 15 из них – в музее Прадо в Мадриде.
Источники – мои переводы из Википедии, словарей и сайта
newadvent.org .
________________________________________________________________
Мариано Сальвадор Маэлья Перес
Mariano Salvador Maella Pérez
21 августа 1739, Валенсия - 10 мая 1819, Мадрид
[показать]
Mariano Salvador Maella Autorretrato
Испанский живописец, один из ведущих художников эпохи Просвещения.
Мариано родился в Валенсии в 1739 году. Первые уроки искусства он брал у своего отца, малоизвестного валенсийского художника второго класса с таким же именем - Мариано Сальвадора Маэльи, который, заметив тягу сына к рисованию, послал его для дальнейшего обучения в Мадрид.
В Мадриде Маэлья изучал скульптуру у Филиппе де Кастро, который работал в неоклассическом стиле.
В 1752 году Мариано поступил в королевскую Академию изящных искусств Сан-Фернандо, где учился в классе профессора живописи Антонио Гонсалеса Веласкеса, на чьей дочери, Марии Гонзалес Веласкес, он женился в 1767 году.
После окончания учебы в 1757 году по воле отца художник планирует поездку в Америку. Но в начале 1758 года, благодаря финансовой поддержке семьи и трем премиям в различных конкурсах Академии, Маэлья совершает пенсионерскую поездку в Рим, где изучая творения великих классиков, укрепляет свои академические пристрастия.
Итальянский период его учебы также богат успехами в различных конкурсах, в которых он представлял свои новые работы, за что периодически получал финансовую поддержку от Академии.
По возвращении в Мадрид в конце 1764 или начале 1765 года, Маэлья начинает свою профессиональную карьеру.
В мае 1765 года художник получает от Академии благодарность за успешную практику в итальянской столице и избирается академиком.
Он начинает сотрудничать с группой художников под руководством Менгса над оформлением нового королевского дворца в Мадриде. В Королевском дворце Маэлья выполнил декоративные фрески «Время открытия Истины» (El tiempo descubriendo la Verdad), «Геркулес с Добродетелью и Пороком» (Hércules ante la Virtud y el Vicio), «Апофеоз Адриана» (La apoteosis de Adriano) и «Союз главных добродетелей» (La unión de las Virtudes Cardinales).
Менгс оказал на художника большое влияние, развивая его интерес к неоклассицизму. В течение 1768 года Маэлья даже заменяет Менгса во время его отъезда в классе живописи в Академии Сан-Фернандо.
Карьера Маэльи развивалась успешно во всех направлениях и была, как принято говорить, головокружительной.
13 февраля 1771 он назначается преподавателем Академии. Двадцать лет спустя, 11 ноября 1792 года, он добивается поста директора отделения живописи Академии, «выторговав» себе эту должность в январе 1794 года, после смерти своего тестя Антонио Гонсалес Веласкеса, который ее занимал. И, наконец, в 1795 году он избирается на должность директора Академии, которую будет занимать в течение трех лет (1795-1798).
Успешно складывается и карьера во дворце.
18 февраля 1774 Маэлья был назначен придворным живописцем, с этого момента его основная творческая деятельность была направлена на службу монархии.
В 1799 году он уже был назначен на должность первого придворного живописца (Pintor de Cámara) с окладом в 50.000 реалов в год, что было верхом успеха для любого художника в Испании в начале 19 века.
Впрочем, хотя вознаграждения короля были постоянными и высокими, творческая работа художника была хоть и обширной, но физически тяжелой.
Он работает над различными фресками для украшений королевских дворцов без остановок, постоянно участвует то в оформлении главной Королевской резиденции, то дворцов Эль-Пардо и Эскориала. В 1775 году Маэлья вместе с Байеу получает заказ на восстановление ветхого полотна Хуана де Боргоньи в монастыре собора в Толедо.
Байеу вместе с Маэльей были двумя самыми известными и уважаемыми художниками во дворце после ухода Менгса. И, хотя между ними существовала определенная конкуренция, по случаю общей работы, такой, как монастырь собора Толедо или коллегия «Ла Гранья», они находили общий язык. Кроме того Маэлья оформляет Коллегию Де ла Сантисима Тринидад-де-ла-Гранха и свод собора Бурго-де-Осма.
Со временем, он оставляет фресковую живопись и занимается исключительно станковой,
после ухода Менгса став официальным портретистом королевской семьи. Среди его работ -
многочисленные портреты Карла III, два портрета инфанты Карлоты Хоакины, детские портреты
Фернандо VII.
Кроме того, в Королевском доме Маэлья (опять же совместно с Байеу) занимался фабрикой королевских шпалер, с 1783 года занимая пост координатора производства.
В 1799 году Маэлья удостаивается еще одной должности – главного хранителя и реставратора королевских коллекций.
Казалось, чего желать больше! Художник процветал во всех смыслах, хоть и приходилось периодически отбиваться от жесткой конкуренции «клана Байеу». Маэлья мог до самой смерти купаться в лучах славы, но в дело вмешалась политика, сделав первого художника королевства "злоумышленником".
Все дело в том, что в 1808 году в Испании произошла смена власти. Когда Людовик XVI был казнен на гильотине в 1793 году, Испания объявила войну новой французской республике, но потерпела поражение. В 1808 году войска Наполеона вступили в Испанию, и испанская корона стала потеряла свою власть. Король Фернандо VII был смещен, к власти пришел брат Наполеона Бонапарта – Жозеф Бонапарт, именовавший себя Хосе I.
В Испании началась война, возникло партизанское движение, а Маэлья проявил к новому монарху лояльность, мало того 11 апреля 1809 он назначается придворным живописцем нового короля, хоть и со снижением зарплаты. Он даже 11 марта 1811 года примет заказ на изготовление испанского Королевского ордена, о чем ему вскоре тоже напомнят.
Вообщем, не вдаваясь в исторические и военные подробности происхлдивших в Испании событий, спешу сообщить, что зажженные восстанием в Мадриде, испанцы объединились против французов и сражались в пятилетней войне за независимость. В 1813 году французские силы были подавлены, и год спустя Фернандо VII вновь взошел на испанский трон.
Естественно, Маэлья сразу же впал в немилость за свой «ошибочный» выбор. Маэлья понимал, что его поведение должно привести к политическому и творческому поражению. Это не замедлило случиться!
Обвиненный в офранцужевании искусства, Маэлья был освобожден от всех должностей и отправлен «на отдых» с пенсией в 12,000 реалов в год. Новый фаворит короля – художник Висенте Лопес и Портанья (Vicente López y Portaña), кстати, ученик Маэльи (!), заменил своего учителя и на посту первого придворного живописца, и на посту директора Академии Сан-Фернандо. Причем большинством голосов Академии мандат директора был оставлен за Маэльей, тогда король в сентябре 1815 года назначил Лопеса директором Академии своим указом.
Надо отметить, что последующее двадцатилетнее правление Фернандо было отрицательным образцом монархии. В течение периода его правления была восстановлена инквизиция, велось преследование либералов и конституционалистов, запрещалась свобода слова. В Испании начался серьезный экономический спад. Так что Маэлья, видимо, в силу своего преклонного возраста, считаю, «отделался легким испугом».
В последние годы из-за своего «падения» и возраста художник практически не работал, выполнив лишь декоративные украшения для приходской церкви Виллабалте.
Забытый всеми и одинокий он умер в Мадриде 10 мая 1819 года в возрасте 80 лет.
И, тем не менее, Маэлья считается самым крупным представителем испанской эпохи Просвещения, хотя в отличие от передовых позиций Гойи, Маэлья, как и Байеу, сформировал всего лишь хороший вкус у следующего поколения. Он творил в различных жанрах и техниках - фреска, портреты, религиозная живопись и производство гобеленов. Как гравер, он проиллюстрировал виньетки, опубликованные с работами Франсиско Кеведо в 1772 году.
Но, судьба его напомнила известную поговорку: «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться».
Источники – мои переводы из Википедии, словарей и энциклопедий, а также с сайтов
1 и
2 .
_______________________________________________________________
Луис Парет и Алькасар
Luis Paret y Alcazar
11 февраля 1746, Мадрид — 14 февраля 1799, Мадрид.
[показать]
Luis Paret y Alcázar Self-Portrait in the Studio 1780 г. Madrid, Prado
Испанский живописец и рисовальщик эпохи рококо. Специализировался на изысканных морских и городских пейзажах, натюрмортах и интерьерах дворцов.
Его отец Пабло Парет был французом каталонского происхождения, а мать - Maрия дель Пилар была испанкой. Есть сведения, что азам рисования мальчик учился у французского ювелира Огюстина Дуфло (1722-1767), а затем у монаха Бартоломео де Сан-Антонио (1708-1782), который доводился дядей архитектору Вентуре Родригесу.
Интересный факт, но в нескольких источниках я прочел, что Луис был принят в качестве студента в Королевскую Академию Сан-Фернандо в Мадриде в возрасте 10 лет, и уже в 17 ее окончил.
Учился он в мастерской у Антонио Гонсалеса Веласкеса. Уже в 1760 году Парет завоевал второе место в конкурсе, проводимом ежегодно Академией.
Еще будучи студентом, юноша испытал влияние французского искусства позднего рококо, посещая студию французского живописца Шарля де ла Траверс (Charles de la Traverse), ученика Франсуа Буше. Траверс был послом Франции в Испании и в то время работал над большим полотном «Шествие из Осунны» (the Marchese of Ossun).
Опять же, еще в студенческие годы Парет обзавелся покровителем в лице инфанта дона Луиса де Бурбона, брата короля Карла III. Благодаря поддержке дона Луиса юный художник в 1763 году отправляется в Италию для расширения своего художественного и гуманитарного образования. Он посещает музеи, изучает греческий и латинский языки, много рисует.
В 1766 году Парет возвращается на родину, представляет на конкурсе в Академии одну из своих работ и завоевывает первую премию.
С 1770 года художник начинает писать по заказу короля Карла III и инфанта дона Луиса.
О колористическом даровании художника свидетельствует «Завтрак Карла III» (между 1768 и 1775, Мадрид, Прадо), где в высоком, залитом солнцем дворцовом зале король одиноко восседает за просторным столом в присутствии группы почтительных придворных и его любимых охотничьих собак.
В 1775 году он был назначен придворным живописцем дона Луиса, для которого написал несколько своих самых известных жанровых сцен, в том числе «Магазин модной одежды» (The Boutique, Мадрид, музей Лазаро Гальдиано).
При этом между художником и инфантом установились такие теплые и дружеские отношения,
что дон Луис доверяет Парету тайны своих амурных дел. Художник участвует в интригах, оказывает помощь в любовных свиданиях, в сложных делах любви своего покровителя и т.д. Карлос III, узнав об этих авантюрах брата и участии в них художника, ссылает родственника в 1775 году в Пуэрто-Рико. Парет сопровождает дона Луиса в ссылке.
Впрочем, и в далеком Пуэрто-Рико Парет не тратил время зря. Наказание не изменило интересов и настроения элегантного художника. Он пользуется большим влиянием и уважением среди художников на острове. При этом занимается у художника Хосе Кампече (José Campeche) и помогает организовать ему рисовальную школу. Парет продолжает писать жанровые картины и увлекается цветочными натюрмортами, которые все называют «бамбочадас» (bambochadas), за то, что они пользуются успехом только у бедного населения.
Через четыре года, в 1778 году, из Мадрида приходит помилование и позволение вернуться в Испанию. Правда, художнику запрещается проживать в столице, поэтому он селится в Бильбао.
Здесь он в 1779 году женится на Марии де лас Ниевес Микаэле Фурдинье (Maria de las Nieves Micaela Fourdinier), чей замечательный портрет находится в музее Прадо в Мадриде, и успешно работает до 1787 года.
В 1780 году Парет из Бильбао посылает в Академию картину «Благоразумие Диогена» (Мадрид, Академия Сан Фернандо) и становится ее членом.
Пребывание в Бильбао обратило художника к пейзажу, к изображению морских гаваней, широкого кантабрийского побережья с низкой линией горизонта и огромным простором неба, написанного светлыми красками. Впрочем, это была не любовь художника к пейзажу, а очередной королевский заказ. Карл, вдохновленный увиденными пейзажами, которые Людовик XV заказал Клоду Жозефу Верне, заказывает Парету аналогичные пейзажи северной Испании с морем и видами испанских портов.
В 1787 году Парет получает крупный заказ на религиозную живопись, который можно считать последним декоративным рококо в испанской живописи. Он украшает купола в церкви Сан-Хуан-дель-Рамо, а в церкви Санта-Мария-де-Виана в Наварре пишет сцены из жизни Иоанна Крестителя.
После смерти короля Карла III в 1788 году художник, наконец-то, получает разрешение вернуться в Мадрид. К сожалению, после возвращения в столицу, несмотря на то, что Парет становится преподавателем в Академии Сан-Фернандо (и это в возрасте 42 лет!), он получает от королевского дворца заказы, главным образом, рисовать и гравировать виды портов, своеобразный испанский вариант итальянских ведут (от итальянского veduta - вид), то есть городских пейзажей.
Правда, по просьбе Академии Парет готовит и оформляет торжества по случаю восхождения на престол нового короля - Карла IV.
Кроме того, в 1791 году художник пишет картину « Фернандо VII принимает присягу, как принц Астурийский», а в 1792 году – одну из своих известных работ «Ботанический сад».
Последние десять лет своей жизни художника связаны с Академией. В это время в Академии преподавал Гойя, который в 1795 году, после смерти Байеу, становится директором живописного отделения. Парет тоже получает должность вице-секретаря.
Парет умер в 1799 году в возрасте 53 лет, оставив жену и двух дочерей практически в нищете, потому что ему не удалось оформить официальную пенсию. Вскоре на фоне неуемной энергии обновления всего испанского искусства Гойей, имя Парета было забыто, его вспоминали только по поводу любовных похождений инфанта Луиса.
И все же, человек широкой культуры, открытый художественным новшествам времени, Парет внес большой вклад в европейскую живопись XVIII в. Как бы то ни было, но в настоящее время Парета вторым (после Гойи, естественно!) испанским художником восемнадцатого века.
Удивлен такой постановке вопроса, но эта фразу встретил в одной из биографий художника на испанском сайте, поэтому и решил завершить ею информацию о Луисе Парет.
Источники – переводы из Википедии и словарей, энциклопедии
Музея Прадо , сайтов
boadilla.com ,
wga.hu и
lib-art.com .
________________________________________________________________
Захария Хоакин Гонсалес Веласкес и Тулуза
Zacarías Joaquín González Velázquez y Tolosa
5 ноября 1763, Мадрид – 31 января 1834
[показать]
Zacarías González Velázquez Autorretrato
Испанский художник, яркий представитель клана Веласкесов в 18-начале 19 века, к знаменитому предшественнику - Диего Веласкесу не имеющего отношения.
Захария родился в Мадриде в семье придворного живописца (с 1755) и директора отделения живописи Академии Сан-Фернандо (с 1765) Антонио Гонсалеса Веласкеса и его второй жены, Мануэлы Тулуза и Авиньон.
Его дед – известный скульптор Пабло Гонсалес Веласкес. Его дяди Луис и Алехандро Гонсалес Веласкес тоже были художниками. Родные братья Исидор и Кастор, а также кузены Антонио Лопес Агуадо и Мариано Сальвадор Маэлья тоже посвятили свою жизнь искусству, некоторые даже сделали блестящую карьеру.
Надо отметить, что биография и творческая деятельность Захарии Веласкес неотделимо связана с тремя факторами. Влияние семьи, Академия Сан-Фернандо и заказы королевского двора будут сопровождать его на протяжении всей жизни.
Начать нужно с того, что первые навыки рисования Захария получил в студии родственника Мариано Сальвадора Маэльи, который в 1789 году был назначен придворным живописцем короля Карла IV. Стиль Маэльи оказал большое влияние на работы молодого художника.
4 мая 1777 года Захария стал студентом Академии изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде, что вполне логично, поскольку его отец был в то время директором Академии. Будущее все же покажет, что Захария стал студентом, благодаря своему таланту, а не блату. Уже в следующем году онполучает первый приз второго класса за рисунки «Папа Алехандро VI» и «Спящий Ганнибал».
Его успешное обучение в Академии, которую он закончил в 1782 году, принесло молодому художнику целый ряд частных заказов (благодаря родственникам тоже!), в числе которых была серия гобеленов под названием «Неаполитанские рыбаки» для королевской шпалерной фабрики. Над этой серией Веласкес начал трудиться под руководством своего учителя и кузена Мариано Сальвадора Маэльи в 1785 году.
В 1787 году Захария пишет сцены из жизни Святого Франсиско для церкви Сан-Франсиско-эль-Гранде в Мадриде.
Десятилетие 1780-х годов для Захарии Гонсалес Веласкеса было периодом активной работы.
Он получает ряд призов в Академии, и 7 ноября 1790 года он избирается в члены Академии и ему присваивается академическая степень магистра. В 1793 году Веласкес назначается помощником профессора на курсе начальной живописи, эту должность он занимал до 1807 года.
11 августа 1801 года он становится почетным живописцем двора, в июле 1802 года ему присваивается титул придворного художника.
К этому времени художником созданы наиболее знаменитые религиозные картины и фрески –
в капелле церкви святого Исидора в Мадриде (1789), в королевском дворце дель Кабальеро де Грасиа в Мадриде (1792), картины для часовни Святого Куэна в Кадисе и обители монастыря Сан-Франциско-эль-Гранде.
В королевском дворце Аранхуэс Веласкес в 1806 году выполнил свод галерей под названием «День и Ночь» (La Noche y el Día), в которых были установлены бюсты мудрецов и греческих философов.
Работы художника также были выполнены для королевского дворца Эскориал и королевской церкви Салезианцев (бывшего монастыря de la Visitación).
В монастыре Девы Марии Веласкес украсил свод и купол церкви. Искусствоведы пишут, что в этой работе соблюден идеальный баланс между архитектурой и отделкой.
Кроме этого, художник писал портреты членов королевской семьи, своей семьи и выдающихся людей своего времени.
В феврале 1807 года Захария Гонсалес Веласкес поднимается по служебной лестнице в Академии Сан-Фернандо, получив должность заместителя директора отделения живописи. Надо напомнить, что это были годы французской оккупации и войны за независимость, когда все культурные мероприятия были как бы «заморожены».
Как следствие этого, уменьшается объем и профессиональной деятельности Веласкеса.
При этом, оставаясь все время в Мадриде, Веласкес входил в круг придворных живописцев нового короля Хосе I (Жозефа Бонапарта), а после возвращения на престол Фернандо VII у художника, в отличие от некоторых его коллег, не было проблем с возвращением на службу королю. Это произошло из-за покровительства инфанта Карлоса Марии Исидора де Бурбон, который принимал активное участие в судьбе художника до конца его жизни.
Так, благодаря инфанту, который являлся покровителем Академии Сан-Фернандо, был решен вопрос будущих назначений Веласкеса. 26 июня 1818 художник был назначен почетным директором отделения живописи Академии, а спустя год, 2 октября 1819 года, директором этого отделения. Наконец, 19 марта 1828 года Веласкес был назначен директором всей Академии Сан-Фернандо, эту должность он занимал до 1831 года.
Все эти годы художник продолжал активно творить. Об этом свидетельствуют его работы для Casino de la Reina (1816 и 1817 годы), росписи дворца Эль-Пардо (начаты в 1824 году), картины «Триумф святого Августина» (El triunfo de San Agustín, 1817) для алтаря церкви Сан Фелипе-эль-Реал и «Видение Богородицы святому Фернандо» (Aparición de la Virgen a San Fernando, 1819) для часовни королевской капеллы дель Мансанарес.
В эти же годы написаны также несколько портретов Фернандо VII, автопортрет и семейные портреты клана Гонсалес Веласкес.
[показать]
Zacarías González Velázquez Autorretrato Museo del Prado, Madrid
Умер Захария Гонсалес Веласкес в Мадриде 31 января 1834 в возрасте 71 года. После ухода из Академии в 1831 году художник был забыт, в Академии настали другие времена, пришли «новые кумиры», наступила "диктатура искусства" нового директора Хосе Мадрасо и Агудо.
Источники – мои переводы из зарубежных Википедий, сайтов
josedelamano.com ,
wga.hu и
pintura.aut.org .
__________________________________________________________________
Висенте Лопес и Портанья
Vicente López y Portaña
19 сентября 1772, Валенсия -22 июля 1850, Мадрид
[показать]
Vicente López y Portaña Selfportrait.
Испанский живописец-неоклассицист, сохранивший при этом следы стиля рококо.
Лопес считается лучшим портретистом своего времени. Многие историки называют его лучшим
художником своего времени, уступая только Франсиско де Гойе. (Впрочем, подобную фразу я встретил несколько раз в биографиях разных художников того периода). Одним из его соперников был художник Агустин Эстев Маркес (Agustín Esteve Marqués).
Родителями Висенте Лопеса были Кристобаль Лопес Санкорди и Мануэла Портанья Меер.
Висенте официально начал изучение живописи в Валенсии в возрасте 13 лет, он был учеником , францисканского монаха отца Антонио де Вильянуэва. Затем Лопес учился в Академии Сан-Карлос в своем родном городе.
Юноше было 17 лет, когда он выиграл несколько первых призов в Академии Сан-Карлос, в том числе и за картину «Тобиас восстановливает зрение своего отца» (Tobias Restoring his Father's Sight , Музей изящных искусств, Валенсия).
В 1789 году Лопес заслужил направление со стипендией на учебу в престижную столичную королевскую Академию изящных искусств Сан-Фернандо. Следующие три года юноша учился в Мадриде у валенсианского художника Мариано Сальвадора Маэльи. При этом большое влияние на художника оказало не только творчество самого Маэльи, но и творчество немецкого художника Антона Рафаэля Менгса, долгое время жившего в Испании, и испанского художника Грегорио Форро, продолжавшего традиции Менгса.
После завершения учебы в Академии Лопес несколько лет работал в мастерской Маэльи.
В 1794 году Висенте Лопес вернулся в Валенсию, где немного позже стал заместителем директора отделения живописи в Академии Сан-Карлос, где учился в юности.
Спустя 7 лет, в 1801 году, Лопес был назначен президентом Академии Сан-Карлос.
В 1795 художник женился на Марии Пикуэр, в семье родилось два сына: Бернардо и Луис (1802-1865) Лопес и Пикуэр, которые также стали художниками, они продолжали работать в стиле своего отца, но они никогда не получили такого же признания, как он.
Когда король Карл IV в 1802 году посетил город Турья, он назначил художника своим почетным придворным художником, сразу же заказав ему несколько работ, которые были успешно выполнены.
К 1810-м годам, после французской оккупации, Лопес был уже хорошо известным художником, поэтому в 1814 году (отмечу, в этом году умирает жена Лопеса) испанский король Фернандо VII вызвал Лопеса в Мадрид, удостоил его аудиенции и назначил его официальным придворным художником.
Вскоре после этого Лопесу удалось сделать при дворе неплохую карьеру, при том, что «первым королевским художником» в то время был сам Франсиско Гойя, заменивший на этом посту опального Маэлью. Опять же, уточню, через некоторое время Гойю на этом посту заменил уже Лопес.
Фернандо VII назначил Лопеса учителем рисования своей второй жены - Марии Изабеллы Португальской, а затем и третьей жены - Марии Жозефы Саксонской.
Спустя всего три года, в 1817 году, Висенте Лопес уже стал президентом Королевской Академии изящных искусств Сан-Фернандо.
Висенте Лопес был плодовитым художником, он писал картины на религиозные, аллегорические, исторические и мифологические сюжеты, но, прежде всего, Лопес был, конечно, портретистом.
За свою долгую карьеру он написал портреты почти каждого известного человека в Испании в первой половине 19 века.
В 1826 году Лопес написал портрет Франсиско Гойи, когда известный мастер посетил двор в Бордо, где художник тогда жил. Гойе было тогда 80 лет, и через два года он умрет.
По свидетельствам очевидцам, Гойе быстро надоело позировать коллеге, который был очень дотошен к деталям, и именно по этой причине, как считают искусствоведы, портрет Гойи уступает другим портретам Лопеса. Однако, именно портрет Гойи является самой известной работой Висенте Лопеса.
Остаток своей жизни Висенте Лопес провел в Мадриде, он писал портреты государственных деятелей и ученых, а также драматические религиозные сюжеты.
Умер художник в должности придворного живописца королевы Изабеллы II в 1850 году в возрасте
78 лет.
[показать]
José Piquer y Duart Cabeza del pintor Vicente López esculpida en piedra.
Источники – мои переводы из Википедии и этих сайтов:
1 ,
2 ,
3 .
________________________________________________________
Хосе де Мадрасо и Агудо
Jose de Madrazo y Agudo
22 апреля 1781, Сантандер - 8 мая 1859, Мадрид
[показать]
José de Madrazo y Agudo Autorretrato
Испанский живописец и гравер в стиле барокко и неоклассицизма, представитель семьи художников, преподавателей и критиков.
Хосе учился в Мадриде в Королевской Академии Сан-Фернандо в 1797-1798 годах у Космо де Акуда и затем в 1799-1801 годах у Грегорио Ферро, который в начале девятнадцатого века был ректором Академии Сан-Фернандо и преподавал стиль и технику живописи Антона Рафаэля Менгса.
В 1803 году Мадрасо уже получил свою первую ученую степень. Благодаря дону Фернандо Ла Серна, который был назначен послом во Франции, в этом же году молодой художник получает возможность продолжать учебу во Франции.
Мадрасо приезжает в Париж, где в течение двух с половиной лет учится в Высшей Школе изящных искусств, становясь одним из любимых учеников Жака - Луи Давида, который особенно восхищался его строго неоклассическим «Христом в доме Анания» (Jesús en casa de Anás, 1805, Мадрид, Прадо). В студии Давида Хосе познакомился и подружился с Огюстом Домеником Энгром.
Во Франции, под королевским патронатом Карла IV, Мадрасо выполнил роспись «Смерть Лукреции» и другие полотна на сюжеты из классической греко-римской истории.
Получив правительственную стипендию от нового короля Испании Хосе I (Жозефа Бонапарта), Мадрасо в 1806 году переезжает в Рим в сопровождении Энгра, где и завершает свое обучение в Академии Святого Луки.
В одном из источников указано, что в период французского завоевания Испании, Мадрасо, находясь за границей, был одним из первых противников правительства Жозефа Бонапарта. Это, конечно, противоречит получению стипендии от Бонапарта (тем более, на протяжении нескольких лет!), но, видимо, возмущаться издалека, продолжая заниматься любимым делом, Мадрасо было выгодно. Правда, есть свидетельства, что Хосе, как испанский художник, вместе с другими испанскими художниками, живущими в Риме, на короткое время был заключен в тюрьму замка Сан Анджело за отказ дать клятву верности только что пришедшему к власти королю Рима, Наполеону II Французскому.
После освобождения Мадрасо нашел убежище в посольстве Испании, где встретился с сосланными испанскими монархами Филиппом IV и Марией Луизой, чьи портреты он написал. Эти работы гарантировали Мадрасо выборы в члены римской Академии живописи Святого Луки.
2 сентября 1809 Мадрасо женился в Риме на Изабель Кунц и Валентини, дочерью немецкого художника из Силезии Тадеуша Кунца. Это событие стало началом рождения целой династии художников Мадрасо. Двое сыновей Хосе и Изабель, Федерико (9 февраля 1815 —10 июня 1894) и Луис (27 февраля 1825 - 9 февраля 1897) тоже были живописцами. Другие сыновья были: Педро де Мадрасо - историком искусства и критиком, чьи работы включают исследования собрания музея Прадо, и Хуан де Мадрасо (1829 - 7 марта 1880) – архитектором.
Их внуки – Раймондо и Рикардо – тоже стали художниками.
В 1813 году король Карл IV назначает Мадрасо придворным живописцем, и эта должность остается за художником при переходе власти к королю Фернандо VII после завершения наполеоновской войны в Испании.
Творческая индивидуальность Мадрасо была сформирована именно в Риме, что художник доказал большим успехом своих работ «Смерть Вириатуса» (Мадрид, Прадо) и «Спор между греками и троянцами по поводу тела патрициев» (Палаццо del Quirinale в Риме), написанные в годы учебы в Академии Святого Луки.
Он также написал портреты нескольких известных итальянцев, например, скульптора Антонио Кановы и живописца Томмазо Камуччини.
В 1818 году Мадрасо вернулся в Испанию, и практически сразу был назначен директором отделения цвета и композиции в Академии Сан-Фернандо. Художник оставался преданным принципам неоклассицизма в теме и стиле своих произведений и стал ярым «проповедником» творчества Ж.-Л. Давида наряду с такими художниками, как Хосе Апарисио (José Aparicio) и Хуан Антонио Рибера (Juan Antonio Ribera).
В 1823 году Мадрасо был назначен директором Академии изящных искусств Сан-Фернандо.
Кроме того, одной из главных задач, поставленных перед художником, стала реорганизация Национального музея Прадо в Мадриде.
Справка:
______________________________________________
Музей Прадо - национальный музей живописи и скульптуры в Мадриде.
Был основан в 1819 году, однако начало его коллекции было положено много раньше.
Первым монархом, решившим сохранить свою художественную коллекцию для наследника, был испанский король Карлос I, он же император Священной Римской империи Карл V Габсбург (1500-1558). Его наследник Филипп II (1527-1598) продолжил начатое. Живописные коллекции испанской короны были помещены в загородном королевском дворце Эль Прадо, однако видеть их могла только придворная публика. Доступ широкой публики был разрешен в Эскориал, где была представлена только религиозная живопись.
Позже коллекцию пополняли страстный коллекционер и ценитель искусства Филипп IV (1605-1665), Карл III (1716 - 1788), любивший произведения французских мастеров, и Карл IV (1748-1819).
Идея преобразования королевской коллекции в публичный музей родилась еще в конце XVIII века. Для первого публичного музея, посвященного естествознанию, в 1785 отвели место в большом парке Прадо (отсюда название музея). Строительство велось по проекту архитектора Хуана де Вильянуэва (1785–1808). Во время нашествия наполеоновских войск пострадало и здание (в нем были расквартированы войска), и коллекция (много произведений было вывезено).
В 1809 году Луис де Мариано Уркихо, при Жозефе Бонапарте, став его советником, добился подписания указа на создание музея. Однако, поскольку его художественный вкус оставлял желать лучшего и он, к тому же, доверил формирование музея не слишком чистым на руку антикварам, из коллекции ушли многие шедевры.
В 1814 году Фернандо VII (1784 -1833) возвратился из изгнания и издал указ об учреждении публичного музея, предложив для музея дворец Буэнависта, прежде принадлежавший герцогам Альба, а затем Годою — фавориту королевы при Филиппе IV. Однако, обследовав дворец, архитекторы убедились в его крайне печальном состоянии. Идея создания музея опять не была реализована, к ней вернулись только в 1818 году.
В создании музея очень большое участие принимала королева Исабель де Браганса, а после ее смерти — новая жена Фернанда VII, королева Мария Хосефа Амелия, дочь саксонского курфюрста, она желала видеть музей наподобие созданного ее отцом в Дрездене.
Музей был открыт 19 ноября 1819 года, в коллекции насчитывалось 311 картин.
Именно тогда музей получил свое окончательное название — Прадо, что подчеркивало его преемственность, его связь с первой картинной галереей в королевском загородном дворце.
Хотя правление Фернандо VII и не вошло в историю Испании как эпоха успехов, но именно при нем был создан один из величайших художественных музеев мира.
______________________________________________________
В 1834 году Мадрасо руководил каталогизацией коллекции королевской живописи, создав литографские репродукции картин основной коллекции. Кстати, художник впервые ввел технику литографии в Испании.
4 августа 1836 года, согласно королевского указа от 20 июля, он был избран членом правления, ответственным за руководство музея.
9 февраля 1837 года был учрежден Совет музея, куда, кроме Мадрасо, вошли первый придворный живописец Висенте Лопес, скульптор Франциско Элиас, секретарь, бухгалтер и еще два члена, помогающие Мадрасо в выполнении его задач. В королевском указе от 12 августа 1838 года Королевский музей был передан генеральной инспекции королевской семьи, которая и должна была назначать директора. Неделю спустя, 20 августа, Мадрасо был назначен директором музея Прадо, на этой должности он прослужил с 1838 по 1857 год.
[показать]
José de Madrazo y Agudo Autorretrato
В 1840 г. Мадрасо провел инвентаризацию картин, разбросанных в королевских дворцах, в частности, в Нидерландах, чтобы открыть имена художников, не представленных в музее.
Новый каталог подготовил сын художника Педро де Мадрасо (Мадрид, 1843).
Впрочем, деятельность Мадрасо периодически подвергалась и критике со стороны прессы и общественности.
Сначала его ругали за ограничение часов работы в воскресные и праздничные дни, потом за медленные темпы работы реставрационной мастерской, в конце добрались до кадровых и финансовых вопросов. В королевском указе от 6 марта 1857 года была проанализирована деятельность Мадрасо, и 30 марта художник подал заявление об отставке. После ряда уговоров, 26 мая королева Изабелла II приняла отставку, заявив, что королевский двор «в высшей степени доволен преданностью и мудростью» старой администрации. Надо полагать! Ведь по общему перечню сентября 1857 года музей вместо 300 картин имел в своей коллекции три тысячи картин и чуть больше тысячи скульптур.
Если говорить о живописи самого Мадрасо, то он писал, в основном, картины на религиозные и исторические темы. Его стиль искусствоведы характеризуют крайней театральностью, а исторические темы еще и патриотическим восторгом, свойственным его учителю Давиду. Историк Рамирес Домингес описывает Мадрасо, как "самодовольного и холодного творца с напыщенными преувеличениями и шовинистическими взглядами".
За год до смерти Мадрасо написал большую картину «Св. Франциск Ассизский в экстазе у ног Богородицы» (около 1858-1859) для монастыря капуцинов Эль-Пардо.
Умер художник 8 мая 1859 года в Мадриде в возрасте 78 лет. Но, как говорится, дело отца продолжили сыновья!
Источники – статья на сайте
nearyou.ru и мои переводы из зарубежной Википедии и энциклопедии
музея Прадо .
___________________________________________________________
Франциско Лакома Санс
Francisco Lacoma Sans
1784, Барселона – 1849, Париж
[показать]
Francisco Lacoma Sans Autorretrato del artista con su esposa e hija.
Испанский художник.
Франсиско учился в своем родном городе, затем художник переехал в Мадрид, где стал придворным живописцем Фердинанда VII. Позднее работал в Париже и Риме.
Лакома специализировался на портретной живописи и натюрмортах с цветами. Его стиль сформировался под влиянием академического стиля французского художника Жака-Луи Давида.
_______________________________________________________________
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...