ЖЗЛ (ОТЕЦ И СЫН. РАЗНЫЕ СУДЬБЫ. ЧАСТЬ 3 - ИВАН МЯСОЕДОВ. СУДЬБА - ФАЛЬШИВАЯ МОНЕТА)
Глава 7. Берлинская тюремная сага
[показать]
Иван Мясоедов Берлин
В Берлине И. Мясоедов пользовался большим успехом как портретист. Ему заказывали свои портреты российские дворяне-эмигранты, представители буржуазии и дипломатического корпуса, актёры и оперные певцы. В Берлине художник даже участвовал в организации Дней русской культуры.
[показать]
И. Мясоедов в группе русских художников в Берлине 1928 г.
[показать]
Иван Мясоедов. Бранденбургские ворота
К берлинскому периоду относится и цикл картин на темы народной жизни Украины и России, в которых ощущаются ностальгические мотивы: «Татарское кладбище в Крыму», «Русский пасхальный стол» и др.
Отдельные его произведения издаются на открытках берлинского издательства «Ольга Дьякова и К°».
[показать]
Иван Мясоедов. Праздник в украинском селе
[показать]
Иван Мясоедов. Русский пасхальный стол
[показать]
[показать]
[показать]
Иван Мясоедов Татарское кладбище в Крыму
Иван Мясоедов Павленки
Иван Мясоедов. Украинский пейзаж
Среди этих работ выделяются своим щемящим чувством тоски по родине картины "Чаепитие в Павленках" и «Прощание с Павленками».
[показать]
Иван Мясоедов. Чаепитие в Павленках
На первой художник рисует по сути семейный портрет в той идиллистической атмосфере, которой он никогда не ощущал в детстве. Мягкий теплый свет, мать и отец, сидящие за чашкой чая, сам автор в образе мальчишки, развалившийся на диванчике. За окнами мрак, но он не страшен здесь - в атмосфере добра и тепла. Сейчас в жизни Ивана был тот самый мрак неизвестности, который изображен за окнами гостиной.
[показать]
Иван Мясоедов. Прощание с Павленками
Вторая картина еще более щемяще-ностальгическая.
Дряхлый слуга настежь распахнул ворота старинной фамильной усадьбы. Бездомный пес бредет в холод осенней промогзлой погоды.
За воротами грязная, разбитая дорога, не сулящая ничего радостного, уходит в неясную, сумрачную бесконечность. Эта дорога и стала началом сложных, безотрадных скитаний художника.
Обладая незаурядным мастерством рисовальщика и гравёра, И. Г. Мясоедов успешно подделывал бумажные денежные купюры, в частности, английские фунты и американские доллары, а его жена Мальвина Верничи их сбывала.
В 1923 году их арестовали. Иван Мясоедов провел три года в Моабитской тюрьме. Даже находясь в заключении, Иван Григорьевич занимался творческой деятельностью. Там он расписал фресками тюремную молельню.
В 1929 году художник снимается в роли боярина в фильме В. Стрижевского «Игры императрицы» (нем. Der Adjutant des Zaren). Участие Ивана Григорьевича в фильме было связано с необходимостью заработка и поиском новых форм самовыражения.
[показать]
Кадр из фильма "Игры императрицы"
Роль Мясоедову удалась, его боярин был величественным и грандиозным.
Художник нарисовал также рекламный плакат для фильма «Трейдер Хорн» (студия «Metro-Goldwyn-Mayer», Голливуд), который он создал, используя натурные зарисовки животных, сделанные им в зоопарке. Кстати, одно время Мясоедов работал художником Берлинского зоопарка.
[показать]
Иван Мясоедов Автопортрет 1930 г.
В 1933 году Мясоедов был вновь арестован за фальшивомонетничество. Второй срок с 1933 по 1934 годы он отбывал в германском городе Лукау. Во время второго срока из окна тюремной камеры он написал одно из лучших своих произведений. Жаль, нигде в источниках не указано название картины. Можно предположить, что это был один из берлинских пейзажей.
[показать]
Иван Мясоедов. Пейзаж
После освобождения Мясоедов вместе с женой и дочерью уезжает в Ригу (Латвия). Оттуда, по фальшивым паспортам на имя чехословацких граждан Евгения и Мальвины Зотовых, семья Мясоедовых перебирается в Бельгию.
В Брюсселе в итальянском консульстве И. Мясоедов написал пышный портрет Бенито Муссолини, которым тот остался весьма доволен. Позднее этот портрет был опубликован на обложке пропагандистского журнала «Новая Италия».
Глава 8. Вторая родина
В 1938 году семья Мясоедов с семьей поселился в столице княжества Лихтенштейн Вадуце с паспортом на имя Евгения Зотова. С тех пор художник подписывал свои работы именно так.
[показать]
Иван Мясоедов Вадуц
В маленьком лихтенштейнском городке на 5 тысяч жителей Иван Григорьевич вёл жизнь придворного художника, создавая портреты членов местного княжеского дома и эскизы почтовых марок.
Кстати, работа над рисунками для почтовых марок Лихтенштейна занимает особое место в творчестве Ивана Мясоедова. Впервые его серия из трёх марок достоинством в 20, 30 и 50 раппов появилась в Лихтенштейне в 1938—1939 годах. Эта серия называется «Huldigung» («Принесение присяги на верность») и выпущена была в ознаменование принесения присяги 28 мая 1939 года вступившего в правление Лихтенштейном его светлости князю Францу-Иосифу II.
В 1939 художник написал портрет князя Франца-Йозефа II Лихтенштейнского для церемонии принесения присяги верности.
[показать]
[показать]
[показать]
Иван Мясоедов Франц Иосиф Второй Лихтенштейнский
Иван Мясоедов Княгиня Жозефина Франческа Лихтенштейнская
Иван Мясоедов Портрет мадам Бродской
Это были первые почтовые марки в истории страны, которые создавались профессиональным художником высочайшего уровня. В работе над марками княжества проявилось незаурядное композиционное мастерство Мясоедова, умение выделить центральные персонажи сцены.
Образцом работы И. Мясоедова явилась марка с изображением несколько стилизованной «Мадонны-утешительницы» из капеллы Святой Марии в Дуксе достоинством в 10 франков, вышедшая в свет 7 июля 1941 года. Эскиз марки был создан художником Иоханнесом Тройером, но гравюру на стали выполнил И. Г. Мясоедов.
Наиболее эффектной работой И. Мясоедова считается появившаяся в свет 22 апреля 1942 года историческая серия из пяти марок, посвящённая 600-летию территориального разграничения на землях нынешнего Лихтенштейна и Швейцарии владений потомков графа Гуго Монфора. Все рисунки для этих марок были исполнены в технике гравюры на стали.
Последняя осуществлённая И. Мясоедовым серия марок Лихтенштейна — «Bennenkanal» («Внутренний канал в Лихтенштейне»), состоящая из четырёх марок достоинством в 10, 30, 50 раппов и 1 франк. Марки были выпущены 6 сентября 1943 года.
В Лихтенштейне Мясоедов получил известность как талантливый живописец, превосходный рисовальщик и гравёр. Им были написаны многочисленные пейзажи и натюрморты, выполненные в импрессионистической манере, религиозные композиции, разнообразные портреты, многие графические работы карандашом, пером, различными техниками гравюры.
В 1940 и 1952 годах художник провел в Вадуце персональные выставки.
Мясоедов работал над стенными росписями звукового кинотеатра в Вадуце, фресками частных особняков. Довольно часто художник использовал свои работы в качестве денежного эквивалента, расплачиваясь ими за услуги с врачом или адвокатом. Средняя стоимость его работ в это время составляла примерно 500 швейцарских франков.
В Лихтенштейне едва ли кто-то знал, что под именем профессора Зотова скрывается украинско-российский художник Иван Мясоедов. Едва ли кто-то знал его прошлое: попытки его расстрела большевиками в Крыму, спасение из плена, поиск убежища в Европе, привлечение к судебной ответственности и тюремные заключения в Германии за фальшивомонетничество.
Здесь никто не помнил его молодым, похожим на греческого бога. Теперь это был старик с внешностью ветхозаветного пророка, с длинной белой «толстовской» бородой, величественный и одновременно хрупкий, в последние годы подверженный депрессиям и меланхолии.
[показать]
Иван Мясоедов (профессор Зотов) и Мальвина Верничи в Лихтенштейне
[показать]
Семья Зотовых (Мясоедовых) в 1950-м году.
Иван Григорьевич с женой Мальвиной, дочерью Изабеллой Верничи и внуками Михаеэлем и Нанитой Модлер
Пессимистические настроения художника нашли отражение в полотнах на политические темы, в основном сюжетно связанных с Россией. Так появился цикл «исторических кошмаров» — с революциями и войнами, воплощёнными в картинах «Революция» и «Толпа демонов» (1940-е годы). Эти работы по выражению сути негативных мировых сил, зловещей мощью образного строя напоминают серию офортов Ф.Гойи «Капричос».
[показать]
Иван Мясоедов. Умирающая Культура
[показать]
Иван Мясоедов. Отечество
[показать]
Иван Мясоедов. Толпа демонов
Мясоедов работал также над философским трактатом «Энциклопедия общеутверждающих понятий», в котором он подверг всю современную цивилизацию уничтожающей критике с позиций мистического анархизма. Книга до сих пор не опубликована.
[показать]
Иван Мясоедов. Россия
Глава 9. Последние годы
В 1946 году Чехословацкое генеральное консульство выявило местонахождение проживающих в Лихтенштейне с фальшивыми паспортами Евгения и Мальвины Зотовых, о чём известило правительство страны. Зотовых лишили гражданства.
В 1948 году Иван Григорьевич снова попал под арест «за попытку подделки государственных кредитных бумаг». Лихтенштейнский суд приговорил его к двум годам заключения. Хотя в одном из источников указано, что на этот раз он отделался лишь условным сроком заключения. Якобы, судебный процесс был начат, но из-за недостатка улик дело закрыли.
Увы, существует в биографии Мясоедова и связь с нацистами.
В 1944 году, в связи с переездом секретной лаборатории РСХА по изготовлению фальшивых денег из концлагеря Заксенхаузен в Эбензее, Мясоедов передал секретным агентам Гиммлера готовые клише для 50- и 100-фунтовых банкнот.
4 мая 1945 года Иван Мясоедов, он же Евгений Зотов, встретился с Борисом Смысловским (он же генерал-майор Артур Хольмстон - бывший командующий Русской национальной армией германского вермахта).
История их знакомства давняя, со Смысловским Мясоедов встречался еще в гражданскую войну, в деникинской армии, когда тот работал в разведке и ведал спецоперациями. Иван ему помогал, изготавливая фальшивые английские банкноты. Кстати, в нескольких источниках указывается, что изготовлением фальшивых денег Мясоедов начал заниматься чуть ли не сразу после обучения граверному мастерству у В.Матэ. При реконструкции здания усадьбы Мясоедова в обсерваторию было обнаружено подвальное помещение со станком для печатания фальшивых купюр и клише банкнот.
В 1946-м в Лихтенштейн прибыли офицеры НКВД с требованием о выдаче всего личного состава РНА для отправки в СССР. В ответ Смысловский пригрозил совершить покушение на князя Лихтенштейна, если тот удовлетворит требование Советов.
В 1948 году правительство Лихтенштейна отклонило требование СССР и разрешило Смысловскому и РНА эмигрировать в Аргентину.
В 1953 году и семья Мясоедова переезжает в Аргентину. С получением официального разрешения на переезд в Латинскую Америку Мясоедову помог опять же Смысловский, поселившийся, как и многие другие немцы, после окончания войны в Буэнос-Айресе и успевший за несколько лет стать советником президента Аргентины Хуана Перона.
[показать]
Иван Мясоедов с женой Мальвиной Верничи в Лихтенштейне 1953 г.
Одна из последних работ Ивана Мясоедова так и называется - «Небо и море. Отъезд в Аргентину».
Во время путешествия на корабле в мае 1953 года Мясоедов тяжело заболевает и через три месяца после прибытия в Аргентину 27 июля 1953 года умирает от рака печени. Ему было 73 года.
Его вдова возвращается с наследием художника в Европу, временно живет у дочери в Габсбурге, а затем переселяется в Вадуц. Мальвина Верничи пережила своего мужа почти на двадцать лет. Она умерла в 1972 г. и похоронена в Вадуце.
Глава 10. Наследие
Творческое наследие И. Г. Мясоедова составляет примерно 4000 произведений. Это картины, гуаши, пастели, офорты, фотографические и текстильные работы, почтовые марки, документальные материалы. Значительная его часть — около 3200 экспонатов находится в коллекции Фонда Е. Зотова — И. Мясоедова в Вадуце.
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
Иван Мясоедов Дуплистое дерево
Иван Мясоедов Подсолнух с любовниками
Иван Мясоедов Подсолнух с кобзарем
Иван Мясоедов Крымский пейзаж
В Лихтенштейне Ивана Мясоедова знают и почитают как своего национального мастера, свою национальную гордость, хотя всего тридцать лет назад маленький Лихтенштейн, который Мясоедов считал цыпленком, по сравнению с другими странами Европы, лишил его гражданства и выдворил из страны.
[показать]
Иван Мясоедов Медведь и цыпленок. Аллегория России и Лихтенштейна
В 1981 году, в год 100-летия со дня рождения художника, художественное общество княжества Лихтенштейн, создало комиссию по собиранию и изучению творческого наследия Е. Зотова — И. Мясоедова — «Архив профессора Е. Зотова», позже преобразованную в постоянный фонд «профессора Евгения Зотова — Ивана Мясоедова».
В картотеке фонда насчитывается около четырёх тысяч специальных анкет — карточек по отдельным произведениям художника. В архив попали не только его работы, оставшиеся в частных руках, но и произведения, принадлежащие семье художника.
[показать]
Иван Мясоедов Нимфа и фавн 1922 г.
Большую помощь в создании фонда оказала дочь художника Изабелла Верничи фон Мигке-Колланде, танцовщица, хореограф и балетмейстер, проживавшая в Мюнхене.
Больше половины произведений мастера приобретено фондом на пожертвования, в частности, у внуков художника Мишеля (дизайнер фирмы «Siemens», живущий в Нюрнберге) и Наниты Модлер (сотрудник Центра им.Жоржа Помпиду в Париже), которые предпочли передать свое наследство «в одни руки», не рассредотачивая по разным адресам.
[показать]
Иван Мясоедов Магнолии в Берлинском ботаническом саду
Много делал для популяризации творчества художника русский эмигрант, барон Эдуард Александрович фон Фальц-Фейн, лично знавший Зотова -Мясоедова. О его жизни в Лихтенштейне барон рассказал в своих воспоминаниях, изданных не так давно в России. Они близко общались почти 15 лет в последний период его жизни в Вадуце, фон Фальц-Фейн выполнил несколько фотопортретов художника.
Коллекция работ, относящаяся к раннему периоду творчества И. Мясоедова, принадлежит Полтавскому художественному музею. Она включает более 20 живописных и несколько графических работ, которые попали в музей из усадьбы автора.
До Великой Отечественной войны в экспозиции было 67 произведений. Предполагают, что многие работы художника вместе с другими ценными экспонатами, вывезли, оккупировавшие Полтаву, немцы. Считается также, что к значительным потерям привел пожар в полтавской галерее в 1943 году. Очевидно, именно тогда погибли монументальные картины Мясоедова - «Аргонавты» («Поход минийцев»), «Лагерь амазонок», «Кентавромахия», «Вакханалия» и «Танец живота».
[показать]
[показать]
Иван Мясоедов Два варианта картины "Аргонавты. Поход минийцев"
В 1996 году почта Лихтенштейна выпустила три марки из серии «Художники Лихтенштейна», на которых воспроизведены картины И. Г. Мясоедова (Евгения Зотова) «Сельский пейзаж в Полтаве», «Купание в Берлинском парке», «Вид Вадуза» и конверт с портретом художника.
[показать]
Почтовые конверт и марки Лихтенштейна, посвящённые И. Г. Мясоедову (Е. Зотову) 1996 г.
[показать]
Иван Мясоедов Купание в берлинском парке
[показать]
Иван Мясоедов Сельский пейзаж в Полтаве
На Украине многолетние научные исследования проводит искусствовед Анатолий Коваленко, он же на собственные средства установил на стене дома Мясоедова в Павленках мраморную мемориальную доску с бронзовым портретом художника.
[показать]
Мемориальная доска И.Мясоедова
В 1998 году в Третьяковской галерее была проведена выставка «Иван Мясоедов - Евгений Зотов. Путь скитаний». Впервые после долгих лет забвения творчество художника было представлено в России.
До этого Страна Советов не могла простить художнику ни его пребывания в армии Деникина, ни его анархических убеждений, ни портрета Муссолини, ни дружбы с командующим Первой русской национальной армией германского вермахта генерал-майором Артуром Хольмстоном.
Основные источники:
1. Википедия
2. Елена Колон «Художник – атлет из «Сада Богов»»
сайт "Зеркало недели"
3. Евграф Кончин «Моя биография мне не удалась (Путь скитаний Ивана Мясоедова)»
сайт «Портал-Культура»
4. Никита Елисеев Цыпленок и медведь
cайт «Seance»
5. Андрей Соколов «Кто вы, герр Зотов? Фальшивомонетчик, оказавшийся гением живописи»
сайт «Санкт-Петербургский дневник»
6. Валентин Пикуль «Мясоедов, сын Мясоедова»
сайт "Lib.rus"
7. Александр Маниович «Красному барону» – 95 лет.
сайт «Одесский листок»
Отдельная благодарность Елене Поповой, опубликовавшей на своем блоге сканы картин И.Г.Мясоедова из альбома «Ivan Miassojedoff/Eugen Zotov».