Уникальность этого художника никак не вписывается в прокрустово ложе течений и направлений. То, что он делает – не сюрреализм, да и работал он задолго до сюрреализма. Это даже не символизм в его чистом виде, как, например у Моро. Это реализм чистой воды, но это ЕГО реальность.
В том-то и дело, что для Мальчевского, реальность это не совсем то, что принято называть реальностью в обыденном понимании. Ткань реальности для него настолько тонка, что сквозь нее постоянно просвечивает иной мир. Все ангелы и демоны иного мира присутствуют здесь и сейчас, они толпятся вокруг, они постоянно чего-то хотят.
Вот обычный пейзаж, идет по дороге человек, просто идет, а рядом ПРОСТО идет ангел.
Вот «Танатос» точит свой инструмент. Розовощекая Химера уютно устроилась у деревенского колодца. Меланхолия тихо сидит на окошке и смотрит вдаль, за спиной -вихрь страстей человеческих, но как же мало это ее волнует!
Сатиры и Гарпии - для Мальчевского они не ЯВЛЯЮТСЯ, а живут рядом, словно необходим только небольшой сдвиг угла зрения, чтобы их увидеть.
Меня озадачил постоянно встречающийся у Мальчевского мотив скованности, а потом я подумала: а что если он – один из них, этих многочисленных сущностей? И тогда все стало объяснимо, как может чувствовать себя сущность в человеческом теле? Как в кандалах, или – доспехах.
И чем больше смотришь на работы этого художника, тем удивительнее они кажутся. До чего же смешны потуги поставить его на полочку, навесить ярлычок «символизм», «сюрреализм», еще забавнее читать, что он де не успел вовремя приспособиться к новым веяниям – «Мальчевский гордо повернулся спиной ко всем художественным причудам, не замечая ни Сезанна, ни Пикассо».
А что для него эти «измы», когда он видит Ангела рядом и Смерть за спиной?
Зара Малоян




http://www.culture.pl/pl/culture/artykuly/os_malczewski_jacek






