• Авторизация


Сурен Сафарян 15-01-2011 00:03 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Сведения для статьи от сына Армена, из каталогов и документов


«Голос Армении» 16 сентября 2003
ПРЕДСТОЯНИЕ СУРЕНА САФАРЯНА
Биография народного художника Армении Сурена Сафаряна выглядит по прошествии времени и на сторонний взгляд почти классической для художника его поколения. Ни одно крупное событие в жизни огромной страны его не миновало, ни один катаклизм не прошел мимо.

Родился Сурен Сафарян в Баку 21 августа 1923 года. Отец – художник Саркис Сафарян – переехал в Армению одновременно с Амо Бекназаровым, работал с ним над первым в нашей истории звуковым фильмом «Пепо» - был его художником-постановщиком. Рисовал Сурен с юности и в 1938 году поступил в Ереванское художественное училище, которое окончил аккурат к началу войны. Это поколение, вступившее в войну в самом начале, приняло на себя самый тяжелый удар и воевало дольше всех. Для Сафаряна война закончилась 13 мая 1945 года в Праге, где еще несколько дней после официальной капитуляции шли бои.

Трудно сказать, какой след оставили эти годы в его душе, но из войны Сафарян вынес свою тему – о мире, о ценности жизни и ее простых радостей. Уже известным художником, он не раз возвращался к военной тематике, а в 1971 году за картины «Родные мелодии», «Освободители», «весной 1945 г.» был награжден серебряной медалью им. Грекова. Это серьезное признание, так как художники-баталисты объединены в совершенно отдельную ассоциацию и крайне редко удостаивают награды кого-то вне своего круга. Интересно, что во всех этих произведениях нет батальных сцен – на них изображены люди войны в те редкие минуты, когда человек вновь становится самим собой и вспоминает о вечных ценностях: о любви, родине, жизни.

Вернувшись домой и сняв шинель, Сафарян в 1946 году поступает в Художественный институт, рисует истово, наверстывая упущенное, из-за чего сокурсники дали ему прозвище, которое говорит о нем больше иных наград: «Класс Сурик». Уже по окончании института в 1952 году он был состоявшимся профессионалом – начал преподавать рисунок в художественном училище им. Ф.Терлемезяна, затем – в художественно- театральном институте, в котором с 1976 года заведовал кафедрой рисунка.

Дальнейшая биография Сафаряна представляется плавным подъемом. Такое ощущение, что судьба, сполна испытав его на прочность, удовлетворилась результатом и на долгие годы дала ему «зеленый свет». Пришло не только признание в профессиональной среде в виде многочисленных премий на различных конкурсах, но и то, что можно считать хорошей карьерой. Некоторая оговорка тут уместна лишь потому, что Сафарян, как любой хороший художник, всегда сетовал на нехватку времени для собственного творчества.

С 1969 по 1985 гг. он – неизменный председатель правления Союза Художников Армении, переизбирался на этот пост четырежды. Его правление пришлось на самое что ни на есть время застоя, а это кроме всего прочего означает, что председатель воспринимался как предстоятель, то есть тот человек, с которым государство предпочитает решать все проблемы, касающиеся художников, тот, от чьих дипломатических и человеческих качеств зависело многое, например, как будет представлено национальное искусство в Москве и за рубежом, будут или не будут закручены идеологические «гайки», неизбежные в тоталитарном государстве, станет или нет государство финансировать искусство, выступая в качестве заказчика, будут ли художники получать мастерские и решать целый ряд больших и малых, творческих и бытовых проблем. Сафарян был наделен уникальным сочетанием качеств, которые делали его идеальным предстоятелем в условиях этого времени – он был совершенно толерантен к любым стилям в искусстве, считая их способом самовыражения художника. Будучи «крепким» реалистом, он никогда не считал, что и другие должны быть такими же как, не был алчен, был отважен и мужествен в отстаивании своего мнения. Он прошедший войну, умел преодолевать и сопротивление чиновников Системы.

Одним из самых больших достижений Сафаряна можно считать ежегодную «Выставку одной работы», которая проводилась только в Армении. Это было почти невероятно, но дотошно отыскав в Уставе Союза художников СССР подходящую статью, он сумел организовать проведение выставки, на которой не было жюри, просто каждый художник приносил ту работу, которую считал лучшей. Причем члены СХ показывали работы «под личную ответственность председателя», то есть его, Сафаряна.
Интерес к этой выставке был огромен, на нее приезжали из союзных республик и из-за рубежа, и она, кстати, так и осталась единственной свободной ежегодной выставкой в СССР. Он сумел убедить московских чиновников в армянской части больших всесоюзных выставок выставлять наших «идеологически невыдержанных» авторов. Он совершенно удивительным образом провел министра культуры – одиозную Фурцеву – по Манежу так, что оказалось возможным сохранить нетронутой всю экспозицию армянского искусства, включая работы Минаса Аветисяна, выставить которые в тот период в Москве было сложно.

Во многом благодаря его стараниям художественная среда в Армении весьма отличалась от общесоюзной. То, что было смято на «бульдозерной выставке» в Москве в 1974 г., в Армении можно было смотреть совершенно спокойно. Даже на Западе отмечали, что после распада СССР в Армении не оказалось вышедших из андерграунда авторов. В этом большая заслуга Сурена Сафаряна.

Сам он писал много, уделяя этому выходные, запираясь в одной из комнат своей 3-х комнатной квартиры на улице Киевян 24, в Доме художников, который сам в свое время и пробивал. Это невероятно и по тем и по нынешним временам: Сафарян. Утвердивший своей подписью не одну сотню ордеров на мастерские, сам ее получил только после того, как сложил полномочия председателя. В 1988 году он написал в ней свою последнюю картину – «По ту сторону Арарата»

Уйдя с поста председателя СХ в 85-м Сафарян отказался от предлагаемых ему других заманчивых должностей и посвятил себя творчеству и преподаванию в армянском пединституте им. Х. Абовяна, где заведовал кафедрой живописи. Эти годы оказались чрезвычайно плодотворными в творческом отношении. Подрастали сыновья Армен и Давид, уже опробовавшие свои силы в режиссуре и перспективы виделись вполне радужными. Но эпоха, которой принадлежал Сафарян, заканчивалась и вместе с ней окончилась его жизнь, так же внезапно и неожиданно, как и она. Сурен Сафарян умер в апреле 1988 года от инфаркта.

В этом (2003) году, отмечая его 80-летие, вспомним его не только как своеобразного художника, имеющего свой голос и верного своим идеалам, но и просто как человека, достойно прошедшего свой жизненный путь.
Зара Тер-Акопян

Арман Цатурян
Иллюстрации с сайтов:
http://painting.artyx.ru/painting/item/f00/s01/e0001133/index.shtml
http://otkritka-reprodukzija.blogspot.com/2009/11/1916_21.html
http://a1plusvernisage.wordpress.com/
http://www.roslin.com/artinfo/artframes/suren_safarian.htm
[516x640]
Саят-Нова

[699x499]
По ту сторону Арарата

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Сурен Сафарян | zarajara - Дневник zarajara | Лента друзей zarajara / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»