• Авторизация


Ара Бекарян 12-01-2011 19:08 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Это моя статья об Ара Бекаряне, многие сведения получены от его дочери Седы, часть - из каталогов и старых публикаций

Фотографии с адреса http://otkritka-reprodukzija.blogspot.com/2010/01/1913.html


ОДИССЕЯ АРА БЕКАРЯНА
Есть биографии поучительные, как притчи, есть судьбы, в которых ясно проявляется воля провидения, или может, просто прихоть судьбы, настолько тесно вплетенные в ткань эпохи, что сама уникальность личности кажется совершенно естественной. Это о народном художнике Армении, профессоре Ара Бекаряне.

Родился Ара Бекарян в Турции в 1913 году. Первое чудо случилось, когда ему было всего несколько лет отроду: отца Вахинака Бекаряна, как раз накануне 1915 года пригласили преподавать математику в Иерусалим. Так семья спаслась от резни. В 1925 году Бекаряны переезжают в Армению и поселяются в Эчмиадзине, где юноша получает неполное среднее образование в добавление к полноценному домашнему. Биографические данные художника до 1939 года просты и обыденны. Несколько лет обучения в Ереванском художественно -промышленном техникуме (ныне училище им. Ф. Терлемезяна), тогда оно носило прекрасное название ГЕХ. АРД, затем с 1932 года учеба в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры, где его преподавателем был А.А.Осмеркин. В Ленинграде же он осуществил первую совместную с учителем театральную постановку – «Маленькие трагедии» А.С.Пушкина в БДТ им. М.Горького. Казалось, впереди – блестящие перспективы, хотя на дворе стоял 37-й год и всего два года оставалось до того дня. Когда молодой, но уже состоявшийся художник, преподаватель училища (уже ставшего имени Ф. Терлемезяна), оказался на северном фронте солдатом Финской войны.


С 1939 по 1945 гг. – семь долгих военных лет – прошагал Ара Бекарян по фронтовым дорогам. Страницы в монографиях, посвященных творчеству художника, просто отмечают сей факт несколькими скупыми строчками, а ведь случались и настоящие чудеса. Например, когда пятеро солдат в тумане вышли прямо на противника и попали в плен. Бекарян за свою восточную внешность и загадочное имя АРА был «разоблачен» как еврей и вместе с другими «неарийцами» послан копать собственную могилу, но по невероятному везению немецкий офицер все же поверил ему и буквально вытолкнул из группы обреченных. С этого дня (ему не было и 26 –и) и до конца жизни голову художника покрывала густая белоснежная шевелюра.
Из плена друзья совершили три побега. Третий удался – помогла визуальная память и способность художника запоминать ландшафт. Пешком, через всю Восточную Европу беглецы шли к своим, искали свое подразделение. Дошли и узнали, что их части уже не существует, потому что плен был долгим, а часть была саперной. Вся эта не имеющая отношения к искусству, история удивительно сказочна, и как во всякой сказке, в ней – урок и предупреждение, как часто мы сетуем на судьбу-злодейку, не ведая, что получили невероятный подарок – жизнь.

Но самое страшное и нелепое случилось позже, когда в 1949 году Бекаряна, как побывавшего в плену бдительные советские органы собирались отправить в бессрочное путешествие в Сибирь. И опять вмешалась судьба, на этот раз в образе Ара Саркисяна и Мариам Асламазян, которые вступились за друга и коллегу, а волосы жены художника стали такими же белыми, как и его собственные.

Исследователи творчества Ара Бекаряна единодушно и с удивлением отмечают, что у него нет картин о войне, а среди его персонажей нет военных. Наверно это как раз и естественно: он отдал войне слишком много, целых семь лет, потому всю оставшуюся жизнь, которая была и долгой и плодотворной, он писал мир, жизнь.

Ара Бекарян удивительно цельный художник и очень честный. Он писал то, что любил, а это были самые простые вещи; синее небо, желтая земля под горячим солнцем, большие спелые плоды, яркие цветы, щекастые дети и крепкие полногрудые женщины. Его герои живут своей жизнью, как бы позволяя изображать себя в своем естественном мире. Человек у Бекаряна никогда не позирует, он просто живет в своем доме, работает на поле, растит детей. Есть в его произведениях редкое состояние покоя, умиротворенности. И вместе с тем возникает особое ощущение печали, которая часто сопутствует мудрости – той, которая не от книг, а от жизни.

Художник- трудяга, он много работал. Кроме живописи, занимался сценографией, делал эскизы к костюмам для оперы «Багдасар ахпар» и для спектакля в театре им. Г.Сундукяна, был замечательным, тонким книжным графиком, преподавал в Художественно-театральном институте. Именно в книжной графике Бекарян нашел своего героя. Иллюстрируя «Храброго Назара» Дереника Демирчяна, художник что называется «запал» на этот персонаж. Помимо книжной графики, Бекарян написал несколько живописных полотен, на которых Назар в лунную ночь убегает из дома верхом на своем осле. По воспоминаниям дочери - художницы Седы Бекарян, отец часто говорил: «Назар – это я».

Кроме очевидной самоиронии есть в такой самоидентификации глубокий подтекст в устах человека, которого судьба и била, и хранила, и носила по разным берегам, и обирала, и награждала. Все мы немного назары, но лишь некоторые это понимают и принимают с улыбкой, как Ара Бекарян.

Зара Тер-Акопян, Арман Цатурян
"Голос Армении". 7 августа, 2003 г.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Ара Бекарян | zarajara - Дневник zarajara | Лента друзей zarajara / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»